Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-правовые формы предприятий и их особенности

Поиск

Организационно-правовые формы предприятий и их особенности

Существуют коммерческие и некоммерческие организации. Коммерч. ориентированы на получение прибыли и её распределение. Некоммерч. предприятие ставит целью выполнение определ. функций, не связанных первично с получением прибыли и распределением.

Коммерческие организации выступают в форме: 1) Государственные предприятия: образ. по инициативе гос. органов на основе гос. собственности, которая выступает в виде муниципальной и коммунальной.

2) Унитарное предприятие: организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней имущество. Особенность: имущество неделимо, имущество уп находится в гос. и муниципальной собственности и принадлежит ему на правах хоз. ведения. 2 вида уп: основанные на праве хоз. ведения (передаётся часть своего имущества в хоз. ведение) и оперативного управленя(создаётся по решению Правительства РБ и носит название казённого предприятия) 3) Хоз. товарищества(общества): уставный капитал разделён на доли. Имущество является собственностью товарищества. Полные тов-ва: все участники несут полную ответственность всем своим имуществом. Коммандитные тов-ва: хотя бы один несёт полную ответсвенность и хотя бы один – ограниченную. Общество с огранич. ответсвен.(ООО):каждый его участник несёт ограниченную ответсвенность (только в предела своего вклада). Общ. с дополнит. ответствен (ОДО): участники несут дополнит. имущ. ответсв. в размерах, превышающих их долю в имуществе общества. Размер дополнит. ответсвен. оговаривается в учредит. документах. Акционерное общество: уставный капитал разделён на акции, участники несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им вкладов. ОАО: свободная покупка акций. ЗАО: акции распространяются только среди учредителей.

Некоммерческие организации: потребительские кооперативы, обществ. и религиозные организации, фонды, учреждения, объединения юр. лиц(ассоциации и союзы).

9 .Эк. среда функционир-я предприятия: сущность, факторы, субъекты

 

Эк. среда - совокупность фин-эконом. условий производства продукции, работ, услуг. Элементы эк. среды: 1)гос.эконом. политика 2)налоговая, ценовая и дкп 3)правовые аспекты деятельности хоз. субъекта 4)наличие и состояние конкурентной среды 5)условия поставки мат. ресурсов, деталей 6)посредничество в осуществлении хоз. деятельности

Макроэк. элементы среды: гос. эконом. политика; налоговая, ценовая и дкп; правовое поле. Микроэк. элементы среды: вид и развитие конкурентной среды; типы рынков; способы движения товаров; посредничество. Внешняя среда состоит из: микросреда и макросреда.

Микросреда и её элементы: 1)потребит. рынок(тип рынка, вид, конкуренция) 2)внутренняя среда субъекта(произв. менеджмент, маркетинг. планирование, финн. менеджмент) 3)поставщики(рыночные, централизованные, смешанные) 4)партнёры(смежники, прямые, консалтфирмы) 5)посредники(прямой сбыт, косвенный сбыт)

Макросреда и её элементы: 1)гос. экон. политика 2)налоговая, ценовая, дкп 3)правовая защищённость производителя 4)демографическая ситуация 5)гос. регулирование экономики 6)международные факторы 7)формирование морально-психологического климата 8)природные условия 9)обеспечение свободы и реальных прав покупателя.

Субъекты микросреды: производитель, потребитель, поставщики, конкуренты, посредники, партнёры. Внутренняя среда - сов-ть трудовых, технологических, экономич. факторов. Она является результатом управленческих решений. Элементы внутренней среды: пр-во, обеспеч. сырьём и мат-ми, персонал, организация управления, маркетинг, финансы, культура и имидж.

 

 

По отраслевому признаку

-внутриотраслевое к-ние- производственные связи между предприятиями одной отрасли

- межотраслевое к-ние –между предприятиями различных отраслей.

2. По территориальному признаку:

-внутрирайонное –связи между предприятиями одного экономического района

- межрайонное- между предприятиями различных экономических районов

-межстрановое

3.В зав-ти от формы специализации:

- предметное: головное предприятие, выпускающее технологически сложную продукцию, получает от других предприятий различные изд-ия.

