Техническое обеспечение аис предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техническое обеспечение аис предприятий



ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АИС ПРЕДПРИЯТИЙ

Состав технического обеспечения АИС

 

В автоматизированных информационных системах (АИС) предприятий, организаций используются четыре основные группы технических средств, обеспечивающих автоматизацию сбора, передачи, обработки, выдачи информации. Соответствующие технические и программные средства позволяют внедрить на предприятиях современные информационные системы и технологии, обеспечивающие высокий уровень автоматизации планирования, учета, анализа, контроля, других функций и задач управления.

Средства автоматизации сбора, регистрации, ввода данных в ЭВМ: планшетные, листопротяжные, барабанные сканеры, контрольно-кассовые машины (POS-терминалы), сканеры штрих-кодов, считыватели платежных (пластиковых) карточек, терминалы сбора данных, терминалы (устройства) идентификации, в т.ч. сканеры отпечатков пальцев.

Средства передачи данных: маршрутизаторы, мосты, шлюзы,аналоговые модемы, точки доступа, адаптеры для беспроводных сетей, концентраторы, коммутаторы, ADSL-модемы

В корпоративных, локальных вычислительных сетях (ЛВС) концентраторы, коммутаторы, маршрутизаторы, шлюзы, мосты называют коммуникационным (активным сетевым) оборудованием. К средствам передачи данных относятся также сетевые адаптеры (их называют сетевыми платами, картами), которые устанавливаются в компьютеры для подключения к ЛВС.

Средства обработки данных включают различные классы компьютеров: настольные персональные компьютеры (ПК), рабочие (графические) станции, серверы, мэйнфреймы, переносные (портативные) компьютеры, бездисковые рабочие станции, мультимедийные компьютеры.

Средства выдачи данных (вывода, отображения): мониторы (дисплеи) на электронно-лучевой трубке и жидкокристаллические, принтеры матричные, лазерные, струйные, специализированные принтеры сервис-печати (в кассах для печати чеков, билетов, для подкладной печати на карточках, сберкнижках и др.), принтеры этикеток, плоттеры (графопостроители) – печать чертежей, карт.

Требования к техническим средствам АИС предприятий: надежность, аппаратная и программная совместимость, соответствие стандартам безопасности, минимум расходов на приобретение и эксплуатацию, обеспечение высокого уровня автоматизации решения задач и обработки информации в установленные сроки, возможность использования в компьютерных сетях.

При выборе технических средств АИС предприятий учитываются объем обрабатываемой информации, удаленность источников от потребителей информации, состав, сроки решения автоматизируемых задач, количество одновременно решаемых задач, состав системных и прикладных программ.

Примеры автоматизируемых задач, работ и используемых технических средств, систем:

- аналитические расчеты и печать таблиц – ЭВМ + принтер;

- ввод в компьютер данных с платежных поручений – сканер;

- проведение оперативной инвентаризации продукции – ручной терминал сбора данных + ЭВМ;

- учет продажи товаров в магазинах – POS-терминал со сканером штрих-кодов;

- приобретение товаров в Интернет-магазинах – ЭВМ + модем + глобальная сеть.

 

 

Средства и технологии сбора, ввода данных в ЭВМ

 

В АИС предприятий, организаций менеджеры, бухгалтеры, финансисты, экономисты и другие специалисты значительную часть рабочего времени тратят на ручной ввод в компьютеры данных с поступающих товарных, платежных и других документов.

Средства и технологии передачи данных

 

Средства выдачи данных

 

В АИС предприятий, организаций для печати первичных документов, отчетности и другой экономической информации используются в основном лазерные монохромные принтеры и матричные (игольчатые ударного действия). Струйные принтеры применяются для печати товарных, платежных документов реже, в т.ч. из-за относительно высокой стоимости расходных материалов.

В системах массового обслуживания (банках, гостиницах, ресторанах и т.п.), в кассах для печати чеков, счетов, билетов, квитанций используются специализированные матричные и термопринтеры сервис-печати. В магазинах применяются принтеры этикеток с прямой термопечатью и с термопереносом красящего вещества (термотрансферные принтеры). На товарные этикетки можно наносить текстовую, графическую информацию, включая штрих-код.

