Предмет, метод, задачи истории психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, метод, задачи истории психологии



Предмет, метод, задачи истории психологии

Психология - одновременно и древняя и довольно молодая наука..

Для психологии очень важна преемственность, многие идеи зародились еще до возникновения науки.

На наскальных рисунках уже есть психологические элементы.

Сами психологические знания начали фиксироваться еще до нашей эры, но год рождения науки считается 1879 год - первая экспериментальная психологическая лаборатория.

Наука - систематизированное познание действительности, воспроизводящая ее существенные и закономерные стороны в абстрактной форме понятий, категорий и законов. Есть 3 блока оснований науки:

1. Научная картина мира и философские основания

2. Идеалы и нормы исследования (вопросы методов - общелогические, эмпирические и тп, самый главный - эксперимент) когда научный метод стал использоваться - тогда и сформировалась точка отсчета) 19 век

3. Научное сообщество и система коммуникации - для появления науки нужны научные сообщества). Обмен данными

Лаборатория стала местом подготовки психологов - стажировки, образование, обмен опытом и тп

Научное сообщество - система коммуникации - психология как область деятельности - 1910 примерно год

4. Критерии научного знания:

-Объективность (есть субъективное,но оно не является аргументом) - максимально убрать себя как аналитика, также нельзя апеллировать религией и так далее

-Проверяемость (верифицируемость знаний). И доказательность

Научное знание должно быть максимально проверяемо - например душа - нельзя доказать или опровергнуть наличие существования, следовательно - нельзя использовать как научный принцип

-Эсенциалистская направленность - сущность

Сущность - это то без чего это перестает быть самим собой

Мы в научном знании хотим изучить что-то ВАЖНОЕ

Для науки важно, чтобы всегда был прогностический потенциал

-Системность знаний (мы с чего-то начинаем, берем откуда-то понятия, вписываем свое понятие в более широкий контекст + междисциплинарные знания)

 

Развитие психологии как научной дисциплины

Предмет психологии - психика живых существ во всем многообразии ее проявления

Предмет истории психологии - представления о психической реальности на разных этапах развития психологии

Метод истории психологии - теоретическая реконструкция описания и критический анализ научных систем прошлого

У этого метода 2 варианта:

1. Категориальный подход Ерошевского

2. Историко-психологический анализ - принципы следующие:

Принцип историзма (можно изучать как явление возникло, как развивалось, чем стало сейчас)

Принцип поиска причинно - следственных связей - а именно, принцип детерминизма

Начало с какой- либо точки, явления, и изучение со всех сторон этого явления

Категориальный подход - начинает с выделения общей категории - изучение трансформации общих психологических категорий в истории психологии

5 категорий по Ерошевскому:

Образ, действие, мотив, психосоциальное отношение и личность

 

Задачи:

Изучить закономерности развития научных знаний о психике

Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками от которых зависят ее достижения

Выявить зависимость зарождения психологических хнаний от социокультурного контекста, от запросов общества

Изучить роль индивидуальности, личности ученого в становлении науки

 

При реализации этих задач -встают общие проблемы - сложности в ихучении истории психологии:

1. Утраченные данные

2. Недоступные данные (нет свободного доступа)

3. Искаженные данные

 

2

ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Для китайской философии характерно признание двух сил: инь и янь. Инь связывалось с телом и кровью, янь - активное начало, связывалось с дыханием. Местом психических функций считалось сердце. Было учение о правилах сердца. Они воспринимали свою страну как центр мира; человек-природа-космос — единое целое. Боязнь перемен. Приоритет коллективного перед индивидуальным

Философия конфуцианства. Основные идеи Конфуция (6в до нэ): 1) ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ/МОРАЛИ: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступили с тобой

2) идея золотой середины. Добродетель - это нечто среднее между двумя крайностями

3) человеколюбие, гуманность

4) понятие справедливость (социальная добродетель) - каждый в обществе должен занимать свое место, должна быть социальная иерархия

