Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Украинская культура после татаро-монгольского нашествия ХІІІ-ХV ст.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие культуры во второй половине ХIII - XV ст. определялся сложной исторической ситуацией. Накануне монголо-татарского нашествия Киевская Русь разделилась на огромное количество княжеств, независимых друг от друга или некрепко связанных определенными военно-политическими отношениями. Источники насчитывают 18 больших государственных образований, а если учитывать и мелкие, то около 30-ти. В результате отсутствия политического единства, неполного подчинения младших князей старшим князьям, не было и военного единства. Поэтому противостоять большим, хорошо обученым, настойчивым и жестоким войскам монголо-татар князьям Руси было слишком сложно. Уже при первом столкновении на реке Калка в 1223 г. русичи потерпели поражение, но и это не привело к преодолению междоусобных конфликтов. 1237-1240 гг. можно считать наиболее трагическими в истории Киевской Руси. Летописи и археологические источники раскрывают ужасные картины пожаров, уличных боев, массовой гибели людей в Киеве, Чернигове и других городах. Вместе с городами уничтожались и творения культуры, было убито и забрано в плен десятки тысяч людей, среди которых встречалось немало разных мастеров, остальное население убежало в леса, обезлюдели целые области. В 40-х годах ХIII ст. для большинства княжеств Киевской Руси началось иностранное нашествие, которое закончилось лишь через четверть столетия и еще столько же длились периодические набеги казанских, астраханских и крымских ханов. Военные опустошения и тяжелое давление налогов привели к затяжному экономическому упадку. Вопреки мнению некоторых западных ученых, монголо-татары существенно не повлияли на сам характер культуры, которая стояла намного более развитой чем культура завоевателей. Хоть в язык и проникли некоторые слова, принесенные татарами (базар, башня, ботинок, сундук, чердак, колпак, кафтан), в целом культура на Руси развивалась на внутренней основе. Кроме того, находясь под властью степных орд, Киевская Русь хранила связь с византийским миром, что способствовало расцвету духовности в будущем. Даже в трудные для Киевской Руси времена в монастырях и церквях продолжала концентрироваться культурная жизнь.
Наука и образование В распространении образования, как и в развитии многих отраслей культуры, огромную роль играли церкви и монастыри. Перед монголо-татарским нашествием распространение грамотности среди населения было достаточно широким. К сожалению, сведений об образовании в период нашествия очень мало. В основном они касаются Галицко-волынского княжества (впоследствии - королевства), которое в результате своей отдаленности меньше потерпело. Присоединение украинских земель к Великому княжеству Литовскому (кот. Началось в 1340 г. и проходило в несколько этапов) ознаменовало новый период в развитии украинской культуры, в частности образования и наук. В общекультурном отношении Литва значительно уступала Украине - украинский язык стал языком делопроизводства, дипломатии, частной переписки на территории Великого княжества Литовского. Негосударственное положение украинского населения позже негативно отразилось на развитии культуры. В этот период начальные школы существовали в городах, при больших церквях и монастырях и в имениях некоторых магнатов. Учили дяки-"уставники", которым платили зерном и другими продуктами. Изучали чтение, письмо и церковное пение. Учебниками служили "Часослов" и "Псалтырь". При князе Даниле Галицкой при его дворе считалось нормальным знание 5-7 языков. Наивысшим ориентиром в образовании в великокняжеской Украине-Руси было византийское образование, которое основывалось на достижениях многих поколений и по своим уровню занимала господствующие позиции в Европе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.73.6 (0.006 с.) |