Раздел 2. Первобытное творчество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Первобытное творчество



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Искусство, как инструмент познания мира, сопровождало человечество с момента его зарождения. Искусство – это особая форма общественного сознания, представляющая собой художественное (образное) отражение жизни, это творческий процесс, бесценная сокровищница художественных ценностей. Представляя собой совершенно особую форму отражения человеческих свершений, в том числе великих революций и исторических перемен, искусство присутствует во всех культурах и эпохах, везде, где существует художник, который воплощает его свойственным только ему уникальным образом.

Развитие искусства протекает во взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни, формами идеологии: религией, правом, моралью, наукой и философией. Искусство каждой эпохи обусловлено экономической и политической основой жизни, связано с историческими условиями, с национальными культурами, с уровнем духовной жизни общества. Поэтому в разные периоды разные виды искусства становились ведущими и наиболее полно выявляли тенденции времени.

Программа дисциплины «История искусств» предусматривает последовательное изучение возникновения и развития отечественного и мирового изобразительного искусства и архитектуры в процессе исторического развития общества и включает основные разделы общей истории искусств.

Изучение каждого нового этапа развития искусства начинается с освещения особенностей искусства эпохи в целом, в тесной связи с историко-социальной проблематикой времени. Изучение разных видов искусства рассматривается в тесной взаимосвязи, комплексно. Раскрывается сущность искусства, рассматриваются общие теоретические положения о специфике искусства, о его видах и жанрах, о типичном в искусстве, о своеобразии форм развития реализма, о стилях в искусстве, о национальной специфике, о проблемах синтеза искусств, приводятся конкретные примеры из истории мирового искусства.

Изучение дисциплины «История искусств» направлено на повышение качества подготовки к профессиональной деятельности в художественно-творческой сфере. Знания и умения по истории искусств позволяют понимать и чувствовать произведения искусства различных видов и жанров; обеспечивают возможность выразить и сформулировать свое отношение к ним в понятной для окружающих форме с использованием художественно-искусствоведческих терминов и понятий; способствуют эстетическому восприятию красоты естественных объектов природы и рукотворных предметов. Искусствоведческая подготовка студентов направлена также на воспитание эстетической культуры студентов. Все это обеспечивает развитие художественно-творческой компетентности, которая способствует формированию профессиональных компетенций выпускника вуза.

Данная типовая учебная программа по дисциплине «История искусств», которая входит в цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин высшего образования, предназначена для студентов художественно-педагогических специальностей высших учебных заведений.

Стандартом высшего образования определено количество часов, отведенных на изучение дисциплины «История искусств»:

- для специальности 1–03 01 03 Изобразительное искусство. Дополнительная специальность всего 434 часа, из них аудиторных 194 часа, где 140 часов лекционных занятий и 54 часа семинарских;

- для специальности 1–03 01 06 Изобразительное искусство и черчение. Дополнительная специальность всего 406 часов, из них аудиторных 194 часа, где 146 лекционных и 48 часов семинарских занятий.

Цель дисциплины «Истории искусств» – обеспечение студентов знаниями об истоках и факторах возникновения отечественного и мирового изобразительного искусства и архитектуры; о путях и особенностях последовательного развития стилей и жанров искусства в процессе исторического развития общества.

Задачи:

- освоение студентами системы знаний о выразительных средствах и специфике художественного языка;

- освоение студентами системы знаний об идейно-стилистических особенностях каждого этапа развития искусства, о достижениях в творчестве наиболее известных мастеров;

- развитие у студентов навыков описания и анализа произведений искусства для полного и глубокого восприятия их художественной идеи, содержания и смысла;

- формирование зрительскую культуру и эстетическую грамотность студентов;

- стимулирование процессов самореализации и самосовершенствования через восприятие и оценку художественного произведения.

Искусствоведческие знания и умения, составляющие часть художественно-творческой компетентности, будут способствовать формированию профессиональных компетенций выпускника.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «История искусств» определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин, который разработан с учетом требований компетентностного подхода. В стандарте указан минимум содержания по дисциплине в виде системы знаний и умений, составляющих профессиональную компетентность выпускника вуза. Выпускник должен

знать:

- теорию художественного образа и механизм его воздействия на личность;

- взаимосвязь содержания и формы произведения;

- социальную роль и общественно-историческую обусловленность искусства;

- богатство художественного языка, средства выразительности и изобразительные средства искусства, связь его с жизнью и другими видами художественной, духовной и материальной культуры;

- специфику и закономерности художественного восприятия;

- процессы развития искусства (образов, эстетических идеалов, форм, жанров, изобразительных средств, стилей);

уметь:

- воспринимать произведения искусства, анализировать их содержание и художественно-выразительные средства;

- постигать художественные явления на широком общекультурном фоне, выявлять глубинные связи изобразительного искусства с жизнью и другими видами культуры, использовать полученные сведения в профессиональной деятельности;

- содействовать развитию художественно-эстетических способностей учащихся, формировать интерес к художественной деятельности;

- проводить художественно-просветительскую работу среди населения.