5) культ старины - все новое является худшим по отношению к старому

Конфуцию принадлежит первый зафиксированный психологический портрет

Благородный муж - прежде осуществляет задуманное, а потом уже говорит об этом; ко всем относится одинаково, не проявляет пристрастия, ни с кем не соперничает, ему всегда свойственно человеколюбие, он поступает так, как велит долг, стремится быть медленным в словах и быстрым в делах, ведет себя с достоинством, служа старшим проявляет почтение, заботится о народе, использует народ на общественных работах должным образом, в нем уравновешены воспитанность и естественность, он не печалится и не испытывает страха, потому что ему нечего стыдиться, помогает людям совершать красивые дела и не помогает совершать некрасивые, живет в согласии с другими людьми, но не следует за ними, использует людей в соответствии с их способностями, держит себя с величавым спокойствием, но не зазнается, думает о девяти вещах (о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слышать четко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости спрашивать других, когда появляются сомнения, о необходимости помнить о последствиях своего гнева, о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу).

Есть низкий муж. Благородный муж думает о морали, низкий человек - как бы получше устроиться; благородный муж думает, как не нарушить законы, низкий - как извлечь выгоду; благородный муж предъявляет требования к себе, низкий муж - требования к людям.

 

Конфуций выявил требования по созданию/ воспитанию благородного мужа. КАК СТАТЬ БЛАГОРОДНЫМ МУЖЕМ:

1. приемы внутренней культуры:

- жесткий самоконтроль (три раза в день надо давать себе отчет, был ли предан людям, был ли предан друзьям, все ли исполнил, что наметил)

- отчет в тайных помыслах и сокровенных желаниях (перед самим собой не должно быть секретов)

- не надо бояться признавать и исправлять свои ошибки

- воспитание твердой воли

- умение управлять собой

2. Приемы внешней культуры:

- надо упорядочить отношения с людьми выше и ниже стоящими (включение в соц иерархию). Этому способствует правильная одежда, правильная прическа, речь

- корреляция (знания и действия; мысли и слово; слово и дело)

- воспитывать педантизм, рассудочность в поведении

 

Противоположностью конфуцианству стал Даосизм (основоположник Лао-дзы)

Основное понятие - Дао (глубинная основа всего сущего)

Центральное понятие Дао (в переводе путь) - единство бытия и небытия, глубинная основа всего сущего, путь, естественный закон природы, Дао вечно изменяется, Дао - неумалимая необходимость мира, его нельзя превзойти, ему можно только следовать, в Дао все едино и все противоположно друг другу. В процессе вечного изменения все противоположности переходят друг в друга (бытие и небытие порождают друг друга)

Существует глубинное дао, которое нельзя объяснить, передать или почувствовать

В даосизме считается, что благородный муж - это неправильный идеал. Предложили свой идеал - совершенно мудрого. Совершенно мудрый совершает дела, предпочитает не деяния, вызывая изменения вещей, не осуществляет их сам, создавая, не обладает тем, что создано, успешно завершая что-либо, не гордится; кто действует - потерпит неудачу; кто чем-либо владеет — потеряет; вот почему совершенно мудрый бездеятелен и не терпит неудачи, он ничего не имеет=> ничего не теряет; ставит себя позади других, благодаря чему оказывается впереди; он пренебрегает своей жизнью, и тем самым его жизнь сохраняется, он любит себя и себя не возвышает; не имеет постоянного сердца (добрым я делаю добро и недобрым делаю добро).

"Управляя страной, совершенно мудрый делает сердца подданных пустыми, а желудки - полными, его управление ослабляет их волю и укрепляет кости, он стремится, чтобы у народа не было знаний и страстей". Правила - всегда насилие над человеческой личностью.

Воспитание отстраненности от живой природы, отрешенность от эгоистичного действия. Индивидуальное должно превалировать над социальным. "Знающий людей -благоразумен, знающий себя - просвещен; побеждающий людей - силен, побеждающий себя - могущественен".

