Классический бихевиоризм Дж. Уотсона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классический бихевиоризм Дж. Уотсона



 

1913 год – дата рождения бихевиоризма (статья Джона Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста»). Основоположник бихевиоризма - Уотсон.

Он выступил против субъективизма в психологии сознания. В статье он доказывал, что психология должна стать естественно-научной дисциплиной, а, значит, она должна использовать объективный научный метод.

Сознание не может быть предметом психологии, так как оно не доступно объективному наблюдению. Уотсон приходит к выводу, что объективному наблюдению доступно поведение, поэтому именно поведение должно стать предметом психологии

Поведение - всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которого индивид приспосабливается. Формула проведения — S -> R (стимул -> реакция).

Все реакции Уотсон классифицирует по 2 основаниям:

- врождённые и приобретенные

- внешние и внутренние

Пример внешней врожденной реакции: глотание.

Внешней приобретенной реакции: вставать, когда входит преподаватель.

Внутренние врожденные реакции: выделение желудочного сока.

Внутренняя приобретенная реакция - (по Уотсону) - мышление.

Основные методы бихевиоризма - наблюдение и эксперимент. Основной экспериментальный объект - крыса в лабиринте.

Основная задача бихевиоризма заключалась в накоплении наблюдений за поведением человека с таким расчетом, чтобы зная стимул, можно было предсказывать реакцию и наоборот, зная реакцию, можно было бы определять, какой был стимул. В конечном счете, это знание должно лечь в основу управления поведением.

Центральный изучаемый процесс для бихевиориста - процесс научения. Уотсон нового вида научения не открывал, а опирался на старые методы (метод проб и ошибок и классическое обуславливание).

 

+ прочитать в книге о 40 экспериментах про эксперимент с маленьким Альбертом

 

40

Необихевиоризм

После Уотсона появляется необихевиоризм (30-60е гг ХХ века). Предмет и методы изучения не меняются (наблюдение и эксперимент), но меняется само понимание поведения.

Появляется формула S->O->R - стимул-организм-реакция.

Основатель необихевиоризма - Толман. Он исследовал целенаправленность поведения, дал молярное определение поведения - это не только сумма физических компонентов, но и наличие свойств целого. Он определяет его через описательные свойства. Оно характеризуется направленностью на цель, специфической картиной обращения с внешними объектами, используемыми в качестве средств для достижения целей, селективностью, избирательностью, выражающимися в большей готовности выбрать средства, ведущие к цели кратчайшим путем (то, что поведение - малярный феномен доказывает эксперимент с затопленным лабиринтом. Крыса сначала выучивает лабиринт обычным способом (она его пробегает). Толман подтопил лабиринт (в лабиринте можно плавать, но пробежать нельзя). Движения плавания не совпадают с движениями бега. Крыса которая научилась пробегать лабиринт, успешно его проплыла).

В другом эксперименте Толман открыл скрытое или латентное научение. В этом эксперименте принимали участие три группы крыс. 14 дней.

Первая группа крыс в течение всего времени эксперимента подкреплялась. Вторая группа крыс в течение эксперимента не подкреплялась (их действия в лабиринте не связаны с подкреплением)- они в лабиринте совершает стабильно высокое к-во ошибок. Третья группа до 11 дня не подкрепляется (сначала крысы совершают ошибки), с 11 дня их подкрепляют. К 14 дню резко упало число ошибок, они выучили лабиринт.

Скрытое или латентное научение – научение без подкрепления. В силу познавательной реакции, животное все равно запоминает и формируется «когнитивная карта» (преставление о местности (у животного)

Второй представитель необихевиоризма - Халл. В качестве промежуточной переменной выделил потребности, возникающие в результате отклонения от оптимальных биологических условий. Он назвал их побуждениями или драйвами.

Вольпе сформулировал принцип реципрокного торможения. У живого организма не могут одновременно существовать две противоположные реакции (страх и расслабление), одна начинает тормозить другую.

Скиннер - по времени относится к необихевиористам, но по взглядам был склонен к ортодоксальному бихевиоризму. Считал, что есть только поведение.

Оперантный бихевиоризм Скиннера. Он выделял два вида поведения: респондентое поведение (вызванное определенным стимулом). Второй вид поведения - оперантное (добровольное, не вызывается определенным стимулом).

