Французская эмпирическая психология XVIII века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Французская эмпирическая психология XVIII века



Общие черты: внимание к проблемам активности человеческого сознания и к обусловленности его общественными условиями.

Представители:

Кондильяк. Считал, что есть единственный источник опыта - ощущения. Предложил метафору "статуи", с помощью которой объяснил, как из одной способности ощущать формируется вся психика. По мере получения новых запахов у статуи появляется опыт, из опыта рождается память. Запахи имеют разную интенсивность. Стоит статуи хоть раз получить разные запахи одновременно, она начнет их сравнивать и сфокусируется на более сильном. Так формируется внимание. Благодаря памяти у нас есть текущие и прошлые ощущения и, переключая внимание, у нас включается сравнение. Результат сравнения – суждение. Когда мы их сравниваем, у нас формируется мышление. Удовольствия или неудовольствия - спутники ощущений. Если бы было что-то одно, то все остановилось бы. Стоит статуе получить одно контрастное ощущение, она понимает, что возможны два состояния – удовольствия и неудовольствия, и она будет стараться избегать неудовольствия. На основе потребностей возникает воображение. Статуя конструирует образы, чтобы получить удовольствие. Постоянное воображение и стремление к удовольствию формируют волю.

Таким образом из одного ощущения Кондильяк выводит все психические процессы.

 

Ламетри. Считал, что материя обладает не только протяженностью, но и способностями к движению, ощущению и мышлению. Материя в постоянном движении. Источник - внутри самой материи.

Души как особой субстанции нет, поэтому так называемые свойства души вызываются организацией мозговой ткани. Высказал мысли о возможности происхождения человека от животных и указал на преемственность развития.

Ламетри выделил особую роль потребностей, позволяющую сделать их объектом изучения. В частности, основное отличие человека от животных видел в бОльшем количестве потребностей. Больше потребностей – больше развитие ума, т.е. они прямопропорциональны.

Общественная жизнь - необходимое условие формирования человека. От природы человек - вероломное, хитрое, опасное животное. Ему принадлежит образ человека-машины. Он также развивал идеи о зависимости душевных способностей от телесной организации (психосоматические идеи).

 

Гельвеций. Рассматривал мир как объективно существующий, бесконечный, в постоянном движении. Человек не отделим от природы, подчиняется тем же закономерностям. Изучал различия в уме. В теории считал, что интеллектуальные способности формируются только из ощущений. Выполнять умственные операции можно только при наличии внимания, которое предполагает усилия, а делать это усилие побуждает интерес.

Все люди обладают одинаковыми предпосылками для развития умственных способностей. Начал масштабные эмпирические исследования ума. Реальные различия в уме объясняются случаем, поглощением и силой страсти к славе, то есть, в конечном счете, воспитанием.

 

Дидро. Утверждал врожденность способностей. Человеческое познание постоянно расширяется и углубляется. Познание – это единый процесс, состоящий из чувств и разума.

Средства познания - наблюдение, размышление, эксперимент.

Дидро говорит о непрерывном постоянном развитии всего материального. У него звучат революционные идеи. Был противником свободы воли, утверждая, что живое существо не может действовать без внешнего повода.

 

Руссо. Утверждал, что человек по своей природе добр, только общество делает его плохим. Написал «Трактат о воспитании Эмиля».

Дети должны воспитываться сообразно с природой. Это означает, что в воспитании надо следовать природе ребенка и учитывать его возрастные особенности.

Воспитание получают из трех источников: от природы, от окружающих людей, от вещей.

Воспитание природой для Руссо - это развитие органов чувств, внутренних способностей. Воспитание людьми - приучение человека использовать развитие этих способностей и органов. Воспитание от вещей - это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается.

С точки зрения Руссо, воспитание эффективно, когда все три фактора действуют согласованно в одном направлении. Руссо предлагает представить воображаемого ребенка (Эмиль). Жизнь Эмиля делится на 4 периода:

Первый период - от рождения до двух лет: время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание детей.

Второй период от 2 до 12 лет (период "сна разума"). Ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить, поэтому главным образом следует развивать его внешние чувства. Отвергая наказания Руссо предлагает метод естественных последствий (свобода ребенка должна быть ограничена только вещами). Сталкиваясь с природой, ребенок непременно поймет, что надо подчиняться ее законам.