 

4

Вопросы психологии познания у Платона. Виды удовольствия

 

Платон выдвигает идею об уровнях познаниях, которые соответствуют уровням бытия. Миру идей соответствует интеллектуальная интуиция Анамнезис, и разум. Это постижение идей, отрешенных от всякой чувственности.

Миру математических правил и отношений соответствует рассудок. Постижение идей через образы

Миру вещей- чувственное познание (мнение или докса). Только постижение образов

Миру отраженных вещей-искусство. Искусства не должно быть в идеальном мире.

Платон впервые выделил память как самостоятельный психический процесс. Наша память как восковая дощечка на которой остаются отпечатки (как от перстня). Согласно Платону память- процесс пассивный. Мышление-активный, его активность обеспечивается связью с речью. Предложил практические рекомендации по достижению научных знаний: надо ослабить связь души с телом. Сформулировал критерии наличия знаний у древнего человека- это способность передавать свои знания другому. Автор первого эксперимента (эксперимент с 3мя сосудами)

Выделил типы удовольствия:

Разделил их на высшие (эстетические и умственные потребности) и низшие (физические потребности)

Удовольствия, свойственные трем видам души

Сильные (отсутствие меры), слабые (есть мера). Платон дает перечень чувств. Все чувства- это смесь удовольствия и страданий. Гнев, страх,желание,печаль,любовь,ревность,зависть.

 

11

Аристотель – отец всех наук, в том числе психологии.

Средневековый Фома Аквинский говорил, что труды Аристотеля похожи на Священное Писание, в средневековье труды Аристотеля стали догматичными.

Трактат Аристотеля «о Душе» - первое систематизированное психологическое произведение. В нем Аристотель отрицает существование мировой души. По его определению, Душа – это форма естественного тела, обладающего возможностью жизни.

«Если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение».

Душа как форма тела не отделима от тела, она не может существовать без тела.

Две главные способности Души:

1) способность различения (посредством ощущения, мышления)

2) способность приведения в пространственное движение (#движение роста)

Движут сочетание стремления/желания и ума.

Формально Аристотель отрицает выделение частей Души, но выделяет три ее способности.

1)растительная (рост, питание, размножение);

2) животная (ощущения, восприятие, воображение, память, аффекты).

3) разумная: возможность возвращаться в эфемерное пространство. Она отделима от тела, способности -разум и воля

Типология Феофраста (сократила из инета)

Ученик Аристотеля Феофраст первым начал использовать термин «характер» в психологическом контексте. Самый известный трактат «Характеры» или «Характеристики», где Феофраст изображает типовые характеры.

Трактат включает 30 характеристик, где рисуются типы льстеца, глупца, труса и т.п. Изображение каждого характера начинается с определения, в котором дается моральная оценка свойства; вредно оно или просто неприятно, затем следует иллюстрация поступков, присущих именно данному типу. Характеры в трактате делятся на:

- вечные типы (например, скупой, трус)

- отражающие особенности общественной действительности Афин конца 4 в до н.э. (например, подлолюбие).

- специальных типов – представителей горожан (отчаянность, тщеславие), а также тип зажиточного крестьянина (неотесанность).

Феофраст выделяет типы по их доминирующей черте.

 

12

Представления АРИСТОТЕЛЯ о познавательных процессах.

Познавательные способности ведут начало от чувственного восприятия. Оно запечатлевает форму вещей («отпечаток воска»).

Ощущение - вызывается воздействием извне. Аристотель доказывает, что возможны 5 видов ощущений: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Основное ощущение – осязание. Современная наука считает главным зрение.

Аристотель говорил, что наши ощущения обладают истинностью.

Есть общее чувство, отвечающее за восприятие общих качеств, осознание чувств, сравнение объединение ощущений в образ предмета, находящее в общем чувствилище.

Сохранение и восприятие ощущений даем память. Виды памяти:

Низшая память - сохраняет ощущения как копии предметов, статичные изображения.

Собственно память - запоминает образ в соединении с временнóй характеристикой (=динамичный образ)

Высшая память – воспоминания, в которых участвуют суждения.

