Занятие №22. Хронические неспецифические заболевания кишечника. Гельминтозы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие №22. Хронические неспецифические заболевания кишечника. Гельминтозы.



1. Тема и ее актуальность. Хронические заболевания кишечника являются распространенной патологией ЖКТ среди детей. Частота хронического энтерита - воспалительно-дистрофического поражения слизистой оболочки тонкой кишки - составляет 27%, хронического колита – поражения слизистой оболочки толстого кишечника – составляет 40% в структуре детской гастроэнтерологической патологии. Поражение толстой кишки может сочетаться с поражением тонкого кишечника. Наиболее тяжелым воспалительно-деструктивным поражением слизистой оболочки толстого кишечника, имеющим хроническое течение и нередко тяжелые осложнения, является неспецифический язвенный колит (НЯК). Прогноз при НЯК всегда серьезный, течение зависит от протяженности колита, своевременной диагностики заболеваний, адекватности терапии.

Гельминтозы – заболевания, вызываемые гельминтами. Гельминты оказывают сенсибилизирующее действие на организм, непосредственное токсическое действие, снижение кислотности желудочного сока, механическое повреждение тканей и и кровеносных сосудов как самими паразитами, так и его личинками, угнетению иммунных реакций, дисбактериозу.

Инфицирование детей гельминтами способствует развитию и персистированию хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта, общей интоксикации организма, отставанию в физическом развитии ребенка.

2. Учебные цели: владеть алгоритмом постановки клинического диагноза, дифференциальной диагностики, назначать лечение и профилактические мероприятия детям с хроническими неспецифическими заболеваниями кишечника.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

· Анатомо-физиологические особенности кишечника;

· Методы исследования кишечника;

· Семиотика хронических заболеваний кишечника;

· Гельминтозы;

· Механизм действия лекарственных препаратов.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

· собрать жалобы, анамнез заболевания, жизни;

· провести объективное исследование ребенка по всем органам и системам;

· оценить результаты дополнительных исследований (рентгенологическое исследование, эзофагогастродуоденофиброскопия, колонофиброскопия, гистологические, цитологические исследования);

· оценить тяжесть состояния больного, выделить ведущий синдром;

· обосновать клинический диагноз и провести дифференциальную диагностику;

· назначить лечение (лечебная диета, медикаментозная терапия, физиотерапевтическое лечение);

· составить план диспансерного наблюдения и профилактических мероприятий

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

3.1. Вопросы для самоподготовки:

Номенклатура хронических неспецифических заболеваний кишечника.Этиология и патогенез неспецифического язвенного колита (НЯК), болезни Крона.. Клинические проявления неспецифических заболеваний кишечника.Диагностика. Инструментальные методы исследования. Особенности клинического течения неспецифических заболеваний кишечника. Диагностика неспецифических заболеваний кишечника у подростков.Осложнения НЯК и болезни Крона. Исходы болезни. Дифференциальный диагноз. Лечение. Диспансерное наблюдение.

Гельминтозы: Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактика. Гельминтозы, вызываемые круглыми гельминтами (нематодами): аскаридоз,

Энтеробиоз, трихоцефалез, токсокароз, трихинелез.

Гельминтозы, вызываемы е ленточыми гельминтами (цестодами):

тениоз, тениаринхоз, эхинококкоз, дифизоботриоз.

Гельминтозы, вызываемые плоскими гельминтами (трематодами):

описторхоз.Распространенность. Особенности клинической картины у детей раннего возраста. Значение описторхоза в формировании хронических заболеваний печени. Лечение. Профилактика.

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия: 6 часов.

6. Оснащение:

6.1. Дидактический материал и оборудование: тренинговая компьютерная программа, мультимедийные атласы и ситуационные задачи.

6.2. Компьютерный класс РДКБ (t-Tester/Выбрать группу/Выбрать студента/Раздел/Начать тестирование), мультимедийный атлас (Диск С/6 курс/ Гастроэнтерология), мультимедийные презентации лекций (Диск С/6 курс/ гастроэнтерология).

7. Содержание занятия.

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Задания для самоконтроля: (решение студентами индивидуальных наборов тестов по теме).

1. Если после нагрузки с ксилозой уровень ксилоземии достиг 2,5 ммоль/л, у пациента кишечное всасывание: а) повышено; б) понижено; в) нормальное
2. Неспецифический язвенный колит (НЯК) необходимо дифференцировать с: а) язвенной болезнью 12-перстной кишки; б) амебиазом; в) дизентерией; г) полипозом кишечника
3. Наиболее информативными методами диагностики НЯК являются: а) эндоскопия; б) ультразвуковое исследование; в) морфологическое исследование биоптата; в) коагулограмма
4. Для больных с целиакией типична непереносимость: а) глютена; б) жиров; в) витаминов; моносахаридов
5. Основными симптомами НЯК являются: а) гемоколит; б) диарея; в) полифекалия; г) рвота
6. Осложнениями при тяжелой форме НЯК могут быть: а) кишечное кровотечение; б) перфорация толстокишечных язв; в) выпадение прямой кишки; г) ивагинация
7. Развитие клинических признаков целиакии связано с употреблением: а) фруктов; б) манной каши; в) рисовой каши; г) хлеба; д) молока; е) овощей
8. В лечении больных целиакией используются: а) диетотерапия; б) ферментные препараты; в) антибиотики; г) сердечные гликозиды
9. Основными принципами лечения экссудативной энтеропатии являются: а) введение белковых препаратов парентерально; б) ферментные препараты; в) антибиотикотерапия; г) желчегонные препараты
10. Основным в патогенезе экссудативной энтеропатии является: а) потеря плазменных белков через желудочно-кишечный тракт; б) мальабсорбция: в) атрофия слизистой оболочки толстой кишки; г) глистная инвазия
11. Дисахаридазную недостаточность необходимо дифференцировать: а) с кишечной формой муковисцидоза; б) с целиакией; в) с проктосигмоидитом; г) с дизентерией
12. В этиопатогенезе неспецифического язвенного колита играет роль: а) бактериальная инфекция; б) аутоиммунный механизм; в) глистная инвазия

 

Эталоны ответов: Тест 1: в; тест 2: б, в, г; тест 3: в; тест 4: а; тест 5: а, б; тест 6: а, б; тест 7: б, в, г; тест 8: а, б; тест 9: а, б; тест 10: а, б; тест 11:; тест 12: б.

 

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

· Проведите клиническое обследование ребенка, больного с неспецифическим язвенным колитом.

· Проведите оценку физического развития, используя центильные таблицы.

· Дайте заключение по результатам инструментально-лабораторного исследования, имеющимся в истории болезни.

· Оформите обоснование клинического диагноза и этапный эпикриз.

· Выпишите в тетрадь лекарственные препараты, получаемые больным, объясните механизм их действия.

· Составьте план диспансерного наблюдения ребенка после выписки из стационара.

· Проведите внутриведомственную экспертизу качества медицинской помощи согласно медико-экономическим стандартам (МЭС).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.119 (0.007 с.)