Классические теории социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классические теории социологии



Примерная программа

Наименование дисциплины «История социологии»

Рекомендуется для направления подготовки

Социология

 

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Распределение часов по разделам, темам и видам занятий

№ п/п Тема Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
        Все-го ЛК ПЗ КСР СРС Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
1. История социологии как наука. Периодизация истории социологии. Исторические, научные и философские предпосылки оформления социологии   1-2           Провести сравнительный анализ работ Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре» и А. Фергоюссона «Опыт истории гражданского общества»
2. Позитивистский проект социологии: Анри де Сен-Симон и Огюст Конт   3-4           Конспект работы О. Конта «Дух позитивной философии»
3. Социологическая теория Герберта Спенсера               Эссе на тему: «Теория прогресса Г. Спенсера»
4. Социологическая теория Эмиля Дюркгейма   6-7           Эссе на тему: «Что такое социологизм?»
5. Марксизм и марксистская социология в XIX веке: Карл Маркс и Фридрих Энгельс   8-10           Работа по сравнительному анализу теории капиталистического общества К. Маркса и А. Смита
6. Оформление понимающей социологии: Макс Вебер               Реферат по работам М. Вебера, посвященным методологии понимания в социологии
7. Социологическая теория Георга Зиммеля   14-15           Контрольная работа на тему: «Что такое принцип методологического индивидуализма в социологии Г. Зимммеля»
8. Ранняя американская социология: Ульям Самнер, Альбион Смол, Аесли Уорд, Франклин Рузвельт   16-20           Эссе на тему: «В чем специфика ранней американской социологии по сравнению с европейской социологией XIX в.?»
  Промежуточная аттестация               Экзамен
  Итого                

 

5.2. Содержание учебной дисциплины.

Тема 1. История социологии как наука. Периодизация истории социологии. Исторические, научные и философские предпосылки оформления социологии

1. Предмет и метод историко-социологического знания. Принципы периодизации и подходы к периодизации истории социологии (позитивистский, понимающей социологии, реалистский, институциональный).

2. Исторические и социально-экономические предпосылки возникновения социологии. Европейские буржуазные революции. Становление общества модерна: промышленный капитализм, гражданское общество, государство модерна.

3. Научные и культурные предпосылки. Оформление науки Нового времени, политических и правовых учений Просвещения (концепция закона; порядка; теории общественного договора; естественного права; теория прогресса); экономические и моральные учения XVIII–XIX вв. Утилитаризм и моральная философия Шотландской школы.

Тема 2. Позитивистский проект социологии: Анри де Сен-Симон (1760–1825) и Огюст Конта (1798–1875)

1. Социологические идеи А. Сен-Симона. Концепция «социального физицизма»; метод социологии. Учение о классах и социальной структуре общества; концепция социального развития и изменения.

2. Социология О. Конта. Позитивизм. Система наук, место социологии в системе наук; метод социологии и ее социальное предназначение. Теория социальной динамики, закон трех стадий, закон двойной эволюции. Теория социальной статики, концепция класса, концепция порядка. Эволюция идей О. Конта.

Тема 4. Социологическая теория Э. Дюркгейма (1858–1917)

«Социологизм». Теория социальной реальности как реальности «sui generis». Теория социального факта. Теория метода. Концепция аномии. Теория общества. Концепция солидарности, типы солидарности (механическая и органическая). Типы обществ и их основные характеристики. Теория социального развития. Факторы социального развития. Теория промышленного общества и его аномии.

Образовательные технологии

Преподавание дисциплины «Классические теории социологии» должно включать в себя следующие образовательные технологии:

- проведение аудиторных занятий с использованием мультимедийных технологий;

- обеспечение студентов сопутствующими раздаточными материалами, тематическими планами и конспектами с целью активизации работы студентов по усвоению материалов учебного курса;

- использование интерактивных обучающих технологий: дискуссии, круглые столы диспуты;

- формирование индивидуальных образовательных интересов посредством проведения учебных исследований и подготовки аналитических докладов.

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Исторические и социально-экономические предпосылки возникновения социологии.