В данной программе структура содержания дисциплины «История искусств» построена на основе традиционного подхода с разбиением содержания на разделы и темы; при этом разделы и темы представляют собой относительно самостоятельные дидактические единицы содержания обучения. Основной обучающей формой изучения дисциплины является лекция, раскрывающая основные моменты эволюции истории искусства в общем культурном контексте, активизирующая внимания студентов на предмете изучения. В соответствии с содержанием конкретной темы и определенной системой искусствоведческих компетенций (знаний и умений, способов деятельности) студентами выполняются практические работы в рамках семинарских занятий, которые предусматривают

- самостоятельный поиск дополнительной информации в области истории изобразительного искусства;

- анализ региональных особенностей в искусстве и черт конкретных художественных стилей и направлений;

- анализ произведений различных видов и жанров;

- освоение визуального материала по курсу.

Выполнение практических работ позволит осуществлять не только диагностику сформированности у них искусствоведческих компетенций, но и выполнять обучающую функцию – способствовать развитию социально-личностных и профессиональных компетенций. Для диагностики сформированности искусствоведческих компетенций стандарт предусматривает экзамен как основную форму контроля.

 

 


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ раздела № темы   Название раздела, темы Количество аудиторных часов
Всего Лекции Семинарские занятия
    Раздел 1. Введение      
    Введение в дисциплину «История искусств»      
    Основы искусствознания      
    Раздел 2. Первобытное искусство      
    Первобытное искусство в Западной Европе      
    Первобытное искусство на Беларуси      
    Раздел 3. Искусство Древнего Мира      
    Искусство Древнего Египта      
    Искусство Месопотамии      
    Искусство Древней Греции      
    Искусство Древнего Рима      
    Раздел 4. Средневековое искусство      
    Византийское искусство      
    Искусство раннего средневековья в Западной Европе      
    Романское и готическое искусство      
    Искусство Руси с IХ по ХVІI век.      
    Белорусское искусство средневековья      
    Искусство древней и средневековой Индии, Юго-Восточной Азии и стран Дальнего Востока      
    Раздел 5. Искусство Возрождения      
    Искусство эпохи Возрождения в Италии      
    Искусство Возрождения в Северной Европе      
    Белорусское искусство второй половины XIII – XVI века      
    Раздел 6. Искусство Нового времени      
    Западноевропейское искусство ХVII в.      
    Искусство Беларуси ХVII в.      
    Западноевропейское искусство ХVIII в.      
    Белорусское искусство ХVIII в.      
    Искусство России ХVIII в.      
    Раздел 7. Искусство ХIХ – начала ХХ века      
    Искусство Западной Европы ХIХ в. – начала ХХ в.      
    Искусство России ХIХ – начала ХХ в.      
    Искусство Беларуси ХIХ – начала ХХ в.      
    Раздел 8. Искусство ХХ - начала ХХI века      
    Искусство Европы, Америки ХХ – начала ХХI в.      
    Русское и советское искусство ХХ – начала ХХI в.      
    Белорусское искусство ХХ – начала ХХI в.      
    Искусство социалистических стран второй половины ХХ в.      
    Всего:      

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Введение в дисциплину «История искусств». Актуальность и необходимость изучения дисциплины «История искусств» для педагога-художника. Специфика содержания дисциплины и его комплексный характер. Цели, задачи и структура курса. Искусство – форма художественно-образного освоения мира. Роль искусства в общественной жизни. Историческая обусловленность содержания и формы в зависимости от перемены социальных условий.

Тема 2. Основы искусствознания. Произведение изобразительного искусства. Система категорий в архитектуре. Основные виды и жанры пластических искусств, их специфические особенности (природа образа, средства выразительности, материалы, техники). Стили в искусстве, архитектуре. Синтез искусств.

