Роль и задачи звукорежиссёра в съёмочный период. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и задачи звукорежиссёра в съёмочный период.



Немое кино. Исторические аспекты появления звука в кино. Возникшие, в связи с этим, творческо-технические проблемы. Кинематограф был изобретён в XIX веке и стал крайне популярен в XX веке. В понятие кинематографа входят киноискусство — вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) — отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию, и демонстрирующая эти произведения для зрителей. Влияние кинематографа на культуру и искусство бесспорно, высказываются даже предположения о значимости влияния кинематографа на политику и экономику. Во многих странах киноиндустрия является значимой отраслью экономики. Производство кинофильмов сосредоточено на киностудиях. Фильмы демонстрируются в кинотеатрах, по телевидению, распространяются «на видео» в форме видеокассет и видеодисков, а с появлением скоростного интернета стало очень популярным скачивание кинофильмов в форме видеофайлов. 28 декабря 1895 года в Париже братьями Люмьер был продемонстрирован их «синематограф». В течение 1896—1897 годов публичные демонстрации короткометражных фильмов были произведены во всех мировых столицах. В России первые показы были организованы в апреле 1896 года в Москве и Санкт-Петербурге, а затем на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. Тогда же были сняты первые отечественные любительские киносъемки (В. Сашин, А. Федецкий, С. Макаров и др.). Первая киносъёмка в Российской империи была сделана фотохудожником А.Федецким в Харькове (1,5 минуты, «Перенесение иконы Озерянской Божьей матери»). Первым российским документальным фильмом стал в 1896 «Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством». Принято считать, что звуковое кино появляется в 1927 г., когда на экраны выходит фильм «Певец джаза». На самом деле синхронная запись на кинопленке появилась намного раньше. Просто «Певец джаза» в отличие от предыдущих звуковых кинолент был насыщен не только музыкой; в этот фильм была включена синхронная речь актеров и использованы различные шумы. Первый стопроцентно звуковой фильм вышел лишь в 1929 г. Это была картина «Огни Нью-Йорка». Поскольку «певец из джаза» и, тем более, «Огни Нью-Йорка» имели шумный успех, приблизившись по доходам к легендарному «Бен Гуру», это определило решение киномагнатов и, соответственно, дальнейшую судьбу звукового кинематографа. Все американские студии тут же кинулись покупать патенты на звуковое кино. А в 1930 г. Голливуд полностью прекратил выпуск немых картин. Первые аппараты для звукозаписи были достаточно громоздки. Вначале камеру вместе с оператором приходилось заключать в звуконепроницаемый ящик, а съемка с синхронной записью реплик актеров, которая обычно проводилась в павильоне, чтобы исключить посторонние шумы, велась через прозрачное стекло. Затем появились большие громоздкие боксы, в которые только лишь заключались кинокамеры для того, чтобы заглушать шум электромотора и механических частей камеры, но от этого подвижность камеры увеличивалась незначительно. Чтобы звук записывался высококачественно, актеру необходимо было говорить точно в микрофон, так как радиус восприятия первыми микрофонами звука в ту пору был весьма ограниченным. А поскольку речь актера можно было записывать только во время съемки, то часто приходилось прятать малочувствительные, а оттого и малоподвижные микрофоны в различный реквизит и тщательно устранять все посторонние шумы. По-настоящему звуковым советским фильмом стала «Путевка в жизнь» (1931 г.). В этом фильме впервые в советском кино были тщательно воспроизведены шумы: гудение паровоза, звон стаканов, удар молота по рельсам, щебетанье птиц, кваканье лягушек и пр. Премьера фильма состоялась 1 июля 1931 года. Главная задача звукорежиссера – максимально полно передать идею кинопроизведения с помощью звуковых выразительных средств, хотя и техническое качество звука в фильме – фактор немаловажный. А так же в звуке выразить свою идею, и максимально понятно донести её до зрителя. А так же, сложность заключалась так же и в том, что при появлении звука в кино, все актеры практически были лишены своего хлеба. Их голос не соответствовал изображению. Все актеры переигрывали и звучали неестественно. И тд. Роль и задачи звукорежиссёра в съёмочный период. Перед началом съёмок обязательно проводится освоение объекта: пробуется вся техника, проходят пробные съёмки, проверяется возможность свободного движения камеры и т. п. Съёмочный период — это самый важный и ответственный этап в кинопроизводстве. Если в подготовительном периоде ничего не было упущено, все расписано до минуты, то съёмочная группа работает как хорошо отлаженный механизм. Группа звукорежиссера устанавливает микрофоны, делает черновую звукозапись, на основе которой в дальнейшем будет проводиться озвучивание фильма. Начало съёмок — очень ответственный момент. Последовательность команд режиссёра уже сложилась в определённый порядок, каждая из них имеет своё значение. «Тишина! Внимание! Приготовились! Аппаратная! Мотор! Камера! Начали!» Помощник режиссёра вносит в кадр нумератор-хлопушку, на которой обозначены название фильма, компания-производитель(киностудия), имя режиссера и оператора, вид съёмки (синхронная или немая), номер кадра и номер дубля. В дальнейшем, при монтаже изображение хлопушки перед началом кадра и её стук будут совмещены и дадут автоматическое совмещение изображения и звука. Иногда используют автоматическую хлопушку-нумератор, которая вмонтирована в корпус киноаппарата. Съемочный период- это самый ответственный, трудоемкий и дорогостоящий этап во все процессе создания фильма. Он отличается, прежде всего, своей краткостью, а отсюда- интенсивностью. Звукорежиссер появляется в составе съемочной группы в самом начале производственного процесса. Происходит это задолго до съемок, когда продюсер или режиссер фильма предлагает ознакомиться со сценарием.. Если работа