Разница между классическим и оперантным научением. Для классического пусковой механизм - некий стимул, а для оперантного запускающий элемент - внутренняя активность организма. На основе оперантного научения Скиннер разработал способ формирования поведения путем последовательных приближений

Третий этап - социальный бихевиоризм

Связан с именем Бадура, которому принадлежит теория социального научения. По его мнению на человека влияют не только внешние условия, он также должен самостоятельно предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки. Считал, что человек может освоить практически все виды поведения без непосредственного получения какого-либо подкрепления. Можно научиться на основе наблюдения за другими людьми и моделирования их поведения. Этот вид научения он назвал социальным научением или научением через подражания. (36 мальчиков, 36 девочек от 3 до 6 лет. Треть участников была включена в контрольную группу - не наблюдали никакой взрослой модели. Остальные были разделены на две группы, первая из которых наблюдала агрессивную взрослую модель, вторая неагрессивную взрослую модель. В итоге получилось 8 экспериментальных групп. Экспериментальная процедура - каждый ребенок проходил через экспериментальную процедуру индивидуально. Сначала экспериментатор проводил ребенка в игровую комнату. По дороге они встречали взрослого человека-модель, которого экспериментатор просил пойти с ними для участия в игре. В комнате ребенка усаживали за стол с игрушками. Взрослого сажали в другой конец комнаты с др игрушками. Далее начинался отсчет времени. Если модель агрессивная, примерно через минуту агрессивная модель бросала игрушки со стола и начинала нападать на резиновую куклу под названием Бобо. Взрослая модель произносила определенные слова. После этого приходил экспериментатор и забирал ребенка. Неагрессивная модель (взрослый) сидела молча за столом и спокойно играла с игрушками. Дети из контрольной группы были в комнате одни. Далее перед экспериментаторами стояла задача разозлить детей. Их отводили в др комнату с более интересными игрушками. Как только у ребенка загорались глаза, экспериментатор возвращался и говорил: "это не для тебя, эти игрушки для другого ребенка". Ребенка отводили в третью комнату с простенькими игрушками. В третьей комнате были агрессивные (надувная игрушка Бобо, молоток, арбалет) и неагрессивные игрушки (чайный сервиз, куклы, машинки). Реакции, которые фиксировались:

1. Имитационная физическая агрессия - повтор агрессивной взрослой модели

2. Имитационная вербальная агрессия - точный повтор слов, сказанных взрослой агрессивной моделью

3. Агрессия (имитационная) на предметы - все действия, которые повторяют действия взрослого, но переносят их на другой предмет (взрослый бил молотком куклу; ребенок бьет молотком сервис)

4. Неимитационная агрессия - те действия, которые они не видели у взрослых

Получилось доказать что через подражание дети быстро и сильно учатся

Современная судьба бихевиоризма - консультирование, педагогика. Бихевиорист нацелен на работу с поведением.

 

41

Психоанализ З. Фрейда

Вторая школа, сохранившаяся до нашего времени - психоанализ. Начинается все с Фрейда. Случай Анны О. Фрейда заинтересовала неврологией. Анна О страдала истерическим конверсионным расстройством.

Увидев этот случай, Фрейд пришел к выводу, что в корне этого заболевания лежит вытесненная в бессознательное травма.

Основными проявлеиями бессознательного Фрейд объявил невротического расстройства, сновидения и ошибки обыденной жизни (описки оговорки). Фрейд предложил считать предметом психологии бессознательное.

Методами изучения стали метод свободных ассоциаций, толкование сновидений и метод анализа ошибочных действий. Человек должен безостановочно рассказывать, психоаналитик советует говорить все, что приходит в голову, не останавливаться. Фрейд считал, что в процессе такого разговора у человека начнет проявляться бессознательное. Фрейд считал, что в сновидениях отражаются символы, приходящие от бессознательности. Анализ ошибок предполагает, что психоаналитик очень внимательно выслушивает рассказы об ошибках, следит за оговорками. Фрейд считал, что нет ничего случайного. Если человек оговорился, значит он имел в виду что-то другое.