 

Бережное отношение к классическим традициям в скульптуре. Экспрессионизм в скульптуре на стыке классики и авангарда (Э. Барлах). Символические и абстрактные формы виталистов (Г. Мур, К. Бранкгузи). Обращение кубистов к скульптуре (А. П. Архипенко, О. Цадкин, Ж. Х. Я. Липшиц). Формотворчество футуризма (У. Боччони). Экспрессионистические черты в скульптурах А. Джакометти. Гимн машинной цивилизации в скульптуре конструктивизма (братья Певзнер). Развитие принципов конструктивизма в кинетической скульптуре (А. Колдер, Н. Шоффер). Ассамбляжи, китчи, акции художников «земляного искусства» – условно называемая скульптура 60–70-х годов ХХ в. Драматическая скульптура Д. Манцу.

Первое модернистское направление ХХ в. – группа «диких» (фовистов) во Франции. Декоративность, красочность, плоскостность изображения, поиски композиционного и ритмического единства в их произведениях (А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Ж. Руо). Эстетические принципы искусства Анри Матисса – лидера и ведущего представителя фовизма. Художественный метод экспрессионизма. Объединения «Мост» и «Синий всадник» (Э. Кирхнер, Ф. Блейль, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф, Э. Нольде и др.). Творчество П. Клее, О. Кокошки, Ф. Марка. Художественные особенности кубизма, интерес его представителей (П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис, Ф. Леже) к вопросам формы, к конструированию новой реальности. Эволюция кубизма (аналитический и синтетический кубизм) к беспредметности. Многосторонность таланта Пикассо. Творчество мастеров так называемой парижской школы (А. Модильяни, М. Шагал, Х. Сутин, М. Утрилло), создавших вариант «лирического экспрессионизма». Культ машины и войны в футуристическом движении (У. Боччони, Д. Балла, К. Карра, Д. Северни, Д. Руссоло). Спокойствие и тайна метафизической живописи (Д. де Кирико и др.). Группа «Дада» – провозглашение антиэстетической программы контрискусства (М. Эрнст, Ф. Пикабия, М. Дюшан, Г. Арп). Сфера подсознания – источник сюрреалистического искусства, разрыв логических связей – его метод. (М. Эрнст, Х. Миро, И. Танги, С. Дали, А. Массон). Применение новых техник в живописи. Формирование конструктивного (П. Мондриан, К. Малевич) и экспрессивного (В. Кандинский, Ф. Марк) абстракционизма. Неопластицизм. «Левый экспрессионизм», антимилитаристские серии О. Дикса и Г. Гросса. Графика К. Кольвиц и Ф. Мазереля. Группа «Восьмерка» (так называемая «школа мусорного ящика») в США и влияние ее представителей (Р. Генри, Д. Беллоуз, Д. Слоун) на формирование нового реализма. Творчество Р. Кента, его обращение к жизни народов Гренландии и Аляски, к изображению суровой красоты Атлантики. Развитие традиций бытового жанра, реалистического портрета и пейзажа в творчестве Э. Уайета. Попытки примирить абстракцию и реальность в искусстве американских прецизионистов (Ч. Шилер, Н. Спенсер, Дж. О’Кифф). «Открытие» американской провинции в творчестве представителей риджионализма (Г. Вуд, Т. Бентон, Д. С. Карри). Абстракционизм и его разновидности, сюрреализм – официальные направления искусства США до и после второй мировой войны. Так называемая «живопись действия» – Д. Поллок, А. Горки. Фрески и мозаики Х. К. Ороско, Д. Риверы, Д. А. Сикейроса на тему истории страны, жизни и борьбы мексиканского народа. Мексиканская мастерская народной графики. Графические серии Л. Мендеса.

Влияние кино, телевидения, фотографии на формирование эстетических потребностей и вкусов общества. Современные модификации «массовой культуры» общества. Разрушение реального зрительного образа, отказ от предметности художественного языка (ташизм, поп-арт, оп-арт). Поп-арт в искусстве Европы и Америки (Р. Раушенберг, Р. Лихтенштейн, Э. Уорхол, К. Олденбург). Концептуализм (ощущения настоящего времени) как альтернатива поп-арту. Гиперреализм – одна из разновидностей современного натурализма (Р. Эстес, Ч. Клоуз, Д. Эдри). Основные формы современного антиискусства (минимальное искусство, концептуальное искусство, земляное искусство). Попытки слияния различных форм зрелищного и изобразительного искусств (хеппенинги и перфоманс) с целью активизации внимания и привлечения зрителей к соучастию в создании образа. Обличительные тенденции неореализма, поиски нового героя реалистического искусства (А. Фужерон, Б. Таслицкий). Итальянский неореализм. Р. Гуттузо. Политическая графика и карикатура Ж. Эффеля. Социально заостренные политические карикатуры Х. Бидструпа. Реалистическое искусство США (творчество А. Рефрежье, Ч. Уайта, Р. Сойера).