интересна, звукорежиссер дает согласие на участие в картине. Во время составления съемочной схемы согласовывается взаимодействие различных специалистов. Для звукорежиссера такая детальная кадровая проработка очень важна. От того, где находятся актеры и где расположена камера, зависит, каким инструментарием можно пользоваться, где и как следует расположить микрофон, достаточно ли проводных микрофонов или необходимы радиомодели. И если данное понимание не возникло на подготовительном этапе, в процессе съемок сложные сцены зачастую приходится отрабатывать в черновом звуке или вообще без звука. Поэтому очень желательно изначально сформировать ту часть режиссерского сценария, которая соприкасается со звукорежиссурой, и правильно скадрировать пространство. Когда все более-менее понятно с документальной частью, звукорежиссер начинает готовиться непосредственно к работе на съемочной площадке. Основной задачей звукорежиссера на съемочной площадке является запись чистового звука. Если же нельзя записать "начисто", то требуется обеспечить разборчивую запись чернового звука, позволяющую понять реплики, дабы впоследствии подложить фонограмму, что называется, "губы в губы". В том случае, когда звукорежиссер отрабатывает черновую фонограмму, желательно отдельно и начисто записать задействованные в сцене атмосферу и фоны. Если это съемки на натуре, то именно "здесь и сейчас" должен быть зафиксирован антураж, в который звукорежиссер в последствии "погрузит" тонированную фонограмму. Здесь учитывается операторский замысел и возможна запись нескольких планов: крупного, среднего и общего. Плюс ко всему желательно записать какие-то акцентные моменты и специфические звуки, дабы затем не мучиться в фонотеке. Еще один важный момент: надо четко представлять, с каким оборудованием работают коллеги по площадке. Предположим, фильм снимается на натуре. Работает дизель-генератор, запитывающий осветительные приборы, шумит камера. В этой ситуации потенциально невозможно записать чистовой звук. И такие проблемы нужно предвидеть, чтобы вовремя внести поправки в процесс звукозаписи. Поэтому задача подготовительного этапа - до выхода на площадку создать предварительный макет фильма, осознать, что находится в кадре, что за кадром, а что требуется записать дополнительно. Итак, основными дефектами чистовой фонограммы являются: -Зашумленность фонограммы из- за внешних шумов и помех - Низкая разборчивость речи (такой дефект возможен из-за неправильной установки микрофонов) -Тембральная неравномерность звучания речевых фонограмм в одной и той же мизансцене, но записанная с временным интервалом. (Для исправления этого недостатка допустимо использование частотной коррекции) - Акустический баланс звучания не соответствующий месту действия (в этом случае применяется временная обработка) - Наличие нелинейных искажений (исправить этот дефект невозможно). Кстати, важно предвидеть и технологический процесс, в рамках которого пойдут монтажно-тонировочные работы. Имея предварительную информацию, звукорежиссер оптимально организует запись звука на площадке, дабы впоследствии избежать проблем перевода из одного формата в другой, совместимости того или иного оборудования, пересчета 24 кадров в 25, синхронизации, и так далее. Особое место следует уделить вопросам синхронизации. Чаще всего фильм снимается не последовательно, а короткими планами, в пределах которых жесткая синхронизация с точностью до сотых долей кадра не нужна, так как современное оборудование имеет внутренние опорные генераторы и не дает аппаратам сильно разбегаться. Но элементы первичной синхронизации, такие, как хлопушка, обязательно должны присутствовать. Именно по хлопушке изначально состыковываются картинка и звук. Когда на площадке стоит задача синхронной работы оборудования, то звук, как правило, является опорой для видеоряда по таймкоду, то есть звуковой аппарат отдает таймкод видеокамере. Другой вариант - внешний синхроисточник, на который опираются и звук, и видео. По команде "мотор" первым запускается аудиорекордер, ведь звуковой носитель всегда более дешев, нежели кино- и видеопленка. После того, как звуковой аппарат стабилизировался, раздается команда "камера", и оба аппарата начинают работать синхронно. Если же фильм снимается на видеоноситель со звуковой дорожкой, можно не усложнять себе жизнь дополнительной синхронизацией видео и звуковой машин, но есть смысл продублировать звук и на аудио-, и на видеоноситель. Кроме того, если подразумевается съемка под фонограмму, то эту фонограмму нужно подготовить и обеспечить площадку звукоусилением. Что же касается микрофонов, то микрофонный парк должен состоять как минимум из одной пушки, радиомикрофона и стереофонического микрофона. Динамический микрофон, кстати, тоже не повредит. Но точный состав микрофонного парка зависит от конкретных съемочных задач. В общем, вся технология съемок и совместимость аппаратуры должны обговариваться именно в рамках подготовительного периода. Итак, основными дефектами чистовой фонограммы являются: -Зашумленность фонограммы из- за внешних шумов и помех - Низкая разборчивость речи (такой дефект возможен из-за неправильной установки микрофонов) -Тембральная неравномерность звучания речевых фонограмм в одной и той же мизансцене, но записанная с временным интервалом. (Для исправления этого недостатка допустимо использование частотной коррекции) - Акустический баланс звучания не соответствующий месту действия (в этом случае применяется временная обработка) - Наличие нелинейных искажений (исправить этот дефект невозможно). По условиям синхронных съемок при записи чистовой фонограммы звукорежиссер обладает очень ограниченными возможностями для проявления творческой инициативы. Стоит помнить, что поправки, которые позднее сумеет сделать звукорежиссер во время монтажно- тонировочного периода незначительны. Поэтому все должно быть записано с максимально высоким качеством и синхронно с изображением. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.004 с.)