В течение жизни Фрейд предложил три модели психики: топографическая, экономическая и динамическая.

Топическая/ топографическая. Согласно ей психика состоит из предсознательного, сознательного и бессознательного. Уровень сознательного - все, что обладает свойством непосредственного переживания (здесь и сейчас. То, что я сейчас воспринимаю и переживаю: я сейчас о чем-то думаю или мне тепло - это сознательное).

То, что не находится в сознании, но может попасть в эту сферу, но может быть актуализировано и по усилию и желанию перейдут в мое сознание.

К бессознательному относятся все психические содержания, которые не могут в прямой форме проникнуть в сознательное. В косвенной форме (в форме забывчивости), мне неприятен человек, я себя убеждаю, что хорошо к нему отношусь и нет никакой неприязни, но в форме каких-то действий это содержание может попадать в сферу жизнедеятельности.

Единицей бессознательного является аффективный бессознательный комплекс. Бессознательное - место сосредоточения инстинктов, желаний и место, в котором локализуется травматический опыт индивида, некие неприятные события. Для бессознательного не имеет значения критерий реальности. Оно подчиняется принципу удовольствия, в нем нет слов, есть только образы и ощущения, в нем нет противоречий

 

Экономическая модель. Здесь Фрейд объясняет психическую жизнь с точки зрения траты энергии. Влечение заряжено определенным количеством энергии, которая создает напряжение в организме, сопровождаемое неудовольствием, страданием. Под влиянием биологической тенденции к снижению возбуждения организм стремится снять напряжение, чтобы снизив возбуждение испытать удовольствие. Т о... регулируется принципом удовольствия. Вся эта энергия проходит по двум каналам: инстинкт жизни, инстинкт смерти. У каждого канала своя энергия. Энергию жизни Фрейд назвал либидо. К концу жизни он открыл вторую энергию, которая проходит по каналу смерти (мортидо). Опираясь на экономическую модель, он выдвигает концепцию сексуального развития (современные детские психологи ее игнорируют). Ребенок рождается, наполненный влечениями; при удовлетворении они доставляют ему удовлетворение. Либидо переходит из зоны в зону. Первая зона - оральная; вторая стадия - анальная; третья - фаллическая; четвертая - генитальная. Также выделил латентную стадию перед началом подросткового возраста.

 

Третья модель - динамическая (самая поздняя) /от старых моделей он не отказывался/

Согласно этой модели, в психике существует три структуры: Оно id, Я ego, сверх я super ego. Id - движущая сила поведения, источник энергии, мощное начало; super ego...под влиянием родителей.

Между super ego&id постоянный конфликт.

Держать это равновесие сложно, поэтому эго формирует защитные механизмы. Фрейд выделил 8 защ механизмов. Только одно считал позитивным, у других есть побочный эффект:

1 вытеснение - некое содержание вытесняется в бессознательное

2 отрицание - содержание тоже не проявляется в сознательном и предсознательном. При отрицании содержание в принципе не попадает в сознательное (человек игнорирует смерть близкого человека)

3 проекция - при проекции приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и желания другому человеку.

4 замещение - свой инстинктивный импульс человек переносит от более угрожающего объекта к менее угрожающему (например, выплеснуть злость на близких, а не на начальство)

5 рационализация - защитный механизм, при котором поведению приписываются ложные, но рациональные причины (поиск объяснения, которое поможет избежать негативного переживания)

6 регрессия - возврат к более примитивным моделям поведения. Например, взрослый возвращается к поведению ребенка; ребенок возвразается к поведению эмбриона или животных

7 реактивное образование - сначала неприемлемое желание вытесняется, а потом автоматически заменяется на противоположно направленное поведение. Человек бывший алкоголик. Сначала он подавляет тягу. А потом он начинает у всех отбирать алкоголь и разбивать бутылки, не пьет кефир, то есть уходит в крайность.

8 (позитивный) механизм сублимации - негативное содержание переносится в социально приемлемое русло (я хочу взорвать весь мир, но я не беру оружие, а рисую картину взрыва или пишу книгу об этом; если человек хочет резать других, он может стать маньяком, а может стать хирургом).

Проблема концепции Фрейда - отсутствие экспериментального подтверждения. По сей день присутствует практика психоанализа.

