Тема 4. Культура Украины конца ХIV - первой половины хvii ст. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Культура Украины конца ХIV - первой половины хvii ст.



Тема 4. Культура Украины конца ХIV - первой половины ХVII ст.

План

1. Украинская культура после татаро-монгольского нашествия ХІІІ-ХV ст.

2. Предпосылки и трудности культурного развития XVI - XVII ст.

3. Ренессанс в украинской культуре.

4. Развитие образования в конце XV - XVIст.

5. Просветительское значение братских школ.

6. Развитие печатного дела.

7. Развитие литературы. Полемическая литература.

 

В конце XV ст. в Польше и Литве начинается культурный подъем. Здесь распространяются идеи гуманизма, учения Яна Гуса и других деятелей Реформации.

Выходцы из Украины учились в университетах Европы. В документах парижской Сорбонны имена студентов-украинцев, а также бакалавров, магистров встречаются уже со второй половины 14 ст. В середине 15 ст. в Европе было уже несколько докторов украинцев (Юрий Дрогобыч, Павел Русин). Молодежь из Украины - дети шляхтичей, мещан - учились и в Болонском, Краковском, Пражском университетах. Юрий Дрогобыч (1450-1495) в 1481-1482 гг. был ректором университета медицины и свободных искусств в Болонье.

Что касается науки, то в украинских землях приобрели развитие философские и политические взгляды. Математические знания в ХIII - XV ст. не получили особенного распространения.

 

Развитие книжного дела и литературы

Книжное дело в Украине, как и вся культура, в 30-50-е гг. ХIII ст. находилось в очень тяжелом положении. В источниках упоминается книгописание конца XIII ст. в Киево-Печерском монастыре, во Владимире-Волынском, Холме и Львове.

Все они были написаны на пергаменте.

Центрами книжной культуры были Галич при Льве Даниловиче и его сыне Юрии, Холм, Перемышль, Полоцк, Волынь.

При дворе князя Владимира Васильковича - книжника и философа - существовала огромная мастерская для создания книг.

На украинских землях в ХIII - XV вв. знали несколько видов письма. Сначала был "устав" - без наклона, строго геометрической формы, который напоминает современный печатный шрифт. В ХIV в. с распространением делового письма его заменил "полуустав" (буквы меньшие, с легким наклоном). В XV в. начали писать "скорописью", плавно соединяя соседние буквы. Писали столбцами, не разделяя слов, сокращая их за счет гласных, которые часто писали над строкой. Точку использовали произвольно. С XV в. появляется запятая или точка с запятой вместо вопросительного знака.

Среди рукописей XIII ст. преобладали книги, необходимые для осуществления церковного богослужения.

Заметное место занимала византийская церковно-поучительная литература: "Богословие" Иоанна Дамаскина, произведения Максима Сповидныка, сборники слов - торжественники, кормчие книги (сборники церковных и светских законов).

 

Важнейшим жанром литературы этого периода является летописание.

Одним из ярких произведений словесности тех времен есть "Слово о погибели Русской земли" (13 в.). Его считают началом произведения о татаро-монгольском нашествии, которое не сохранилось.

Архитектура и изобразительное искусство ХІІІ-ХV ст. (с а м о с т.)

Архитектура и искусство - это две области, которые больше всего потерпели от татаро-монгольского нашествия. Строительство в Поднепровье фактически было прекращено и развивалось только на территории Галицко-Волынского княжества, базируясь на архитектуре времен Киевской Руси. Данила Галицкий и ее последователи возрождают градостроение, возводят ряд новых крепостей и отстраивают старые, разрушенные ордынцами. Сюда из разоренных монголо-татарами городов прибыло много мастеров. Они основывали ремесленные слободы и выполняли заказ князя.

 

Во второй половине XIII ст. начинается строительство каменных замков в Луцке, Кременце, Хотине. Новые тенденции появляются в культовом строительстве: храмы становятся подчеркнуто торжественными (церкви Успения и Ивана Предтечи в Холме, храмы Иоанна Богослова и Дмитрия в Луцке, церковь Николая во Львове и тому подобное). В их архитектуре византийский стиль приобретает новые формы - переплетаются византийско-русский и готический стили, храмы обильно декорируются резьбой, иногда витражами (церковь Иоанна Златоуста в Холме) и фресками.

С конца XIV ст. на архитектуру начинают влиять изменения в тактике ведения войны и развитие военной техники. Возникают замки, полностью построенные из камня и кирпича, укрепленные крепостными башнями и бойницами (в Луцке, Кременце). Главными заказчиками становятся не только церкви, монастыри и большие феодалы, но и шляхта, окрепшие городские и сельские общины. Укрепляются культурные связи с Западной Европой, в Украине работают мастера из Венгрии и Польши. Все эти тенденции отражаются в строительстве и внутренней отделке безкупольних храмов, в которых вместе с продолжением традиций архитектуры Киевской Руси реализованы творчески переосмысленные достижения Запада.

В XV ст. архитектура все чаще возвращается к киевским традициям. В небольших храмах, построенных городскими и сельскими общинами, ярко оказывается оборонный характер, предопределенный набегами татар и усобицами феодалов.

