Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периодизация истории психологии
Два этапа 1. Развитие психологии в рамках философии (6 в до нэ-19 в нэ) Периоды: • 6 в до нэ —5 в нэ: предмет изучения - душа, важнейшие итоги периода- формирование двух направлений в объяснении происхождения и проявления души (идеализм и материализм). Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях: ощущениях, памяти, воображении, мышлении, аффектах, характере. • 5 в —13 в. Предмет изучения не меняется, но появляется начало опытной методологии исследования •14-16 вв. Все еще изучалась душа, но затем отказ от души как от предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений. Введение термина ПСИХОЛОГИЯ •17-19 вв. Предметом изучения стал внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания Сознание доступно самонаблюдению !Итог: ВПЕРВЫЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ПОНЯТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ ПСИХИКИ, ФОРМИРУЕТСЯ АССОЦИАНИСТИЧЕСКАЯ И ИНТЕРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
2. Развитие психологии как самостоятельной науки (19в - наше время) • начало 19— 60-е гг 19 века. Предмет: деятельность нервной системы и органов чувств, соотношение между физическим и психическим, скорость протекания психических процессов !Итоги: формирование естественно научных предпосылок психологии как самостоятельной науки, возникновение экспериментального метода, усение о рефлексе, формирование психофизики и психометрии • 60е — конец 19 века. Предметы: непосредственное содержание опыта, психические акты и психические функции, психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении !Итоги: распространение экспериментальных методов в психологии, формирование теоретических программ в психологии, возникновение прикладных исследований в психологии, новых областей психологии, раскол психологии на индивидуальную/физиологическую (ориентированную на естествознание) /духовно-научную (ориентированную на историю и культуру) •Примерно с 10 по 30 гг ХХ века происходит период ОТКРЫТОГО КРИЗИСА В ПСИХОЛОГИИ Предметы: поведение, бессознательное, сознание в его общественно исторической обусловленности, ценности, установка, деятельность, высшие психические функции Возникают основные школы зарубежной (бихейвиоризм, психоанализ, французская социалогическая школа, описательная и понимающая психология) и отечественной (грузинская школа психологии установки, культурно-историческая психология Выготского, теория деятельности Леонтьева) психологии
•30—50е гг: новых предметов не было, но было новое толкование и содержание предметов !Итог: новые подходы (нео фрейдизм, нео бихейвиоризм) 60-наше время. Новые предметы: процесс ориентировки, личность, познавательные процессы, развитие, поведенческие сеттинги Возникли: гуманистическая психология, экзистенциальная, когнитивная, экобихейвиоральная, диалектическая, эволюционная, вероятностно-эпигенетическая, социальный конструкционизм
3 ДРЕВНИЙ КИТАЙ Для китайской философии характерно признание двух сил: инь и янь. Инь связывалось с телом и кровью, янь - активное начало, связывалось с дыханием. Местом психических функций считалось сердце. Было учение о правилах сердца. Они воспринимали свою страну как центр мира; человек-природа-космос — единое целое. Боязнь перемен. Приоритет коллективного перед индивидуальным Философия конфуцианства. Основные идеи Конфуция (6в до нэ): 1) ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ/МОРАЛИ: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступили с тобой 2) идея золотой середины. Добродетель - это нечто среднее между двумя крайностями 3) человеколюбие, гуманность 4) понятие справедливость (социальная добродетель) - каждый в обществе должен занимать свое место, должна быть социальная иерархия 5) культ старины - все новое является худшим по отношению к старому Конфуцию принадлежит первый зафиксированный психологический портрет Благородный муж - прежде осуществляет задуманное, а потом уже говорит об этом; ко всем относится одинаково, не проявляет пристрастия, ни с кем не соперничает, ему всегда свойственно человеколюбие, он поступает так, как велит долг, стремится быть медленным в словах и быстрым в делах, ведет себя с достоинством, служа старшим проявляет почтение, заботится о народе, использует народ на общественных работах должным образом, в нем уравновешены воспитанность и естественность, он не печалится и не испытывает страха, потому что ему нечего стыдиться, помогает людям совершать красивые дела и не помогает совершать некрасивые, живет в согласии с другими людьми, но не следует за ними, использует людей в соответствии с их способностями, держит себя с величавым спокойствием, но не зазнается, думает о девяти вещах (о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слышать четко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости спрашивать других, когда появляются сомнения, о необходимости помнить о последствиях своего гнева, о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу).
Есть низкий муж. Благородный муж думает о морали, низкий человек - как бы получше устроиться; благородный муж думает, как не нарушить законы, низкий - как извлечь выгоду; благородный муж предъявляет требования к себе, низкий муж - требования к людям.
Конфуций выявил требования по созданию/ воспитанию благородного мужа. КАК СТАТЬ БЛАГОРОДНЫМ МУЖЕМ: 1. приемы внутренней культуры: - жесткий самоконтроль (три раза в день надо давать себе отчет, был ли предан людям, был ли предан друзьям, все ли исполнил, что наметил) - отчет в тайных помыслах и сокровенных желаниях (перед самим собой не должно быть секретов) - не надо бояться признавать и исправлять свои ошибки - воспитание твердой воли - умение управлять собой 2. Приемы внешней культуры: - надо упорядочить отношения с людьми выше и ниже стоящими (включение в соц иерархию). Этому способствует правильная одежда, правильная прическа, речь - корреляция (знания и действия; мысли и слово; слово и дело) - воспитывать педантизм, рассудочность в поведении
Противоположностью конфуцианству стал Даосизм (основоположник Лао-дзы) Основное понятие - Дао (глубинная основа всего сущего) Центральное понятие Дао (в переводе путь) - единство бытия и небытия, глубинная основа всего сущего, путь, естественный закон природы, Дао вечно изменяется, Дао - неумалимая необходимость мира, его нельзя превзойти, ему можно только следовать, в Дао все едино и все противоположно друг другу. В процессе вечного изменения все противоположности переходят друг в друга (бытие и небытие порождают друг друга) Существует глубинное дао, которое нельзя объяснить, передать или почувствовать В даосизме считается, что благородный муж - это неправильный идеал. Предложили свой идеал - совершенно мудрого. Совершенно мудрый совершает дела, предпочитает не деяния, вызывая изменения вещей, не осуществляет их сам, создавая, не обладает тем, что создано, успешно завершая что-либо, не гордится; кто действует - потерпит неудачу; кто чем-либо владеет — потеряет; вот почему совершенно мудрый бездеятелен и не терпит неудачи, он ничего не имеет=> ничего не теряет; ставит себя позади других, благодаря чему оказывается впереди; он пренебрегает своей жизнью, и тем самым его жизнь сохраняется, он любит себя и себя не возвышает; не имеет постоянного сердца (добрым я делаю добро и недобрым делаю добро). "Управляя страной, совершенно мудрый делает сердца подданных пустыми, а желудки - полными, его управление ослабляет их волю и укрепляет кости, он стремится, чтобы у народа не было знаний и страстей". Правила - всегда насилие над человеческой личностью. Воспитание отстраненности от живой природы, отрешенность от эгоистичного действия. Индивидуальное должно превалировать над социальным. "Знающий людей -благоразумен, знающий себя - просвещен; побеждающий людей - силен, побеждающий себя - могущественен".
4
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.009 с.) |