Беседа в психологическом консультировании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беседа в психологическом консультировании



 

Наиболее приемлемым является диалогический подход в консультировании, основу которого составляют идеи М.М. Бахтина [Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979;
Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. – Киев, 1994]. Преимущества данного подхода обеспечиваются прежде всего позицией «вненаходимости». Данная позиция характеризуется четким ощущением границ своей активности и активности другого, пониманием (объективной) ограниченности своих возможностей. Открытый и заинтересованный диалог есть всеобщая норма культуры, поскольку психологический радикал культуры диалогичен сам по себе. Соответственно приветливость, открытость, предупредительность консультанта, возможно, есть то, что хоть «архетипически», хоть «ориентирующе», но устанавливает мост не только между клиентом и консультантом, но и между клиентом и его желаемой социальной проекцией, образом себя в обществе. Не методичность или дидактичность («У меня, дескать, тут целая программа для тебя намечена, так что ты сиди, отвечай на вопросы»), но диалогическая внимательность к собеседнику — вот что является предпосылкой успешной консультации.

В целом выделяют следующие общие правила проведения первичной беседы.

1. Ведение диалога. Консультация не должна «выливаться» в монолог подопечного. В то же время беседу не следует превращать в устный опрос клиента. Психолог должен быть режиссером естественного диалога с подопечным и, направляя его в определенное русло, не забывать, что представителем проблемы является клиент, и именно он вправе решать, обсуждать или не обсуждать те или иные проблемы в данной ситуации и с данным консультантом.

2. Вопросы. Следует избегать прямых провокационных или оценивающих вопросов типа: Зачем вы это делали? Вы, конечно же, передумали? Являетесь ли вы несчастной? Линейным вопросам следует предпочитать так называемые циркулярные вопросы. Например, вопрос: «Почему?» можно заменить вопросами: «Как это было? Как это происходит? Что Вы чувствуете?»

3. Информационная насыщенность. Задавая вопросы, необходимо использовать категории, проясняющие различия: больше/меньше, ближе/дальше, чаще/реже, хуже/лучше и т.д. (Когда чаще всего ссорятся ваши дети: когда вы с мужем дома или нет? Когда больше всего «теряется» ваш ребенок: в незнакомой детской компании или среди незнакомых взрослых?); различия между членами семейства по отношению к какой-либо проблеме (Как вам кажется, кто первый обратил внимание на данную проблему? Как вы думаете, кто больше всего переживает? и др.); различия во времени (Как вам кажется, данная ситуация по сравнению с прошлым годом изменилась?).

Можно использовать вопросы с сослагательным наклонением если бы, например: Если бы ваш муж был здесь, то чтобы он ответил на этот вопрос? Как вы думаете, если бы вы все-таки вышли замуж, то как изменились бы ваши отношения с сыном? и т.д.

Такие методики как «Линия жизни» и «Генограмма» расширяют поле беседы и существенно обогащают ее. Эти методики можно проводить как на первом этапе «установления контакта», так и в течение всех встреч. Генограмма (ее создателем является М. Боуэн) представляет собой графическое отображение социальной ситуации семьи (на первом этапе возможен упрощенный вариант — реальная ситуация семьи) и позволяет психологу оперативно представить картину семьи, получить информацию о количестве членов семьи, их возрасте, роде занятий, о родственных связях, роли и влиянии каждого члена семьи [Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики // Семейная психология и семейная терапия: Тематическое приложение к журналу. – М., 1997]. Особенность этих методик заключается в том, что они внешне формальны, но органичны, естественны (в самом деле, заполнение хотя и причудливой формы, но все же похожей на те, которые обитатель нашей страны во множестве заполнял всю жизнь и уже успел в этом деле поднатореть). Формальная процедура успокаивает подопечного и сближает его с консультантом, а у последнего есть возможность поразмыслить, быть может, над нерешаемыми с первого захода задачами консультирования. Во всяком случае, данные методики поначалу — своего рода пауза для анализа. Как правило, они не требуют много времени и не вызывают сопротивления со стороны подопечного любого возраста. Основная информация о составе семьи (по генограмме) может быть представлена в течение получаса (без детализации).

Психолог предлагает, используя определенные обозначения, нарисовать состав (структуру) семьи. Каждый из консультантов может выбрать свои знаки для рисования членов семьи. Можно выбрать несколько вариантов проведения генограммы:

1. Подопечный рисует самостоятельно, по окончании задания психолог проводит беседу по генограмме.

2. Подопечный и психолог сидят рядом, подопечный рисует, психолог по ходу задает вопросы по генограмме.

3. Подопечный и психолог сидят рядом, психолог рисует со слов подопечного и задает вопросы по генограмме.