Тема 5. Русское и советское искусство ХХ – начала ХХI века. Революционные события 1917 г. и их влияние на развитие русского искусства. Роль государства в развитии искусства. Проблема традиций и новаторства в развитии советского искусства. Развитие авангарда в 10–20-е годы. Социалистический реализм. Творческое соревнование различных объединений и групп – АХРР, ОСТ, «4 искусства», «Московские живописцы» и др. – в выработке пути развития искусства. Тематические выставки АХРР. Деятельность групп «Октябрь» и РАПХ. Противоречивость объединения «Бубновый валет». Прогрессивные начала в живописи А. В. Куприна, И. И. Машкова, П. П. Кончаловского. Футуризм и начала абстракционизма. Творчество К. Петрова-Водкина. Беспредметная живопись, примитивизм, интерес к народному искусству: А. Лентулов, Р. Фальк, М. Ларионов, В. Кандинский, П. Филонов. Природа русского художественного футуризма. УНОВИС, К. Малевич и его группа. Конструктивизм и теория «производственного искусства». В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова и др.

Агитационно-массовое искусство, его многообразие. Творчество Д. С. Моора, В. С. Дени. «Окна сатиры РОСТА» (В. В. Маяковский, М. М. Черемных, Д. Бедный). Ленинский план монументальной пропаганды. Революционная тематика в произведениях И. Бродского, Б. Кустодиева, А. Рылова. Батальная и историческая живопись (М. Б. Греков). Портрет (П. Д. Корин, М. Нестеров, С. В. Малютин, В. Н. Машков, И. И. Бродский, Г. Г. Ряжский). Пейзаж (Б. Н. Яковлев, И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон, А. В. Куприн, Н. П. Крымов). Бытовая живопись (А. А. Пластов, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, и др). Развитие монументальной живописи в синтезе с архитектурой и скульптурой.

Проблемы развития советской архитектуры 20-х годов. Архитектура – символ преобразования общества. Направления от традиций неоклассицизма до самого смелого новаторства. Здания И. В. Жолтовского, К. С. Мельникова, братьев Весниных. Строения А. В. Щусева, В. Г. Шухова. Развитие градостроительства. Реконструкция городов. Элементы импрессионизма, модерна и авангарда в скульптуре. Первенство классики к концу 20-х годов. Работы И. Д. Шадра, М. Г. Манизера, В. Мухиной. Н. А. Андреев и его скульптурная «Лениниана». Развитие монументальной скульптуры в синтезе с архитектурой. Монументальные и портретные работы Н. В. Томского, М. Г. Манизера, С. Д. Меркурова, С. Д. Лебедевой, В. И. Мухиной.

Графика. Особенности станковой и книжной графики 20-х годов. Творчество В. Н. Дени, Б. Е. Ефимова, Ю. А. Ганфа, К. П. Ротова, М. М. Черемных. Графика А. А. Дейнеки, А. П. Остроумовой-Лебедевой, В. А. Фаворского, Г. С. Верейского, Е. Е. Лансере. Ведущее значение реалистической книжной графики в 30-е годы. Кукрыниксы, Д. А. Шмаринов, Е. А. Кибрик, В. А. Фаворский. Книжная иллюстрация для детей.

Живопись и графика военного времени. Плакат, политическая сатира. (И. М. Тоидзе, Кукрыниксы, В. Б. Корецкий, В. С. Иванов, «Окна ТАСС»). Графические серии (работы Д. Шмаринова, А. Пахомова, Л. Сойфертиса). Героический характер тематических картин А. А. Дейнеки, С. В. Герасимова, А. А. Пластова. Историческая живопись П. Д. Корина, М. И. Авилова, Н. П. Ульянова, Е. Е. Лансере. Военный (К. Юон, А. Дейнека, Г. Нисский) и лирический (Н. Ромадин) пейзаж. Особая роль портретной живописи. Ведущее значение портретного жанра в скульптуре военных лет (В. И. Мухина, Е. В. Вучетич, Н. В. Томский). Жанровые и монументальные произведения М. Г. Манизера, В. В. Лишева, З. М. Виленского и др.

