Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Советский период развития социологии
Критика буржуазной социологии советскими обществоведами и подготовленный в результате перелом в развитии отечественной науки. Возобновление конкретных социологических исследований в 50-е годы ХХ века. Постепенное включение советских социологов в международную научную жизнь. Возвращение к дискуссии о взаимоотношении социологии и исторического материализма. Расширение социологической проблематики в работах по смежным дисциплинам (философии, истории и др.) Изучение достижений западной социологии. Основание Советской Социологической ассоциации (1958), затем Института социологии АН СССР. Тематика научных исследований: теория и история социологии, методика и техника конкретных социологических исследований, отраслевая социология. Издание научной и учебной литературы. Выход в свет трудов ученых-социологов: Г.М. Андреевой, И.В.Бестужева-Лады, И.А. Голосенко, Б.А. Грушина, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомыслова, Л.Г. Ионина, И.С. Кона, Ю.А. Левады, Г.В. Осипова, М.Н. Руткевича, А.Г. Харчева, В.А. Ядова и др. Дискуссии о предмете, структуре и функциях социологии, о соотношении эмпирического и теоретического уровней познания. Основание журнала “Социологические исследования” (1974). Рост удельного веса социологической тематики в журналах “Вопросы философии” и “Философские науки”. Начало создания в вузах страны кафедр социологии, отделений, а затем и социологических факультетов (70-е - 80-е годы). Введение социологии в программы средних школ. Качественные сдвиги в развитии социологии в результате систематической подготовки профессиональных социологов и применения электронной техники. Появление новой тематики в началом перестройки и в постперестроечный период.
Образовательные технологии. Преподавание дисциплины «История русской философии» должно включать в себя следующие образовательные технологии: - проведение аудиторных занятий с использованием мультимедийных технологий; - обеспечение студентов программами курса, планами проведения семинарских занятий, темами докладов и сообщений на наиболее важные темы курса; - проведение дискуссионных бесед, проблемного семинара по эффективному применению творческого наследия классиков русской социологии, семинара по обсуждению содержания, достоинств и недостатков рефератов и эссе студентов;
- проведение диспута по актуальности (неактуальности) теоретических разработок русских социологов-классиков. 7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Вопросы для подготовки к экзамену: 1. Общественно-исторические и социокультурные предпосылки появления социологии в России. 2. Особенности развития социологии в России. 3. Институционализация социологии в России. 4. Основные направления позитивизма в русской социологии, крупнейшие представители. 5. Географическое направление в русской социологии (Л.И. Мечников). 6. Органическое направление в русской социологии (П.Ф. Лилиенфельд). 7. Психологическая школа (Е.В. Де Роберти, Н.И. Кареев). 8. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. 9. Роль Е.В. Де Роберти в развитии русской социологии. 10. Н.И. Кареев как социолог. 11. Субъективная школа в русской социологии (П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский). 12. Неокантианская школа в русской социологии (Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий и др.). 13.: Плюралистическая теория М.М. Ковалевского. 14. Особенности развития марксистской социологии в России (Г.В. Плеханов и В.И. Ленин). 15. П.А. Сорокин: российский период научной деятельности. 16. Социология в СССР после 1917 г. 17. Социальная концепция славянофилов и их размышление о задачах национального образования. 18. Взаимоотношения права и нравственности как проблема неокантианской социологии. 19. Первые в России учебные заведения с социологической специализацией. 20. Понятие нравственного идеала в теориях русских социологов. 21. Вклад М.М. Ковалевского в методологию социологии. 22. Теория исторического процесса П.Л. Лаврова. 23. Психологические основания социологических исследований (на материале трудов Н.К. Михайловского). 24. Теория эмоций в социологических исследованиях Л.И. Петражицкого. 25. Понятие социального прогресса в трудах русских социологов разных направлений. 26. Теория потребностей в социологии П.Л.Лаврова.
27. “Система социологии” П.А.Сорокина, ее значение для развития отечественной и мировой социологии. 28. Принципы генетической социологии, сформулированные М.М.Ковалевским. 29. Теория личности в трудах русских социологов неокантианского направления. 30. Методология социальных наук и взгляд на развитие социологии в труде Б.А. Кистяковского “Социальные науки и право”. 31. История институционализации в России (развитие научной прессы, создание научных обществ, начало социологического образования). 32. Герои и толпа: новое в исследовании общественных явлений (на материале одноименного произведения Н.К. Михайловского). 33. Разработка теории личности в трудах Н.И. Кареева. 34. Биосоциальная гипотеза Е.В. де Роберти и понятие надорганического. 35. Социальная патология и средства ее терапии (П.Ф.Лилиенфельд). 36. Е.В. де Роберти о взаимоотношениях философии и социологии. 37. Интеллигенция как социальный феномен (по материалам научных трудов социологов России). 38. Взгляд на историю социологов неокантианского направления (П.И.Новгородцев, В.М.Хвостов). 39. История социологии как предмет специального исследования в трудах Н.И.Кареева, М.М.Ковалевского и других социологов России. 40. Н.И.Ножин - первый ученый-социолог (значение его идей для развития научной социологии в России). 41. Неопозитивизм в русской социологии: важнейшие предпосылки, главные отличительные черты. 42. Кризис науки и культуры в конце 19 века и его отражение в социологии. 43. Теория общества К.Маркса и В.И.Ленина. 44. Марксизм-ленинизм как теория социального конфликта. 45. Теория социального развития в трудах русских социологов-марксистов. 46. Основные идеи социально-нравственных доктрин русской религиозной философии. 47. «Система социологии» П.А. Сорокина: значение этого труда для последующего развития социологии. 48. Теоретическое наследие русской социологии и современности. Критерии оценки подготовки студента по дисциплине «отлично» ставится, если студент демонстрирует содержательный и логично выстроенный ответ на основе знания им историко-социологического материала, ориентируется в различных теоретико-исторических подходах к проблеме, знает первоисточники. «хорошо» ставится, если студент в основном знает, но не полностью раскрывает содержание вопроса, ориентируется в содержании и смысле предлагавшихся первоисточников и хорошо справляется с дополнительными вопросами по содержанию билета. «удовлетворительно» ставится, если студент слабо и поверхностно раскрывает содержание вопроса, слабо ориентируется в дополнительных вопросах, т.е. слабо знает курс в целом, удовлетворительно ориентируется в содержании первоисточников. «неудовлетворительно», если он не раскрывает содержания вопроса, совсем не ориентируется в дополнительных вопросах, связанных с темой его ответа, имеет крайне смутное представление о первоисточниках, их названии, авторах, содержании и не представляет даже общего содержания пройденного курса. Планы практических занятий
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.007 с.) |