ТОП 10:

Административные, судебные, аграрные реформы в Казахстане 60-90 годов 19 века.



Завершение присоединения Казахстана совпало с реформами в самой России. Отмена крепостного права, реформы, направление на развитие капиталистических общественных отношении не могли не затронуть Казахстана. Он испытывал на себе активный процесс колонизации. Чтобы придать ему целенаправленный и систематический характер царское правительство решило создать в Казахстане административное управление, приближенное к российской системе и максимально отвечающее интересам метрополии. Для подготовки реформ в 1865 году была создана специальная Степная комиссия, в которую пошли представители министерства внутренних дел, военного министерства, местные представители, эта комиссия должна была выработать проект реформ. В 1865-1866 годах комиссией был составлен проект но управлению Казахской степью, оформленный в виде двух документов. 11 июля 1867 года Александр II подписал Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», а 21 октября 1868 года «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства».

Согласно реформе вся территория Казахстана делилась на три генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское, Западно-Сибирское. Вся полнота военной и гражданской власти сосредоточивалась в руках генерал-губернатора, а Туркестанский генерал-губернатор вдобавок имел право вести дипломатические переговоры с Китаем и Ираном. Система управления носила военный характер. Генерал-губернаторства состояли из областей. В Оренбургское генерал-губернаторство входили: Уральская и Тургайская; в Западно-Сибирское: Акмолинская и Семипалатинская; в Туркестанское: Семиреченская и Сырдарьинская. Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 году была включена в состав Астраханской губернии; Мангыстау - под управление Кавказского военного округа, а позже вошел в Закаспийскую область. Областные правления подчинялись военным губернаторам, которые являлись командующими военными округами и одновременно являлись наказными атаманами казачьих войск, расположенных на территории области. Областные правления состояли из трех отделов: распорядительного, хозяйственного и судебного. Председателем правления был вице-губернатор, он имел советников, отделы правления возглавляли старшие советники. Пограничные области: Семиреченская и Сырдарьинская занимались пограничными делами. Области делились на уезды, их было 34. Уезды возглавляли уездные начальники - офицеры, которые назначались генерал-губернатором по представлению военных губернаторов областей. Уездный начальник имел помощников - старшего и младшего. Во всей этой иерархии представители местной родовой верхушки и султанской знати могли занять лишь должность младшего помощника уездного начальника.

Уездному начальнику подчинялись полиция, военные части. Уезды делились па волости по территориальному принципу. Волости делились на административные аулы, состоявшие из хозяйственных аулов. В административные аулы входило от 100 до 200 кибиток; в волости от 1000 до 2000, иногда до 3000 кибиток. Волостные управители и аульные старшины избирались каждые три года тайным голосованием и утверждались вышестоящим начальством. Султаны обеспечивались пожизненной пенсией и освобождались от всяких налогов.

По реформе судебное устройство в Казахстане имело несколько уровней. Сохранились суды биев и казиев на основе адата и шариата. Они функционировали на уровне аула. Уездный, военный суды действовали на основе общеимперских законов и занимались такими делами, как государственная измена, сопротивление властям, порча государственного имущества, убийство должностных лиц и т.п.

Реформы устанавливали ежегодный денежный покибиточный сбор на скотоводов, в Туркестанском генерал-губернаторстве 2 рубля 75 копеек; в Оренбургском и Западно-Сибирском - 3 рубля. Для оседлого земледельческого населения сохранялся традиционный налог -одна десятая часть урожая натурой или деньгами. Устанавливались различные повинности по содержанию местной администрации, почтовых дорог, мостов, школ, больниц, обеспечение подводами военных частей и т.п. Перепись кибиток проводилась каждые три года. Ограничивались права мусульманского духовенства, например, выборного муллу, утверждал губернатор. Согласно реформе, в уездных городах предполагалось открыть одну общую школу и медпункт.

Положения 1867-1868 годов были «Временными»; поскольку царское правительство рассчитывало ввести их в течение двух лет. Однако они встретили решительное сопротивление со стороны местного населения, понимавшего, что эта реформа окончательно превращает Казахстан в колонию Российской империи, и этот процесс растянулся на 20 лет.