Создание Академии художеств СССР в 1947 г. Укрепление принципов соцреализма. Теория «бесконфликтности», бригадный метод создания парадных произведений. Тема Победы и обретенного мирного труда – главная тема послевоенной живописи (А. А. Пластов, Кукрыниксы, А. И. Лактионов, А. А. Дейнека, К. Ф. Юон, Ю. М. Непринцев, Т. Н. Яблонская, Ф. П. Решетников, С. Г. Григорьев). Портрет С. А. Чуйкова, К. М. Максимова, П. Д. Корина, А. А. Абдуллаева. Поиск эпической темы и лирических мотивов природы в пейзажах Н. Н. Ромадина, М. С. Сарьяна, У. Тансыкбаева, Э. Ф. Калныня, О. М. Зардаряна. Поиски углубленно-психологического, пластически выразительного раскрытия образа современника в скульптуре Н. В. Томского, С. Т. Коненкова, В. Е. Цигаля, А. М. Саркисяна. Крупнейшие монументы и мемориальные архитектурно-скульптурные ансамбли. Архитектура 50-х и строительство высотных зданий в Москве.

«Суровый стиль» МОСХа в 50–60-е годы. Два направления в искусстве: официальное, парадно-героическое, и другое – более близкое к человеку. Движение оппозиции – «шестидесятники», «Лианозовская группа», сюрреалистическое и концептуальное искусство. Историко-революционная направленность официальной живописи 60–80-х годов. Г. И. Коржев, Вл. А. Серов, Е. Е. Моисеенко, Б. С. Угаров, В. К. Нечитайло, В. Г. Цыплакова и др. Портрет и его современное развитие в произведениях П. Д. Корина, Т. Т. Салахова, Е. М. Широкова, С. М. Мударяна, Х. А. Якупова. Современное развитие пейзажной живописи в творчестве Г. Г. Нисского, В. Ф. Стожарова, О. М. Зардаряна, Е. Г. Зверькова. Тенденции в развитии советского искусства «эпохи застоя». Поляризация искусства, всесоюзные выставки, съезды художников. Деятельность И. С. Глазунова, А. М. Шилова, Д. А. Налбандяна.

Обобщение опыта предыдущих лет, создание больших графических циклов как характерное явление станковой графики. Б. П. Пророков, Е. А. Кибрик, Е. М. Чарушин, Н. А. Пономарев и др.

Особенности в развитии скульптуры. Украшательство в послевоенной скульптуре (С. М. Орлов). Портретная и жанровая скульптура (В. Е. Цигаль, Н. В. Томский, А. Г. Пологова, Т. Г. Чубарян, Е. А. Балашова, М. Ф. Бабурин, Л. Ф. Ланкинен и др.) Тема и образ в монументальной скульптуре, ее подчиненность ландшафту и архитектуре. Судьба абстрактной скульптуры (Э. Неизвестный). Особенности современного понимания синтеза искусств.

Формирование современного стиля советской архитектуры в новых крупнейших городских ансамблях. Массовое жилищное строительство 50–60-х гг. Обращение к архитектурным начинаниям довоенного времени. Прямолинейность и аскетизм бетонного параллелепипеда 60–70-х гг. Свободная асимметрия и декоративная выразительность форм 70–80-х гг. Разнообразие стилей, форм и материалов в 90-е гг. (хай-тек). Популярность исторических стилей. Новое в понимании архитектурно-пространственного образа.

Тема 6. Белорусское искусство ХХ – начала ХХI века. Исторические особенности периода: влияние революции и гражданской войны на развитие искусства. Образование БНР и БССР. Искусство Западной Беларуси. Исторические и космические темы в творчестве Я. Дроздовича. Аллегорические композиции. Графические композиции мемориальных пейзажей. Сатирическая графика Я. Горида. Белорусская история в портретах и композициях П. Сергиевича. Белорусская деревня у М. Севрука. Поиски молодых художников М. Василевского, В. Сидоровича. Авангардистские поиски новых форм в 20-е гг. Витебская художественная школа (К. Малевич, Э. Лисицкий, М. Шагал). Художественные школы и студии Гомеля, Могилева. Вытеснение модернизма строгим реализмом. Введение госзаказов. Историко-революционная тема в произведениях В. Волкова, П. Гавриленко, И. Давидовича, Е. Красовского, Х. Лившица. Бытовой жанр (В. Волков, И. Ахремчик, М. Моносзон, С. Ковровский). Традиции лубка в творчестве М. Филипповича. Живописный портрет 1920–1940-х годов. Создание образа советского человека в произведениях Я. Кругера, В. Волкова, Ю. Пэна, М. Станюты, Д. Полозова, Я. Зайцева, К. Космачева, И. Ахремчика. Развитие пейзажного жанра. (В. Кудревич, Н. Лучиц, А. Шевченко, В. Бялыницкий-Бируля). Политическая карикатура и плакат 1920–1940-х гг. Станковая (А. Тычина, Г. Змудинский, В. Двороковский) и книжная (З. Габровец, А. Астапович) графика. Творчество С. Юдовича, Е. Минина, И. Гембицкого, Л. Лейтмана.