На иконопись Галицко-волынского княжества конца XIII - XIV ст. повлияла киевская школа. Наиболее популярной темой искусства XIII ст. было заместительство и покровительство (икона Христа-спасителя в Мельнике). Из произведений киевской живописи известные иконы "Богоматерь Печерская" (бл. в 1288 г.), "Игорева Богоматерь", "Николай с житием". Они уже в значительной степени лишены сурового аскетизма, лица нарисованы мягко, детально выписана одежда. В XIV в. усиливаются народные мотивы. Да, в сюжетах композиций "Рождества христовая" и "Успения Богородицы" уже были бытовые и пейзажные элементы. Они присутствующие в росписи стен Кирилловской церкви в Киеве (XIV ст.), Онуфриевской церкви в селе Лаврове (XV ст.), армянского собора во Львове (XIV - XV ст.). Наиболее популярные сюжеты - изображения Юрия змееборца и "Страшного суда". Последний часто приобретал сатирическое и антифеодальное звучание, под воздействием вкусов заказчиков - крестьян и мещан. Мастером, в творчестве которого уже у XV ст. было заметное влияние итальянского искусства эпохи Возрождения, был Петр Ратенський, уроженец Волыни. Его перу принадлежит икона "Богородица" во Владимиро-волынском соборе и так называемая "Петровская икона" в Успенском соборе в Москве.

На вторую половину XIII - XV ст. приходится дальнейшее развитие искусства скоморохов - народных певцов, музыкантов, танцоров. При княжеских дворах концентрировались певцы, которые складывали "хвалу" в честь боевых подвигов князя и его жены. В народной среде были распространены игровые, обрядовые и трудовые песни. История сохранила только отдельные имена придворных поэтов и певцов, в частности знаменитого Митуси из Перемишля.

Во второй половине XIII - XV ст. украинские земли переживали определенную приостановку развития отдельных звеньев культуры, связанную с последствиями монголо-татарского нашествия и потерей Киевом значения политического, торгового и культурного центра Украины-Руси. Главной ячейкой развития украинской культуры в это время становится Галицко-волынское княжество, менее разоренное, которое находилось в более благоприятном геополитическом положении. В культуре XIII - XV в. заметным становится западноевропейское влияние. Его сочетание с местными традициями определило культурное содержание эпохи. Значительных высот достигли научные знания в гуманитарных отраслях: философии, истории. Развивались светские мотивы в литературе. Архитектура храмов приобретает черты готического стиля, распространенного в городском строительстве Европы. Продолжалось развитие разных жанров народного искусства: декоративно-прикладного, музыкального, театрального. Народное творчество обогащалось героическими, освободительными мотивами. Невзирая на постепенную потерю собственной государственности (Орда, Литва, Польша), украинская культура продолжала поступательно развиваться.

Таким образом, невзирая на тяжелые условия иностранного господства, оригинальная и высокохудожественная культура украинского народа, продолжая традиции древнерусской культуры и поддерживая связь с западноевропейской, не только не обветшала, но и сохранила высокий уровень развития.

 

Важнейшим фактором, который влиял на развитие культуры в Украине в этот период, была национально-освободительная борьба украинского народа. Образование Речи Посполитой в результате Люблинской унии в 1569 г. привело к концентрации практически всех украинских земель в единых государственных границах, поставило их население в самые тяжелые политические, социально-экономические условия.

6. Неоднозначной в развитии украинской культуры в XVI - XVII вв. была позиция социальной элиты. Своей меценатской деятельностью прославились князь Константин (Василий) Острожский, князь Юрий Слуцкий, Елизавета (Галшка) Гулечивна.

Однако большинство украинских феодалов, верхушка духовенства в условиях господства Речи Посполитой отдалялись от национальной культуры - языка, традиций, православной веры и воспринимали польскую. Потеря народом своих поводырей, элиты существенно повлияла на развитие культуры.

В этой исторической ситуации роль духовного лидера народа взяло на себя казачество - самобытное общественное сословие, которое сформировалось в XV - XVI ст. Само казачество подхватило традицию национальной государственности, выступило в качестве защитника православной церкви, украинского языка.

Кризисная ситуация в культуре Украины возникла в конце XVIII ст. после того, как в результате трех разделений Польши украинская территория оказалась в составе двух империй - Русской и Австрийской, в которых проводился антиукраинский политический курс.

 

Самым первым и самым влиятельным было Львовское Успенское братство, расцвет деятельности которого приходится на 80-е годы 16 в. С 1585 г. его покровителем стал князь Константи Василий Острожский, а впоследствии - князья Вышенский, Ружински, Потоцкий.

Тема 4. Культура Украины конца ХIV - первой половины ХVII ст.

План

1. Украинская культура после татаро-монгольского нашествия ХІІІ-ХV ст.

2. Предпосылки и трудности культурного развития XVI - XVII ст.

3. Ренессанс в украинской культуре.

4. Развитие образования в конце XV - XVIст.

5. Просветительское значение братских школ.

6. Развитие печатного дела.

7. Развитие литературы. Полемическая литература.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.012 с.)