Тема 3 Культура Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3 Культура Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества.



Тема 3 Культура Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества.

План

1. Культура дохристианской Руси.

2. Особенности принятия христианства.

3. Письменность и литературная традиция.

4. Образование и научные знания.

5. Искусство Киевской Руси: архитектура, изобразительное искусство, театральное искусство, музыка.

6. Культура Галицко-Волынского княжества.

 

Культура дохристианской Руси

В IХ ст. в Восточной Европе сформировалась раннефеодальное государство - Киевская Русь, которое сыграло важную роль в истории не только восточноевропейской, но и западноевропейской цивилизации. Политическое объединение восточнославянских племен способствовало их этнической консолидации, формированию единой древнерусской народности, ее культуры. В это время возникают города как центры ремесла и торговли. Уже в IX ст. Русь называли за ее пределами Гардарики, то есть "Страной городов".

При раскопках древних городов Киева, Галича, Чернигова, Володимира-Волинського археологи нашли большое количество орудий труда, в частности сельского хозяйства, костяных гребней, украшений из цветного стекла, которые принадлежат к этой эпохе. Больших масштабов достигла добыча железной руды, которая дала возможность русским кузнецам изготовлять высококачественные изделия из железа.

Изменения в социально-экономической и политической сферах, которые сопровождались усилением княжеской власти, неминуемо вызывали изменения и в духовной сфере, в первую очередь, в религии. Известно, что в эпоху военной демократии в восточных славян значительного распространения приобрела языческая религия - политеизм (многобожие). Сначала славяне приносили жертвы "злым" и "добрым" духам (упырям, берегиням), позже - Перуну - богу молнии, Дажбогу - богу Солнца. Жертвы приносили также озерам, рекам, колодцам, поскольку славяне верили в очистительную силу воды.

С усилением социальной и имущественной дифференциации в среде населения Киевской Руси языческая религия перестала выполнять объединительную функцию между разными социальными слоями. Поэтому возникла необходимость замены язычества христианской религией, проникнутой идеями монотеизма, иерархии святых, посмертного вознаграждения.

Оная была заимствована из Византии и официально введена князем Владимиром в 988 г. На Руси еще до введения христианства как государственной религии зарождалась письменность, складывались моральные и правовые нормы, развивалась архитектура, скульптура (в частности деревянная), наблюдалось зарождение театрализованных представлений и т.п.

Духовную культуру дохристианской Руси нельзя считать "примитивной", как иногда утверждают. Она вобрала специфические черты своей эпохи, позже немало ее достижений позаимствовало христианство: рукоделие, произведения декоративного искусства, элементы древней деревянной архитектуры - в каменной, орнаменты - в книгах и потому подобное. Даже некоторые обряды, заклинания, праздники из языческой религии перешли к христианству (Иван Купала - Иоанн Креститель, Перун - Илья-пророк, Велес - Власий, Сварог - святые Козьма и Демьян и др.).

Образование и научные знания

Распространение образованности происходило в тесной связи с укреплением государства, внедрением христианства.

Во времена княжества Владимира Великого были созданы первые государственные школы, в которых учились дети знати. Набор в школы, как свидетельствует летопись, осуществлялся принудительно, поскольку дело было новым, неизвестным и добровольцев было мало.

Новые школы открывались в Киеве, Новгороде, Владимире-Волынском и других городах.

В Древней Руси школы были двух видов. В одних, при монастырях, готовили церковнослужителей. В них преподавали чтение, письмо, пение, богословие. Школы высшего типа, для детей знати, давали, кроме того, знания по философии, риторике, грамматике. Самым распространенным, очевидно, было индивидуальное обучение. Внучка Ярослава Мудрого Анна Всеволодовна в 1086 году учредила в Киеве при Андреевском монастыре женскую школу.

Распространение письменности сопровождалось созданием библиотек. Первые библиотеки создавались при церквях и монастырях. Наибольшая (ее учредил Ярослав Мудрый) находилась в Софийском соборе, и сначала там насчитывалось около 1000 экземпляров книг. Здесь же было организовано переписывание книг. Благодаря этой работе книжный фонд Руси составлял по меньшей мере 130-140 тысяч томов.

В Киевском государстве начался принципиально важный процесс выделения науки в самостоятельную отрасль духовной культуры. Очень важными были связи с Византией - главным оплотом античного наследия, почти утраченного в Западной Европе. Получили популярность отдельные фрагменты из произведений Платона, Аристотеля и Иоанна Дамаскина (византийский религиозный писатель).