42

Аналитическая психология Юнга. (Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в: Учеб. Пособие)

. –– М., 1996. – 416 с

 

Швейцарский психолог К.Юнг (1875-1961) окончил университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра П.Жане, он открывает собственную психологическую и психиатрическую лабораторию. В это же время он знакомится с первыми работами Фрейда, открывая для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказало решающее влияние на научные взгляды Юнга. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций и стремлений, между ними существуют и значительные разногласия, примирить которые им так и не удалось. Эти разногласия были связаны, прежде всего, с разным подходом к анализу бессознательного. Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что "не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным". Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Не менее значимым были и разногласия в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что символы являются заместителями других, вытесненных предметов и влечений. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент. Поэтому Юнг был против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что не обходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного.

Определенные расхождения у ученых были и по вопросу психокоррекции. Фрейд считал, что зависимость пациента от психотерапевта постоянна и не может быть уменьшена, т.е. он придерживался концепции директивной терапии. В то же время Юнг полагал, что зависимость пациента от врача должна уменьшаться со временем, в последней фазе терапии, которую он называл трансформацией.

Окончательный разрыв произошел в 1912 году, после того как Юнг опубликовал книгу "Символы трансформации". Разрыв был болезненным для обеих сторон.

Постепенно Юнг пришел к мысли, что его интерпретация символа дает ему ключ к анализу не только сновидений, но и мифов, сказок, религии, искусства. Он исследовал не только европейскую, но и индийскую, китайскую, тибетскую культуры, их символику. Это и привело Юнга к одному из важнейших его открытий – открытию коллективного бессознательного.

Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей: коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллективное бессознательное – своего рода "память поколений", то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал: "Содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное – как воздух, которым дышит все и который не принадлежит никому".

Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов, которые являются формами, организующими и канализирующими психологический опыт индивида. Юнг часто называл архетипы "первичными образами", так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организуют не только индивидуальную фантазию, но и коллективную. Они лежат в основе мифологии народа, его религии, определяя его само сознание.

Основными архетипами индивидуального бессознательного Юнг считал Эго, Персону, Тень, Аниму (или Анимус) и Самость. Эго и Персона находятся в основном в сознательных пластах психики индивида, в то время как другие главные архетипы располагаются в индивидуальном бессознательном.

Эго является центральным элементом личного сознания, как бы собирая разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.

Персона – та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одежды, способы самовыражения. Персона имеет и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая Персона может подавить индивидуальность человека, развить в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона и защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в нашу душу, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.

Тень является центром личного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Содержанием Тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его Персоной, с нормами общества. При этом, чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний.

Фактически расхождения между Юнгом и Фрейдом больше всего относились именно к роли Тени в структуре личности. Юнг считал ее одной из составляющих этой структуры, в то время как Фрейд ставил ее в центр личности, исследуя главным образом именно ее содержание. В то же время Юнг не считал возможным избавиться от Тени, не признавать ее, ибо она является законной частью личности, и человек без Тени так же неполноценен, как и без других частей души. Самое вредное, с точки зрения Юнга, – не замечать, игнорировать Тень, в то время как внимательное отношение к ней, то, что Юнг называл "техникой обращения с Тенью", помогает преодолеть ее негативное влияние.

Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) – это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители (мать – у мальчика и отец – у девочки). Этот архетип оказывает большое влияние и на поведение, и на творчество человека, являясь источником проекций, новых образов в душе человека.

Самость, с точки зрения Юнга, является центральным архетипом всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части; это "архетип порядка и целостности личности". Ее главное значение в том, что она не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу, но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития личность обретает все большую целостность и, индивидуализируясь, становится все более свободной в своем выражении и самопознании.

Идеи о необходимости сохранения целостности и индивидуализации при развитии личности Юнг развивал уже в 50-е годы. К этому же времени относятся его положения о роли сознания в духовном росте и организации поведения. Такая трансформация некоторых положений психоанализа, принимавшихся Юнгам в начале века, была для него особенно важна: Юнг постоянно подчеркивал открытость своей концепции для нового в отличие от ортодоксальности теории Фрейда.

