Механизм регулирования смешанной национальной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм регулирования смешанной национальной экономики



Смешанные национальные экономики являются рыночными, поэтому регулируются рынком, то есть законами рынка: законом стоимости, законом спроса и предложения, законом денежного обращения. Однако рынок не может решить многих социально-экономических проблем, в частности, обеспечить социальную справедливость (равный доступ к образованию, лечению, проблему выравнивания доходов, обеспечения рабочими местами), обеспечить оборону, охрану общественного порядка, охрану окружающей среды, регулирования денежного обращения. Рынок не может сам избавиться от монополизма. Поэтому рыночное регулирование должно дополняться государственным. Государство регулирует экономику с помощью административных и экономических методов.

Административные методы, связанны с использованием правовых норм и сводятся к запрещениям, разрешениям и принуждениям (возложениям обязательств). К административным методам принадлежит антимонопольное законодательство, направленное на ограничение монополизма. Экологическое право регулирует вопрос охраны окружающей среды, связано с запрещением загрязнения земли, воды воздуха, всей окружающей среды.

С помощью правовых норм государство может регулировать любые экономические отношения и процессы. Проблема заключается лишь в эффективности такого регулирования, важно, чтобы оно способствовало, а не мешало развитию экономики. К административным методам принадлежит использование квот, стандартов, минимумов заработной платы, пенсии и тому подобное, планирование цен, обязательных показателей.

К экономическим методам регулирования экономики принадлежат методы регулирования денежного обращения, ставки процента, валютного курса, бюджетное регулирование.

Основными инструментами регулирования денежного обращения является установление нормы обязательных денежных резервов, ставки межбанковского кредита, продажа государственных облигаций Национальным банком.

Важным финансовым рычагом регулирования экономики является ставка банковского процента. Ее регулирование Национальным банком позволяет регулировать инвестиционные процессы, объемы производства, занятость, влиять на курс акций.

Следующим важным финансовым инструментом регулирования экономики являются налоги. С помощью налогообложения можно остановить развитие экономики, или сильно его затормозить, можно и значительно ускорить. Чем более эффективна налоговая система той или иной страны, тем более эффективна экономика этой страны. С помощью налогов можно регулировать отдельные стороны экономики, решать отдельные экономические проблемы, например стимулировать спонсорство, рекламу, чистоту улиц, повышения качества продукции, расширения экспорта или импорта, роста народонаселения и т.п.

Одним из важнейших методов регулирования экономики является бюджетный метод, то есть метод регулирования государственных расходов. Сокращая или увеличивая те или иные выплаты из бюджета можно определять направления, характер развития экономики. Это комплексный метод, который соединяет в себе и экономические, и административные методы.

Основной формой регулирования смешанной национальной экономики является программирование экономики. Если советская экономика управлялась с помощью директивных планов, то смешанная экономика управляется с помощью целевых программ. Целевые программы разрабатываются учеными экономистами на основе социально-экономических прогнозов и экспертных оценок экономистов, социологов и других ученых. Особенно развито прогнозирование в США. Программы могут быть одноцелевые и многоцелевые или комплексные. Для достижения одной и той же цели может быть разработано несколько альтернативных программ. Разработка программы предшествует или идет параллельно с разработкой проекта бюджета. Высший законодательный орган страны, утверждая государственный бюджет, отбирает и утверждает соответствующие программы. Для выполнения целевых программ привлекаются как государственные, так и частные (негосударственные) предприятия на основе осуществления государственных заказов. Государственные заказы, в свою очередь, осуществляются на основе разнообразных тендеров, конкурсов. В связи с этим имеет место лоббирование в законодательных органах интересов тех или иных фирм.

Программирование дополняется индикативным планированием: краткосрочным – (1-2 года); среднесрочным (5 лет); долгосрочным (10 лет). Индикативные планы не являются обязательными к выполнению предприятиями. Они служат сигнализатором для предприятий, бизнесменов, сигнализируют о том, что планирует осуществить правительство, государство и дает возможность бизнесменам, предприятиям (в целом частному капиталу) определяться с инвестициями, производственной программой, то есть с направлениями своей деятельности на плановый период.

Реализация целевых программ и индикативных планов осуществляется на основе не только государственных, но и частных капиталовложений. Таким является механизм регулирования смешанной национальной экономики. Близким к нему должен быть и механизм регулирования социалистической экономики.

 

ЛЕКЦИЯ 8. ИЗДЕРЖКИ И ДОХОДЫ

 

1. Издержки производства: сущность и формы

2. Сущность и формы доходов

3. Прибыль и цена производства

4. Ценообразование. Структура и виды цен в рыночной экономике

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.006 с.)