Третий период от 12 до 15 – разворачивается умственное воспитание. При выборе предметов изучения нужно исходить из интересов ребенка.

Четвертый период - период бурь и страстей (15-18/21) - период нравственного воспитания. Только в этом возрасте Эмиля выводят в общество (нравственное воспитание возможно только в обществе). Задачи нравственного воспитания - воспитать добрую волю, добрые суждения, добрые чувства.

 

Кабанис. Известный медик. Он сказал, что сознание – это функция мозга, движение тело без головы носит рефлекторный характер и не осознается.

За мышлением скрыт неизвестный нервный процесс. Кабанис стал доказывать необходимость перехода от умозрительного к эмпирическому изучению связи между мозгом и психикой.

 

26

Становление и развитие ассоциативной психологии

Конец 18 – начало 19 века

Английский врач Давид Гартли (1705-1757) стремился создать такую теорию, которая не только объясняла бы душу человека, но и давала возможность управлять его поведением.

Он развивал учение о психике, зависящей от органической структуры мозга.

Учение об ассоциации Гартли базируется на учении о вибрации, так как он считал, что вибрация внешнего эфира вызывает соответствующую вибрацию органов чувств, мышц и мозга. Анализируя структуру психики человека, Гартли выделяет в ней два круга большой и малый.

Большой круг: Вибрация органов чувств вызывает вибрацию соответствующих частей мозга, а та, в свою очередь, стимулирует работу определенных мышц, вызывая их сокращения и движения тела. Малый круг вибрации, расположенный в белом веществе мозга, является ос новой процессов познания и обучения, мышления, чувствования. Гартли считал, что вибрация участков мозга в большом круге вызывает ответную вибрацию в белом веществе.

Исследуя психику, Гартли пришел к выводу, что она состоит из нескольких элементовощущений (которые являются вибрацией органов чувств), представлений (вибраций следов в белом веществе в отсутствие реального объекта) и чувств (отражающих силу вибрации). Он исходил из представления о том, что в основе психических процессов лежат различные ассоциации. При этом ассоциации являются вторичными, отражая реальную связь между двумя очагами вибраций в малом круге.

Исходя из представления о прижизненном формировании психики, Гартли считал, что возможности воспитания, воздействия на процесс психического развития ребенка поистине безграничны. Его будущее зависит от того, какой материал для ассоциаций ему поставляют окружающие: поэтому только от взрослых зависит, каким вырастет ребенок, как он будет мыслить и поступать. Гартли был одним из первых психологов, заговоривших о необходимости для педагогов использовать знание законов психической жизни в своих обучающих методах.

(дополнительно из уч курсивом) При этом он доказывал, что рефлекс, подкрепленный положительным чувством, будет более стойким, а отрицательное чувство поможет забыванию рефлекса. Поэтому возможно формирование идеального нравственного человека – необходимо только вовремя подкреплять нужные рефлексы или уничтожать вредные. Таким образом, теория идеального человека возникла еще в XVIII веке и была связана с механистическим пониманием его психической жизни.

Взгляды Гартли оказали огромное влияние на развитие психологии. Достаточно сказать, что теория ассоцианизма просуществовала почти два столетия, и, хотя она неоднократно подвергалась критике, основные ее постулаты, заложенные Гартли, послужили дальнейшему развитию психологии. Не меньшее значение имели и высказанные им догадки о рефлекторной природе поведения, а его взгляды на возможности воспитания и необходимость управлять этим процессом созвучны подходам рефлексологов и бихевиористов, разрабатываемым в XX веке.

Томас Браун (1778-1820)

Ввел вторичный закон ассоциации, то есть учение о дополнительных факторах, объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других. Развил учение об ощущениях, в частности, выделил из осязания ощущение тепла-холода, а также мускульное чувство.

Единственным методом исследования духа, по Брауну, является самонаблюдение.

Считал, что всякое сложное психическое явления сводится к сумме составляющих его более простых.

Джеймс Милль (отец) 1773-1836

Построил ментальную механику, (то есть теорию сложных ментальных соединений по типу механики)

Он сводит всю психологическую жизнь к ощущениям, представлениям и ассоциациям идей. Он выделил 2 причины закрепления ассоциаций: живость ассоциируемых ощущений и частоту их повторения.

Он сформулировал общий закон ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ощущения как их оригиналы.