-подетальное - предприятия-смежники и головное предприятие устанавливают долглвремееные производственные связи по поставке и использованию готовых деталей и узлов

ехнологическое(стадийное) - длительные производственные связи, основанные на поставках одним предприятием другому полуфабрикатов или на выполнении отдельных технологических операций- пряжа ткацким фабрикам.

Показатели:

- удель­ный вес в себестоимости вып-ой продукции комплектующих изделий и полуфабрикатов, получаемых по кооперированию

- удельный вес полуфабрикатов, изготавливаемых предприятием на сторону, в общем их выпуске и в выпуске всей продукции;

- количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием.

Обновление основных фондов

Различ. частичное и полное обновление.

Частичное – замена отдельных узлов и дет., восстановление разрушенных конструкций зданий и сооруж. Выражается в кап. ремонте и модернизацию.

Полное обновление осуж. в форме

1 технич. перевооружения

2 реконструкции

3 расширения

4 нового строительства

Коэфф. обновления

Кобн. = ОФввед / ОФ к.г.

ОФ введ. – стоимость введенных ОФ

ОФ к г. – стоимость ОФ на конец года

Коэфф. выбытия

Квыб = ОФ выб / ОФ н г

Коэфф. интенсивности обновления (К и. о.)

Ки.о. = ОФ выб / ОФ введ. прогресс.

ОФ введ. прогресс. – стоимость вводимых прогрессивных ОФ

Эконом. эффект обновления ОФ:

1 рост производительности труда

2 снижение затрат

3 повыш–е квалификации работников

4 повыш–е культуры пр-ва

5 улучшение условий труда

лизинговая деятельность - деятельность, связанная с приобретением одним юридическим лицом за собственные или заемные средства объекта лизинга в собственность и передачей его другому субъекту хозяйствования на срок и за плату во временное владение и пользование с правом или без права выкупа;

 

24Пок-ли эфф-ти исп-я осн-х произ-х фондов предп-я. Сущ. обобщающ. и дифференц-е пок-ли эфф-ти исп-я ОФ. Среди обобщ-х выдел:.фондоотдача=ОП/ОФсреднегод.; фондоеме-ть=ОФср/ОП;рентаб-ть ОФ=П/Стоим-ть ОФ осн-го вида деят-ти; Среди дифф-х:а)пок-ли исп-я акт-ой части ОФ: Коэфф.экстен-ой нагр-ки обор-я=Т(время)факт-е/Треж-е(план-е).Реж.время работы опр-ся режимом раб.пред-я(числом смен работы в сутки и их продол-ю).План-е время раб.обор-я рассчи-ся с уч.необ-х затр. врем.на провед. его рем-та и обслуж-я.Оно отл-ся от реж-го тем,что в его состав не вкл-ся время на план-е рем-ты.Коэфф-т интенс-ой нагр-ки обор-я=Выпущ-я прод.факт/Выпущ-я прод.макс.возм-я.Интегр.коэфф.исп-я обор-я=Кинт*Кэкст. Пок-ль отдачи акт-ой части ОФ=Vпрод/стоим-ть акт.части ОФ.Рент-ть акт-ой части ОФ=(Приб.от реал.прод./стоим-ть акт.части ОФ)*100%.К числу пок-ей экст-го исп-я ОФ на предпр-ии отн-ся также Коэфф.сменн.раб.обор-я=(М1+М2+М3)/Су,где М1,М2,М3-кол-во станко-,Машино-смен раб.обор-я соотв-но в одну,две и три сменяя,Су-общее число уст-х станков на предпр-ии. Также это коэфф.мож.опр-ся как Тос.-ч/Су или Тос.-ч/Тмс.-ч,Тос.-ч-отработ-е число станко-,Машино-час. В сутки;,Тмс.-ч- макс.возм. число станко-,Маш-час.в одну смену.б)пок-ли исп-я пассивн-ой части ОФ:Пок-ль съема прод. с 1м2 произв-ойплощади=Вал.прод/Размер произв-х площ.;Пок-ль приб.на 1м2 произв-ой площ.=Приб.от реал./Размер произв-х площ.

