Раздел 4. Средневековое искусство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. Средневековое искусство



Тема 1. Византийское искусство. Хронологическое и историческое понятие термина «средневековье». Принципы периодизации и региональные особенности средневекового искусства. Раннехристианское искусство как проявление распада античной художественной культуры. Символика в росписях катакомб. Отношение христианства к скульптуре. Типы раннехристианской архитектуры. Основание Константинополя, его застройка. Типы культовой архитектуры (базилика, центрический храм). Ранневизантийский стиль. Постройки Равенны. Монументально-декоративная живопись. Ранневизантийская иконопись V–VII вв. (иконы в технике энкаустики). Книжная миниатюра. Античные традиции в пластике. Иконоборчество (VIII–IХ вв.). Икона. Схемы основных композиций – иконографический канон, цвета византийской живописи. Житийные иконы. Система росписи храма. Каноны Византийской архитектуры. «Македонский ренессанс» (IХ–ХI вв.). Классические основы возрождения монументальной живописи и миниатюры. Храм «на четырех колонках» – изысканный образец крестово-купольного храма. Тенденция к упорядоченности в мозаике, интерес к орнаментам. Торжество символа над реальностью. Эпоха Комнинов. (1057–1204 гг.). Мозаичная живопись, усиление орнаментальности. Искусство перегородчатых эмалей. Украшение наружных стен храмов. Архитектура Греческих провинций и п-ова Афон.

Падение Византийской империи в 1204 г. Подъем византийского искусства в эпоху Палеологов. Развитие культового зодчества. Тенденция к уменьшению масштабов построек. Мозаики собора Сан-Марко в Венеции. Миниатюрность мозаик, введение деталей, повышение драматичности, нарастание экспрессивного начала. Основная тема фресок. Влияние искусства Византии на культуру Европы, Ближнего Востока, Закавказья, Древней Руси. Развитие искусства в странах, принявших христианство (Македония, Болгария, Сербия, Румыния, Армения, Грузия).

Тема 2. Искусство раннего средневековья в Западной Европе. Истоки, мировоззренческая основа, хронологические рамки культуры и искусства западноевропейского средневековья. Образование «варварских» государств. Взаимосвязь римской культуры и местных традиций. Орнаментально-декоративные стили IV–VIII вв. Роль христианства и церкви в формировании основных форм архитектуры и изобразительного искусства.

Тема 3. Романское и готическое искусство. Общность и национальная самобытность искусства романского стиля в странах Западной и Центральной Европы. Основные стилистические черты, конструктивные приемы романской архитектуры. Типы сооружений: соборы; церкви; комплексы; крепости; замки; городские укрепления, башни. Художественная и образная система скульптурного убранства романских храмов. Характер пластики, религиозная тематика. Порталы храмов в Гильдейсгейме, в Везеле, в Отене.

Возникновение и распространение во Франции стиля готики, проникновение ее в другие страны. Противоречивость в готической культуре и искусстве: рационализм и спиритуализм, реализм и религиозная условность. Признаки готической архитектуры: каркасная конструкция, план, тектоника, синтез архитектуры и скульптуры. Возникновение витража. Преобладание круглой пластики в скульптурном убранстве собора, расширение тематики. Собор Парижской богоматери, соборы в Реймсе, Шартре, Амьене, Руане и др. Особенности немецкой готики: сохранение романских традиций и форм в архитектуре; драматизм, повышенная экспрессия, острота индивидуальных характеристик в пластике. Широкое использование фольклорных мотивов. Соборы в Кельне, Бамберге, Страсбурге и др. Стиль «пламенеющей» готики в архитектуре и стиль «интернациональной» готики в изобразительном искусстве. Высокий уровень развития миниатюры и декоративного искусства в готическую эпоху.

Тема 4. Искусство Руси с IX по XVII век. Периодизация русского искусства. Объединение славянских племен. Расцвет Киевского государства в ХI в. Язычество и христианство. Борьба религиозной идеологии с традицией и их связь. Византийские традиции на Руси. Своеобразие культуры и искусства Киевской Руси. Градостроительство. Монументализм культовой архитектуры. Десятинная церковь, Киевская София, Золотые ворота, Спасский собор Чернигова, Софийский, Николо-Дворищенский, Георгиевский соборы в Новгороде и др. Мозаики и фрески Киевской Софии. Сюжеты, орнаменты. Комплексность оформления сооружений. Мозаики Михайловского Златоверхого монастыря. Особенности колористического и композиционного решения. Искусство оформления книги. Остромирово евангелие, Изборник Святослава. Развитие иконописи.

