Занятие №23. Болезни поджелудочной железы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие №23. Болезни поджелудочной железы



1. Тема и ее актуальность. В последние годы наблюдается рост числа детей с воспалительными заболеваниями поджелудочной железы - острый и хронический панкреатит (ХП). Острый панкреатит – воспалительно-деструктивное поражение поджелудочной железы, связанное с активацией панкреатических ферментов внутри самой железы и ферментативной токсемией. При ХП наблюдается развитие фиброза паренхимы и функциональной недостаточности. Врожденный кистофиброз поджелудочной железы (муковисцидоз), сопровождается развитием синдрома мальабсорбции. Заболевания поджелудочной железы нередко сочетаются с другими заболеваниями ЖКТ (хронический гастродуоденит, холециститы), проявляются нарушением процессов пищеварения, синдромом общей интоксикации. Своевременная диагностика заболевания, диетотерапия, адекватная медикаментозная терапия улучшает прогноз.

2. Учебные цели: владеть алгоритмом постановки клинического диагноза, дифференциальной диагностики, назначения лечения, проведения профилактических мероприятий и диспансерного наблюдения детей с заболеваниями поджелудочной железы.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

· Анатомо-физиологические особенности поджелудочной железы;

· Экскреторная и инкреторная функция поджелудочной железы;

· Методы исследования экскреторной и инкреторной функции поджелудочной железы;

· Семиотика заболеваний поджелудочной железы;

· Процессы пищеварения в желудке, 12-перстной кишке;

· Механизм действия лекарственных препаратов (ферменты и антиферментные препараты).

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

· собрать жалобы, анамнез заболевания, жизни;

· провести объективное исследование ребенка по всем органам и системам;

· оценить результаты дополнительных исследований (рентгенологическое исследование, эзофагогастродуоденофиброскопия, pH-метрия, эзофаго-тонокимография, копрология, исследование ферментов в моче и в крови, УЗИ поджелудочной железы);

· оценить тяжесть состояния больного, выделить ведущий синдром;

· обосновать клинический диагноз и провести дифференциальную диагностику;

· назначить лечение (лечебная диета, медикаментозная терапия, физиотерапевтическое лечение);

· лечебные мероприятия при неотложных состояниях у больных острым панкреатитом;

· составить план диспансерного наблюдения и профилактических мероприятий

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

3.1. Вопросы для самоподготовки: Классификация болезней поджелудочной железы. Этиология и патогенез острого и хронического панкреатита. Клиника. Диагностика болезней поджелудочной железы. Типы нарушений панкреатической секреции. Ультразвуковая диагностика. Показания к ретроградной холангиопанкреатографии при болезнях поджелудочной железы. Особенности клинического течения и диагностика панкреатитов у подростков. Дифференциальный диагноз. Лечение острого и хронического панкреатита. Осложнения. Оказание неотложной помощи.Исходы. Профилактика. Кистофиброз поджелудочной железы:Этиология. Патогенез. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Особенности клинического течения. Лечение. Осложнения. Прогноз.

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия: 6 часов.

6. Оснащение:

6.1. Дидактический материал и оборудование: тренинговая компьютерная программа, мультимедийные атласы и ситуационные задачи.

6.2. Компьютерный класс РДКБ (t-Tester/Выбрать группу/Выбрать студента/Раздел/Начать тестирование), мультимедийный атлас (Диск С/6 курс/ Гастроэнтерология), мультимедийные презентации лекций (Диск С/6 курс/ гастроэнтерология).

7. Содержание занятия.

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Задания для самоконтроля: (решение студентами индивидуальных наборов тестов по теме).

1. Признаками внешнесекреторной панкреатической недостаточности являются: а) гиперамилаземия; б) похудание; в) полифекалия; г) болевой абдоминальный синдром
2. Причинами вторичного синдрома мальабсорбции являются: а) панкреатогенная недостаточность; б) энтеропатии; в) лиенальный синдром; г) инфекция мочевых путей
3. Основными причинами острого панкреатита являются: а) лекарственные препараты; б) пищевая аллергия; в) травмы живота; г) острые вирусные инфекции
4. Наиболее информативными методами диагностики острого панкреатита являются: а) анамнез, жалобы, непосредственное исследование больного; б) определение ферментов поджелудочной железы в крови; в) рентгенологический; г) ультразвуковой
5. Ультразвуковыми маркерами острого панкреатита являются: а) диффузное увеличение размеров поджелудочной железы или головки и хвоста; б) неровный прерывистый контур поджелудочной железы; в) повышение эхогенности ткани; г) снижение эхогенности ткани
6. Из видов дисахаридазной недостаточности встречается чаще всего: а) сахаразная; б) мальтазная; в) изомальтазная; г) лактазная
7. Симптомами, специфичными для острого панкреатита являются: а) высокая температура; б) боли в левом подреберье или опоясывающие; в) рвота, неприносящая облегчения; г) пятнисто-папулезная сыпь; д) коллаптоидное состояние
8. Факторами, лежащими в основе первичного синдрома мальабсорбции являются: а) непереносимость медикаментов; б) непереносимость жиров; в) непереносимость сахаров; г) нарушение всасывания аминокислот
9. Для уточнения диагноза острого панкреатита необходимо получить данные: а) о клеточном составе периферической крови; б) о сахаре крови, в) об уровне амилазы и липазы сыворотки крови; г) о кислотно-основном состоянии крови
10. УЗИ-маркерами хронического панкреатита являются: а) локальное увеличение поджелудочной железы;; б) диффузное увеличение поджелудочной железы; в) повышение эхогенности ткани поджелудочной железы; г) снижение эхогенности поджелудочной железы
11. Патогенетическими средствами лечения острого панкреатита являются препараты: а) Н2 – блокаторы; б) антихолинэргические; в) сандостатин; г) сульфаниламиды
12. Биохимическими маркерами острого панкреатита являются: а) диспротеинемия; б) гиперамилаземия; в) гиперлипаземия; г) снижение уровня в крови стандартных бикарбонатов

 

Эталоны ответов: тест №1: б, в; тест №2: а, б; тест №3: в, г; тест №4: б, г; тест №5: а, б, в; тест №6: г; тест №7: б, в, д; тест №8: б, в, г; тест №9: в; тест №10: а, в; тест №11: а,б, в; тест №12: б, в.

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

· Проведите клиническое обследование ребенка, больного с хроническим панкреатитом.

· Проведите оценку физического развития, используя центильные таблицы.

· Дайте заключение по результатам инструментально-лабораторного исследования, имеющимся в истории болезни.

· Оформите обоснование клинического диагноза и этапный эпикриз.

· Выпишите в тетрадь лекарственные препараты, получаемые больным, объясните механизм их действия.

· Составьте план диспансерного наблюдения ребенка после выписки из стационара.

· Проведите внутриведомственную экспертизу качества медицинской помощи согласно медико-экономическим стандартам (МЭС).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.006 с.)