Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 4. Средневековое искусство
Тема 1. Византийское искусство. Хронологическое и историческое понятие термина «средневековье». Принципы периодизации и региональные особенности средневекового искусства. Раннехристианское искусство как проявление распада античной художественной культуры. Символика в росписях катакомб. Отношение христианства к скульптуре. Типы раннехристианской архитектуры. Основание Константинополя, его застройка. Типы культовой архитектуры (базилика, центрический храм). Ранневизантийский стиль. Постройки Равенны. Монументально-декоративная живопись. Ранневизантийская иконопись V–VII вв. (иконы в технике энкаустики). Книжная миниатюра. Античные традиции в пластике. Иконоборчество (VIII–IХ вв.). Икона. Схемы основных композиций – иконографический канон, цвета византийской живописи. Житийные иконы. Система росписи храма. Каноны Византийской архитектуры. «Македонский ренессанс» (IХ–ХI вв.). Классические основы возрождения монументальной живописи и миниатюры. Храм «на четырех колонках» – изысканный образец крестово-купольного храма. Тенденция к упорядоченности в мозаике, интерес к орнаментам. Торжество символа над реальностью. Эпоха Комнинов. (1057–1204 гг.). Мозаичная живопись, усиление орнаментальности. Искусство перегородчатых эмалей. Украшение наружных стен храмов. Архитектура Греческих провинций и п-ова Афон. Падение Византийской империи в 1204 г. Подъем византийского искусства в эпоху Палеологов. Развитие культового зодчества. Тенденция к уменьшению масштабов построек. Мозаики собора Сан-Марко в Венеции. Миниатюрность мозаик, введение деталей, повышение драматичности, нарастание экспрессивного начала. Основная тема фресок. Влияние искусства Византии на культуру Европы, Ближнего Востока, Закавказья, Древней Руси. Развитие искусства в странах, принявших христианство (Македония, Болгария, Сербия, Румыния, Армения, Грузия). Тема 2. Искусство раннего средневековья в Западной Европе. Истоки, мировоззренческая основа, хронологические рамки культуры и искусства западноевропейского средневековья. Образование «варварских» государств. Взаимосвязь римской культуры и местных традиций. Орнаментально-декоративные стили IV–VIII вв. Роль христианства и церкви в формировании основных форм архитектуры и изобразительного искусства.
Тема 3. Романское и готическое искусство. Общность и национальная самобытность искусства романского стиля в странах Западной и Центральной Европы. Основные стилистические черты, конструктивные приемы романской архитектуры. Типы сооружений: соборы; церкви; комплексы; крепости; замки; городские укрепления, башни. Художественная и образная система скульптурного убранства романских храмов. Характер пластики, религиозная тематика. Порталы храмов в Гильдейсгейме, в Везеле, в Отене. Возникновение и распространение во Франции стиля готики, проникновение ее в другие страны. Противоречивость в готической культуре и искусстве: рационализм и спиритуализм, реализм и религиозная условность. Признаки готической архитектуры: каркасная конструкция, план, тектоника, синтез архитектуры и скульптуры. Возникновение витража. Преобладание круглой пластики в скульптурном убранстве собора, расширение тематики. Собор Парижской богоматери, соборы в Реймсе, Шартре, Амьене, Руане и др. Особенности немецкой готики: сохранение романских традиций и форм в архитектуре; драматизм, повышенная экспрессия, острота индивидуальных характеристик в пластике. Широкое использование фольклорных мотивов. Соборы в Кельне, Бамберге, Страсбурге и др. Стиль «пламенеющей» готики в архитектуре и стиль «интернациональной» готики в изобразительном искусстве. Высокий уровень развития миниатюры и декоративного искусства в готическую эпоху. Тема 4. Искусство Руси с IX по XVII век. Периодизация русского искусства. Объединение славянских племен. Расцвет Киевского государства в ХI в. Язычество и христианство. Борьба религиозной идеологии с традицией и их связь. Византийские традиции на Руси. Своеобразие культуры и искусства Киевской Руси. Градостроительство. Монументализм культовой архитектуры. Десятинная церковь, Киевская София, Золотые ворота, Спасский собор Чернигова, Софийский, Николо-Дворищенский, Георгиевский соборы в Новгороде и др. Мозаики и фрески Киевской Софии. Сюжеты, орнаменты. Комплексность оформления сооружений. Мозаики Михайловского Златоверхого монастыря. Особенности колористического и композиционного решения. Искусство оформления книги. Остромирово евангелие, Изборник Святослава. Развитие иконописи.