2. Теоретические предпосылки возникновения социологии.

3. Формирование общества модерна как главного объекта социологии.

4. Концепция социологии А. Сен-Симону. Метод социологии и понятие «социального физицизма».

5. Учение Сен-Симона о классах и социальной структуре общества. Концепция социального конфликта.

6. Типология обществ и концепция социального развития А. Сен-Симона.

7. Позитивистская социология О. Конта (Система наук по О. Конту, место социологии в системе наук. Метод социологии).

8. Концепция социальной статики О. Конта. Основные социальные институты, уровни интеграции, классы.

9. Концепция социальной динамики: «закон двойной эволюции», «закон трех стадий».

10. Системы социальной стратификации по Конту. Историческое развитие систем социальной стратификации.

11. Концепция «синтетической философии» Г. Спенсера. Место социологии в системе наук. Методология социологии.

12. Концепция общества как сущности и как организма по Г. Спенсеру. Основные компоненты общества как организма.

13. Концепция социальных институтов Г. Спенсера.

14. Концепция социального развития. Факторы социального развития. Основной закон социальной эволюции.

15. Типология обществ по Г. Спенсеру и их основные характеристики.

16. Исторический материализм как методология марксистской социологии.

17. Теория общества в марксизме. Концепция общественно-экономической формации как теория общества марксизма.

18. Теория классов в марксизме.

19. Марксизм как теория социального конфликта: теория классовой борьбы и революции. Социальный конфликт как механизм социального изменения.

20. Концепция смены общественно-исторических формаций как теория социального развития марксизма. Основные типы общественно-экономических формаций.

21. Источники и механизм социального изменения в марксизме.

22. Концепция капиталистического общества в марксизме. Генезис капитализма.

23. Концепция социологии как науки и социологический метод Г. Зиммеля. Принцип методологического индивидуализма.

24. Г. Зиммель и его «новая» концепция общества.

25. Теория общества как совокупность частных процессов синтеза Г. Зиммеля.

26. «Формальная социология» Г. Зиммеля.

27. Теория социальной формы и общества как совокупности социальных форм. Работа Г. Зиммеля «Социальная дифференциация».

28. Методологические взгляды М. Вебера: концепция понимающей социологии. Работа М. Вебера «Объективность» социально-научного и социально-политического познания».

29. Теория социального действия М. Вебера. Работа «Основные социологические понятия».

30. Теория общества М. Вебера Общественно-ориентированное действие и конвенционально-значимый порядок. Типы социального порядка. Работа «О некоторых категориях понимающей социологии».

31. Совокупность идеальных типов, образующих теорию общества у М. Вебера: целевой союз, институт, союз, объединению по случаю.

32. Концепция социальной стратификации по М. Веберу: «статус-класс-партия».

33. Рационализация как механизм социального развития у М. Вебера.

34. Типы господства у М. Вебера. Процессы рутинизации и легализации харизматического господства.

35. Концепция капиталистического общества у М. Вебера.

36. Ф. Теннис. Концепция социального действия: сущностная воля и избирательная воля.

37. Основные характеристики двух исторических типов общества по Теннису. Работа «Община и общество».

38. Методология социологического исследования. Метод социологии Э. Дюркгейма.

39. «Социологизм» как концепция социального знания по Э. Дюркгейму: концепция социального факта (онтологический и методологический аспекты).

40. Концепция социальной солидарности Э. Дюркгейма: ее типы и основные характеристики соответствующих типов обществ. (Общества «механической» и «органической» солидарности).

41. Концепция общества как организма и органицистская теория развития Э. Дюркгейма. Факторы социального развития.

42. Концепция индустриального общества Э. Дюркгейма.

43. Социология как логико-экспериментальная наука по В. Парето.

44. Концепция логического и нелогического действия.

45. Теория «Осадков и «Производных» В. Парето.

46. Теория общества как эквилибриума у В. Парето. Факторы, определяющие состояние системы. Отношение к идеям прогресса и цикличности.

47. Теория циркуляции элит как теория социального изменения у В. Парето.