Самым тяжелым последствием реформы было объявление земли Казахстана государственной собственностью Российской империи. Территориальный принцип административного устройства нарушал традиционное землепользование, тяжелым бременем легли налоги и повинности, ущемлялась в своих правах и местная знать. Казахи отказались принимать ноше порядки.

2 июня 1886 года было принято «Положение об управлении Туркестанским краем», а 25 марта 1891 года «Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями». На территории Казахстана было два генерал-губернаторства: Туркестанское с центром в Ташкенте, в состав которого входили Ферганская» Самаркандская и Сырдарьинская области деление областей на уезды в основном сохранилось прежнее; вторым стало Степное генерал-губернаторство с центром в Омске, в него вошли Акмолинская, Семипалатинская, Семиреченская (которая в 1897 году была передана в состав Туркестанского края), Уральская и Тургайская области. Еще более усиливалась власть генерал-губернаторов. В областных центрах Верпом, Уральске, Петропавловске, Семипалатинске были созданы полицейские управления, а в уездных городах Акмолинске, Кокчетаве, Зайсане, Павлодаре, Усть-Каменогорске Джаркенте, Капале, Лепсииске, Костанае вводились полицейские приставства. Размер кпбиточной подати повысился до 4 рублей, в общей сложности налоги и повинности достигли 10 рублей в год с кибитки. Все земли объявлялись государственной собственностью. Судебное устройство в основном сохранило принцип, заложенный «Временными положениями». Сохранялось низшее судебное звено «народный суд» (суд биев), который почти утратил самостоятельность. В целом значительно усиливалась власть судебных и полицейских органов.

 

 

52. Культура Казахстана во второй половине XIX в (народное образование, казахская литература, наука).

I. С развитием капиталистич. отношений в Казахстане требовались образованные люди. Открывались русские школы, где учились и казахские дети; русско-казахские школы приспосабливались к требованиям колониальной политики царизма. Способные выпускники школ поступали в кадетские корпуса и ВУЗы России. Развивалось традиционное образование в казахской семье, затем детей отдавали в медресе, кот. Содержались на средства частных лиц. Учеников называли шакирдами, учителей - мугалами (люди старше 40 лет с дипломом медресе). Организатор народного образования во II пол. XIX в. - Алтынсарин (1841-1889). В январе1884 он открыл школы в Тургае, Кустанае; школы для девушек, с/х, ремесленные; созданы учебные, методические пособия (киргиз. Хрестоматия); переводил на казахский язык Крылова, Толстого.

Во II пол. XIXв. появился новый тип казахского письма литературы; представитель-Абай (Ибрагим Кунанбайулы (1845-1904). В 8 лет он поступил в медресе, затем в русскую школу; ранние стихи написаны под влиянием восточной поэзии. В 80-х гг. встретился со ссыльными революционерами, изучал революционные идеи. Переводил на казахский язык Крылова, Пушкина, Лермонтова. Проникновение капитализма, переселение крестьян порождали группу поэтов, кот. Оценивали это как «эпоху скорби» (зар-заман). Родоначальник этой поэзии - Шортанбай Конайулы (1818-1881); он называл Эпохой скорби период после присоединения Казахстана к России.

В устной литературе ведущее место занимали лирические песни акынов (сал, серi); представитель - Акан-серi Корамсаулы.

III. Потребности капиталистич. России диктовали необходимость научного изучения национальных окраин. Цель ИРГО - изучение производительных сил края с целью интенсивного использования его природных богатств в интересах русского капитализма и русификации местного населения. Для создания трудов по социально-экономической истории регионов возникла необходимость расширения источниковой базы исследования, что обусловило появление учёных архивных комиссий. Важную роль в изучении истории, культуры, быта казахского народа сыграли этнографические музеи, которые в конце XIX – начале XX вв. стали собирать экспонаты казахской национальной культуры. Коллекции были в Москве, Петербурге, Верном; они привлекали внимание общественности к культуре казахского народа, способствовали распространению сведений о жизни казахов. Колониальные власти настороженно относились к деятельности научно –общественных организаций.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.171.181 (0.005 с.)