Исходя из структуры души, Юнг создает и свою типологию личности, выделяя два типа: экстраверты и интроверты. Интроверты в процессе индивидуализации обращают больше внимания на внутреннюю часть своей души, строят свое поведение исходя из собственных идей, собственных норм и убеждений. Экстраверты, наоборот, больше ориентированы на Персону, на внешнюю часть своей души. Они в отличие от интровертов прекрасно ориентируются во внешнем мире и в своей деятельности исходят главным образом из его норм и правил. Если интроверту угрожает полный разрыв контактов с внешним миром, то для экстравертов не меньшей опасностью является потеря себя. В своих крайних проявлениях экстраверты являются догматиками, а интроверты – фанатиками.

Однако Самость, стремление к целостности личности, как правило, не дает возможности одной из ее сторон полностью подчинить другую. Поэтому эти две части души как бы делят сферы своего влияния. Как правило, экстраверты хорошо строят отношения с большим кругом людей, учитывают их мнения и интересы; в то же время в узком кругу близких людей они открываются другой стороной своей личности, интравертной. Здесь они могут быть деспотичны, нетерпеливы, не учитывают мнения и позиции других людей. Общение с широким кругом мало знакомых людей чрезвычайно затруднительно для интроверта, который исходит только из своих позиций и не всегда может выстроить линию поведения, понять точку зрения собеседника. Интроверт либо настаивает на своем, либо просто уходит от контакта. В то же время в общении с близкими он, наоборот, раскрывается, верх берет его экстравертная, обычно подавляемая сторона личности, и он является мягким, заботливым и теплым семьянином. Как и Фрейд, Юнг часто иллюстрировал свои выводы ссылками на ту или иную историческую личность. Так, он относил Л.Н.Толстого к типичным экстравертам, а Ф.М.Достоевского – к интровертам.

Развитие Самости связано не только с типологией личности по линии интроверсии – экстраверсии, но и с развитием четырех основных психических процессов - мышления, чувствования, интуиции и ощущения. У каждого человека, считал Юнг, доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро или экстраверсией и индивидуализирует путь развития личности. Мышление и чувствование являются альтернативными способами принятия решения. Мышление ориентировано на логические посылки: люди с доминирующим мышлением превыше всего ценят абстрактные принципы, идеалы, порядок и системность в поведении.

Чувствующие люди, напротив, принимают решения спонтанно, ориентируясь на эмоции, предпочитая любые чувства, даже отрицательные, скуке и порядку. Если мышление и чувства характеризуют активных людей, способных принимать решения, то ощущение и интуиция характеризуют скорее способы получения информации, и люди этого типа более созерцательны. Ощущение ориентируется на прямой, непосредственный опыт, и ощущающие типы, как правило, лучше реагируют на непосредственную ситуацию, в то время как интуитивные – на прошлую и будущую. Для них то, что возможно, важнее того, что происходит в настоящем. Хотя все эти функции и присутствуют в человеке, доминирующей является какая-то из них, которая частично дополняется второй.

Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессознательные структуры, он не только не отрицал возможность их осознания, но и считал этот процесс одним из важнейших в личностном росте чело века. Один из вариантов такого осознания себя психотерапия, и врач-психотерапевт является помощником пациента, помогая ему понять себя, вернуть себе целостность.

43

Индивидуальная психология Адлера. (Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в: Учеб. Пособие)

А.Адлер (1870-1937) окончил медицинский факультет Венского университета, начав работу как врач-офтальмолог. Однако вскоре его интересы перемещаются в сторону психиатрии и неврологии.

В 1902 году Адлер становится одним из первых четырех членов кружка, образовавшегося вокруг создателя нового психологического направления Фрейда. В 1910 году по предложению Фрейда он становится первым президентом Венского психоаналитического общества. Однако вскоре Адлер начал развивать идеи, противоречившие некоторым основным положениям Фрейда. Когда эти расхождения обострились, ему было предложено изложить свои взгляды, что он и сделал в 1911 году, отказавшись затем от поста президента общества. Спустя некоторое время Адлер официально оборвал свои связи с психоанализом, выйдя из общества вместе со своими сторонниками и организовав собственную группу, которая получила название Ассоциации индивидуальной психологии.