Механизм работы памяти - механизм ассоциации. Выделил три вида ассоциации:

- по смежности

- по сходству

- по контрасту

 

Впервые Аристотелем был выделен такой познавательный процесс, как воображение. Воображение - образование представлений. Воображение не возникает без ощущений, а без воображения невозможно составление суждений.

Воображение дает нам ложные искаженные представления

Высший познавательный процесс - мышление (характеризуется составлением суждений, протекает в понятиях, постигает общее). Чувствами общее познать невозможно. Он выделил низшее мышление (мнение, предположение, оно не исследует, не отвечает на вопрос «почему?») и высшее мышление (познает принципы науки, основы вещей).

Аристотель писал, что у нас есть ум теоретический и практический. По критерию направленности теоретический направлен на сущность (суть), а практический ум - на деятельность.

Аристотель верил, что все люди от природы стремятся к знанию, доказательство - стремление к чувственному восприятию. Описал такой вид научения как научение через подражание: "Подражать присуще людям с детства, они отличаются от других живых существ тем, что в высшей степени склонны к подражанию. Первые познания человек приобретает посредством подражания. Критерий наличия знания - способность обучить другого»

Он сравнивает знание и опыт и говорит, что с точки зрения деятельности, больше преуспеет тот, у кого есть опыт, а не знания. Но когда речь о попадании в новые сложные ситуации - преимущество у тех, кто имеет знания.

У Аристотеля впервые появляется идея развития психических процессов. Способность высшего уровня возникает на основе предшествующей, более элементарной.

 

13

Проблема аффектов

АРИСТОТЕЛЬ

Аффекты - это влечения, гнев, страх, все, чему сопутствует удовольствие или страдание.

Аффекты вызываются внешними воздействиями и сопровождаются телесными изменениями.

Они –не зло и не добродетель; характеризуют лишь манеру поведения.

Аффекты необходимо воспитывать, они сопровождают деятельность, являясь ее источником, аффекты - показатели нормального развития.

Борьба с аффектами – воспитание аффектов. Средство борьбы – катарсис (букв. «очищение»).

У Аристотеля это «переживание зрителя при просмотре драматического действия».

Современна психотерапия – катарсис + рассказ о себе, возникновение сильных чувств.

СТОИЦИЗМ

Стоики - первая школа эллинистическо-римского периода, имели иное отношение к аффектам.

Их идеал – Человек-Мудрец.

«Мудрец, поднявшийся над суетой жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, самодостаточности, добродетели, своему бесстрастию.»

Считали, нельзя быть уверенным в счастье, пока есть зависимость от внешних обстоятельств.

2 пути:

1)овладеть внешними обстоятельствами

2)стать независимым от них

Сторонники детерминизма, судьбы.

«Аффекты это чрезмерные противоразумные и противоестественные движения души, связанные с неправильными представлениями о вещах.

Аффекты – порча разума, стоики объявили им войну, считали их болезнью, которую надо лечить.

Современная психология – «чувства не есть зло»

Стоики описали стадии нарастания аффекта:

I. Под влиянием внешних воздействий наступают физиологические изменения в организме.

II. Непроизвольное появление мнения о ситуации и нужная реакция.

III. Вмешательство разума. Если вмешивается разум – аффект не возникает.

Стоики предположили, что все аффекты состоят из 4-х первичных.

Наслаждение и скорбь как ложные суждения о настоящем

Желание и страх как ложные суждения о будущем.

Методики борьбы с аффектами:

1) Не дать аффекту внешнего выражения

2) Не преувеличивать аффект воображением, «не накручивать себя».

3) Не спешить с одобрением аффекты, создать расстояние между аффектом и деятельностью в его направлении (#выдохни, сосчитай до 10).

4) Отвлечься на воспоминания иного рода

#если страшно - вспомни себя смелым.

5) Разоблачить действия, на которые толкает аффект.