Борется с активностью личности

Джон Стюарт Милль (сын) 1806-1873

Воспитывался по системе, предложенной отцом, изучал все дисциплины, и поэтому был лишен детства, соц адаптации

Предложил ментальную химию, в химии по продукту нельзя судить об исходных элементах, а знание свойств элементов не избавляет от необходимости изучать свойства целого

Сложное психическое явление нельзя свести к сумме его частей.

Вводит в ассоциативную психологию понятие «Я» в качестве субъекта сознания, отступая тем самым от классического ассоцианизма, не признававшего в психике ничего, кроме явлений сознания. + ввел ассоциации по сходству, что нарушает общий закон ассоциаций.

Александр Бэн 1818-1903

Считал, что в психологии необходимо применять методы естественных наук, то есть давать описание фактов и их классификацию.

Вводит представление о спонтанной активности нервной системы, проявлением которой являются спонтанные движения. Когда какое-либо движение совпадает с состоянием удовольствия между ними устанавливается ассоциация. Таким образом формируются навыки.

Ввел понятие творческая ассоциация, способность ума составлять новые комбинации, отличные от каких-либо добытых опытом, то есть распространяет термин ассоциация на явления, которые не объяснимы с его помощью.

 

27

27 вклад немецкой классической философии в психологию. Психология Гербарта.

В 18 веке в Германии намечается тенденция к изучению фактов, конкретных эмпирических явлений в отношении человека и природы. В этих условиях выступил философ, известный педагог и психолог Иоганн Фридрих Гербарт 1776-1841.

Считал неправильным разделение всей душевной деятельности на изолированные самостоятельные функции. Душевная жизнь — это единая связанная цельность.

Гербарт стремился построить психологию, основанную прежде всего на опыте: ее предметом должны быть факты, явления сознания.

Методы: самонаблюдение, наблюдение за другими людьми, анализ продуктов деятельности.

Пытался ввести в психологию математические методы, но ему не удалось.

Элементом душевной жизни он считал представление. Представления — это сложные образы восприятия, которые возникают под влиянием объектов, существующих вовне. Они имеют не только качественные особенности, которые делают отличным одно представление от другого, но также и количественные характеристики.

Количественная характеристика представления — это его сила, показателем силы выступает ясность. Представления — это динамические силы, они вступают во взаимодействие друг с другом. В результате количественная сторона представлений изменяется.

В зависимости от степени ясности представления распределяются по трем областям: ясного сознания; сознания — здесь находятся менее ясные представления; подавленные другими представления становятся бессознательными.

Душевная жизнь — это безостановочное движение представлений. Границы, которые отделяют одну область сознания от другой, Гербарт назвал порогами. Возможность проникновения в центр сознания объяснял силой сознания, отсутствием препятствий на пути, наличием поддержки со стороны прошлого опыта.

Вклад немецкой классической философии в психологию

С 80х гг 18 века до 30х гг 19 века

Людвиг Фейербах. 1804-1872

Выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. Человек как единство материального и духовного должен стать главным интересом философии. Окружающий мир познаваем, возможности разума безграничны. Основы познания составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Человек - уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами и желанием, полнокровная реализация своего я возможна только при взаимодействии с другими людьми. Основой связи между людьми в обществе должна стать религия любви друг к другу. Смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью. По критерию познаваемости окружающего мира взгляды Фейербаха противоречат взглядам Канта.

Иммануил Кант 1724-1804

выдвигает гипотезу, согласно которой трудности в познании является не окружающая действительность, а субъект познавательной деятельности - человек, точнее его разум. Познавательные возможности разума ограничены. Кант эту ограниченность показывает с помощью антиномий (противоположные друг другу утверждения, каждое из которых можно доказать/опровергнуть с помощью разума).

Первая антиномия - ограниченность пространства (мир ограничен, у него есть начало и конец); с другой стороны мир безграничен (отсутствие границ у вселенной).

Вторая антиномия- это простое и сложное: всегда можно утверждать, что окружающая реальность сложная, с другой стороны она состоит из простых элементов, значит она простая.

Третья антиномия - свобода и причинность: ибо у всего должна быть причина, должна быть бесконечная причина, есть вещи без причины

Четвертая - антиномия наличия бога (можно доказывать, что он существует, можно доказывать, что не существует).

Психологию Кант считал описательной дисциплиной, он верил, что эксперимент внедрить не получится. Вернул моральный императив

Гегель.