Знания о природе давали учебники, переведенные с греческого языка: "Физиолог" - популярная зоология, основанная на реалистичных и фантастических описаниях животных,

и "Шестиднев " - толкование 6 дней сотворения мира.

Часто ученые были одновременно религиозными деятелями. Так, знаменитый писатель и философ Илларион был митрополитом, известный писатель, врач Агапит (Агапий) - монахом Печерского монастыря, философ, оратор Климентий Смолятич - митрополитом, писатель и проповедник Кирилл Туровский - епископом.

 

Первыми медиками на Руси были всевозможные знахари, ведуны, волхвы, против которых выступало духовенство. Но в XI - XII веках место знахаря занимает лечец, или врач. Врачи были, как правило, из монахов.

В ХI веке в Печерском монастыре лечили Демьян-пресвитер и Агапит - "Безмездный лечец" Руси, как его называет "Киево-Печерский патерик".

Итогом накопления данных в разных областях знания стало создание энциклопедий. Первой энциклопедией на Руси стал "Изборник" митрополита Иллариона (в 1073 г.).

 

Характерные черты образования и науки Киевской Руси:

1. Открытость миру, активное заимствование и использование достояния других народов, что выражалось в использовании греческого и латинского языков, широкой переводческой деятельности образовательных центров.

Архитектура

В течение столетий у восточных славян накапливался богатый опыт архитектуры, сложилась национальная традиция градостроения. Долгое время как главный строительный материал использовалась древесина, которая была в изобилии. В центре поселений находились "грады", которые служили для защиты вот врагов, проведения племенных собраний и культовых обрядов. Большинство сооружений в славянских "градах" сооружались из срубов - колод, заключенных в четырехугольные венцы. Из срубов строились и простые хаты, и 2-3 - этажные терема, срубы закладывались в основу крепостных валов.

Качественно новый уровень развития архитектуры связан с переходом от деревянного к каменному и кирпичному строительству. С принятием христианства началось сооружения храмов, которые являют собой самостоятельную древнерусскую переделку византийских образцов.

Первые каменные сооружения были созданы в период княжества Владимира Великого. На центральной площади древнего Киева возвели церковь Успения Богородицы. Церковь была прозвана Десятинной потому, что Владимир специальной грамотой отписал эй десятую часть великокняжеских прибылей. Судьба церкви сложилась трагически: в 1240, когда в Киев ворвались орды Батыя, она стала последним рубежом обороны и была разрушена до основания. В наши дни расчищен и хранится ее фундамент.

 

Воплощением главных архитектурных достижений Руси стал Софийский собор (1037р.) в Киеве, который сохранился к нашим дней, но в очень перестроенном виде. Вон был построен при Ярославе Мудром на месте его победы над печенегами и задуман как символ политического могущества Руссы. Софийский собор стал местом возведения на княжеский и митрополичий престол, местом приема иностранных послов, встреч князя с народом.

По названию Софийский собор в Киеве повторяет константинопольский, но являет собой абсолютно оригинальное, самостоятельное архитектурное сооружение. В своем первичном виде собор являл собой пятинефное крестокупольное здание с тринадцатью куполами (символ Христа и двенадцати апостолов). Двенадцать малых куполов ступенями поднимались к большому центральному куполу. Все сооружение было рассчитано так, чтобы при сравнительно небольшом объеме создать ощущение величия и гармонии.

Изобразительное искусство

Ведущими жанрами изобразительного искусства Киевской Руссы были мозаика, фреска, иконопись и книжная миниатюра.

Жанры монументальной живописи - фреска и мозаика - складывались на основе византийских школ. Фресками - росписями водяными красками по сырой штукатурке - укрывались стены православных храмов. Такая техника требовала от художника высокого мастерства, быстрого и точного нанесения рисунка и красок. Соответственно всю композицию необходимо выполнить в течение одного дня.Зато краски хорошо впитываются, высыхают вместе со штукатуркой, благодаря чему не осыпаются и не выцветают. Рецепты состава красок держались в строгом секрете, передавались от мастера к ученику. Благодаря замечательным свойствам этой техники древнерусские росписи выдержали испытание временем.

Значительной сложностью не только в художественном плане, но и технологическом отмечено искусство мозаики. Мозаичные изображения состояли из смальты - кубиков специального цветного стекла, секрет изготовления которого пришел из Византии и был потерян во время монголо-татарского ига. Цветовая гамма смальты насчитывала огромное количество оттенков (например, зеленой - свыше 30, красной и синей - по 20 и т. д.) При изготовлении золотой смальты тонкую металлическую пластину размещали между слоями прозрачного стекла.