Феодальные княжества, формирование местных художественных школ. Сочетание киевских традиций и местных особенностей новгородской, владимиро-суздальской, галицко-волынской школ. Уменьшение масштабности, упрощение отделки архитектурных сооружений. Развитие общерусского типа одноглавого четырехстолпного храма, связь архитектуры с пейзажем. Каменное зодчество Владимиро-Суздальской земли. Особенности архитектурного решения сооружений. План, образ Дмитриевского собора Владимира, декоративная резьба по камню, ее тематика. Влияние географического положения и общественного уклада на развитие архитектуры в Новгороде и Пскове. Монументальная живопись Владимира, Суздаля, Новгорода. Иконопись. Нашествие монголо-татар и его последствия для развития искусства. Экономический расцвет Новгорода в конце ХIII в. и начале ХIV в. Формирование нового типа церковной архитектуры. Особенности фресковой живописи Новгорода. Начало восстановления культурных традиций и возвышение новых культурных центров – Твери и Москвы. Возрождение каменного зодчества. Перестройка Московского Кремля. Творчество Ф. Грека. Становление и развитие местных художественных школ станковой живописи. Творчество А. Рублева и художников его круга. Монументальная живопись и иконопись Москвы. Звенигородский чин. Иконостасы. Книжные миниатюры в Евангелиях, орнаменты. Балканский и нововизантийский стили. Творческое сотрудничество русских и итальянских мастеров и его результаты в перестройке Московского Кремля. Оборонительные сооружения. Развитие общерусского типа культовой постройки. Появление каменных гражданских сооружений. Градостроительная деятельность Ф. Коня. Шатровое зодчество и его эволюция. Работы Дионисия и художников его круга. Развитие иконописи. Житийные иконы. «Годуновская» и «строгановская» школы. Зарождение светского начала в живописи. Тяга к декоративности во всех видах искусства. Коренные социально-экономические и культурные преобразования в ХVII в. Возрастающее значение светского начала в искусстве, усиление роли народных художественных традиций. Развитие городов. Создание единой общенациональной архитектурной школы. Расцвет деревянной архитектуры. Расширение каменного гражданского строительства. Усиление декоративности, включение ордерных элементов в культовые постройки. Местные особенности архитектуры. Первые попытки реалистического отображения действительности в живописи. Перенесение в иконопись линейной и воздушной перспективы, светотени, фона. «Парсуны». Творчество С. Ушакова. Эволюция книжной миниатюры. Тема 5. Белорусское искусство средневековья (IX – первая половина XIII вв.). Общественный и политический строй восточно-славянских племен, материальная и духовная культура. Полоцкое княжество – первоначальное ядро формирования территории белорусов, белорусского государства и белорусской народности. Принятие христианства. Письменность. Летописи и рукописные книги. Развитие деревянного и каменного культового зодчества. Древнейшие города: оборонительные системы и монументальные постройки. Полоцкая София. Живопись. Фрески. Сочетание византийских и местных традиций. Местные особенности построек: Борисоглебская церковь в Гродно, в Бельчицах, Спасо-Ефросиньевская – в Полоцке, Благовещения – в Витебске. Статуи языческих богов из дерева. Валуны. Миниатюрные скульптурки из кости. Костяные шахматные фигурки, каменные образки христианского периода, вислые печати, литые бронзовые кресты – энколпионы.