Белорусская скульптура 1920–1940-х гг. тяготение к монументальности. Новые задачи монументальной и портретной пластики. А. Грубэ. Барельефы в оформлении зданий. Официальные портреты (З. Азгур, А. Бембель, М. Манизер).

Архитектура 1920–1940-х годов. «Социалистическая» реконструкция городов. Монументализм, функционализм, конструктивизм в архитектуре. Жилищное строительство. Развитие типового строительства. Архитектура общественных зданий. Постройки Г. Лаврова, И. Лангбарда, А. Воинова, И. Запорожца. Антирелигиозная политика, разрушение храмов.

Живопись Беларуси 1941–1945 гг. Отражение в живописи типических сторон жизни военных лет. Портретная живопись. Образы героев войны и партизанского движения. Работы Е. Зайцева, Ф. Модорова, И. Ахремчика, В. Суховерхова, В. Волкова. Сюжетно-тематическая картина в годы войны. Тема борьбы как одна из ведущих в живописи этого времени. Произведения В. Хрусталева, С. Павловского, М. Обрыньбы, А. Шибнева, А. Гугеля, М. Савицкого. Пейзажная живопись. Тема борьбы и освобождения в пейзаже военных лет. Работы В. Бялыницкого-Бирули, Е. Красовского, П. Гавриленко, В. Цвирко, Н. Дучица. Сатирическая графика и фронтовой рисунок. Газеты-плакаты «Партизанская дубинка», «Раздавим фашистскую гадину». Скульптура 1941–1945 годов. Преимущественное развитие портретной пластики. Создание галереи портретов героев Великой Отечественной войны З. Азгуром. Работы А. Бембеля, А. Глебова.

Архитектура 1945–1955 годов. Создание проектов восстановления и реконструкции городов. Нарастание декоративности. Сталинское барокко, «ампир». Застройка Ленинского проспекта в Минске. Постройки Г. Заборского, В. Короля, В. Ершова, Л. Мелеги, Р. Гагарта, В. Воинова, М. Парусникова, В. Рубаненко. Развитие типового строительства. Индустриализация и типовое строительство. Отход от архитектурных излишеств. Мемориальные комплексы 60–70-х гг.: «Хатынь», «Курган Славы», «Брестская крепость-герой». Тенденция синтеза искусств в архитектуре (театр музыкальной комедии). Строительство метрополитена в Минске. Сохранение и реконструкция старых исторических жилых районов Минска (Троицкое предместье).

Развитие монументальной и портретной скульптуры. Создание памятников-бюстов, монументов. Темы истории и современности в творчестве А. Аникейчика, Г. Муромцева, А. Бембеля, С. Селиханова, А. Заспицкого, Н. Рыженкова, П. Белоусова, А. Глебова. Портретная пластика Л. Гумилевского, И. Мисько, С. Вакара, В. Гросса, З. Азгура.