48. Психологическое направление в европейской социологии XIX в. Теория Г. Тарда.

49. Школы одного фактора в социологии XIX века.

50. Ранняя американская социология. Главные представители. (У. Самнер, А. Смол, Л. Уорд, Ф. Гиддингс). Краткая характеристика социологических идей.

Критерии оценки подготовки студента по дисциплине

«Отлично» ставится, если студент демонстрирует содержательный и логично выстроенный ответ на поставленный вопрос, ориентируется в различных теоретических подходах к проблеме, выявляет связь с будущей профессиональной деятельностью.

«Хорошо» если студент демонстрирует неполное знание ответов на поставленные вопросы, но при этом ориентируется в основном содержании дисциплинарного курса и может логично ответить на поставленные вопросы.

«Удовлетворительно» ставится, если студент демонстрирует частичное знание дисциплинарного курса и может ответить при условии уточняющих и направляющих вопросов преподавателя.

«Неудовлетворительно» ставится, если студент не раскрывает содержание вопроса и демонстрирует полное отсутствие знаний по изучаемому предмету.

Планы практических занятий

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Учебная

6. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М., 2005.

7. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. – С.-Пб., 1996.

8. Полякова Н.Л. Афанасьев В.В. Немецкая социология. Учебное пособие. М., 2010.

9. История теоретической социологии. Т. 1. Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. – М., 2010.

Первоисточники

10. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

11. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и предназначение. – М., 1995.

12. Зиммель Г. Избранное. Т. 2. – М., 1996.

13. Конт О. Дух позитивной философии. – Ростов-на-Дону, 2003.

14. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.

15. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.. Т. 4.

16. Парето В. Компендиум по общей социологии. – М., 2008.

17. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. – Минск, 1998.

18. Тард Г. Законы подражания. – М., 1992.

19. Теннис Ф. Общность и общество. – Санкт-Петербург, 2002.

20. Уорд Л. Психические факторы цивилизации. – Санкт-Петербург, 2002.

Интернет-ресурсы

http://www.socio.msu.ru – «Электронная библиотека социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, журналы «Социология», Вестник Московского университета;

http://sj.obliq.ru – «Социологический журнал»;

http://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm – «Социологические исследования» (социс).

http://www.inion.ru/index26.php – Электронная библиотека ИНИОН РАН.

Материально-техническое обеспечение:

Учебно-вспомогательные аудитории:

- научная библиотека МГУ,

- библиотека социологического факультета МГУ,

- научно-методический центр,

- центр поддержки творческих инициатив студентов,

- компьютерный класс.

 

9. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов носит комплексный характер. Она, во-первых, осуществляется как контроль его самостоятельной работы по составлению конспектов классических работ изучаемых социологов, целью которого является выявление способности студента понимать содержание научного текста, анализировать теории, их интерпретировать и обобщать. Во-вторых, как написание контрольной работы по одному или двум вопросам из перечня экзаменационных вопросов в рамках пройденного материала.

Первая аттестация:

конспекты №№ 1–6; вопросы для контрольной работы 1–22.

Вторая аттестация:

конспекты №№ 7–15; вопросы для контрольной работы 23–50.

Образовательные технологии.

Преподавание дисциплины «История русской философии» должно включать в себя следующие образовательные технологии:

- проведение аудиторных занятий с использованием мультимедийных технологий;

- обеспечение студентов программами курса, планами проведения семинарских занятий, темами докладов и сообщений на наиболее важные темы курса;

- проведение дискуссионных бесед, проблемного семинара по эффективному применению творческого наследия классиков русской социологии, семинара по обсуждению содержания, достоинств и недостатков рефератов и эссе студентов;

- проведение диспута по актуальности (неактуальности) теоретических разработок русских социологов-классиков.

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Вопросы для подготовки к экзамену:

1. Общественно-исторические и социокультурные предпосылки появления социологии в России.

2. Особенности развития социологии в России.

3. Институционализация социологии в России.

4. Основные направления позитивизма в русской социологии, крупнейшие представители.

5. Географическое направление в русской социологии (Л.И. Мечников).