ЭТИКА

Сократ считал, сто если есть знания, то есть и этика, и нравственность

Аристотель: "Знание само по себе не делает человека нравственным. Его добродетель зависит не от знаний, не от природы, а формируются в реальных поступках. Человек есть то, что он сам в себе воспитывает". Добродетель суть золотая середина между людскими пороками.

(скромность------>застенчивость--------> бесстыдство).

Смелость – между драчливостью и трусостью.

См Феофраст "труд и характер"

Эпикур

Цель жизни – разумное удовольствие, свобода от телесных страданий и душевных тревог.

Для счастья достаточно отсутствия страданий. Главное препятствие (источники страданий) - страхи; самые сильные из них - страх смерти и страх перед Богами.

Задача философии – помогать человеку преодолеть эти страхи.

 

14

ЭПИКУР

Эпикур являлся учеником Демокрита по взглядам. Развил теорию атомов, внеся в нее два изменения:

1) Атомы движутся по заданной траектории, от которой возможно случайное отклонение

-- > возможна свободная воля

2) Теория эйдолов. По Демокриту эйдол попадает в глаз. Эпикур же утверждает, что эйдол может попасть куда-угодно, только если не в глаз (а, например, в руку) то восприятие будет искажено.

Этика ЭПИКУРА

Цель жизни – разумное удовольствие, свобода от телесных страданий и душевных тревог.

Для счастья достаточно отсутствия страданий. Главное препятствие (источники страданий) - страхи; самые сильные из них - страх смерти и страх перед Богами.

Задача философии – помогать человеку преодолеть эти страхи.

 

15

АЛКМЕÓН КРОТÓНСКИЙ

Жил в 6-ом веке до н.э. Предположил, что мысль локализуется в головном мозге (ГМ).

Развитие медицины в античности связано с вопросами вскрытия – людей было вскрывать запрещено, разрешалось только животных.

Алкмеон Кротонский отметил наличие зрительных нервов, описáл зрительный нерв.

ГЕРОФИЛ

Герофил установил связь между сухожилиями, связками и нервами, описал мозговые оболочки, желудочки мозга и устройство глаза.

ЭРАЗИСТРАТ

Описал части ГМ, связал богатство извилин полушарий с превосходством человека над животными. Выдвинул гипотезу о различии между чувствительными и двигательными нервами.

ГИППОКРАТ

Выдвинуг концепцию темперамента.

Основу человеческого организма составляют 4 сока=жидкости:

слизь=флегма (вырабатывается мозгом),

кровь =сангва (выраб. сердцем)

желтая желчь=холе (печенью)

черная желчь=мелана холе (селезёнкой)

В современной науке концепция темпераментов спорная, но термины были оставлены греческие.

ГАЛЕН

Римский врач, живший примерно во 2 веке до н. э.

По его трактатам лечили людей до эпохи Возрождения.

Гален стал основателей научной медицины.

Совершил анатомо-физиологический открытия.

Пришел к выводу о том, что без нерва невозможны произвольные движения. Установил функции спинного мозга. Выделил чувствительные и двигательные нервы, показал их локализацию в спинном мозге. Предположил, что мозг – орган интеллекта и чувств.

Его испытуемыми были гладиаторы, считавшиеся рабами.

 

17

Важнейшие тенденции в развитии психологии в Средние века.

Исторически сложилось так, одна тема развития психологических взглядов в Европе и другая на Ближнем Востоке

5-7 вв нэ - время становления мировых религий. Становление христианства для Европы означало перечеркивания всех античных взглядов, отказ от письменности (кроме монастырей). Для западной Европы средние века считаются темным временем (для ответов на все вопросы достаточно Священного писания).

Некоторые зачатки психологических идей пробивались

Для Ближнего Востока этот период считается временем расцвета. Были переведены греческие и римские тексты. Многие арабоязычные мыслители продолжали развивать идеи античных ученых.

В философии арабоязычного востока можно выделить теологический, мистический и философский подходы.