 

Функции оплаты труда

1) воспроизводственная (для работников) – обеспечивает работнику объём потребления мат. услуг достойной для расширенного воспроизводства его рабочей силы. 2) Стимулирующая (для нанимателя) – обеспечивает нанимателю определенный результат. 3) Регулирующая (с точки зрения рынка) – выступает регулятором спроса на продукцию и услуги конечного потребления. Системы регулирования о.т.: гос регулирование, договорное, рынок труда.

 

Инновац. проекты

Инновационный проект – пакет документов, обосновывающий и описывающий комплекс взаимосвязанных мероприятий по достижению целей инновац. деят.

По предметно–содержательной структуре:

1 исследоват. проекты

2 научно–технич.

3 по разработке и освоению новой техники

4 по модернизации и обновлению производствен. аппарата

5 реинжениринговые, направленные на перепроектирование произв. проекта

Стадии формир–я инновац. проекта:

1 формулир–е проблемы и целей проекта

2 анализ имеющихся альтернативн. реш–ний

3 оценка имеющихся ресурсов

4 оценка вероятности технич. и коммерчес. риска

5 выбор наилучш. варианта реш–я данной проблемы

6 оформление проекта и его реализ–я

 

 

Правовая инфраструктура

1. комплекс законов об охране объектов интеллект. деятельности и защите прав

2. правовые акты, стимулирующие НИОКР в интересах промышленных и регулирующих процессах передачи результатов в сфере их использования

3. правовое обеспечение деятельности малого и среднего бизнеса

4. комплекс законодательных актов

2. информационная инфраструктура

1.справочная 2. патентная 3. конъюктурная 4. аналитическая 5.техническая 6.рекламная

3. специализированные инновационные центры

инкубаторы малого предпринимательства (инновац. центры; центры трансфера технологий; научно-технические технологии

инновац. центры – специализирован. инкубаторы, в кот. субъектами малого предпринимательства дается возможность разрабатывать и использовать новые технологии

центр трансфера технологий - коммерческая организация, целью кот. является обеспечение передачи инноваций из сферы их разработки в сферу применения

технопарк – компактно расположенный комплекс, кот может включать научные учреждения, вузы и промышл. предприятия. Технопарк включает: учебный центр, промышленная зона, маркетинговый центр, информационный центр, консультативный центр)

4. финансовая инфраструктура:

1. банки, 2.инвестиц.институты, 3. индивидуальн. Инвесторы, 4. венчурные фонды, 5. Бюджет

 

Сущность кач-ва продукции

В соответствии с гос стандартом Качество -совок-ть св-в продукци, обуслов-щих её пригодность удовлетворять определ потреб-ти в соотв-вии с её назначением. В соотв-вии с междунар стандартом ИСО Качество-совок-ть св-в и характеристик продукции или услуги, кот придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Уровни качества: 1-соответствует стандартам 2-соотв-ет назначению 3-соотв-ет требованиям рынка 4-удовлетворяет скрытые потребности

Уровень качества-относит характеристика качества продукции, основанная на сравнении совокупности показателей её кач-ва с соответствующей совокупностью эталонных показ-лей.

При этом в кач-ве эталона могут выступать: лучшие отеч или заруб образцы, перспективные модели, требования которые закреплены в стандартах или технических условиях.

Повышение кач-ва прод обеспечивает: 1-снижение инфляции за счет активизации произв-ной деят-ти товаропроизводителей. 2-повышение кач-ва жизни за счет более полного удовлетворения постоянно растущих потребностей. 3-импортозамещение за счет появления на внутр рынке собств прод.
На каждом предприятии на кач-во прод влияют разнообр факторы, кот раздел-ся на внутрен и внешние. Внутрен фак-ры включ в себя 4 группы: технич, организац, экономич, соц-психол. Внешние фак-ры: требования рынка, конкуренты, нормат док-ты.

66. Система показателей качества продукции

Потребности обычно выражаются в свойствах, в их сравнениии с аналогичными св-ми эталонного образца. Св-во-объективная особенность прод или услуги, кот проявляется при ее создании, использ-нии или потреблении. Количествен хар-ка св-в продукции, входящих в её кач-во, наз-с показателями качества.