6. Органическое направление в русской социологии (П.Ф. Лилиенфельд).

7. Психологическая школа (Е.В. Де Роберти, Н.И. Кареев).

8. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

9. Роль Е.В. Де Роберти в развитии русской социологии.

10. Н.И. Кареев как социолог.

11. Субъективная школа в русской социологии (П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский).

12. Неокантианская школа в русской социологии (Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий и др.).

13.: Плюралистическая теория М.М. Ковалевского.

14. Особенности развития марксистской социологии в России (Г.В. Плеханов и В.И. Ленин).

15. П.А. Сорокин: российский период научной деятельности.

16. Социология в СССР после 1917 г.

17. Социальная концепция славянофилов и их размышление о задачах национального образования.

18. Взаимоотношения права и нравственности как проблема неокантианской социологии.

19. Первые в России учебные заведения с социологической специализацией.

20. Понятие нравственного идеала в теориях русских социологов.

21. Вклад М.М. Ковалевского в методологию социологии.

22. Теория исторического процесса П.Л. Лаврова.

23. Психологические основания социологических исследований (на материале трудов Н.К. Михайловского).

24. Теория эмоций в социологических исследованиях Л.И. Петражицкого.

25. Понятие социального прогресса в трудах русских социологов разных направлений.

26. Теория потребностей в социологии П.Л.Лаврова.

27. “Система социологии” П.А.Сорокина, ее значение для развития отечественной и мировой социологии.

28. Принципы генетической социологии, сформулированные М.М.Ковалевским.

29. Теория личности в трудах русских социологов неокантианского направления.

30. Методология социальных наук и взгляд на развитие социологии в труде Б.А. Кистяковского “Социальные науки и право”.

31. История институционализации в России (развитие научной прессы, создание научных обществ, начало социологического образования).

32. Герои и толпа: новое в исследовании общественных явлений (на материале одноименного произведения Н.К. Михайловского).

33. Разработка теории личности в трудах Н.И. Кареева.

34. Биосоциальная гипотеза Е.В. де Роберти и понятие надорганического.

35. Социальная патология и средства ее терапии (П.Ф.Лилиенфельд).

36. Е.В. де Роберти о взаимоотношениях философии и социологии.

37. Интеллигенция как социальный феномен (по материалам научных трудов социологов России).

38. Взгляд на историю социологов неокантианского направления (П.И.Новгородцев, В.М.Хвостов).

39. История социологии как предмет специального исследования в трудах Н.И.Кареева, М.М.Ковалевского и других социологов России.

40. Н.И.Ножин - первый ученый-социолог (значение его идей для развития научной социологии в России).

41. Неопозитивизм в русской социологии: важнейшие предпосылки, главные отличительные черты.

42. Кризис науки и культуры в конце 19 века и его отражение в социологии.

43. Теория общества К.Маркса и В.И.Ленина.

44. Марксизм-ленинизм как теория социального конфликта.

45. Теория социального развития в трудах русских социологов-марксистов.

46. Основные идеи социально-нравственных доктрин русской религиозной философии.

47. «Система социологии» П.А. Сорокина: значение этого труда для последующего развития социологии.

48. Теоретическое наследие русской социологии и современности.

Критерии оценки подготовки студента по дисциплине

«отлично» ставится, если студент демонстрирует содержательный и логично выстроенный ответ на основе знания им историко-социологического материала, ориентируется в различных теоретико-исторических подходах к проблеме, знает первоисточники.

«хорошо» ставится, если студент в основном знает, но не полностью раскрывает содержание вопроса, ориентируется в содержании и смысле предлагавшихся первоисточников и хорошо справляется с дополнительными вопросами по содержанию билета.

«удовлетворительно» ставится, если студент слабо и поверхностно раскрывает содержание вопроса, слабо ориентируется в дополнительных вопросах, т.е. слабо знает курс в целом, удовлетворительно ориентируется в содержании первоисточников.