Республиканские тематические выставки 1960–1980 годов. Основные художественные тенденции в искусстве Белоруссии. Живопись Беларуси 1945–1955 годов. Тема героического прошлого и мирного строительства в историческом и бытовом жанрах. Произведения Е. Зайцева, П. Гавриленко, А. Шибнева, В. Хрусталева, В. Волкова, В. Суховерхого, Р. Кудревич, В. Жолток. Портрет в живописи Х. Лившица, Я. Родзяловской, И. Ахремчика. Поиски обобщенного образа. Развитие пейзажного жанра. Работы В. Кудревича, В. Цвирко, Б. Звенигородского, В. Бялыницкого-Бирули, Н. Дучица. Станковая живопись конца 1950 – начала 1980 гг. Традиции и многогранность поисков белорусских художников. «Суровый стиль». Тема истории – одна из ведущих в живописи. Творчество К. Космачева, Д. Алейника, А. Гугеля, А. Шибанева, М. Савицкого, М. Данцига, В. Громыко, Л. Оседовского, Г. Ващенко, А. Малишевского. Тема труда в работах Р. Кудревич, И. Давидовича, М. Моносзона, Е. Красовского, И. Стасевича, В. Сумарева. Многообразие решений в портретном жанре. Произведения Е. Харитоненко, В. Сахненко, Л. Шемелева, Л. Дударенко, В. Стельмашонка, П. Свентоховского, М. Лисовского, В. Минейко. Жанр пейзажа в творчестве В. Цвирко, Д. Алейника, В. Громыко, П. Масленникова, В. Версоцкого, А. Кроля, Р. Тихоновича, В. Кудревича, П. Данелия. Национальные мотивы в произведениях Р. Кудревич. Монументальная живопись. Работы А. Кищенко, Г. Ващенко, М. Савицкого. Экспериментальная живопись неформалов (А. Исачев). Смешение стилей, синтез и размывание жанров в искусстве 80–90-х гг. М. Селещук, В. Товстик, В. Ольшевский, А. Марочкин,С. Рымашевский и др. Освоение разнообразных форм искусства: инсталляция, концептуальное искусство и т.д. Работы С. Войченко, В. Цеслера и др.

Графика послевоенного десятилетия. Тема мирного строительства в станковой графике. Работы Л. Лейтмана, С. Романова, А. Тычины, И. Гембицкого, Л. Рана. Книжная графика. Белорусская графика конца 1950 – начала 1980 гг. Развитие жанров, техник и стилей. Многообразие тем и решений в станковой графике. Создание серий рисунков и эстампов. Взлет графики в творчестве старшего и молодого поколения (А. Последович, Е. Лось, А. Кашкуревич, Г. и Н. Поплавские, В. Шарангович, Л. Осецкий, А. Зайцев, В. и М. Басалыги).

Тема 7. Искусство социалистических стран второй половины ХХ в. Развитие искусства социалистического реализма. Обращение к традициям национального реалистического искусства. Взаимосвязь советского искусства и искусства социалистических стран.

Искусство Германской Демократической Республики. Современная тема в живописи, скульптуре и графике (творчество В. Арнольда, Г. Зейца, М. Лигнера, Б. Хеллера, В. Вомака, Г. Грундинга, А. Мора). Антифашистские произведения Ф Кремера, его памятники борцам Сопротивления и жертвам фашизма в Вене, Бухенвальде и Маутхаузене.

Польша. Творчество К. Дуниковского, Ф. Коварского, Т. Кулисевича.

Чехословакия. Развитие традиций графики, особенно ее станковых форм (творчество М. Швабинского, В. Гложника, О. Дубая, иллюстрации Й Лады). Скульптурное творчество К. Покорного, Р. Прибиша, И. Костка, Л. Снопека.

Венгрия. Поиски новых образных решений в монументальной пластике (творчество Ж. Кишфалуди Штробля и П. Пацаи). Декоративная скульптура Й. Шомодьи. Монументальные росписи и станковые картины Э. Домановского.

Румыния. Творчество К. Баба, А. Чукурунку, К. Медря.

Болгария. Творчество И. Петрова, С Венева. Крестьянская тема – главная тема болгарского искусства (творчество В. Димитрова-Мойсторы).


 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бартенев, И. А. Очерки истории архитектурных стилей / И. А. Бартенев, В. Н Батажова. – Минск, 1983.

2. Гісторыя беларускага мастацтва ў 6 тамах. – Мн., 1987-1989.

3. Гомбрих Эрнст. История искусства. М., 1998.

4. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1987.

5. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 2. М., 1989.

6. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2000.

7. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. М., 2000.

8. История зарубежного искусства /Под ред. М. Т. Кузьминой, Н. Л. Мальцевой. 2-е перераб изд.: Учебник. М., 1981.

9. История искусств народов СССР: В 9 т. М., 1971–1982.

10. История русского и советского искусства. Учеб. пособие для вузов /Под ред. Д. В. Сарабьянова. М., 1986.

11. Лазука Б. А. Гісторыя беларускага мастацтва. У 2 т. Т. 1. Першабытны лад – XVII стагоддзе / Б. А. Лазука. – Мінск: Беларусь, 2007.

12. Лазука Б. А. Гісторыя беларускага мастацтва. У 2 т. Т. ІІ. XVІII – пачатак ХХІ стагоддзя / Б. А. Лазука. – Мінск: Беларусь, 2007.