После первой мировой войны Адлер заинтересовался вопросами образования, основав первую воспитательную клинику в рамках венской системы школьного образования, а затем и экспериментальную школу, где претворялись в жизнь его идеи в области образования. Особое значение Адлер придавал работе с учителями, которые формируют ум и характер юношества. Для помощи родителям в воспитании детей им были организованы консультативные центры при школах, где родители и дети могли получить нужный им совет и помощь. К 1930 году только в Вене было 30 таких центров.

В 1935 году Адлер переезжает в США, где продолжает работать в качестве врача-психиатра, одновременно занимая пост профессора медицинской психологии.

Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности.

Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

Однако было и нечто общее, объединявшее концепции этих трех психологов: все они предполагали, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование его личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг – первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов. В то же время Адлер был единственным из них, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд в принципе отвергал идею уникальности каждой человеческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и Самости личности, но значительно позже, в 50-х годах.

Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера в психологию. Не менее важна и введенная им идея о "творческом Я". В отличие от фрейдовского Эго, служащего врожденным инстинктам и потому определяющего путь развития личности в заданном направлении, Я Адлера представляет собой индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, Я само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить данному человеку осуществление его собственного, уникального стиля жизни.

Теория личности Адлера является хорошо структурированной системой и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности. Эти основные положения: 1) фиктивный финализм; 2) стремление к превосходству; 3) чувство неполноценности и компенсации; 4) общественный интерес (чувство общности); 5) стиль жизни; 6) творческое Я.

Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у немецкого философа Ганса Файгингера, который писал, что все люди ориентируются в жизни посредством конструкций или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но, тем не менее, оказывается вполне реальным стимулом, определяющим устремления человека. Здоровый человек в принципе может освободиться от фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Для невротиков же это оказывается невыполнимым, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение.

Стиль жизни, по Адлеру, – та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Он тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру Я. Чувство общности, или общественный интерес, является своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию стиля, определяет ее содержание и направление. Хотя это чувство и является врожденным, оно может остаться неразвитым, что становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы препятствует личностному росту, провоцирует развитие неврозов.

Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Творческое Я, о котором пишет Адлер, является своеобразным ферментом, который воздействует на факты окружающей действительности и трансформирует их в личность человека, "личность субъективную, динамичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем". Творческое Я сообщает жизни человека смысл, оно творит как цель жизни, так и средства для ее достижения. Таким образом, для Адлера процессы формирования жизненной цели, стиля жизни являются актами творчества, которые придают человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управлять своей судьбой. В противовес Фрейду Адлер подчеркивал, что люди – не пешки, но сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства – неполноценности и стремления к превосходству – являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, для самосовершенствования. Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех – не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, – компенсация.

Адлер выделял четыре основных вида компенсации: неполная компенсация, полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация, или уход в болезнь.

Соединение видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало возможность Адлеру создать одну из первых типологий личности детей.

Он считал, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность ребенку создать достаточно адекватную схему апперцепции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка, остановить его личностный рост. В случае сверхкомпенсации человек старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию. Примером такой сверхкомпенсации при социальном жизненном стиле для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание, Ф.Рузвельт, преодолевший свой физический недуг.

При неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии личности. Неполная компенсация приводит к возникновению комплекса неполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным.

Невозможность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто приводит и к мнимой компенсации, при которой ребенок (а позднее взрослый человек) начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают. Такой вид компенсации несовершенен: он останавливает личностный рост, формируя неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе других, а о своих выгодах. При этом формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стиль жизни. Эти люди подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, тиранами и агрессорами. Для Адлера примерами такой личности были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители, а также тираны – не обязательно в масштабах целого народа, но и в рамках своей семьи.

Таким образом, одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими. Адлер писал, что если человек умеет сотрудничать, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации является корнем всех невротических и плохо приспособленных стилей жизни.

Теория Адлера явилась своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека, оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.

 

44

Направления неофрейдизма. (Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в: Учеб. Пособие)

К.Хорни (1885-1952)

она постепенно разочаровывается в ортодоксальном психоанализе и основывает свою ассоциацию, преобразованную позднее в Американский институт психоанализа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 2503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.200.255 (0.071 с.)