1. Отношение к св-вам продукции

1.1. Показатели назначения хар-ют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия(пример - произв-ть станка)

1.2. Надежности хар-ют св-ва объекта сохранять во времени в устан-ных пределах значения всех параметров и требуемых функций, включают безотказность, долговечность, ремонтоприг-ть, сохраняемость.

1.3. Технологичности хар-ют эффект-ть конструкторско-технол решений для обеспечения высокой произв-ти труда при изготовлении и ремонте изделий (пример - кол-во времени, затраченного на изготовление и эксплуатацию единицы прод)

1.4. Стандартизации и унификации хар-ют насыщенность продукции стандартизированными, унифицированными, оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравн с др изд. (пример – уд вес оригинальных деталей)

1.5. Эргономические отражают удобство эксплуатации изделия человеком (пример – усилия, необх для управления трактором, авто и др)

1.6. Эстетические характеризуют композиционное соверш-во изделий (пример – сочетание цветов)

1.7. Транспортабельности выражают приспособленность изделия для транспортировки без нарушения его свойств.

1.8. Патентно-правовые хар-ют патентную защиту и патентную чистоту продукции.

1.9. Экологические отражают степень влияния воздействий на окр среду, кот возникают при хранении, использ-нии или эксплуатации продукции

1.10. Безопасности определ-т степень безоп-ти эксплуатации и хранения изделий, т е обеспечивают безопасность при соблюдении условий эксплуатации, ремонта, простоя.

2. Количество отражаемых свойств

2.1. Единичные (отраж-т 1 св-во прод)

2.2. Комплексные (отраж-т одноврем-но несколько св-в конкр вида про)

2.3. Обобщающие (выр-ся через соотв сумму экономич или технич показателей)

3. По способу выражения

3.1. Абсолютные

3.2. Относительные

4. По методу определения

4.1. Измеряемые(использ-ние измерительных средств)

67 Методы оценки кач-ва

Дифференциальный метод – основан на применении единичных показателей. Предполагает определение по каждому единичному показателю уровня достижения кач-ва базового образца.

Укач iоц iбi примен-ся для показ-лей, рост которых УВЕЛИЧИВАЕТ степень удовлетворения потребности

Укач iб iоц i примен-с дл показ-лей, рост кот УМЕНЬШАЕТ степень

Где Поц i –величина i-го единичного показ-ля оцениваемого изделия

Пб i –базовое изделие или эталон

В рез-те оценки ур-ня кач-ва диф-ным методом примен-ся решения:

a) Ур кач оцениваемой прод выше или равен ур-ню эталона, если все значения показ-лей ур-ня кач-ва ≥1

b) Наоборот если все значения меньше единицы

c) В случае когда часть значений больше 1 а часть меньше 1 – следует применить комплексный или смешанный метод оц кач-ва.

Метод комплексной оценки предполагает использ-ние комплексного показ-ля кач-ва. Применяют в случаях когда наиболее целесообразно оценивать кач-во сложных изделий только 1 числом

Комплексный пок-ль кач-ва может быть: главный (обобщенный)Q и средний взвешенныйU

Укач=Qоц/Qбаз

Укач=Uоц/Uбаз U=∑mii

Где mi- параметр весомости i-го показ-ля; Пi-значение i-го единичного показ-ля; n-число показ-лей.

Смешанный метод основан на применении единичных и комплексных показ-лей и примен-ся в случаях:

a) Комплексный пок-ль кач-ва недостаточно полно учитывает все существующие св-ва прод(эстетич, органолептич)

b) Компл пок-ль не учитывает факторы, рост значений которых приводит к ухудшению кач-ва Q

c) Требуется выделение и оценка некоторых единичных показ-лей отдельно

При данном методе часть единичных показ-лей объедин-ся в группы, потом для них определ-ся комплексный показ-ль (Q,U) а остальные показ-ли оценив-ся отдельно.

