Примечание. Этапы формирования компетенций для студентов, изучивших юниту 4 по дисциплине 4454 «Детская психология» (курс 2).
№ п/п
| Новое понятие
| Содержание
|
1
| Аномалии развития (дизонтогенез)
| ограничение, сужение границ психологических возмож-ностей ребенка в силу функциональной недостаточности, грубого дефекта или распада психологических функций
|
2
| Арттерапия
| специализированная форма психотерапии, основанная на творческой деятельности, основная цель которой состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство
|
3
| Возрастная норма развития
| средний показатель развития большой группы психически и физически здоровых детей, отобранных на случайной основе
|
4
| Группы личностного роста
| тренинг, ориентированный на психологические задачи самоопределения подростков
|
5
| Детство
| период становления ребенка полноценным членом общества, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости
|
6
| Деформация развития
| отклонения, нарушения в развитии, вытекающие из подавленности самореализации личности и приводящие к извращению самой сути развития
|
7
| Дисгармонии развития
| несбалансированность психических процессов, свойств, качеств и состояний, обусловливающих неустойчивость и противоречивость личности и нарушающих ее социализацию и индивидуализацию
|
8
| Игровая коррекция поведения
| форма коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, основанная на деятельностном подходе и использующая детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях
|
9
| Игровая терапия
| динамическая система отношений психолога с ребенком, который обеспечивает ребенка игровым материалом и облегчает построение опасных отношений для того, чтобы ребенок мог наиболее полно выразить и исследовать собственное “Я” – чувства, мысли, переживания, поступки
|
| Индивидуальность
| психологическая неповторимость отдельного, единичного человека, взятого в целом, во всех eго свойствах и отношениях (Б.Г. Ананьев)
|
| Интериоризация
| формирование внутренних структур психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности
|
| Направленная (директивная) игротерапия
| игротерапия, которая предполагает активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символи-ческой игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их “проигрывания” в направлении социально приемлемых стандартов и норм
|
| Недостатки в развитии
| отсутствие положительных качеств, свойств, умений и навыков, которые должен иметь ребенок определенного возраста
|
| Ненаправленная (недирективная) игротерапия
| игротерапия, которая ориентирована на свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющую одновре-менно успешно решить три важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достиже-ние эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррек-ция отношений в системе ребенок – взрослый
|
| Общая коррекция
| мероприятия, нормализующие микросреду клиента, норма-лизующие психофизические и эмоциональные нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возмож-ностями, что может способствовать гармонизации личности в ходе дальнейшего развития
|
| Отклонения в развитии
| появление отрицательных качеств, свойств, привычек в характере ребенка
|
| Поведенческая терапия
| модификация поведения как научение новым адаптивным формам поведения либо как угасание, торможение имеющихся у ребенка дезадаптивных форм
|
| Практическая психология образования
| научно-практическое направление психологии развития, изучающее индивидуальные проявления возрастных закономерностей психического развития, условия становления личности и индивидуальности как предпосылок психологического здоровья в дошкольном и школьном возрастах
|
| Психическое здоровье
| состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечи-вающее адекватную условиям окружающей действитель-ности регуляцию поведения и деятельности
|
| Психодиагностика
| деятельность по психологическому изучению ребенка на протяжении дошкольного и школьного детства в контексте семьи и образовательно-развивающей среды образователь-ного учреждения
|
| Психокоррекция
| характеризуется как совокупность психолого-педагоги-ческих воздействий, направленных либо на исправление, либо на профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка
|
| Психологический диагноз
| заключение о состоянии и свойствах испытуемого на основании комплексного анализа отдельных показателей и характеристик
|
| Психологическое консультирование
| (в условиях детского учреждения) система коммуникатив-ного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера
|
| Психологическое просвещение
| приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям
|
| Психолого-педагогическое сопровождение
| деятельность, направленная на создание системы социально-психологических условий для успешного обучения, воспи-тания и развития ребенка в конкретной школьной среде
|
| Психопрофилактика
| специальный вид деятельности детского психолога, направленный на предупреждение отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и воспитателей
|
| Самоопределение личности
| сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях
|
| Симптом
| характерные проявления определенных состояний
|
| Социально-диспетчерская деятельность
| получение детьми, их родителями и педагогами социально-психологической помощи, выходящей за рамки функцио-нальных обязанностей и профессиональной компетенции психолога, работающего в школе
|
| Специальная психокоррекция
| комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в затруднении адаптации
|
| Статус
| правовое положение (совокупность прав и обязанностей)
|
| Цель психологической службы образования
| обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов
|
| Частная коррекция
| специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, включающие в себя набор психолого-педагогических воздействий, коррекционные приемы и методы, основанные на ведущих для определенного возраста формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции
|
| Эмпатия
| способность понимания психических состояний других людей, сопереживание им, доброжелательность, наблюдательность, терпение, настойчивость
|
* Учебные издания, на основе которых составлен тематический обзор.
* Полужирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.