Мистический подход - суфизм. У суфиев новое понимание человека. Человек как самое совершенное бытие, как отражение одного из атрибутов абсолюта, человек интегрирует в себе все сущее и эталоном добра и зла, нравственности признается человек. Одно из главный свойств человека - способность к совершенствованию на пути самопознания. Выделили стадии развития, через которые должна пройти душа на пути к совершенству:

1. Материальная природа - психика, которая дана человеку от рождения, это психологическая конституция, которую человек наследует от родителей и предков, она обладает агрессивностью и жестокостью. В результате взаимодействия с окр средой и в процессе соц адаптации материальная природа развивается во вторую стадию - нафс (человеческое я во власти зла).

2. Основная тенденция нафса заключена в том, что он бесцеремонно навязывает свои желания, беспокоясь только о своей удовлетворенности. Он желает все, что не дозволено. Подавление нафса приводит к тому, что он вновь проявляется в чем-то еще. Нафсу все быстро надоедает, он ленив, жаден, переменчив, эгоцентричен, злопамятен, обидчив, любит комплименты и восхваления, нафс обретает во снах различные символические формы, часть нафса формируют страсти, они же его катализатор, нафс необходимо воспитывать и контролировать. Когда нафс достиг высшей ступени совершенства, он переходит на уровень сердца

3. Уровень сердца. Сердце - успокоенный / рациональный нафс. Большинство людей на уровень сердца не выходят. Те, кто вышел на ур-нь сердца обладают самоконтролем, он. Видят вещи такими, каковы они в действительности.

Остальные уровни развития психики в нашей психологии не имеют описания. Четвертый уровень - уровень духа - всеобъемлющая любовь ко всему. Пятый - уровень глубинного сознания, 6 - сокровенное сознание.

Суфии разработали методы медитации, вхождения в транс, есть методики самоанализа

ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД

Для философского подхода главное отличие человека от животного в обладании силы разума, лучшее качество человека - любознательность, призывали людей к постижению мудрости и расширению знаний, ибо только просвещенный человек способен сделать правильный выбор между добром и злом, понять свое место в мире и свой человеческий долг. Признавали наличие бессмертной души, подчеркивали ее связь с телом. Отвергая идею фатализма и предопределенности, утверждали, что человек свободен в определении своего жизненного пути

18

18. Важнейшие тенденции в развитии психологии в эпоху Возрождения.

Предпосылки возникновения культуры и философии Возрождения - кризис феодализма, великие географические открытия, научно-технические открытия, повышение уровня образованности.

Характерные черты философии Возрождения:

- антропоцентризм и гуманизм (антропоцентризм: человек- это некая точка отсчета; гуманизм: человек считается ценностью)

- оппозиционность к церкви и ее идеологии

- принципиально новое, научное понимание окружающего мира, большой интерес к социальным проблемам, обществу, государству

- распространение идеи соц равенства

Основные направление философии Возрождения:

- гуманистическое (Данте, Петрарка). В центр внимания - человек, воспевание его достоинства, величия, могущества; за человеком признавали наличие как природного, так и божественного начала, верили в изначально добрую природу человека, считали, что человек должен жить не для Бога, а для себя, личность должна быть свободна, человек сам ответственен за свое благо, решающими являются его личные качества, он может добиться счастья, опираясь только на свои силы, тк у него есть достаточный потенциал для этого; человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с ним; было предположено, что мужчины и женщины имеют равные права

- неоплатоническое (Николай Кузанский, Пика Дела Мирадлела) пытались познать космос, природу человека с позиции Платона. Их основные взгляды: считали, что судьба человека является следствием его естественной свободной активности. Человек имеет исключительное право, чтобы творить свою личность, свое существование собственной волей, свободным и соответствующим выбором. Таким образом человек отличается от остальной природы. Только он может прийти к божественному совершенству. Уделялось внимание вопросам познания, они понимали процесс познания как бесконечное совершенствование человеческих знаний. Выделяли 4 ступени познания: чувственное познание, рассудочное познание, синтетическое познание чувств и разума, интуитивное (мистическое) познание

