ТОП 10:

Материальная культура казахов в XV-XVIII вв (хозяйство казахов, казахские жилища, одежда, украшения и оружие)



Основным занятием казахов было скотоводство. Скот давал казахам питание, одежду, жилище, транспорт, был средством обмена с соседними народами. Казахи разводили в основном овец, лошадей, верблюдов - скот, приспособленный к условиям круглогодичного выпаса и добыванию корма зимой из-под снега. Меньшее значение для казахов имело разведение крупного рогатого скота и коз.

Скот был частно-семейной собственностью, а пастбища находились в общинном пользовании. Маршруты кочевок были выработаны многовековым опытом. Территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние - кыстау, весенние - коктеу, летние - джайляю, осенние - кузеу. Расстояния между зимовками и местами сезонных кочевок измерялись сотнями километров и составляли путь длиною в несколько месяцев. Жилищем скотоводов была юрта - удобное, простое сооружение, которое быстро разбирается, перевозится на вьючных животных, разобранная юрта помещается на одном верблюде. Деревянный остов юрты состоит из кереге - решетки из тальника, звенья которых - канат (от 4 до 12), составляют окружность юрты. Свод юрты составляли выгнутые прутья - уык, венчает юрту шанырак - деревянный круг для прохода света и дыма.

У казахов сохранила свое значение охоты. Существовало несколько её видов: с ловчими птицами ястребами, беркутами, соколами; охота с борзыми собаками; охота загоном и другие.

Казахи занимались земледелием, его традиционными очагами были Южный Казахстан, Семиречье, это районы Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа. В основном выращивались пшеница, ячмень, просо. В районах поливного земледелия были разветвленные сети каналов и арыков. Массивы орошаемых земель имелись вокруг городов. Практиковалось и багорное земледелие. На большей части территории Казахстана земледелие в рассматриваемый период было развито слабо, им обычно занимались обедневшие казахи, не имевшие достаточно скота для кочевки - жатаки (жат-лежать). Осевшие бедняки занимались земледелием около зимовок, они выращивали в основном просо (тары).

Важную роль в жизни Казахского ханства играли города. Среди них выделялся Сыгнак, находившийся на границе сырдарьинского оазиса и кочевой степи. Крупным политическим, экономическим, культурным центром был оазис Туркестан, ставший резиденцией казахских ханов и святым местом мусульман. Здесь были построены мавзолеи ханов Есима, Джангира. Наиболее впечатляющим архитектурным памятником, построенным на рубеже XIV - XV веков является мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. Он имеет в длину 65,5 м, ширина его 45,5 м, высота арочных порталов 37,5 м. В нем свыше тридцати помещений, церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолеи.

Важное значение играли города Сауран, Сайрам, Сузак, Аркук, Туркестан, Отрар и другие, всего более 20, В городах Отрар, Сыгнак, Сузак в среднем проживало 5500 жителей, в Сайраме 7560, в Туркестане 9180, Сауране 11000. Всего городское население достигало 70 тысяч человек. Города имели поквартальную застройку. Размер кварталов был от 6 до 15 домов. Часть города занимали здания и места общественного пользования - мечети, бани, площади, базары, которым отводилась примерно одна четверть всей площади. Существовали ремесленные кварталы. Деньги в основном чеканились в Туркестане и Ташкенте, это были медные динары, серебряные тенга.

Значительное место в хозяйстве казахов занимали ремесла и домашние промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства. Казахи занимались традиционным выделыванием кожи, войлока, окрашивали их, владели техникой тиснения, аппликации, узорного шитья,

Надо подчеркнуть, что в жизни кочевников большое значение имели военные традиции. Ношение оружия было не только правом, но и обязанностью, например, если ни собрание (курултай) мужчина является без оружия, он не имел права голоса, а младшие могли не уступить ему места. Регулярного войска не было, родоплеменное ополчение собиралось по мере необходимости. Родоплеменной отряд был самостоятельной единицей во главе с предводителем рода, имел свое знамя и боевой клич - уран. Эти отряды составляли улусное войско. Численность конных воинов составляло в среднем от 30 до 50 тысяч всадников. В случае необходимости хан мог выставить 300-400 тысяч человек.

Основным оружием были сабля и лук. Из других видов оружия применялись секира, кистень, одноручная булава, двуручная палица, длинные копья, украшенные кистью из конских волос, снабженные крюком для стаскивания противника с коня. Казахи сами изготавливали предметы вооружения. При мобилизации каждый воин должен был выступить в поход минимум с двумя боевыми конями и со своим снаряжением. Казахи применяли различные приемы боя, могли быстро спешиваться, при неожиданном нападении на них, они сражались, кружась, круг в круге; при нападении на врага использовали
прием тулгама - оборот, нападение во фланг или в тыл противника.

За личную храбрость воинам присваивался почетный титул батыр.

 

45. Устная, письменная литература и народное творчество казахов в 15-18 веках. Творчество Бухар-жырау, Умбетай, Актамберды и др.

15 – начале 19 веков - эпоха жирау (поэты-импровизаторы); почитали Казтугана Суюншиулы (ногайский военоначальник) -воспевал подвиги, выступал за объединение племён под властью казахских ханов. В 18 веке популярен Бухар Калкаманулы (1668-1781) - бий при Тауке и Абылае, посвящал песни единству государства, защите от врагов.

Письменная литература: основные жанры - исторические и религиозные труды. "Тарихи Рашиди" (Мухаммед Хайдар) на персидском языке посвящена истории Казахского ханства и Могулистана.

Устное народное творчество: песни – обрядовые (рождение, свадьба (жар-жар, той бастар, кыз танысу), смерть (коштасу). Распространились «терме» (речитатив). Песни выразительны, напевны. Основные жанры песен: трудовые, на тему эпоса, истории, борьбы, лирические, обрядовые. Сопровождались домброй, кобызом.

Сказки и эпос: Сказки дают понимание общественной жизни, быта, стремлений народа. Жанры: о животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. "Ер-Тостик", "Асан-Кайгы" (о подвигах батыров); об Алдаре косе, Коже Насыре (о мудрых выходцах из народа).

Казахский эпос восходит к древности: "Карабек", "Канбар" относятся к 13-14 векам. Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей ("Козы Корпеш и Баян-сулу", "Кыз жибек"). Влияние на казахскую поэму оказала классическая поэзия Востока. Развитие в казахском устном творчестве получили пословицы, загадки, изречения, афоризмы (шешендiк создер), песни, словесные состязания.

Музыкальное творчество: Развитию вокального и инструментального искусства способствовало то, что традиции поэтических состязаний распространились на исполнение вокал. И инструментальных произведений. Носитель народной музыкальной культуры - аккомпанирующий себе певец-солист. Распространенным музыкальным инструментом – домбра (щипковый) и кобыз (смычковый). Для струн и смычка использовался конский волос и бараньи кишки. Музыканты создавали кюи на различные темы. Перед исполнением кюя музыкант передавал его краткое содержание, затем говорил: "А теперь послушаем домбру". Акыны-исполнители произведений устного народного творчества подразделялись на жирши (сказатели) и оленши (песенники).

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.76.39 (0.005 с.)