Различают персональные, офисные и высокоскоростные сетевые лазерные принтеры. Персональный принтер предназначен для вывода данных на печать с одного компьютера, офисный - с нескольких, сетевой – с любого компьютера, подключенного к ЛВС. Например, для нескольких персональных компьютеров отдела, объединенных в сеть, в зависимости от объема одновременно выводимой на печать информации (документов, отчетов и т.п.) может быть использован один офисный или сетевой лазерный принтер. Скорость печати монохромных лазерных принтеров: персональных – 6–8, офисных – 10–16, сетевых – 20 страниц в минуту и выше. Скорость печати лазерных принтеров всех классов постоянно возрастает и, например, для сетевых принтеров составляет несколько десятков страниц в минуту.

Для печати многоэкземплярных первичных документов, больших аналитических таблиц важны следующие характеристики матричных принтеров: скорость черновой (200–450 зн./с) и качественной (50–100 зн./с) печати, печать на бумаге формата А3 (297 х 420 мм – широкий принтер), число одновременно печатаемых копий под копирку (до 4–5), емкость буферной памяти, ресурс печатающей головки (100–200 млн. знаков), плотность печати (10, 12, 15, 17, 20 знаков на дюйм), срок службы. Для высокоскоростной печати используются линейно-матричные принтеры, в т.ч. напольные (скорость печати до 1500 линий в минуту).

Характеристики монохромных лазерных принтеров: максимальная месячная нагрузка 3–15 и более тыс. страниц, скорость печати 6–20 и более страниц в мин., объем памяти 4–8 и более Мбайт, разрешение 600 х 600 и более точек на дюйм, цена печати страницы 1–3 цента. Цена печати страницы на различных моделях цветных лазерных принтеров составляет от 6 до 20 центов.

Основные факторы, учитываемые при выборе лазерных принтеров: соответствие решаемым задачам (выполняемым работам), формат, скорость, качество печати, качество (плотность) используемой бумаги, ресурс, стоимость расходных материалов, объем памяти, совместимость с операционными системами.

Для отображения информации используются мониторы на электронно-лучевой трубке (ЭЛТ) и жидкокристаллические (ЖК, LCD - мониторы). В литературе, периодической печати, нормативных документах устройства отображения информации называют также видеомониторами, дисплеями, видеодисплейными терминалами.

Монитор – один из немногих компонентов компьютерных систем, с которым человек взаимодействует непосредственно. При работе за компьютером основная нагрузка приходится на глаза. Экранное изображение, в отличие от естественного, излучает, а не отражает свет, мелькает, а не остается статичным, текст менее контрастен по сравнению с печатным. Работа за монитором, особенно невысокого качества, приводит к быстрому утомлению. Человек больше всего устает при вводе данных с товарных, платежных и других документов из-за того, что приходится перемещать взгляд с экрана монитора на клавиатуру и документ.

Для решения экономических задач на предприятиях используют в основном ЭЛТ-мониторы 15, 17 дюймов, новые ПК комплектуются ЖК-мониторами..Они занимают значительно меньше места, потребляют относительно мало электроэнергии (20–40 Вт по сравнению с 90–120 Вт 17-дюймового ЭЛТ-монитора), не имеют электромагнитного поля, характерного для ЭЛТ-мониторов. ЭЛТ- и ЖК-мониторы должны иметь антибликовое покрытие, чтобы не видеть на экране свое отражение, блик от лампы и т.п.

Для сравнения совокупной стоимости владения ЭЛТ- и ЖК-мониторами учитываются следующие факторы: закупочная стоимость, эргономика, расходы на электроэнергию, ремонт, вентиляцию и кондиционирование воздуха, амортизация. Основными критериями при выборе монитора, как и других технических средств, служат соотношение цена/качество, надежность, длительность гарантии, доступность сервиса.

Персональные компьютеры, периферийные устройства (принтеры, сканеры, клавиатура, модемы внешние, устройства хранения информации, блоки бесперебойного питания и пр.), условия, организация работы с персональными компьютерами (рабочие места с использованием ПК) должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1430-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", введенным в действие с 30 июня 2003 г.