«неудовлетворительно», если он не раскрывает содержания вопроса, совсем не ориентируется в дополнительных вопросах, связанных с темой его ответа, имеет крайне смутное представление о первоисточниках, их названии, авторах, содержании и не представляет даже общего содержания пройденного курса.

Планы практических занятий

Образовательные технологии

Преподавание дисциплины «Зарубежная социология ХХ века» должно включать в себя следующие образовательные технологии:

- проведение аудиторных занятий с использованием мультимедийных средств;

- разбор проблемных ситуаций и проведение ролевых игр;

- дискуссии с ведущими отечественными специалистами в области истории и теории социологии в интерактивном режиме.

 

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Все практические занятия посвящены детальному анализу и критическому обсуждению (в форме свободной дискуссии) ключевых работ ведущих зарубежных социологов ХХ столетия. На каждом занятии проводится обсуждение одной конкретной работы (первоисточника) по следующему плану:

1. История создания научного произведения и его замысел.

2. Цель и конкретные задачи научного исследования, представленные в работе.

3. Основная социальная проблема (социальное явление, процесс и т.п.), рассматриваемая в работе и методология ее изучения.

4. Структура работы и детальный анализ содержания ее отдельных разделов.

5. Базовые категории, используемые автором в произведении; обоснование им новых категорий, их дефиниции.

6. Основные научные результаты, полученные автором (его вклад в конкретную область социологического знания).

7. Общая оценка работы и ее критика с учетом современного состояния науки.

Планы практических занятий

Темы курсовых работ

1. Критерии периодизации истории социологической науки

2. Категориальный аппарат Т.Парсонса

3. Общество в структурно-функциональном анализе Т.Парсонса

4. Логика функционального анализа у Р.Мертона

5. Концепция реципрокного детерминизма Альберта Бандуры

6. Теории социального обмена в социологии и их интеллектуальная база

7. Гуманистический психоанализ Э.Фромма

8. Концепция здорового общества Э.Фромма

9. Структурный марксизм в социологии ХХ века

10. Критика капиталистического общества представителями Франкфуртской школы

11. Концепция свободы Ж.Гурвича

12. Место социологии в интеллектуальной культуре общества ХХ века.

 

8. Информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. 1. История социологии в Западной Европе и США / Отв. Ред. Г.В.Осипов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999.
2. 2. История социологии: в 3 кн.: Учебник / Под ред. В.И.Добренькова. - кн. 1. История социологии (XIX - середина XX в.). М., 2004.
3. 3. Козер Л. Мастера социологической мысли. М., 2006.
4. 4. Коллинз Р. Четыре социологических традиции / Пер. с англ. В.Россмана. М.: Издательский Дом «Территория будущего», 2009.
5. 5. Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб.: Нота бене, 1992.
6. 6. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.
7. 7. Тернер Дж. Аналитическое теоретизирование // Теория общества: фундаментальные проблемы / Под ред. А. Ф. Филиппова. М.: Канон-пресс-Ц, 1999.

Дополнительная литература:

1. 1. Арон Р. Воображаемые марксизмы / Пер. с фр. Предисл. и примеч. И. А. Гобозова. 2. Изд. 2-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.
2. 3. Альтюссер Л. За Маркса. М.: Издательство Праксис, 2006.
3. 4. Бандура А.. Теория социального научения / Пер. с англ. под ред. Н.Н.Чубарь. СПб.: Евразия, 2000.
4. 5. Блау П. Исследование формальных организаций // Американская социология: перспективы, проблемы, методы / Пер. с англ. В.В.Воронина и Е.В.Зиньковского. М.: Издательство «Прогресс», 1972.
5. 6. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: ПИТЕР, 2007.
6. 7. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-ПРЕСС, 2000.
7. 8. Козер Л.А. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О.А.Назаровой. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.
8. 9. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.
9. 10. Малиновский Б. Научная теория культуры / Пер. с англ. И.В.Утехина. 2-е изд. М.: ОГИ, 2005.
10. 11.Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.
11. 12. Миллс Ч. Р. Властвующая элита / Пер. с англ. М.: Иностранная литература, 1959.
12. 13. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: Сб.: Пер. с исп. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
13. 14. Парк Р.Э. Город как социальная лаборатория // Рабочие тетради по истории и теории социологии. Вып. 1. М., 1992. С. 58 - 71.
14. 15. Сорокин П. Социологические теории современности. М.: ИНИОН, 1992.
15. 16. Парсонс Т. Структура социального действия // Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000.
16. 17. Парсонс Т.Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А.Седова и А.Д.Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998.
17. 18. Рэдклифф-Браун А.Р. Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. М.: «Канон-Пресс-Ц», «Кучково поле», 2001.
18. 19. Фромм Э. Здоровое общество / пер. с англ. Т.Банкетовой. М.: Изд-во АСТ:АСТ МОСКВА; Хранитель, 1995.
19. 20. Хальбвакс М. Социальные классы и морфология / Пер. с фр. А.Т. Бибкова, Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб: Издательство «Алетейя», 2000.
20. 21. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения: философские фрагменты. М.: Издательство: Медиум, Ювента, 1997.