Его труды оказали максимальное влияние на мировую психологию. Самое влиятельное его учение- диалектика. Диалектика - учение о развитии. Сформулировал законы диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей. Источником и движущей силой всякого развития является становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся предметов.

2. Переход количества в качество. Количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме

3. Отрицание отрицания. Описывает такое отношение последовательных стадий развития объекта, при котором каждая последующая стадия не только отбрасывает/ отвергает предыдущую, но одновременно и сохраняет ее существенные моменты

Философия Маркса оказала существенное влияние на советскую психологию. Философия Маркса выдвинула последовательную материалистическую картину мира, показала роль экономических факторов для материального, обественного развития, рассматривала историю как целенаправленный, закономерный процесс, предложила картину возникновения, человека, выступая с атеистических, материалистических позиций...

Синтез материализма и диалектики. Основные положения диалектического материализма

1. Бытие определяет сознание

2. Сознание - свойство материи отражать саму себя. Материя находится в постоянном движении и развитии

Развитие происходит по законам диалектики. Важна практика. Практика - критерий истины. Истина должна быть конкретной, должна являться процессом не должна быть статичной, может быть относительная и абсолютная истина

 

28

Естественнонаучные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку

Влияние естествознания на процесс выделения психологии в самостоятельную науку выразилось в трех направлениях:

1. Психология заимствовала у естествознания методы исследования (прежде всего, эксперимент);

2. Внутри естествознания были накоплены собственно психологические факты и некоторые психологические теории;

3. Теория эволюции способствовала изменению понимания психики и задач психологии.

 

Три естественнонаучные предпосылки:

1. Данные анатомии и физиологии. Были выделены двигательные и чувствительные нервы, была обоснована концепция рефлекторной дуги. Дюбуа-Реймон доказал и продемонстрировал, что нервный процесс - это электрическая активность. Была сформулирована теория специфических энергий органов чувств Мюллера. Он показал, что какими бы стимулами на нервы не воздействовали, результатом будет один и тот же специфический для каждого из них эффект. Появилась теория трехкомпонентного цвета Томаса Юнга (любой цвет - смешение трех – красного, желтого и синего). Было открытие психической причинности в опытах Пфлюгера. Он считал, что психический фактор необходим, чтобы регулировать поведение объекта в определенной среде, поэтому задача психики - приспособление к условиям окружающей среды (опыт с обезглавленными лягушками - помещая обезглавленные лягушки в разные среды, лягушка вела себя по-разному (в воде плавала). Причиной приспособительных действий является сенсорная функция, позволяющая различать условия, в которых находится организм. Фундаментальное предназначение психики - различить то, что происходит во внешней среде и отрегулировать, приспособить поведение к выделенным условиям.

В 19 в стали разрешены определенные процедуры: изучение головного мозга методом удаление частей мозга, электростимуляции, клиническо-анатомическими.

В результате сначала сложилось две противоположные концепции:

-узкий локализационизм (Галь)

-эквипотенциализм (в мозгу все взаимозаменяемо).

С современной точки зрения истина где-то посередине.

Данные, полученные в гипнотических клиниках (Шарко, Льебо), показали ограниченность контроля человека над собой.

Гельмгольц комплексно изучал органы зрения, ему удалось посчитать скорость прохождения импульсов по зрительному и слуховому нерву, а также предложил теорию бессознательных умозаключений

2. Психофизика, психометрия. Фехнер - основатель психофизики; сформулировал основную задачу психофизики - разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами. Он начал с измерения ощущений. Раздражитель, который вызывает ощущения, может быть измерен. Он предположил, что измерить ощущения, можно измерив интенсивность раздражителя. Точкой отсчета стала минимальная величина раздражителя, при котором возникает еда заметное ощущение, это нижний абсолютный порог. Верхний порог – это интенсивность стимула, которая уже непереносима.

Должен быть некий относительный (разностный) порог - то различие, которое даст изменение ощущения. Итогом работы стала формула: О= LM от R (ощущение - логарифм от раздражителя).

Автор психометрии – Дондерс - пытался вычислить скорость психических процессов и разработать разные измерительные методики (скорость фокусировки внимания).

3. теория эволюции Дарвина (следующий билет).

 

29

Значение теории эволюции Ч. Дарвина для психологии.

