Периодизация истории психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация истории психологии



Два этапа

1. Развитие психологии в рамках философии (6 в до нэ-19 в нэ)

Периоды:

• 6 в до нэ —5 в нэ: предмет изучения - душа, важнейшие итоги периода- формирование двух направлений в объяснении происхождения и проявления души (идеализм и материализм). Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях: ощущениях, памяти, воображении, мышлении, аффектах, характере.

• 5 в —13 в. Предмет изучения не меняется, но появляется начало опытной методологии исследования

•14-16 вв. Все еще изучалась душа, но затем отказ от души как от предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений. Введение термина ПСИХОЛОГИЯ

•17-19 вв. Предметом изучения стал внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания

Сознание доступно самонаблюдению

!Итог: ВПЕРВЫЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ПОНЯТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ ПСИХИКИ, ФОРМИРУЕТСЯ АССОЦИАНИСТИЧЕСКАЯ И ИНТЕРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

2. Развитие психологии как самостоятельной науки (19в - наше время)

• начало 19— 60-е гг 19 века. Предмет: деятельность нервной системы и органов чувств, соотношение между физическим и психическим, скорость протекания психических процессов

!Итоги: формирование естественно научных предпосылок психологии как самостоятельной науки, возникновение экспериментального метода, усение о рефлексе, формирование психофизики и психометрии

• 60е — конец 19 века. Предметы: непосредственное содержание опыта, психические акты и психические функции, психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении

!Итоги: распространение экспериментальных методов в психологии, формирование теоретических программ в психологии, возникновение прикладных исследований в психологии, новых областей психологии, раскол психологии на индивидуальную/физиологическую (ориентированную на естествознание) /духовно-научную (ориентированную на историю и культуру)

•Примерно с 10 по 30 гг ХХ века происходит период ОТКРЫТОГО КРИЗИСА В ПСИХОЛОГИИ

Предметы: поведение, бессознательное, сознание в его общественно исторической обусловленности, ценности, установка, деятельность, высшие психические функции

Возникают основные школы зарубежной (бихейвиоризм, психоанализ, французская социалогическая школа, описательная и понимающая психология) и отечественной (грузинская школа психологии установки, культурно-историческая психология Выготского, теория деятельности Леонтьева) психологии

•30—50е гг: новых предметов не было, но было новое толкование и содержание предметов

!Итог: новые подходы (нео фрейдизм, нео бихейвиоризм)

60-наше время. Новые предметы: процесс ориентировки, личность, познавательные процессы, развитие, поведенческие сеттинги

Возникли: гуманистическая психология, экзистенциальная, когнитивная, экобихейвиоральная, диалектическая, эволюционная, вероятностно-эпигенетическая, социальный конструкционизм

 

3

ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Для китайской философии характерно признание двух сил: инь и янь. Инь связывалось с телом и кровью, янь - активное начало, связывалось с дыханием. Местом психических функций считалось сердце. Было учение о правилах сердца. Они воспринимали свою страну как центр мира; человек-природа-космос — единое целое. Боязнь перемен. Приоритет коллективного перед индивидуальным

Философия конфуцианства. Основные идеи Конфуция (6в до нэ): 1) ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ/МОРАЛИ: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступили с тобой

2) идея золотой середины. Добродетель - это нечто среднее между двумя крайностями

3) человеколюбие, гуманность

4) понятие справедливость (социальная добродетель) - каждый в обществе должен занимать свое место, должна быть социальная иерархия

5) культ старины - все новое является худшим по отношению к старому

Конфуцию принадлежит первый зафиксированный психологический портрет

Благородный муж - прежде осуществляет задуманное, а потом уже говорит об этом; ко всем относится одинаково, не проявляет пристрастия, ни с кем не соперничает, ему всегда свойственно человеколюбие, он поступает так, как велит долг, стремится быть медленным в словах и быстрым в делах, ведет себя с достоинством, служа старшим проявляет почтение, заботится о народе, использует народ на общественных работах должным образом, в нем уравновешены воспитанность и естественность, он не печалится и не испытывает страха, потому что ему нечего стыдиться, помогает людям совершать красивые дела и не помогает совершать некрасивые, живет в согласии с другими людьми, но не следует за ними, использует людей в соответствии с их способностями, держит себя с величавым спокойствием, но не зазнается, думает о девяти вещах (о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слышать четко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости спрашивать других, когда появляются сомнения, о необходимости помнить о последствиях своего гнева, о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу).

Есть низкий муж. Благородный муж думает о морали, низкий человек - как бы получше устроиться; благородный муж думает, как не нарушить законы, низкий - как извлечь выгоду; благородный муж предъявляет требования к себе, низкий муж - требования к людям.

 

Конфуций выявил требования по созданию/ воспитанию благородного мужа. КАК СТАТЬ БЛАГОРОДНЫМ МУЖЕМ:

1. приемы внутренней культуры:

- жесткий самоконтроль (три раза в день надо давать себе отчет, был ли предан людям, был ли предан друзьям, все ли исполнил, что наметил)

- отчет в тайных помыслах и сокровенных желаниях (перед самим собой не должно быть секретов)

- не надо бояться признавать и исправлять свои ошибки

- воспитание твердой воли

- умение управлять собой

2. Приемы внешней культуры:

- надо упорядочить отношения с людьми выше и ниже стоящими (включение в соц иерархию). Этому способствует правильная одежда, правильная прическа, речь

- корреляция (знания и действия; мысли и слово; слово и дело)

- воспитывать педантизм, рассудочность в поведении

 

Противоположностью конфуцианству стал Даосизм (основоположник Лао-дзы)

Основное понятие - Дао (глубинная основа всего сущего)

Центральное понятие Дао (в переводе путь) - единство бытия и небытия, глубинная основа всего сущего, путь, естественный закон природы, Дао вечно изменяется, Дао - неумалимая необходимость мира, его нельзя превзойти, ему можно только следовать, в Дао все едино и все противоположно друг другу. В процессе вечного изменения все противоположности переходят друг в друга (бытие и небытие порождают друг друга)

Существует глубинное дао, которое нельзя объяснить, передать или почувствовать

В даосизме считается, что благородный муж - это неправильный идеал. Предложили свой идеал - совершенно мудрого. Совершенно мудрый совершает дела, предпочитает не деяния, вызывая изменения вещей, не осуществляет их сам, создавая, не обладает тем, что создано, успешно завершая что-либо, не гордится; кто действует - потерпит неудачу; кто чем-либо владеет — потеряет; вот почему совершенно мудрый бездеятелен и не терпит неудачи, он ничего не имеет=> ничего не теряет; ставит себя позади других, благодаря чему оказывается впереди; он пренебрегает своей жизнью, и тем самым его жизнь сохраняется, он любит себя и себя не возвышает; не имеет постоянного сердца (добрым я делаю добро и недобрым делаю добро).

"Управляя страной, совершенно мудрый делает сердца подданных пустыми, а желудки - полными, его управление ослабляет их волю и укрепляет кости, он стремится, чтобы у народа не было знаний и страстей". Правила - всегда насилие над человеческой личностью.

Воспитание отстраненности от живой природы, отрешенность от эгоистичного действия. Индивидуальное должно превалировать над социальным. "Знающий людей -благоразумен, знающий себя - просвещен; побеждающий людей - силен, побеждающий себя - могущественен".

 

4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.009 с.)