Примерная программа

Наименование дисциплины «История социологии»

Рекомендуется для направления подготовки

Социология

 

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Классические теории социологии

1. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель изучения дисциплины: сформировать у обучающегося целостную картину развития социологии в XIX – начале XXI века, являющуюся теоретическим основанием как ее последующего дисциплинарного развития в XX–XXI веках, так и ее практического использования.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания дисциплины решаются следующие задачи:

- изучить и осуществить анализ фундаментальных социологических теорий, разработанных в XIX – начале ХХ века;

- выявить методологические подходы и модели теоретического объяснения, заложившие главные тенденции развития социологии и определившие ее современное состояние;

- выявить историческую обусловленность социологического знания и историческую конкретность содержательного наполнения ее теорий;

- продемонстрировать возможность использования социологической теории для адекватного понимания социальной реальности и создания конкретных поведенческих, социальных и политических стратегий.

Дисциплина «Классические теории социологии» является базовой для всего профессионального цикла. Она открывает курс (состоящий из четырех учебных дисциплин) по истории теоретической социологии. Дисциплина содержит историю становления социологического знания во всем многообразии его теорий, проблем, методологических подходов и понятийной специфики. В основу преподавания дисциплины положен принцип целостного подхода к интерпретации классических социологических теорий, содержащих теорию социологического метода, формальную теорию общества, теорию социального развития и материальную теорию общества. Дисциплина изучается в 3 семестре.

 

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

· осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

· способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

· способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);\

· способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

· способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

· способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6).

 

3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

– классические социологические теории XIX – начала ХХ веков, их специфику и оригинальную понятийность;

- основные методологические подходы, оформившиеся в классической социологии и определившие дальнейшее развитие социологии, такие как позитивизм, социология понимания, исторический материализм, социологизм и т.д.;

- основные школы и теоретические направления развития социологии в указанный период;

- теории социального развития и изменения;

- теории общества классической социологии, как формальные, так и материальные;

уметь:

- анализировать теоретическое наследие классических теорий во всем его многообразии;

- применять в профессиональной деятельности знание классической социологической теории для анализа проблем развития и становления социологического знания;

- выстаивать логику развития социологической теории и выявлять механизмы преемственности, традиции и генетической связи социологических идей и теорий;

- использовать знание классических социологических теорий для анализа генезиса и трансформации социальных форм и процессов;

владеть:

- навыками исторического анализа социологического знания, социологических проблем и их решений;

- навыками конкретного исторического увязывания реальных социальных проблем и их научно-теоретического решения в рамках социологического знания;

- навыками использования знания классических социологических теорий в осуществлении научного историко-социологического исследования.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины

Учебная дисциплина «Классические социологические теории» имеет объем 4 зачетные единицы – 144 академических часа. Лекции (ЛК) – 20 часов, практические занятия (ПЗ) – 40, самостоятельная работа студентов (СРС) – 52 часов, контролируемая самостоятельная работа (КСР) – 5 часов. Итоговый контроль – экзамен (27 часов).

 

5. Структура и содержание дисциплины



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.232.196 (0.155 с.)