13. Современное искусство социалистических стран. М., 1981.

14. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство / Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М., 1999.

15. Янсон Х. В. Основы истории искусств. С-Пб., 1996.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Введение в искусствознание

1. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. – М., 1985.

2. Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб., 1993.

3. Герчук Ю. Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998.

4. Даниэль С. Искусство видеть. – Л., 1990.

5. Сапего И. Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. – М., 1984

Искусство средних веков

1. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. – СПб., 1995.

2. Вагнер Г. К., Владышевский Т. Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.

3. Вздоров Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. – М., 1983.

4. Выглов В. П. Архитектура Московской Руси XV века. – М., 1988.

5. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.

6. Древнерусское градостроительное искусство X – XV вв. /Отв. ред. Н.Ф. Гуляницкий. – М., 1993.

7. Дюби Ж. Европа в Средние века. – Смоленск, 1994.

8. Искусство стран Востока. Книга для учителя старших классов. Ред. В.Василевский – М., 1986.

9. Красавин Л. П. Культура Средних веков. – Киев, 1995.

10. Лазарев В. Н. История византийской живописи. – М., 1985. – Т. 1-2.

11. Лихачева В. Искусство Византии IV – XV вв. – Л., 1981.

12. Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры IX-ХYII вв.: Книга для учителя. М., 1984.

13. Тяжелов В. Н. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. – М., 1981.

14. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI – XVII /Отв. ред. В.В. Бычков. – М., 1996.

Искусство Возрождения

1. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. – М., 1996.

2. Гершензон-Чегодаева Н. М. Питер Брейгель Старший. – М., 1989.

3. Никулин Н. Нидерландская живопись XV – XVI вв. – М., 1989.

4. Искусство стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века. Искусство XVII века. Голландия, Франция, Англия, Германия / Отв. ред. Е. И. Ренберг, М. И. Свидерская. – М., 1995

5. Соколов М. Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV – XVII веков. Реальность и символика. – М., 1994.

6. История искусств Западной Европы от Возрождения до начала ХХ века. М., 1980.

7. Арган Дж. Искусство Италии. – М., 1990. – Т. 1-2.

Искусство нового времени

1. Алексеева М. А. Гравюра петровского времени. – Л., 1990.

2. Алленов М. М., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство X – XX веков. – М., 1989.

3. Арган Дж. К. История итальянского искусства. – М., 1990. – Т.2.

4. Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. – М.,1990.

5. Барока ў беларускай культуры і мастацтве. – Мн., Беларуская навука, 2001.

6. Бенуа Н. А. История русской живописи в XIX веке. – М., 1995.

7. Брук Я. В. У истоков русского жанра. XVIII век. – М., 1990.

8. Гісторыя беларускага мастацтва ў 6 тамах. – Мн., 1987-1989.

9. Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. – СПб., 1994.

10. Даниэль С. М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. – Л., 1986.

11. Дробаў Л. Беларускія мастакі XIX ст. – Мн., 1971.

12. Евангулова О. С., Карев А. А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. – М., 1994.

13. Жывапіс Беларусі XII – XVIII ст. Склад. Н. Высоцкая. – Мн., 1980.

14. Западноевропейская художественная культура ХYIII в. М., 1980.

15. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. – М., 2000.

16. Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 1999.

17. Искусство XVIII века / Под ред. А. М. Кантора.- М., 1977 (Малая история искусств).

18. Карев А. А. Русское искусство XVIII века. Учебное пособие для вузов. – М., 1995.

19. Лазука Б. А. Беларускае барока: Гісторыка-тэарэтычныя прадлемы стылю. – Мн., Беларусь, 2001.

20. Лазука Б. А.Слоўнік тэрмінаў: архітэктруа, выяўленчае і дэкаратыўна-прыкладное мастацтва. – Мн., Беларусь, 2001.

21. Раздольская В. И. Искусство Франции второй половины XIX в. – М., 1981.

22. Русецкий А., Русецкий Ю. Художественная культура Витебска. – Мн., 2001.

23. Сарабьянова Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. – М., 1980.

24. Чантурия В. Архитектурные памятники Белоруссии – Мн., 1982.

25. Чарняўская Т. Архітэктура Віцебска: з гісторыя планіроўкі горада. – Мн., 1980.

26. Шматаў В. Беларуская кніжная гравюра XVI – XVIII ст. – Мн., 1984.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.249.19 (0.125 с.)