Культура Галицко-волынского княжества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Галицко-волынского княжества



Культура Галицко-Волынской Руси - одна из самых ярких страниц в истории украинской культуры. На протяжении нескольких веков она, по словам М. Грушевского, оставалась главным центром украинской государственности и культуры, выработанной киевскими временами. Образ "богатого Волиня - красного Галича" сохранился в старинных летописях, исторических источниках, народных переводах. Не позднее X в. на большую часть этих земель распространилось влияние Киевской Руси. Галицкое княжество в 1199 г. перешло во владение волынского князя Романа Мстиславича, в результате чего образовалось Галицко-Волынское княжество.

Галицко-волынское княжество в силу своего географического положения и исторической судьбы находилось под постоянным влиянием разных культур - европейского католицизма и православия. Это повлекло происхождение новой галицко-волынской культуры, которая унаследовала традиции Киевской Руси и вобрала в себя много новаций соседних государств. На сегодня большинство сведений об этой культуре - из письменных и археологических источников.

Главными культурными центрами княжества были большие города и православные монастыри, которые в то же время играли роль основных образовательных центров государства. Ведущую роль в культурной жизни страны занимала Волынь, а именно город Владимир, давнишняя цитадель Романовичей. Город прославился благодаря деятельности князя Василька, которого летописец упоминал как "книжника большого и философа, которого не было во всей земле и после него не будет". Этот князь развил Берестя и Каменец, создал собственную библиотеку, построил немало церквей по всей Волыни, которым дарил иконы и книги.

Вторым по значению культурным центром был Галич, известный своим митрополичим собором, церковью св. Пантелеймона, а также памятками письменности, - Галицко-волынской летописью, которая состоит из двух частей галицкой и волынской, Галицким и Бучацким евангелием. К наибольшим и самым известным монастырям княжества принадлежали Полонинский, Богородичий и Спасский монастыри. Главным монастырем на территории Галицкой епархии был Успенский монастырь в Каневе.

Об архитектуре княжества известно немного. Письменные источники описывают преимущественно церкви, не касаясь светских строений князей или бояр. Данных археологических раскопок также не хватает для точной реконструкции тогдашних сооружений. Остатки храмов Галицко-Волынского княжества в сочетании с записями летописи дают возможность утверждать, что на западнорусских землях оставались крепкими традиции русской архитектуры Киевских времен, но чувствовались новые веяния западноевропейских архитектурных стилей. До сих пор в Свято-Юрском соборе во Львове хранится колокол с 1341 г., который отлил Яков Скора.

В связи с развитием торговли с Западом начинается в ХІІІ ст. в Галичине и на Волыни рост городов. С упадком Киева посредническая роль в торговле между Западом и Востоком переходит в Галичину. Сюда приезжают купцы из Польши, Германии, Венгрии, Греции, с Балкан и закупают продукты местного хозяйства и привозят свой товар. Все это влияло на развитие и обогащение городов, на развитие городской культуры, прикладных искусств, закрепления и создания разнообразия народных обрядов, обычаев и т.п.В рукописных упоминаниях того времени ярко изображено, как были построены в то время и пышно украшены холмские церкви. Настоящим меценатом в деле построения и украшения храмов стал Владимир Василькович. Из всей строительной деятельности Данилы, Василька, Владимира и других князей сохранились к нашим времен лишь руины, но и на основе этих руин и разных случайных находок можно видеть, что искусство в Галицко-волынском государстве было развитое очень высоко. Можно видеть в нем влияния византийского, романского и готического стилей в архитектуре и орнаменте.В это время здесь существовали такие города, как Галич, Долина, Городенка, Коломыя, Рогатин, Рожнятов, Снятин, Тисмениця, Тлумач и другие. С расширением городов строились городские укрепления, разные гражданские и культовые сооружения: княжеские и боярские дворцы, церкви и потому подобное. Лишь в Галиче археологи выявили остатки около 30 каменных преимущественно культовых строений конца ХІІ-ХІІІ веков.На берегу Днестра (сейчас с. Шевченково) до нашего времени сохранилась церковь Пантелеймона (около 1200 г.) Наибольшим храмом древнего Галича был упомянутій Успенский собор, выявленный украинским археологом Я. Пастернаком в 1936 - 1938 годах.

Изобразительное искусство княжества находилось под сильным влиянием византийского. Галицко-волынские иконы особенно ценились в Западной Европе. Немало из их попасло к польским храмам после завоевания княжества. Искусство иконописи галицко-волынских земель мало общие черты с московской иконописной школой 14 - 15 веков. Хотя православные традиции не поощряли развитие скульптуры через ее связь с идолопоклонничеством, на страницах Галицко-волынской летописи вспоминаются скульптурные шедевры в Галичьи, Перемишле и вторых огородах, что вероятно свидетельствует о католических влияниях на мастеров западно русских земель. Моду в декоративном искусстве, особенно в обработке оружия и военных орудий, диктовали азиатские страны.

Высокохудожественной письменной достопримечательностью ХІІІ века является Галицко-Волынская летопись, первая часть которой была составлена в Галиче. Он охватывает события с 1201 по 1292 год и имеет светский характер. В Галицко-Волынской летописи среди многих интересных исторических событий и имен вспоминаются тогдашние галицкие деятели культуры - "премудрый художник" Тимофей, и "Славный певец" Митуса.

Начиная с 13 века на территории княжества распространилась новая для Руси культура западноевропейского рыцарства. Известно, что галицко-волынские князья и бояре неоднократно проводили рыцарские турниры, которые назывались "играми". Вместе с разными заимствованиями по военному делу, развитием межгосударственной торговли и проведением активной внешней политики, на русских землях распространилась латынь, универсальный язык западноевропейского цивилизационного пространства.

Развитие культуры в Галицко-Волынском княжестве способствовало закреплению исторических традиций Киевской Руси. В течение многих столетий эти традиции сохранялись в архитектуре, изобразительном искусстве, литературе, в летописях и исторических произведениях. Однако в то же время западнорусские земли попали под культурное влияние Западной Европы, где галицко-волынские князья и знать искали противодействие агрессии с востока.

Вопросы и задания для самоконтроля знаний

1.Кто из лидеров Киевского государства впервые принял христианство?2. Когда и кем было проведено крещение Руси?3. Какую роль в распространении культуры сыграли монастыри?4. В чем историческое значение принятия на Руси христианства византийского обряда? Какие его позитивные и негативные черты?5. Назовите основателей Печерского монастыря, известных монахов-летописцев, монахов-маляров, монахов-врачей.6. Перечислите письменные литературные памятки Киевской Руси.7. Какое значение имела "Русская Правда"?8. Какие самые известные архитектурные сооружения были созданы в Киевской Руси в 10-12 вв.?9. Какая роль культурного развития Галицко-Волынского княжества?

10. Какое место и значение культуры Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества в контексте мировой культуры?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.009 с.)