Теория эволюции. Основные понятия:

Естественный отбор

Борьба за выживание

Индивидуальная изменчивость

Понятие приспособления

По законам эволюции развитие идет от простого к сложному

Шансы на выживание лучше у самых приспособленных

Признание приспособительной роли психики

Влияние теории эволюции на психологию:

1 Психика человека и животных отличается лишь количественно, что дало толчок к появлению зоопсихологии

2 Дарвин оставил очерк о развитии сына, что в дальнейшем привело к концепции Холла (детский психолог), теории рекапитуляции. Автор педологии, науки о ребёнке (ныне детская психология/психология развития)

3 Одно из центральных понятий — индивидуальная изменчивость – появились Представления об индивидуальной изменчивости (дифференциальная психология)

4 Функционализм появился благодаря Дарвину, он рассматривал приспособительную функцию психики

5 Смена объекта психологии (человек —> человек + окр. среда).

Локальная психологическая теория эмоций.

Базовые эмоции строятся на важных для выживания инстинктах, являются врожденными и универсальными для всех: гнев, страх, счастье, печаль, отвращение, интерес. В 20 веке Этман подтвердил эту теорию.

(из уч) Теория эволюции оказала глубокое влияние на психологию. Она утверждала идею развития, а открытые Дарвином законы эволюции в органическом мире поставили перед психологией задачу определения движущих сил психического развития и в особенности по отношению к человеку. Вставал также вопрос о сопоставлении психики животных и человека. В трудах Дарвина эти вопросы впервые были поставлены на научную основу, а их разработка дала начало развитию новых направлений и подходов в психологии — психологии животных, детской психологии и психологии так называемых малокультурных народов. Сосредоточив свое внимание на доказательстве родства человека и животных, Дарвин подчеркивал скорее черты сходства между ними, нежели различия. Нередко он, завышая психические способности животных, приписывал им специфически человеческие черты (воображение, нравственные чувства и т. п.). Дарвин не усматривал качественного своеобразия интеллекта человека: «Как бы ни было велико умственное различие между человеком и животным, оно только количественное, а не качественное» 1. Истолкование психических проявлений животных по аналогии с психикой человека определило развитие начатой им сравнительной психологии. Первым направлением этой области был антропоморфизм (Джордж Романес). Животные изображались по образцу человека, делались выводы о том, что в каких-то отношениях животные выше людей (имелись в виду взаимопомощь, взаимовыручка и другие факты поведения так называемых «общественных» животных).

 

30

Психологическая система Вундта. Историческая роль Вундта в развитии психологии. Структурная психология Э. Титченера.

1879 г. – год возникновения первой экспериментальной психологии. Вильгельм Вундт определял психологию как науку о непосредственном опыте.

Непосредственный опыт – опыт, который отличает от всякого рода интерпретаций. Выделял 2 вида психологии:

1. Физиологическая психология. Метод – эксперимент (но нельзя изучать мышление, память)

2. Психология народов. Метод – анализ продуктов человеческого духа

Психология сознания – наука о св-вах сознания, его элементах, связях между ними и законов, которыми они изучаются (основной метод изучения – метод интроспекции).

Вундт считал, что в сознании отражается связь психических явлений. Интроспекция поставляет физиологические факты без искажений (Фрейд позже это опроверг).

Задачи психологии:

1. Выделить путём анализа исходные элементы сознания

2. Установить характер связи между ними

3. Найти законы этой связи

Вундт разделил элементы сознания на объективные (ощущения) и субъективные (чувства). Ощущения делятся по интенсивности, продолжительности, модальности. Чувства обеспечивают синтез элементов сознания. Предложил трёхмерную теорию чувств.

Вундт сформулировал законы душевной жизни:

1. Закон психических отношений. Согласно ему, все элементы сознания взаимосвязаны и взаимозависимы

2. Закон контраста. Согласно ему, отношение контраста воспринимаются отчетливо

3. Закон творческого синтеза. Согласно ему, сложные псих. образования не сводимы к своим частям

4. Закон гетерогенности целей. При нём промежуточная цель может приобрести статус главной

Его главная заслуга – формирование психологического сообщества, а также создание психологической школы.

Учеником Вундта был Титченер.

Согласно Титченеру, психология должна изучать структуру сознания как совокупность элементов, не поддающихся сознанию. Метод: аналитическая интроспекция. К его сеансам интроспекции нужно было очень хорошо готовиться. Он сначала тренировал безпристрастного испытуемого, потом – самоконтроль и внимание, также у этого человека должно быть позитивное общее состояние.

