Философия Древней Греции доклассического периода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Древней Греции доклассического периода



1. 6-5 в до нэ — доклассический. Основные проблемы - объяснение явлений природы, поиск первоначала всего сущего

2. Классический (большая часть 4 в до нэ). Две точки зрения:

1) к этому периоду можно отнести только работы Сократа, Аристотеля и Платона

2) включение софистики

3. Эллинистический / либо эллинистическо-римский период

4. Римский период / либо эллинистическо-римский период (до 5 в нэ)

Те, кто настаивают на двух периодах, говорят, что все же это два разных государства. Другие говорят, что в римский период перешли идеи из Греции и пересказанные римскими авторами

 

Доклассический и классический периоды благоприятны, умеренно-оптимистичный период

 

Древний Рим ---> утрата свободы Др Греции

 

Философия этого периода откликается на этот период - появляется скептицизм, школа циников, эпикурейцев, киников (отрицание морали, частной собственности, вызов окружающему миру)

 

ДОКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Целостных текстов этого времени не сохранилось

Первая школа - Милетская школа - первая философская школа. Представитель школы Фалес считал, что первооснова бытия - вода, душа- особое состояние воды. При этом душа бессмертна, функция души - приводить в движение. У Фалеса одушевленным является весь мир. Анаксимандр (второй представитель школы) считал, что движущая сила развития мира - борьба и обособление противоположностей. Он считал, что все живое происходит из неживого, а человек - из животных

 

Эфесская школа - Гераклид Эфесский. Автор термина "логос". Для него логос - разумное знание. Появляются зачатки диалектики:

1) образ мира — текущая река, в которую нельзя войти два раза (все течет, все изменятся

2) борьба противоположностей

3) Идея относительности

Всё состояния и свойства мира относительно

Он выделил два средства познания: чувственное и логос. Подчеркнул, что многознание отличается от подлинной мудрости, отрицательно оценивал роль страстей. Выступал за необходимость сдерживать желание, отказываться от телесных удовольствий. "Не к добру людям исполнение их желаний", "людям не стало бы лучше, если бы исполнялось все, что они желают", "Всякое желание сердца достигается ценой души

 

Элейская школа: чувства не могут дать истинного познания. Чувственное познание дает образ кажущегося состояния вещей. С его помощью нельзя познать их подлинную сущность, истина постигается лишь разумом. Истинное знание доступно только избранным.

 

Эмпедокл (Сицилия) считал, что первоначалами являются вода, огонь, воздух земля. Движущая силы - любовь и ненависть. Идея эволюции живых существ, случайное появление отдельных органов

Второе поколение

Третье поколение - выживание наиболее целесообразных сочетаний

Четвертое - рождение себе подобных существ

 

Анаксагор (Афины) считал, что все вещи состоят из семян, семена движутся умом. Считал, что чувственное познаниея является ступенью к познанию

 

Демокрит (последний философ доклассической теории). Примерно 460-370 (годы рождения

Демокрит - представитель атомистического материализма

Атом - мельчайшие неделимые субстанции, недоступные чувства, отличаются пожизненностью. Душа - особый вид тела. По форме и активности - это атомы огня.

Разница между живы. И мертвым - количество атомов души. Мы стареем, потому что уменьшается к-во атомов

Сердце является органом благородных страстей

Мозг - уровень высших ф-ий

Печень - внутренние желания и вожделения

У Демокрита появилась теория восприятия

Теория эйдолов: глаз располагает атомными щупальцами, когда щупальца ловят эйдол? Они приносят его в глаз -> рождается зрительный образ. Эйдолы - атомные копии. Демокрид был сторонником концепции жесткого детерминизма. Все атомы движутся по строго заданной траектории, она неизменна -> мы состоим из атомов, все предопределено, люди также предопределенные

 

Софистика переносит центр внимания из области природы на человека. Для софистов в целом характерно критическое отношение к окружающей действительности, отрицание старых традиций, восприятие норм морали как предмета критики, субъективизм в оценках и суждении. Современники, особенно философы, недолюбливали софистов

Софисты сказали, что их цель - учить людей

Идеи софистов:

1. Идея Протогора. "Человек есть мера всех вещей". Человек есть некая точка отсчета и для оценки ценности вещи, и для оценки ее значения.

Софисты не верили, что есть некая объективная истина, общая для всех

Самое известное средство убеждения - софизм.

Софизм в узком смысле слова представляет собой хитроумную уловку, с помощью которой ложное суждение выдается за истинное. Он строится из двух частей:

1) высказывание, которое должно казаться истинным, но содержать в себе некий подвох

2) должно быть строгим логическим следствием из подвоха первого

То, чего ты не потерял ты имеешь (при условии, что это было изначально). Ты не терял рога -> ты рогат

Софизм в широком смысле это сложное рассуждение, явно ошибочное, но ошибку в котором трудно найти

Пример софизма: лжец из крита сказал, что все критяне лжецы

 

6

Учение Демокрита о душе и психических процессах.

Демокрит (последний филосов доклассическрй теории). Примерно 460-370 (годы рождения

Демокрит- представитель атомистического материализма

Атом - мельчайшие неделимые субстанции, недоступные чувства, отличаются пожизненностью. Душа - особый вид тела. По форме и активности - это атомы огня.

Разница между живым и мертвым - количество атомов души. Мы стареем, потому что уменьшается к-во атомов

Сердце является органом благородных страстей

Мозг - уровень высших ф-ий

Печень - внутренние желания и вожделения

У Демокрита появилась теория восприятия

Теория эйдолов: глаз располагает атомными щупальцами, когда щупальца ловят эйдол? Они приносят его в глаз -> рождается зрительный образ. Эйдолы - атомные копии. Демокрид был сторонником концепции жесткого детерминизма. Все атомы движутся по строго заданной траектории, она неизменна -> мы состоим из атомов, все предопределено, люди также предопределенные

 

Демокрит был представителем атомистического материализма. Он полагал, что все сущее состоит из двух начал - бытие (неделимые атомы) и небытие (пустота). Атомы - мельчайшие субстанции, неделимые и недоступные чувствам, различающиеся по форме, величине и подвижности. Все качества возникают в человеческом восприятии и являются продуктом соединения атомов.

Душа - это особое тело, она материальна и состоит из самых мелких круглых, гладких, необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему телу. По своей форме и активности это атомы огня. Душа понимается им как продукт распределения атомов в теле, именно по причине движения этих атомов движется тело. Душа принадлежит даже мертвому телу, но только в малых количествах. После распада тела атомы выходят из него, рассеиваются в пространстве и пропадают. Т.о. душа также смертна. Посредством дыхания душа непрерывно материально обновляется. То есть для него душа не принцип, а продукт организации тела.

В старости число подвижных атомов уменьшается. В органах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему миру, поэтому они приспособлены для восприятия.

Демокрит дает естественное понимание души. Душа выступает продуктом организации тела, а не является изначальным принципом. Она не существует вне тела. Ограниченностью взглядов Демокрита является количественный принцип, не позволяющий отличить психические процессы от материальных. Характерно, что отличая душу от тела, Демокрит считает ее телом, хотя и особым телом.

Демокрит дает естественное объяснение о душе. Выделяет психические свойства души: познавательные и чувства. Различал в познании 2 вида: темное познание (ощущение) и истинное (мышление).

 

7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.3.154 (0.009 с.)