Феодальные княжества, формирование местных художественных школ. Сочетание киевских традиций и местных особенностей новгородской, владимиро-суздальской, галицко-волынской школ. Уменьшение масштабности, упрощение отделки архитектурных сооружений. Развитие общерусского типа одноглавого четырехстолпного храма, связь архитектуры с пейзажем. Каменное зодчество Владимиро-Суздальской земли. Особенности архитектурного решения сооружений. План, образ Дмитриевского собора Владимира, декоративная резьба по камню, ее тематика. Влияние географического положения и общественного уклада на развитие архитектуры в Новгороде и Пскове. Монументальная живопись Владимира, Суздаля, Новгорода. Иконопись. Нашествие монголо-татар и его последствия для развития искусства.

Экономический расцвет Новгорода в конце ХIII в. и начале ХIV в. Формирование нового типа церковной архитектуры. Особенности фресковой живописи Новгорода. Начало восстановления культурных традиций и возвышение новых культурных центров – Твери и Москвы. Возрождение каменного зодчества. Перестройка Московского Кремля. Творчество Ф. Грека. Становление и развитие местных художественных школ станковой живописи. Творчество А. Рублева и художников его круга. Монументальная живопись и иконопись Москвы. Звенигородский чин. Иконостасы. Книжные миниатюры в Евангелиях, орнаменты. Балканский и нововизантийский стили. Творческое сотрудничество русских и итальянских мастеров и его результаты в перестройке Московского Кремля. Оборонительные сооружения. Развитие общерусского типа культовой постройки. Появление каменных гражданских сооружений. Градостроительная деятельность Ф. Коня. Шатровое зодчество и его эволюция.

Работы Дионисия и художников его круга. Развитие иконописи. Житийные иконы. «Годуновская» и «строгановская» школы. Зарождение светского начала в живописи. Тяга к декоративности во всех видах искусства.

Коренные социально-экономические и культурные преобразования в ХVII в. Возрастающее значение светского начала в искусстве, усиление роли народных художественных традиций. Развитие городов. Создание единой общенациональной архитектурной школы. Расцвет деревянной архитектуры. Расширение каменного гражданского строительства. Усиление декоративности, включение ордерных элементов в культовые постройки. Местные особенности архитектуры. Первые попытки реалистического отображения действительности в живописи. Перенесение в иконопись линейной и воздушной перспективы, светотени, фона. «Парсуны». Творчество С. Ушакова. Эволюция книжной миниатюры.

Тема 5. Белорусское искусство средневековья (IX – первая половина XIII вв.). Общественный и политический строй восточно-славянских племен, материальная и духовная культура. Полоцкое княжество – первоначальное ядро формирования территории белорусов, белорусского государства и белорусской народности. Принятие христианства. Письменность. Летописи и рукописные книги. Развитие деревянного и каменного культового зодчества. Древнейшие города: оборонительные системы и монументальные постройки. Полоцкая София. Живопись. Фрески. Сочетание византийских и местных традиций. Местные особенности построек: Борисоглебская церковь в Гродно, в Бельчицах, Спасо-Ефросиньевская – в Полоцке, Благовещения – в Витебске. Статуи языческих богов из дерева. Валуны. Миниатюрные скульптурки из кости. Костяные шахматные фигурки, каменные образки христианского периода, вислые печати, литые бронзовые кресты – энколпионы.

Тема 6. Искусство древней и средневековой Индии, Юго-Восточной Азии и стран Дальнего востока. Влияние религиозных систем на развитие искусства в странах Востока. Художественный язык скульптуры и живописи, язык символов, взаимодействие архитектуры и изобразительного искусства – характерные особенности ансамблей искусства. Своеобразие и общечеловеческая значимость выдающихся творений дальневосточной художественной культуры.