Сеансы интроспекции могли проходить только термине ощущений (если человек называл другое ощущение – ошибка стимула: яблоко красное, следовательно, у меня есть ощущение красного цвета, у меня есть ощущение гладкости и т.д. Обучающиеся проходили обучение.

Задача: разложить душевное состояние на простейшие составные части, привести эти законы в связьс физиологической организацией. Элементами являются ощущения образа и чувства. Ощущения обладают качеством, интенсивностью, отчётливостью, длительностью. Образы – это следы прежних ощущений, отличающихся прежней отчётливостью, у чувств отчётливости нет вообще. Вундт же выделял только 2 чувства: удовольствие – неудовольствие. 

31

Психология У. Джемса и функционализм.

В противовес Вундту, Титченеру возникает функционализм. Джемс считается основоположником функционализма. Занимался многими проблемами: от изучения мозга и познавательных процессов до изучения личности. Одним из основных вопросов был вопрос об изучении сознания. Отрицал существование сознания, настаивал на его существовании как функции. Функция сознания в том, чтобы обеспечить сознание к окр. среде. Отвергал стоицизм. Считал, что через самонаблюдение нам открываются не элементы, а цельные, конкретные элементы сознания, изменчивые в каждый момент времени. Он сравнивал сознание с потоком («поток сознания» - он ввёл этот термин).

Св-ва сознания:

1. Каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания

2. Состояния изменчивы в границах личного сознания

3. Всякое личное сознание составляет непрерывную последовательность ощущений

4. Селективность (избирательность) сознания – одни объекты сознание воспринимает охотно, другие отвергает.

Большое внимание Джемс уделял прикладной психологии («Беседа с учителями о психологии» обращена к педагогам). Большое внимание уделял проблеме личности. Понимал личность как единое целое, при этом выделял в структуре «Я» физическую, социальную и духовную личность. Ему принадлежит теория эмоций, теория Джемса-Ланге (разработал её одновременно с датским психологом Ланге). Классический взгляд на теорию гласит: происходит событие, оно вызывает в нас эмоциональное состояние, а затем оно вызывает телесные проявления. Джемс считал наоборот: события вызывают телесные реакции, потом возникает эмоциональное состояние, т.е. мы смеемся, поэтому нам весело; мы плачем, следовательно, нам грустно (По Джеймсу: «Мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим, радуемся потому, что смеемся»). Эта теория прижилась на практике, т.е. когда меняем лицо, такая эмоциональная составляющая и последует. Джемс предтеча функционализма.

Представители: Дьюи, Энджелл, Кэрр. Функционализм существовал не долго, затем его представители перетекли в бехивеористов. Предметом изучения объявили функцию, но чёткого определения «функция» не было. Изучить функцию означает раскрыть её с одной стороны с организмом, с состоянием потребности, которую она удовлетворяет, с другой стороны – с внешней средой, на которую эта функция направлена. Такое понимание способствовало возникновению юридической, медицинской и прикладной психологии. Туда часть функционалистов и перетекла. К потоку сознания они добавили поток поведения. Считали, что психическая деятельность состоит в приобретении, запечатлении, сохранении, организации и оценке опыта для последующего использования для руководства поведения.

32

Метод интроспекции в историческом освещении (Вундт, Титченер, вюрцбургская школа). (Табличка – единственное, что нашла на эту тему в лекциях. После неё всё взято из интернета)

Авторы Содержание Время Язык

Вундт колличественное одновр. с изуч. процессом естественный

Титченер качественное искуственный

Вюрбургская шк. качественное после изучаемого процесса естественный

 

Интроспекция (от лат. — смотрю внутрь) — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.

Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком актов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание.

Аналитическая интроспекция (Вундт, Титченер)

Вундт: включенная в специально организованные экспериментальные процедуры интоспекция.

«Задача эксперимента заключается в том, чтобы сделать возможным точное самонаблюдение».

Титченер «Схема интроспекции» (1912): результатом интроспекции должно было быть получение «сенсорной мозаики» того или иного образа, разложение образа на «элементы»

(Пример с лимонадом: «опытный» наблюдатель может выделить в лимонаде и горькие, и сладкие и еще какие-нибудь ощущения). Необходимость описания в терминах ощущений + обученные испытуемые (для избежания ошибки стимула и определения не ощущений, а их возбудителей). Путем аналитической интроспекции пытался найти универсальные законы восприятия людей, «по аналогии» распространив законы восприятия европейцев на совершенно иные культуры, на животных, на душевнобольных

Метод аналитической интроспекции вызывал критику. Например, воздействие занимает короткое время, а отчет более долгий. Зачем это нужно? Также как оценить надежность метода, что действительно получаем значимые данные.