Укач=∑[(Пi оцi б)/n]+Uоц/Uб

Укач=∑[(Пi бi оц)/n]+Uоц/Uб

Экспертный метод основ-ся на использовании суждений экспертов о тех или иных св-вах продукции.

Примен-ся в случаях если необходимо

a) Оценить те св-ва прод-ции, кот не поддаются колич оценке расчетными измерениями (цвет, запах)

b) Нужно учитывать разность в оценке кач-ва продукции с позиции отношения потребителей

 

 

70 Конкурентоспособность продукции: сущность и измерители

Конкурентоспособность – способность предмета(потенциальная и/или реальная) выдержать конкуренцию; это комплекс потребит., ценовых и качественных харкт-к, опред-щих его успех на внутреннем и внеш. рынке.

Имеет след. признаки: 1. проявляется на рынке (привлекательность), 2. конкурентоспос-сть – понятие относительное, 3. носит индивидуальн. хар-р, 4. определяется только теми свойствами, кот. представляют заметный интерес у потреб-ля.

В основе лежат 2 фактора: качество и цена.

Качество отлич. от конкурентосп.: 1. кач-во – просто сов-сть свойств, а конкур-сть – это отношение потребителя к этим св-вам; 2. при оценке кач-ва как база исп-ется эталон(аналог), а при оценке конкур-сти – любой др. товар, облад-щий необходимым св-вом для удовлетв-ния этой потреб-ти(товар-заменитель).

Цена – это затраты потребителя на удовлет-ние своей потреб-ти (цена потребления).

Цпотребл. = Ц рыночная на товары + Цэ(расходы, связ. с эксплуатацией)

Цэ вкл. расходы по обслуж. товара, на топливо, энергию, сырьё, мат-лы, сервис. обслуж., на утилизацию.

В основе оценки конкурент-сти лежит с-ма показ-лей:

- технические (качеств., параметрические) показ-ли Характеризуют св-ва товара с т. зр. готовности, пригодности удовлет-ть опред. потреб-сть (10 групп показ-лей). В с-му кач. показ-лей вкл. также пок-ли, хар-щие св-ва товара, соответствующие установлнным нормам, требованиям и стандартам (нормативные)     - экономические пок-ли Затраты потр-ля на удовлетв-ние своей потр-ти: - затраты на приобретение товара - затраты на эксплуатацию Также вкл. маркетинговые пок-ли, хар-щие уровень осуществляемых (или - ённых) затрат предприятия на обеспечение маркетингового окружения товара, что создаёт известность товару и его марке, а также имидж товара

71 Экономическое содержание дохода и выручки

Доход – ден. ср-ва иои матер. ценности, полученные гос-вом, ЮЛ или ЮЛ в рез-те какой-либо д-сти за опред. период времени; (по бух учёту) – увеличение экон. выгод в течение отч. периода в рез-те поступления активов(ден. ср-в или иного имущ-ва) или уменьшения обяз-в, приводящее к увеличению капитала этой орг-ции.

Доход орг-ции

 

доход от обычной д-сти доход от чрезвычайн. д-сти

 

доход от тек. д-сти доход от инвест. д-сти доход от фин. д-сти

 

Выр. от реал. ТРУ прочие доходы от тек. д-сти

 

Доход – от любой д-ти; Выр. – только от реализации ТРУ.

Выручка от реал. ПТРУ – поступление активов от реализации ТПРУ, реализация которых явл. предметом д-сти орг-ции, а также дотации, причитающиеся к получению и (или) получ-ые из бюджета в связи с гос. регулир-ем цен и тарифов.

Прочие доходы от тек. д-сти – доходы отчётн. периода, непосредственно не связанные с тек.д-стью орг-ции, но и не относящ. к инвест и фин. д-сти. Это доходы, связ. с реализацией запасов; суммы излишков запасов, ден. ср-в, выявленных в рез-те инвентаризации; стоимость запасов, ден. ср-в, оказанных услуг, полученных безвозмездно; доходы, связ. с гос. поддержкой, направл-й на приобретение запасов, оплату выполн-х работ, оказ-х услуг; неустойки, штрафы, пени, присуждённые за нарушение условий договоров; прибыль прош. лет, выявленная в тек. году.