- натурфилософское/ натуралистическое направление. (Да Винчи, Галилей, Бруно, Коперник) пытались развенчать ряд положений учений церкви о Боге, космосе, основах мироздания, вселенной, опираясь на научные открытия. Галилей предложил новую методологию науки, основывающуюся на экспериментах и математике. Бруно считал, что истинное можно достичь лишь философскими средствами (а не теологическими); достижение истины является благородным делом. Этика Бруно призывает к борьбе за благородные цели, за добро, которое неограниченно реализуется во вселенной. Истинным мерилом нравственности является деятельность (земные дела и цели человека); конечную цель Бруно видел в безграничной любви к бесконечному (ко всему окружающему), мелькает идея об эволюции.

Леонардо да Винчи как художник многое заметил в человеческом восприятии; описал влияние разных условий на восприятие, боролся за усиление роли чувственного восприятия; пытался доказать, что воображение - это ценный процесс; его занимал вопрос связи теории и практики в науке, подчеркивал, что должно быть единство теории и практики.

- Реформационное направление (Лютер, Кальвин). Стремились пересмотреть церковную идеологию, отношения между верующими и церковью, начали менять отношения человека к труду. До Реформации труд рассматривался как наказание за грехи. После реформации выражением смысла жизни человека на земле является профессия, понимаемая как служение Богу; добросовестное отношение к труду - путь к спасению, успех в работе признак Богоизьрангости.

- утопическое направления (Мор)

- политическое направление (Маккиавелли) Жил на территории современной Италии. Считал что успехи гос-ва зависит от умений руководителя.

Человек обладает изначально злой природой; движущие мотивы поступков человека - эгоизм и стремление к личной выгоде. Составил психологический портрет идеального государя. Правитель должен становиться на пути судьбы, для этого нужно быть абсолютным властелином и деспотом; правитель не должен быть связан никакими априорными схемами, правовыми предписаниями, религией или даже собственным словом, должен руководствоваться реальными факторами; правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут, а коза промотана. Благоразумному государю следует избегать пороков, которые могут лишить его гос-ва, от остальных нужно воздерживаться по мере сил. В реальности он может быть жестоким, хитрым, беспощадным. По его мнению лучше, чтобы государя боялись, чем любили (надежнее выбрать страх. Люди неблагодарны, не постоянны, их отпугивает опасность, люди меньше остиригаются обидеть того, кто внушает любовь, нежели того, внушает страх. Любовь поддерживается благодарностью, которой люди могут пренебречь ради выбора

19

19. Значение Ф. Бэкона для психологии.

Фрэнсис Бэкон. Наметил новую линию изучения души, призвал отказаться от изучения общих вопросов, касающихся природы души и перейти к эмпирическому описанию ее процессов. Этим он подготовил смену объекта психологии (от души к сознанию). К человеку Бэкон подходит натуралистически, выделяя науки о теле и науки о душе. Учение о душе включает учения о рациональной божественной душе и чувствующей (нерациональной) душе. Способность чувствующей души - способность ощущения и способность выбор. Способности рациональной души - память, рассудок, желание, воля, воображение, разум. Теория познания - Бэкон был сторонником эмпиризма (в основе познания должен лежать опыт; чем больше опыта, тем ближе человечество к истинному знанию, при этом истинное знание не должно быть самоцелью). Главная задача знания и опыта - помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности. Главное орудие познания - метод. Бэкон - автор научной индукции. Описал пути познания: путь паука (позиция крайнего рационализма), путь муравья (тащит в муравейник все что угодно; путь крайнего эмпиризма, когда исследователь бесконечно собирает факты), путь пчелы (метод научной индукции - пчела сначала собирает определенную пыльцу, затем она перерабатывает пыльцу в качественно иной продукт: сначала нужно выдвинуть гипотезу, затем собрать факты, обобщить их и сформулировать теорию — путь научной индукции). Разработал учение об идолах (заблуждения человека): есть идолы рода, идолы пещеры, идолы площади или рынка и идолы театра. Идолы рода - ограничения, которые будут присущи любому человеку, потому что он представитель своего рода (например, ухо человека не рассчитано на ультразвук). Идолы пещеры - ограничения индивидуального человека (слабовидящий человек). Идолы площади или рынка - ограничения возникают в результате влияния группы людей (конформизм, эффект толпы). Идолы театра - мировоззренческие ограничения.

