Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие печатного дела в Украине (с а м о с т о я т е л ь н о)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие печатного дела в Украине является наилучшим подтверждением благотворного влияния ренессансной культуры. В первый период своего существования в конце XVI - началу XVII ст. большинство типографий, которые создавались при братствах, выдавали литературу преимущественно светского устремления. Распространение образования повлекло большой спрос на учебную i научную литературу. Первые книги "Часословець", напечатанные кириллицей, появились в Кракове в 1491 г., где были достаточно значительными украинская i белорусская общины. К этим изданиям примкнул немец по происхождению Швайпольт Фиоль. Языковой украинизм его книг можно объяснить тем, что Фголь пользовался помощью украинских книжников и был исполнителем их заказов. Однако начало книгопечатания непосредственно в украинских землях связано с Иваном Федоровым. Переехав во Львов в 1572 г. и, будучи уже опытным специалистом печатного дела, И. Федоров с помощью мещан учредил типографию и в течение 1574 г. выдал первые украинские "Апостол" и "Азбуку", что имело огромное значение не только для развития инфраструктуры украинской культуры, но и для формирования национального самосознания. Но настоящего размаха ренессансная личность I. Федорова приобрела в Остроге под патронатом К.-В. Острожского - Лоренцо Медичи украинской культуры. Одной из шести книг Iвана Федорова, которые увидели мир в Остроге, является знаменитая Острожска библия (1581), которая стала шедевром печатного искусства XVI ст. Издания впервые было осуществлено церковнословянским языком и долго служило источником для следующих переизданий.
В этот период происходит развитие полемической литературы. Украинские писатели противостояли духовному наступлению католицизма на украинский народ. Полемика между православными и католиками досяга своей кульминации в период подготовки и подписания Брестской Унии в 1596 г. Полемисты гневно обвиняли верхушку православного духовенства в измене национальных интересов народу, много внимания в своих произведениях уделяло развитию духовности, народного образования, воспитанию. Писатели полемисты - Герасим Смотрицький "Ключ царства небесного", Христофор Филарет "Апокрисис", Иван Вишенський "Послание епископам - отступникам от православия" - клеймил верхушку церкви и власть предержащих-господ за издевательство над простым народом, одним из первых выступил против крепостной неволи. Таким образом, Ренессанс в украинской культуре стал следствием сложного и длительного процесса взаимодействия отечественной и европейской культуры. И хотя украинские художники не сформировали целостную ренессансную культуру или стиль, однако творчески переделали лучшие достижения западной Европы, в первую очередь Италии, использовали их для развития собственной нации, формирования собственной государственности. Своеобразие и драматизм Ренессанса в Украине заключается и в том, что пика развития он достигает в период кризиса западного гуманизма, господства контрреформации, национальных i религиозных войн, в одной из которых украинский народ добывал в борьбе свое право на существование. Испытав Свежее дыхание европейского Ренессанса, украинская культура развивалась своим путем, трансформируясь в культуру национального возрождения, которая стала основой государственного возрождения за сутки Б. Хмельницкого и I. Мазепы.
7. Развитие литературы. Полемическая литература. Развитие книжного дела было толчком для развития литературы. Эта сфера культуры в полной мере отображала переходный характер эпохи, то время, когда происходило формирование национального языка, новых стилей и жанров, поднимались новые темы, которые в предыдущие столетия считались запрещенными или ненужными. Наиболее ярко новые тенденции отображала переводная литература. В XVI в. были переведены и опубликованы разные научные трактаты и справочники, например, медицинский справочник "Аристотелю врата". Распространяются переводы Святого письма. Одним из наиболее ценных считается "Пересопницкое Евангелие", созданное в 1561 г. Перевод с болгарского языка и подготовка текста были сделаны монахами Пересопницкого монастыря на Волыни. Причем перевод Святого письма впервые сделан на "простой" украинский тогдашний язык. Наряду с переводной литературой появляются оригинальные произведения. В XVI ст. отмечается расцвет украинского эпоса - создаются думы, баллады, исторические песни, которые Т.