Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и функции финансов. Финансовая система
Понятие финансы образовалось от позднелатинского слова financial, которое означало денежный платеж. Финансы – это отношения между людьми по поводу образования и использования денежных фондов. Фонды – это ресурсы, которые находятся в общественной собственности или имеют общественное значение. Средства денежных фондов выступают как финансовые ресурсы, а отношения по поводу их образования, распределения и использования – как финансовые отношения. Финансовые ресурсы – это материальная основа, объект финансовых отношений. Сами финансовые отношения являются сущностью и содержанием финансов. Денежные отношения, не связанные с формированием и использованием денежных фондов, не являются финансовыми отношениями. Да, денежные отношения между физическими лицами, в том числе и отношения между ними по поводу купли-продажи товаров, как правило, не связанные с формированием и использованием денежных фондов, поэтому, как правило, не является финансовыми отношениями. Возникновение финансов связано с возникновением денег и государства. Финансовые ресурсы нужны были государству для удовлетворения потребностей государственной власти, в первую очередь, для содержания войска. Любая власть является общественной силой, а ресурсы для ее содержания имеют общественное значение, выступают как фонды. Поэтому важнейшей функцией финансов является воспроизводительная функция. В современных условиях за счет финансовых ресурсов содержатся и воспроизводятся органы государственной власти и местного самоуправления, а также значительная часть непроизводственной и социальной сферы экономики. Второй функцией финансов является регулирующая функция. С помощью налогов, процентных ставок и других финансовых рычагов государство регулирует направления и темпы развития экономики. Следующая функция финансов – распределительная. Через государственный и местные бюджеты перераспределяется подавляющая часть валового общественного продукта и национального дохода. Контрольная функция финансов заключается в том, что с помощью финансовых показателей и финансовых документов можно контролировать деятельность как органов власти, так и хозяйствующих субъектов, в первую очередь, их доходы и расходы.
Усиление роли денег и государства вызывает усиление роли финансов. Совокупность финансовых отношений составляет финансовую систему. Финансовой системой также называют совокупность финансовых учреждений. Основными звеньями финансовой системы являются: государственный бюджет, централизованные целевые (специализированные) фонды, финансы предприятий, местные финансы. Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства, или основной финансовый план государства. Государственный бюджет является централизованным фондом денежных ресурсов, которые находятся в непосредственном распоряжении правительства. Структура доходов и расходов Государственного бюджета Украины определяется бюджетной классификацией. Основными статьями доходов Государственного бюджета Украины являются налоги, доходы от внешнеэкономической деятельности, платежи за транзитную транспортировку нефти и газа по украинским трубопроводам, доходы от приватизации государственного имущества, ссуды. Основные статьи расходов – на социальную защиту населения, на финансирование народного хозяйства, в т.ч. экологические расходы, на оборону, на управление, на обслуживание внешнего долга. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и выполнения Государственного бюджета Украины определяется Законом Украины “О бюджетной системе Украины”. В бюджетную систему Украины кроме Государственного бюджета Украины входят бюджет Автономной республики Крым и местные бюджеты. Совокупность всех бюджетов составляет сводный бюджет. Следующим звеном финансовой системы являются централизованные целевые (специализированные) фонды. Они делятся на бюджетные и внебюджетные. Целевые бюджетные фонды включены в бюджет и выделяются в бюджете. В Украине к централизованным целевым бюджетным фондам принадлежат: 1) Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения (Фонд Чернобыля); 2) Государственный фонд содействия занятости населения; 3) Фонд развития топливно-энергетического комплекса; 4) Государственный целевой фонд развития промышленности;
5) Государственный инновационный фонд; 6) Фонд социального страхования; 7) Фонд охраны окружающей естественной среды; 8) Государственный дорожный фонд. Централизованными внебюджетными фондами в Украине являются: 1) Пенсионный фонд Украины; 2) Фонд содействия производству и внедрению приборов учета потребления газа в быту; 3) Фонд социальной защиты инвалидов; 4) Государственный фонд содействия конверсии; 5) Государственный фонд охраны труда. Виды целевых фондов постоянно изменяются. Например, до 1997 года Пенсионный фонд включался в Государственный бюджет, а Фонд социального страхования был внебюджетным. В 1997 году Законом Украины “О государственном бюджете Украины на 1997 год” Фонд социального страхования был включен в Государственный бюджет, а Пенсионный фонд выделен как государственный внебюджетный. Если централизованные целевые бюджетные фонды находятся в распоряжении правительства, то внебюджетные фонды находятся в распоряжении специальных органов, поэтому по сравнению с бюджетными перераспределение средств этих фондов и их использование осуществляется более оперативно. Они создаются для достижения определенных целей. С достижением этих целей они ликвидируются, поэтому в финансовой системе постоянно идет процесс создания новых и расформирования “отработанных” внебюджетных фондов. Важным звеном финансовой системы являются финансы предприятий. Предприятия всех форм собственности не только принимают участие в создании централизованных фондов, но и создают собственные денежные фонды: амортизационные, страховые, фонд заработной платы и другие. Отношения по поводу образования и использования этих фондов составляют финансы предприятий. Одним из звеньев финансовой системы являются местные финансы. Они включают в себя местные бюджеты и внебюджетные фонды местных органов власти. К местным бюджетам относятся областные, городские, районные, районные в городах, поселковые и сельские бюджеты. Законом Украины “О бюджетной системе Украины” запрещается использовать бюджетные средства для финансирования внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды могут образовываться за счет поступлений от необязательных платежей, добровольных взносов физических и юридических лиц, других внебюджетных источников.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.007 с.) |