Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В конце XV ст. В польше и литве начинается культурный подъем. Здесь распространяются идеи гуманизма, учения яна гуса и других деятелей реформации.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Выходцы из Украины учились в университетах Европы. В документах парижской Сорбонны имена студентов-украинцев, а также бакалавров, магистров встречаются уже со второй половины 14 ст. В середине 15 ст. в Европе было уже несколько докторов украинцев (Юрий Дрогобыч, Павел Русин). Молодежь из Украины - дети шляхтичей, мещан - учились и в Болонском, Краковском, Пражском университетах. Юрий Дрогобыч (1450-1495) в 1481-1482 гг. был ректором университета медицины и свободных искусств в Болонье. Что касается науки, то в украинских землях приобрели развитие философские и политические взгляды. Математические знания в ХIII - XV ст. не получили особенного распространения.
Развитие книжного дела и литературы Книжное дело в Украине, как и вся культура, в 30-50-е гг. ХIII ст. находилось в очень тяжелом положении. В источниках упоминается книгописание конца XIII ст. в Киево-Печерском монастыре, во Владимире-Волынском, Холме и Львове. Все они были написаны на пергаменте. Центрами книжной культуры были Галич при Льве Даниловиче и его сыне Юрии, Холм, Перемышль, Полоцк, Волынь. При дворе князя Владимира Васильковича - книжника и философа - существовала огромная мастерская для создания книг. На украинских землях в ХIII - XV вв. знали несколько видов письма. Сначала был "устав" - без наклона, строго геометрической формы, который напоминает современный печатный шрифт. В ХIV в. с распространением делового письма его заменил "полуустав" (буквы меньшие, с легким наклоном). В XV в. начали писать "скорописью", плавно соединяя соседние буквы. Писали столбцами, не разделяя слов, сокращая их за счет гласных, которые часто писали над строкой. Точку использовали произвольно. С XV в. появляется запятая или точка с запятой вместо вопросительного знака. Среди рукописей XIII ст. преобладали книги, необходимые для осуществления церковного богослужения. Заметное место занимала византийская церковно-поучительная литература: "Богословие" Иоанна Дамаскина, произведения Максима Сповидныка, сборники слов - торжественники, кормчие книги (сборники церковных и светских законов).
Важнейшим жанром литературы этого периода является летописание. Одним из ярких произведений словесности тех времен есть "Слово о погибели Русской земли" (13 в.). Его считают началом произведения о татаро-монгольском нашествии, которое не сохранилось. Архитектура и изобразительное искусство ХІІІ-ХV ст. (с а м о с т.) Архитектура и искусство - это две области, которые больше всего потерпели от татаро-монгольского нашествия. Строительство в Поднепровье фактически было прекращено и развивалось только на территории Галицко-Волынского княжества, базируясь на архитектуре времен Киевской Руси. Данила Галицкий и ее последователи возрождают градостроение, возводят ряд новых крепостей и отстраивают старые, разрушенные ордынцами. Сюда из разоренных монголо-татарами городов прибыло много мастеров. Они основывали ремесленные слободы и выполняли заказ князя.
Во второй половине XIII ст. начинается строительство каменных замков в Луцке, Кременце, Хотине. Новые тенденции появляются в культовом строительстве: храмы становятся подчеркнуто торжественными (церкви Успения и Ивана Предтечи в Холме, храмы Иоанна Богослова и Дмитрия в Луцке, церковь Николая во Львове и тому подобное). В их архитектуре византийский стиль приобретает новые формы - переплетаются византийско-русский и готический стили, храмы обильно декорируются резьбой, иногда витражами (церковь Иоанна Златоуста в Холме) и фресками. С конца XIV ст. на архитектуру начинают влиять изменения в тактике ведения войны и развитие военной техники. Возникают замки, полностью построенные из камня и кирпича, укрепленные крепостными башнями и бойницами (в Луцке, Кременце). Главными заказчиками становятся не только церкви, монастыри и большие феодалы, но и шляхта, окрепшие городские и сельские общины. Укрепляются культурные связи с Западной Европой, в Украине работают мастера из Венгрии и Польши. Все эти тенденции отражаются в строительстве и внутренней отделке безкупольних храмов, в которых вместе с продолжением традиций архитектуры Киевской Руси реализованы творчески переосмысленные достижения Запада. В XV ст. архитектура все чаще возвращается к киевским традициям. В небольших храмах, построенных городскими и сельскими общинами, ярко оказывается оборонный характер, предопределенный набегами татар и усобицами феодалов. На иконопись Галицко-волынского княжества конца XIII - XIV ст. повлияла киевская школа. Наиболее популярной темой искусства XIII ст. было заместительство и покровительство (икона Христа-спасителя в Мельнике). Из произведений киевской живописи известные иконы "Богоматерь Печерская" (бл. в 1288 г.), "Игорева Богоматерь", "Николай с житием". Они уже в значительной степени лишены сурового аскетизма, лица нарисованы мягко, детально выписана одежда. В XIV в. усиливаются народные мотивы. Да, в сюжетах композиций "Рождества христовая" и "Успения Богородицы" уже были бытовые и пейзажные элементы. Они присутствующие в росписи стен Кирилловской церкви в Киеве (XIV ст.), Онуфриевской церкви в селе Лаврове (XV ст.), армянского собора во Львове (XIV - XV ст.). Наиболее популярные сюжеты - изображения Юрия змееборца и "Страшного суда". Последний часто приобретал сатирическое и антифеодальное звучание, под воздействием вкусов заказчиков - крестьян и мещан. Мастером, в творчестве которого уже у XV ст. было заметное влияние итальянского искусства эпохи Возрождения, был Петр Ратенський, уроженец Волыни. Его перу принадлежит икона "Богородица" во Владимиро-волынском соборе и так называемая "Петровская икона" в Успенском соборе в Москве. На вторую половину XIII - XV ст. приходится дальнейшее развитие искусства скоморохов - народных певцов, музыкантов, танцоров. При княжеских дворах концентрировались певцы, которые складывали "хвалу" в честь боевых подвигов князя и его жены. В народной среде были распространены игровые, обрядовые и трудовые песни. История сохранила только отдельные имена придворных поэтов и певцов, в частности знаменитого Митуси из Перемишля. Во второй половине XIII - XV ст. украинские земли переживали определенную приостановку развития отдельных звеньев культуры, связанную с последствиями монголо-татарского нашествия и потерей Киевом значения политического, торгового и культурного центра Украины-Руси. Главной ячейкой развития украинской культуры в это время становится Галицко-волынское княжество, менее разоренное, которое находилось в более благоприятном геополитическом положении. В культуре XIII - XV в. заметным становится западноевропейское влияние. Его сочетание с местными традициями определило культурное содержание эпохи. Значительных высот достигли научные знания в гуманитарных отраслях: философии, истории. Развивались светские мотивы в литературе. Архитектура храмов приобретает черты готического стиля, распространенного в городском строительстве Европы. Продолжалось развитие разных жанров народного искусства: декоративно-прикладного, музыкального, театрального. Народное творчество обогащалось героическими, освободительными мотивами. Невзирая на постепенную потерю собственной государственности (Орда, Литва, Польша), украинская культура продолжала поступательно развиваться. Таким образом, невзирая на тяжелые условия иностранного господства, оригинальная и высокохудожественная культура украинского народа, продолжая традиции древнерусской культуры и поддерживая связь с западноевропейской, не только не обветшала, но и сохранила высокий уровень развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.213 (0.006 с.) |