Для ПК и других технических средств установлены допустимые уровни электромагнитных полей, звукового давления и уровней звука (акустического шума), визуальные параметры устройств отображения информации (ВДТ), мощность экспозиционной дозы мягкого рентгеновского излучения ВДТ на ЭЛТ (не должна превышать 1мк3в/час (100 мкР/час) на расстоянии 0.05 м от экрана и корпуса ВДТ). Для дисплеев на ЭЛТ частота обновления изображения должна быть не менее 75 Гц при всех режимах разрешения экрана и не менее 60 Гц для дисплеев на плоских дискретных экранах (жидкокристаллических, плазменных и т.п.). Не допускается реализация и эксплуатация персональных компьютеров, не имеющих санитарно-эпидемиологического заключения.

Соответствующие требования установлены к помещениям для работы с ПК, микроклимату, освещению, уровню электромагнитных полей на рабочих местах, оборудованных ПК, к организации и оборудованию рабочих мест с ПК, организации медицинского обслуживания пользователей ПК.

Площадь на одно рабочее место пользователей ПК с ЭЛТ-мониторами должна составлять не менее 6 м2, с ЖК-мониторами - 4.5 м2. При использовании ПК с ЭЛТ-мониторами (без принтера, сканера), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4-х часов в день допускается минимальная площадь 4.5 м2 на одно рабочее место пользователя. При размещении рабочих мест с ПК расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2.0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1.2 м.

 

 

Программное обеспечение (ПО) АИС предприятий, организаций включает системные, прикладные программы и документацию, необходимую для их эксплуатации (руководство программиста, руководство пользователя и др.).

Системное ПО подразделяют на базовое и сервисное, прикладное ПО – на программы общего назначения и специальные.

К системному ПО относят также средства разработки программ (системы программирования, CASE-системы и др.) и программы технического обслуживания (тестовые, диагностические и др.).

Многие специальные прикладные программы (системы) имеют встроенные программные средства для их доработки применительно к условиям деятельности конкретного предприятия. Например, система программ «1С:Предприятие 7.7» имеет встроенный высокоуровневый объектно-ориентированный язык программирования, средства проектирования меню, экранных форм, отчетов.

Системное базовое ПО – однопользовательские (настольные) операционные системы (ОС), сетевые (серверные) ОС.

Системное сервисное ПО – файловые менеджеры (операционные оболочки), программы антивирусные, архивирования и др.

Прикладное ПО общего назначения – текстовые, табличные процессоры, системы управления базами данных (СУБД) и др.

Прикладное специальное ПО – отдельные программы, программные комплексы, системы, разработанные для автоматизации функций, задач управления предприятиями, организациями.

 

МАРКЕТИНГОВЫЕ ПРОГРАММЫ

К маркетинговым программам предъявляется ряд требований:

В них должны быть заложены процедуры маркетинговых исследований, хорошо зарекомендовавших себя в практической деятельности. Должны реализоваться средства, позволяющие автоматизировать процессы проведения аудита маркетинга, формирования целей и стратегий фирмы, а также разработки тактического плана действий по их реализации. Такие программы должны опираться на классическую международную теорию маркетинга и учитывать потребности практического маркетинга в России. Программы должны включать не только универсальные средства, используемые в маркетинговой деятельности, но и специфические средства, которые учитывают специфику промышленных предприятий, предприятий торговли, финансовых компаний и банков, и т.д.

Многие задачи сбытовой деятельности предприятия, решаемые маркетологами, интегрированы в пакеты автоматизации бухгалтерских или торговых программ, от простых для малых и средних предприятий:"Фолио-WinСклад" компания Фолио (г. Москва), "Торговля и склад" фирмы Компьютер-Сервис (г. Москва), 1С:“Управление торговлей” (входит в состав системы 1С:Предприятие8), "Papyrus" фирмы Петроглиф (г. Петрозаводск) до сложных, например, система "Флагман" фирма Инфософт (г. Москва), “Галактика” (Фирма – Корпорация Галактика).

 

ПРИМЕРЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ ПРОГРАММ

В программе "БЭСТ-Маркетинг" реализованы методики базовых элементов маркетинга: SWOT-анализ (Сила, Слабость, Возможность, Угроза), Стратегия 4Р (Product, Price, Place, Promontion), Матрица Анзоффаэ

Специально для маркетологов, обрабатывающих результаты социалогических опросов в Интернете, разработано программное обеспечение, призванное облегчить громоздкие вычисления. К ним относятся программы VORTEX и SSPS.