Образование арабского халифата, его географические и хронологические границы. Влияние ислама на культуру и искусство. Основы художественного творчества мусульман – каллиграфия и орнамент. Принцип полезности красивого. Ведущая роль архитектуры и художественных ремесел. Основные типы архитектуры: мечеть, мечеть в медресе, дворец, мавзолей. Важнейший признак соборной мечети – минарет. Особенности эмоционального воздействия, конструкция, характер орнаментов и его виды, оформление интерьера в культовых постройках мусульман. Мавританский стиль Северной Африки и Южной Испании. Светская архитектура: дворец Альгамбра близ Гранады. Памятники арабской культуры в Самарканде. Особенности монументальной живописи (мозаики Купола Скалы и Большой мечети в Дамаске). Развитие миниатюры, ее расцвет в ХII в.

Индия. Особенности экономического и общественного развития. Своеобразие культуры и искусства. Связь искусства с народной мифологией и религиозными представлениями. Хараппская цивилизация. Принципы градоустроительства. Типы культовой архитектуры: ступа, пещерные и башнеобразные храмы. Планировка и конструкция. Форма колонн. Декоративное оформление. Связь скульптуры с архитектурным ансамблем храмов. Рельефы ворот, ступы в Санчи. Статуи Будды. Храмы в Кхаджурахо (ХI в.). Исламский период развития искусства (ХI–ХVIII вв.). Мавзолей Тадж-Махал (ХVII в.). Значение влияний художественных традиций Индии, Шри-Ланки и Китая на культуру Юго-Восточной Азии.

Китай. Периодизация развития искусства. Керамика древнейшего периода (V–III тысячелетия до н. э.). Изобретения первого китайского государства Шан-Инь (ХVI–ХI вв. до н. э.): шелкопрядение, бронзолитейное дело, иероглифическая письменность; зарождение градостроительства. Магический смысл изделий художественных ремесел для ритуальных церемоний, захоронений. Периоды Чжоу (ХI–VI вв. до н. э.) и Чжаньго (Борющиеся Царства) (V–III вв. до н.э.). Открытие железа, производство лака (расширение круга ремесел). Объединение страны в период Цинь (221–207 гг. до н. э.), а затем Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). Великая Китайская стена. Гробница императора Цинь Ши-хуанди. Рельефы погребений в провинциях Шаньдун и Сычуань. Средневековье в Китае (конец III в. – середина XIХ в.). Распространение буддизма. Строительство монастырей, храмов и пагод (Юньган – храм Заоблачных Высот, IV–VI вв., провинция Шаньси; Лунмэнь – Ворота Дракона, VI–IХ вв., провинция Хэнань; Цяньфодун, IV–V вв., провинция Ганьсу). Рельефы, расписанные красками. Основные черты архитектуры периода Тан (618–907 гг.) – монументальность и праздничность. Типы построек: дворцы, усадьбы, храмы, пагоды. Сложность и многообразие архитектуры периода Сун (960–1279 гг.). Усиление роли отделки (Тэта – Железная пагода близ Бяньляна, 1041–1044 гг.). Ведущая роль живописи с VII–VIII вв. Ее своеобразие, принципы. Жанры: жэньу – люди, хуа-няо – цветы-птицы, шань-шуй – горы-воды. Большие и торжественные архитектурные ансамбли периода Мин (1368–1644 гг.) – резиденции Нанкин и Пекин. Яркость и живописность сооружений времени Маньчжурской династии Цин (1644–1911 гг.). Дальнейшее развитие живописи, особенно пейзажной. Особенности решения перспективы, пространства и цвета. Техника и материал. Влияние китайских художественных ремесел на европейскую культуру.

Япония. Особенности экономического и общественного развития Японии. Влияние философских учений и религиозных представлений на искусство. Культовая и гражданская архитектура. Особенности конструкций, ансамблевый характер, гармоничность и ясность композиции, тесная связь с природой. Ансамбль Хорюдзи. Храм Феникса близ Киото. Японские сады. Гигантские бронзовые и деревянные статуи Будды. Особенности мелкой пластики – нэцкэ – жанровая тематика, отражение жизни народа, юмор, гротескная оcтрота изображений. Одноцветная пейзажная живопись – достояние национального искусства (творчество Сэссю в ХV в.). Настенные росписи. Гравюра на дереве. Особенности и демократичность этого вида искусства. Тематика гравюр, колористические решения. Мастера японской гравюры: Харунобу, Судзуки, Утамаро, Хокусаи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.007 с.)