Доходы от инвест. д-сти: доходы, связ. с продажей ОС или фин вложений; сумма излишков инвестиционных активов, выявленных в рез-те инвентаризации; доходы от участия в уставных фондах др. орг.; % к получению и т.д.

Доходы от фин. д-сти: доходы, связ. с выпуском, размещением, обращением, погашением долг ценных бумаг собственного выпуска; курсовые разницы, возникающие от пересчёта активов и обязательств в иностр валюте.

Организационно-правовые формы предприятий и их особенности

Существуют коммерческие и некоммерческие организации. Коммерч. ориентированы на получение прибыли и её распределение. Некоммерч. предприятие ставит целью выполнение определ. функций, не связанных первично с получением прибыли и распределением.

Коммерческие организации выступают в форме: 1) Государственные предприятия: образ. по инициативе гос. органов на основе гос. собственности, которая выступает в виде муниципальной и коммунальной.

2) Унитарное предприятие: организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней имущество. Особенность: имущество неделимо, имущество уп находится в гос. и муниципальной собственности и принадлежит ему на правах хоз. ведения. 2 вида уп: основанные на праве хоз. ведения (передаётся часть своего имущества в хоз. ведение) и оперативного управленя(создаётся по решению Правительства РБ и носит название казённого предприятия) 3) Хоз. товарищества(общества): уставный капитал разделён на доли. Имущество является собственностью товарищества. Полные тов-ва: все участники несут полную ответственность всем своим имуществом. Коммандитные тов-ва: хотя бы один несёт полную ответсвенность и хотя бы один – ограниченную. Общество с огранич. ответсвен.(ООО):каждый его участник несёт ограниченную ответсвенность (только в предела своего вклада). Общ. с дополнит. ответствен (ОДО): участники несут дополнит. имущ. ответсв. в размерах, превышающих их долю в имуществе общества. Размер дополнит. ответсвен. оговаривается в учредит. документах. Акционерное общество: уставный капитал разделён на акции, участники несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им вкладов. ОАО: свободная покупка акций. ЗАО: акции распространяются только среди учредителей.

Некоммерческие организации: потребительские кооперативы, обществ. и религиозные организации, фонды, учреждения, объединения юр. лиц(ассоциации и союзы).

9 .Эк. среда функционир-я предприятия: сущность, факторы, субъекты

 

Эк. среда - совокупность фин-эконом. условий производства продукции, работ, услуг. Элементы эк. среды: 1)гос.эконом. политика 2)налоговая, ценовая и дкп 3)правовые аспекты деятельности хоз. субъекта 4)наличие и состояние конкурентной среды 5)условия поставки мат. ресурсов, деталей 6)посредничество в осуществлении хоз. деятельности

Макроэк. элементы среды: гос. эконом. политика; налоговая, ценовая и дкп; правовое поле. Микроэк. элементы среды: вид и развитие конкурентной среды; типы рынков; способы движения товаров; посредничество. Внешняя среда состоит из: микросреда и макросреда.

Микросреда и её элементы: 1)потребит. рынок(тип рынка, вид, конкуренция) 2)внутренняя среда субъекта(произв. менеджмент, маркетинг. планирование, финн. менеджмент) 3)поставщики(рыночные, централизованные, смешанные) 4)партнёры(смежники, прямые, консалтфирмы) 5)посредники(прямой сбыт, косвенный сбыт)

Макросреда и её элементы: 1)гос. экон. политика 2)налоговая, ценовая, дкп 3)правовая защищённость производителя 4)демографическая ситуация 5)гос. регулирование экономики 6)международные факторы 7)формирование морально-психологического климата 8)природные условия 9)обеспечение свободы и реальных прав покупателя.

Субъекты микросреды: производитель, потребитель, поставщики, конкуренты, посредники, партнёры. Внутренняя среда - сов-ть трудовых, технологических, экономич. факторов. Она является результатом управленческих решений. Элементы внутренней среды: пр-во, обеспеч. сырьём и мат-ми, персонал, организация управления, маркетинг, финансы, культура и имидж.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.142.42 (0.014 с.)