Примеры CRM-программ: Sales Expert, MySAP CRM, Монитор 3.0 CRM.

Примеры программного обеспечения в области маркетинга:

§ СRM-программа – MySAP CRM,

§ Программа для проведения маркетинговых исследований – Ulter System Pulsar

§ Программа для анализа продаж и продуктов – КонСи - Прогнозирование продаж

§ Статистическая программа – SPSS

§ Геоинформационная программа – MapInfo

§ Программа для поддержки рекламной деятельности - Ulter System Galileo

Маркетинговый пакет "полного цикла" – Marketing Analytic.

Примеры программ, использующих статистические методы: Да-Система, SPSS, StatSoft Statistica.

Примеры программы, используемые для медиапланирования и анализа: Ulter System Galileo, Ulter System Polar, Ulter System SuperNova

 

 

Топология, оборудование ЛВС

 

Топология (структура) ЛВС может быть звездообразной, кольцевой, шинной (магистральной или линейной), древовидной, комбинированной. Последнее характерно для корпоративных сетей, включающих разнородные, территориально распределенные ЛВС.

Топология сети – способ (логическая схема) соединения компьютеров в сети. Наибольшее распространение получили ЛВС шинной и звездообразной топологии, протокол обмена данными (метод доступа) Ethernet.

Метод доступа – набор правил, определяющий использование канала передачи данных, соединяющего компьютеры сети. Скорость передачи данных в ЛВС 10/100 и более Мбит/с.

В звездообразной ЛВС (топология "звезда") каждый компьютер через сетевой адаптер подсоединяется отдельным кабелем к объединяющему устройству – концентратору (или коммутатору). В ЛВС с общей шиной (топология "шина") сообщения любого компьютера поступают во все компьютеры, но распознаются и принимаются только тем, кому они адресованы (предназначены). В ЛВС с кольцевой топологией данные передаются от одного компьютера к другому как бы по эстафете до нужного.

ЛВС включает четыре основные компоненты: сетевые рабочие станции (ПК с сетевыми адаптерами, подключаемыми к кабелю), кабельную систему, коммуникационное оборудование, серверы. ПК пользователей сети называют также клиентскими компьютерами.

На сетевые рабочие станции устанавливается настольная операционная система. ЛВС работает под управлением сетевой (серверной) операционной системы, которая устанавливается на компьютере-сервере.

В ЛВС масштаба предприятия в зависимости от количества одновременно работающих клиентских компьютеров, объема обрабатываемой информации, ограничений по времени решения задач используется один или несколько компьютеров-серверов.

При большом объеме обрабатываемых и хранимых данных применяются дисковые массивы RAID. Для хранения копий баз данных АИС предприятий (базы данных бухгалтерского учета, архивируются, например, ежедневно) используются стримеры, магнитооптические накопители (дисководы) с перезаписываемыми МО-дисками. Для обеспечения надежной работы компьютера-сервера используется источники бесперебойного питания (UPS).

Если предприятие имеет автономно работающие ПК, для создания ЛВС топологии "звезда" надо дополнительно приобрести: сервер, магнитооптический накопитель (или стример), источник бесперебойного питания, сетевые адаптеры (платы) по числу ПК, концентратор (или коммутатор), кабель "витая пара", сетевую (серверную) ОС.

Для создания ЛВС предприятия с выделенным сервером и доступом к Интернет по телефонной линии связи приобретается: сервер, магнитооптический накопитель (или стример), ПК по числу рабочих мест с сетевыми адаптерами, модем, кабель "витая пара", источник бесперебойного питания, коммутатор, сетевая (серверная) ОС.

Аппаратный комплекс ЛВС для автоматизации учета товаров, наличных и безналичных расчетов в магазине, например, включает: сервер, источник бесперебойного питания, сетевые рабочие станции (ПК) для специалистов, модем, считыватели платежных (пластиковых) карточек, контрольно-кассовые аппараты со сканерами штрих-кодов, принтер для печати штрих-кодов и этикеток.

 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АИС ПРЕДПРИЯТИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.029 с.)