Тема 6. Искусство древней и средневековой Индии, Юго-Восточной Азии и стран Дальнего востока. Влияние религиозных систем на развитие искусства в странах Востока. Художественный язык скульптуры и живописи, язык символов, взаимодействие архитектуры и изобразительного искусства – характерные особенности ансамблей искусства. Своеобразие и общечеловеческая значимость выдающихся творений дальневосточной художественной культуры. Образование арабского халифата, его географические и хронологические границы. Влияние ислама на культуру и искусство. Основы художественного творчества мусульман – каллиграфия и орнамент. Принцип полезности красивого. Ведущая роль архитектуры и художественных ремесел. Основные типы архитектуры: мечеть, мечеть в медресе, дворец, мавзолей. Важнейший признак соборной мечети – минарет. Особенности эмоционального воздействия, конструкция, характер орнаментов и его виды, оформление интерьера в культовых постройках мусульман. Мавританский стиль Северной Африки и Южной Испании. Светская архитектура: дворец Альгамбра близ Гранады. Памятники арабской культуры в Самарканде. Особенности монументальной живописи (мозаики Купола Скалы и Большой мечети в Дамаске). Развитие миниатюры, ее расцвет в ХII в. Индия. Особенности экономического и общественного развития. Своеобразие культуры и искусства. Связь искусства с народной мифологией и религиозными представлениями. Хараппская цивилизация. Принципы градоустроительства. Типы культовой архитектуры: ступа, пещерные и башнеобразные храмы. Планировка и конструкция. Форма колонн. Декоративное оформление. Связь скульптуры с архитектурным ансамблем храмов. Рельефы ворот, ступы в Санчи. Статуи Будды. Храмы в Кхаджурахо (ХI в.). Исламский период развития искусства (ХI–ХVIII вв.). Мавзолей Тадж-Махал (ХVII в.). Значение влияний художественных традиций Индии, Шри-Ланки и Китая на культуру Юго-Восточной Азии. Китай. Периодизация развития искусства. Керамика древнейшего периода (V–III тысячелетия до н. э.). Изобретения первого китайского государства Шан-Инь (ХVI–ХI вв. до н. э.): шелкопрядение, бронзолитейное дело, иероглифическая письменность; зарождение градостроительства. Магический смысл изделий художественных ремесел для ритуальных церемоний, захоронений. Периоды Чжоу (ХI–VI вв. до н. э.) и Чжаньго (Борющиеся Царства) (V–III вв. до н.э.). Открытие железа, производство лака (расширение круга ремесел). Объединение страны в период Цинь (221–207 гг. до н. э.), а затем Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). Великая Китайская стена. Гробница императора Цинь Ши-хуанди. Рельефы погребений в провинциях Шаньдун и Сычуань. Средневековье в Китае (конец III в. – середина XIХ в.). Распространение буддизма. Строительство монастырей, храмов и пагод (Юньган – храм Заоблачных Высот, IV–VI вв., провинция Шаньси; Лунмэнь – Ворота Дракона, VI–IХ вв., провинция Хэнань; Цяньфодун, IV–V вв., провинция Ганьсу). Рельефы, расписанные красками. Основные черты архитектуры периода Тан (618–907 гг.) – монументальность и праздничность. Типы построек: дворцы, усадьбы, храмы, пагоды. Сложность и многообразие архитектуры периода Сун (960–1279 гг.). Усиление роли отделки (Тэта – Железная пагода близ Бяньляна, 1041–1044 гг.). Ведущая роль живописи с VII–VIII вв. Ее своеобразие, принципы. Жанры: жэньу – люди, хуа-няо – цветы-птицы, шань-шуй – горы-воды. Большие и торжественные архитектурные ансамбли периода Мин (1368–1644 гг.) – резиденции Нанкин и Пекин. Яркость и живописность сооружений времени Маньчжурской династии Цин (1644–1911 гг.). Дальнейшее развитие живописи, особенно пейзажной. Особенности решения перспективы, пространства и цвета. Техника и материал. Влияние китайских художественных ремесел на европейскую культуру.
Япония. Особенности экономического и общественного развития Японии. Влияние философских учений и религиозных представлений на искусство. Культовая и гражданская архитектура. Особенности конструкций, ансамблевый характер, гармоничность и ясность композиции, тесная связь с природой. Ансамбль Хорюдзи. Храм Феникса близ Киото. Японские сады. Гигантские бронзовые и деревянные статуи Будды. Особенности мелкой пластики – нэцкэ – жанровая тематика, отражение жизни народа, юмор, гротескная оcтрота изображений. Одноцветная пейзажная живопись – достояние национального искусства (творчество Сэссю в ХV в.). Настенные росписи. Гравюра на дереве. Особенности и демократичность этого вида искусства. Тематика гравюр, колористические решения. Мастера японской гравюры: Харунобу, Судзуки, Утамаро, Хокусаи.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.007 с.) |