Шевченко ставил выше гомеровских поэм. Например, популярными были циклы дум "Маруся Богуславка", "Самiйло Кiшка" и др. Эпические произведения посвящены освободительной тематике, в них воспеваются рыцарство и героизм, братство и верность православию. Всплеск литературного процесса в Украине был связан с Брестской церковной унией. Заметное место в этой ситуации в литературном творчестве занял жанр полемичной литературы, который возник как реакция на экспансию католической церкви в Украине. Писатели-полемисты Мелетий Смотрицький в произведении "Тренос" (грец. - "плач" - плач православной церкви через отступничество ее детей); Захарий Копистенський в "Палинодий" ("книга обороны"), Иван Вишенський в "Совете об очистке церкви" выступали против вмешательства польского правительства в дела православной украинской церкви, разоблачали его политику по принципу "чем хуже, тем лучше". Однако полемисты не ограничивались проблемой борьбы с наступлением католицизма. В своих произведениях они затрагивали вопрос реформирования самой православной церкви, коллективного управления ее делами, высмеивали отсталость и консерватизм православных иерархов. Кроме того, поднимались и социально-политические проблемы: неравноправности людей, эксплуатации человека человеком и одного народа другим. Особенный полемичный пафос выделяет произведения Ивана Вишенського. Например, в "Послании к епископам" он разоблачает духовенство как стяжателей, которые забыли Бога. Единственным способом спасения человека от эгоизма и жестокости мира он считал монашество. Сам Вишенський эмигрировал в Грецию и стал монахом-отшельником в одной из святых пещер на горе Афон. В XVI - XVII ст. поэтические произведения чаще всего создавались путешествующими диаконами и поддьяками - учениками духовных школ. Например: Себастиан Кленович - "Роксолания", "Звитяжство богов" и др., Симон Пелакид - "Об Острозьку войну", Дем'ян Наливайко - "О времени", "О старобытном клейноде" и др., Мелетий Смотрицький - "Лямент в мире убогих"., Касиян Сакович - "Стихи на жалостный погреб благородного рыцаря Петра Конашевича-сагайдачного". Украинские поэты часто использовали библейские темы, много внимания уделялось проблемам морали, религии, что отвечало тогдашним вкусам. В то же время в этих произведениях редко присутствующие художественные обиды, иносказание, метафора. Все это добавляет поэзии XVI - XVII ст. кое-что наивного, неутонченного характера. Надо учесть и то, что литературной нормы в украинском языке на то время еще не было, в связи с чем стихотворные произведения трудно воспринимаются современным читателем. Однако украинская поэзия XVI - первой половины XVIII ст. переживала важный этап своего развития. В XVIII ст. наибольшие достижения поэтического искусства были связаны с именем Григория Сковороды. В XVII ст. популярной становится драматургия. Наиболее распространенными были два вида драмы: религиозная и школьная. Религиозная драма, в свою очередь, разделялась на три формы: мистерия - таинство искупления грехов людей Иисусом Христом; миракл - события жизни святых и девы Марии; моралите - драмы, в которых выступали аллегорические фигуры Души, Любви, Гнева, Зависти и др. и велись разговоры поучительного характера. Школьная драма разрабатывала не только религиозные, но и светские темы. Ее цель заключалась прежде всего в помощи ученикам и студентам в их изучении произведений греческих и римских авторов, а также Библии. Поэт Дмитрий Туптало создал рождественскую драму "Комедия на Рождество христовое", Симеон Полоцкий - драму "О Навуходоносоре", Григорий Кониський - "Воскресенье мертвых". Своеобразным литературным жанром были летописи. Не будучи историческими исследованиями в полном смысле, летописи сочетают черты науки и искусства. Если первые редакции Киевской летописи, созданной в начале XVI ст., тяготели к древнерусской стилистике, то более поздние редакции имеют признаки нового времени. В XVII в. появились летописи, которые отобразили наиболее яркие и важные события того времени, - формирование казачества, Освободительную войну в 1648-1657 г. и др. - летопись Самовидця, Григория Грабянки, Самийла Величка, монастырские летописи. Наравне с документами авторы летописей использовали фольклорные источники, собственные воспоминания. Летописи сыграли важную роль в развитии литературы и науки. Вопрос и задание для самоконтроля знаний 1. Каким образом Возрождение проникало на украинские земли? 2. Какая роль братских школ в развитии культуры в Украине? 3. Когда были созданы Львовская и Киевская братские школы? 4. Какая роль Острозької коллегии? Кто был первым ректором Острозької коллегии? Когда она была создана? 5. Кто был первым книгодрукарем в Украине? Первые типографии и изданные книги. 6. Какое значение имело книгопечатание для распространения образования, научных знаний, культурного развития общества. 7. Охарактеризуйте развитие литературы в 16 - поч. 17 в. 8. Какую роль сыграла полемичная литература? Кого из писателей полемистов запомнили? 9. Каким образом развивалось летописание? Какие события описывались в летописях 16 - 17 в.? 10. Сделайте вывод относительно развития украинской культуры конца 14 первых половин 17 в. 11. В каком виде искусства Украины характернее всего оказались признаки ренессансного стиля? 12. Когда и с какой целью создавались братства в Украине? Назовите самые известные из них. 13. Что такое полемичная литература? Назовите имена выдающихся писателей -полемистов. 14. Расскажите об украинском книгопечатании ренессансных суток. Назовите самые известные печатные издания. 15. Какое значение имело книгопечатание для распространения образования, научных знаний, культурного развития общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.192.214 (0.009 с.) |