Титченер защищал аналитическую интроспекцию. По его мнению, нельзя оценивать валидность интроспекции путем отсылки к стимулам. Психологию интересует содержание сознание, а не соответствие чему-то, что лежит за пределами сознания. Полученное в этом направлении (тончайшая чувствительность в области слуха, зрения) важны в практических областях: парфюмерии, текстильной промышленности.

Систематическая интроспекция (Вюрцбургская школа О.Кюльпе)

Внимание не к «элементам», а к процессу, на первый план выступила активность сознания, его процессуальность

Все началось с небольшого, на первый взгляд, изменения инструкции испытуемому (в роли испытуемых обычно выступали попеременно сами экспериментаторы). От него требовалось не только, например, сказать, какой из поочередно взвешиваемых предметов тяжелее (в психофизиологических опытах), или отреагировать на одно слово другим (в ассоциативном эксперименте), но и сообщить, какие именно процессы протекали в его сознании перед тем, как он выносил суждение о весе предмета, или перед тем, как он про износил требуемое слово.

В отличие от прежней психологии, которая хотя и говорила о самонаблюдении, но не разрабатывала его как метод, вюрцбуржцы сделали самонаблюдение методом исследования.

Исследования А. Мессера, проведенные на материале отдельных слов и предложений, привели к выводу о том, что процесс протекает в форме мыслей. Их главная характеристика, по Мессеру, состоит в отсутствии чувственно-наглядного содержания, а также связи с речью.

Опыты по изучению мышления: отметили существование таких явлений, состояний, направлений, актов, которые не подходили под схему старой психологии, процесс понимания, который происходит без представлений.

«Заговорили на языке жизни», т.е. посмотрели на сознание не через призму абстрактных его элементов, а постарались ухватить процессуальную сторону (через акты – понимание, суждение, установление отношений, схватывание общего смысла).

Интроспекция направлена на выделение и изучение отдельных фаз мышления. Испытуемые сообщают данные самонаблюдения непосредственно после опыта.

 

33

Экспериментальные исследования памяти (Эббингауз). Исследования мышления в вюрцбургской школе.

Первое возражение Вундту – Эббингауз. Он впервые начал изучать память эксперементально. В чём заключалась его инновация? – Он придумал инструмент, как улучшить память, «отчистив» её от ассоциаций, от влияния прошлого опыта – это были бессмысленные слоги. Эксперименты проводились в течение 5 лет. Эббингауз использовал след. методы:

1. Метод заучивания (нужно было заучивать столько раз, сколько потребуется до 1го безошибочного воспроизведения). Мера памяти: кол-во проб и мера заучения.

2. Метод сбережения (метод экономии) - сначала заучить список слов, затем дождаться его полного забывания. После забывания шло повторное заучивание. Показатель меры: разница между кол-вом проб для первого и повторного заучивания.

3. Метод антиципации (метод подсказки) – экспериментатор пытается намекнуть, подсказать. Мера памяти: кол-во воспроизведенных слов, кол-во подсказок.

После Эббингауза Вундту противоречили исследования мышления в Вюрцбургской школе. Основатель: Кюльпе. Впервые стали экспериментально изучать мышление. Их в большей степени интересовало мышление как понимание (сохранились методики толкования детских поговорок). Задача испытуемого была объяснить то, как он понимает её. Когда человек пытается понять фразу, у него разворачивается процесс мышления. Обязательно нужно было проговаривать вслух все свои рассуждения. На основе увиденного пришли к выводу, что существует безОбразное мышление. Есть частные слова, без последовательностей. Мышление – не эмоция. Существуют чистые мысли. Выделили процессуальную сторону мышления. Подчеркнули, что мышление – субъективный, активный процесс, регламентируется «Я». Заметили связь между эмоциями и мыслительным актом (показали, что эмоции связаны с мышлением позитивно). Обнаружили явление установки мышления (решение задач аналогичным образом). Описали целенаправленность мышления. Эта школа не отказывалась от метода интроспекции.

 

34



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.117 с.)