Целый мир древнерусского искусства в единственном ансамбле архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства дошел к нам в киевском Софийском соборе. И мозаики, и фрески выполнены за единственным замыслом, в единственном стиле. Мозаики украшают преимущественно центральную часть собора, прежде всего алтарь.

Фигуры были хорошо видны из любой части помещения и словно оживали, двигались, что производило и производит большое впечатление. Главная мозаика - величественная и суровая фигура Христа-вседержителя на своде центрального купола. Автор выявил глубокое понимание особенностей монументальной живописи: изображение выполнено широкими линиями, большими цветовыми площадями.

 

Наиболее знаменита мозаичная Богоматерь-Оранта. Оранта - название в византийской традиции сюжета с изображением молящейся Богоматери. Дева Мария, которая подняла в молитвенном жесте руки, появляется на золотом мерцающем фоне на своде алтарной апсиды.

В прямой связи с введением христианства находится возникновение и развитие национальной традиции иконописного искусства.

Таким образом, культура Киевской Руси не стала простым продолжением культуры прошлых времен. Глубокие изменения в общественной жизни украинцев (возникновение государства, формирования древнеукраинской народности и т.п.) привели к качественным сдвигам в развитии их культуры, в результате чего она за короткий исторический промежуток времени достигла высокого уровня и заняла достойное место в мировой средневековой культуре. Тесное взаимодействие народной культуры и культуры княжеской, объединяющая их идея единства и могущества Руси, общее чувство патриотизма придавали всей культуре общенародного характера.

Изобразительное искусство княжества находилось под сильным влиянием византийского. Галицко-волынские иконы особенно ценились в Западной Европе. Немало из их попасло к польским храмам после завоевания княжества. Искусство иконописи галицко-волынских земель мало общие черты с московской иконописной школой 14 - 15 веков. Хотя православные традиции не поощряли развитие скульптуры через ее связь с идолопоклонничеством, на страницах Галицко-волынской летописи вспоминаются скульптурные шедевры в Галичьи, Перемишле и вторых огородах, что вероятно свидетельствует о католических влияниях на мастеров западно русских земель. Моду в декоративном искусстве, особенно в обработке оружия и военных орудий, диктовали азиатские страны.

Высокохудожественной письменной достопримечательностью ХІІІ века является Галицко-Волынская летопись, первая часть которой была составлена в Галиче. Он охватывает события с 1201 по 1292 год и имеет светский характер. В Галицко-Волынской летописи среди многих интересных исторических событий и имен вспоминаются тогдашние галицкие деятели культуры - "премудрый художник" Тимофей, и "Славный певец" Митуса.

Начиная с 13 века на территории княжества распространилась новая для Руси культура западноевропейского рыцарства. Известно, что галицко-волынские князья и бояре неоднократно проводили рыцарские турниры, которые назывались "играми". Вместе с разными заимствованиями по военному делу, развитием межгосударственной торговли и проведением активной внешней политики, на русских землях распространилась латынь, универсальный язык западноевропейского цивилизационного пространства.

Развитие культуры в Галицко-Волынском княжестве способствовало закреплению исторических традиций Киевской Руси. В течение многих столетий эти традиции сохранялись в архитектуре, изобразительном искусстве, литературе, в летописях и исторических произведениях. Однако в то же время западнорусские земли попали под культурное влияние Западной Европы, где галицко-волынские князья и знать искали противодействие агрессии с востока.

Вопросы и задания для самоконтроля знаний

1.Кто из лидеров Киевского государства впервые принял христианство?2. Когда и кем было проведено крещение Руси?3. Какую роль в распространении культуры сыграли монастыри?4. В чем историческое значение принятия на Руси христианства византийского обряда? Какие его позитивные и негативные черты?5. Назовите основателей Печерского монастыря, известных монахов-летописцев, монахов-маляров, монахов-врачей.6. Перечислите письменные литературные памятки Киевской Руси.7. Какое значение имела "Русская Правда"?8. Какие самые известные архитектурные сооружения были созданы в Киевской Руси в 10-12 вв.?9. Какая роль культурного развития Галицко-Волынского княжества?

10. Какое место и значение культуры Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества в контексте мировой культуры?

 

Тема 3 Культура Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества.

План

1. Культура дохристианской Руси.

2. Особенности принятия христианства.

3. Письменность и литературная традиция.

4. Образование и научные знания.

5. Искусство Киевской Руси: архитектура, изобразительное искусство, театральное искусство, музыка.

6. Культура Галицко-Волынского княжества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.217 (0.021 с.)