20

20. Декарт: учение о теле и учение о страстях.

 

Учение Декарта о теле для психологов интереснее, чем о душе. Декарт сказал впервые, что движение может производиться без участия души. Тепло и движение принадлежат только телу, не завися от души. Работу тела описывал механистически и материалистически. Он ввел конструкт "животные духи" (маленькие частички), живущие внутри нас. Описал схему рефлексов.

Учения Декарта о страстях. Страсти- продукты соединения души и тела, это восприятия, чувства, особенно связанные с душой, вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-нибудь движением духов. Природа страстей двойственна, она включает телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять страстями и воспитывать их. Причины страстей - движение животных духов, приводящие к изменениям в организме. Источники страстей разнообразны, но главное воздействие внешних предметов.

Декарт различал первичные и вторичные страсти. Первичные появляются в душе при ее соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Они сигнализируют телу что полезно, что вредно. Остальные страсти являются видами первичных и образуются при жизни.

 

Не из лекции:

Декарт искал в организме орган, с помощью которого эти несовместимые субстанции все же могли бы общаться. Таким органом он предложил считать одну из желез внутренней секреции – шишковидную (эпифиз). Природа страстей двойственна: она включает телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Причина страстей – движение животных духов, приводящее к физиологическим изменениям в организме. Источники страстей разнообразны, но главные – воздействие внешних предметов. Декарт различал первичные и вторичные страсти. Первые появляются в душе при ее соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Они сигнализируют телу, что полезно, а что вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни (например, уважение и пренебрежение – род удивления, а ревность – вид страха). Страсти обеспечивают единство души и тела, но могут стать и источником заблуждения. Поэтому страсти нужно воспитывать, путем развития разума и воли. Среди таких средств – размышление и искусство.

Именно Декарт впервые ввел понятие рефлекса (сам термин «рефлекс» был предложен позже) и положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий. Тело описывал в терминах физики. Тепло и движения принадлежат только телу и не зависят от души. Смерть наступает по вине тела, когда разрушается одна из его главных частей. Работу тела описывал механистически и материалистически. Использовал для объяснения влияния нервов на движения мышц категорию «животных духов» – маленьких и быстрых частиц. Сокращения и растяжения мышц происходят из-за перераспределения в них духов через маленькие отверстия.

Итог: дуализм Декарта сводится к тому, что человек совмещает в себе две субстанции – душу и тело. С этой точки зрения Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично – материя или сознание, является бессмысленным. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции – материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

 

21

21. Учение Декарта о душе. Определение мышления. Психофизическая проблема.

 

 

Учение Декарта о душе

Душа - мыслящая субстанция, собственные проявления души - желание и воля. Они не связаны с телесными процессами. Также существуют внутренние эмоции души, направленные на нематериальные предметы. Остальные эмоции зависят от тела. Он утверждал, что в душе присутствует три вида идей: идеи, порожденные человеком, идеи приобретенные, идеи врожденные

 

Для Декарта разум - единственная вещь, которая делает нас людьми, поэтому каждый человек должен научиться хорошо применять собственный разум.

 

 

(Не из лекции:

Душе, по мнению Декарта, предназначено иметь самое прямое и достоверное, какое только может быть у субъекта, знание о собственных актах и состояниях, не видимых более никому. Она определяется единственным признаком – непосредственной осознаваемостью собственных проявлений, которые, в отличие от явлений природы, лишены протяженности.

Это существенный поворот в понимании души, открывший новую главу в истории построения предмета психологии.

Ввел критерий для вы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.149 с.)