Эффективность выбранного варианта зависит от особенностей подопечного: кто-то предпочитает размышлять в одиночестве, для кого-то важным подспорьем будет беседа в ходе рисования, кому-то необходима помощь и в рисовании.

Проводя беседу, психолог движется от представленной проблемы к более широкому семейному и социальному контексту; от настоящей семейной ситуации к исторической хронологии семейных событий; от легких вопросов к трудным, провоцирующим тревогу; от очевидно открытых фактов к суждениям о взаимоотношениях и далее, к циркулярным гипотезам о семейном функционировании.

В первичной беседе по генограмме собирается следующая информация о семье.

О составе семьи: сколько человек в семье? Кто живет вместе с подопечным? Кто живет отдельно? Где? С какого времени? В каких родственных отношениях члены семейства? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Сразу же необходимо выяснить, что вкладывает (в структурном контексте) подопечный в понятие «семья»: я, мой муж и мои дети, или — я и мои родители, или — я, мой муж, мои дети, мои родители и т.д.

Демографическая информация о семье: имена, пол, возраст, стаж брака, род занятий и образование членов семьи, и т.д.

О родительских семьях каждого из супругов (выясняется достаточно корректно):
чем занимаются родители подопечного? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были ли у них другие браки? Есть ли у подопечного братья или сестры? Старшие или младшие и какова разница в возрасте? Чем занимаются, находятся ли в браке, и есть ли у них дети?

О других значимых для семьи людях: друзьях, коллегах по работе, учителях, врачах и т.д.

О семейных взаимоотношениях: есть ли в семье какие-либо ее члены, которые прервали взаимоотношения друг с другом? Есть ли кто-нибудь, кто находится в серьезном конфликте? Какие члены семьи очень близки друг к другу? Кому в семье подопечный доверяет больше всего?

О семейных ролях: кто из членов семьи любит проявлять о других заботу? А кто любит, когда о нем много заботятся? Кто в семье выглядит волевым человеком? Кто самый авторитетный?
Кто из детей более послушен родителям? Кому сопутствует успех? Кто терпит постоянно неудачи?

Существенным дополнением к генограмме может стать рисунок «План квартиры», где выясняется, с кем и в какой квартире живут члены семьи и как они распределяются по комнатам. Это дает возможность оценить коалиционную структуру в семье и меру контроля и власти, которыми обладает тот или иной член семьи, и, кроме того, иногда позволяет формулировать очень конкретные домашние задания, связанные с перепланировкой мебели, изоляцией или совмещением психологических пространств.

В сочетании с генограммой в работе можно использовать список важных событий семейной истории или методику «Линия жизни» («Линия времени»), позволяющие организовывать трудно сопоставимую информацию об истории развития в более удобной графической форме. Можно использовать разные модификации этой методики (в зависимости от ситуации), например: «Линия жизни ребенка», «Линия семьи», «Линия родительства (материнства, отцовства)», «Линия истории болезни», «История беременности», «История профессии» и т.д. Такая методика довольно проста: по горизонтали прочерчивается линия времени с отметкой лет, месяцев и даже дней, на усмотрение психолога. Проводятся вертикальные линии и над ними надписываются события жизненного цикла (с указанием времени). Можно выделить две плоскости по обе стороны горизонтали: в верхней плоскости обозначаются приятные события, в нижней — печальные, на самой горизонтали отмечаются нейтральные события, можно давать оценку событиям в баллах.

В беседе по «Линии …» собирается следующая информация (вариант консультирования родителя).

О создании семьи: когда супруги вступили в брак? Что предшествовало этому (в течение какого времени): длительные (или кратковременные) встречи, случайное событие, преждевременная беременность и т.д.? Как отнеслись к браку близкие люди? Где жили молодые супруги: в семье родителей или отдельно? Чем занимались в это время (работали, учились и т.д.)?

О рождении ребенка: как протекала беременность? Когда появился ребенок? Какова была реакция близких, когда появился ребенок? В честь кого он был назван? Кто воспитывал ребенка в первые месяцы? Кто помогал воспитывать ребенка? Каково было состояние здоровья ребенка?

О важных событиях в жизни ребенка: в младенчестве, раннем детстве, в дошкольном и в младшем школьном возрасте и т.д. Отношение ребенка к этим событиям. Каковы их последствия?

О важных событиях семьи: рождения, смерти, браки, разводы, переезды, болезни и др. Реакция членов семьи на эти события. Что предшествовало этим событиям и каковы их последствия?

Об истории развития проблемы: когда проблема возникла? Кто ее заметил первым?
Кто думает о ней как о серьезной проблеме, а кто склонен не придавать ей особого значения? Какие попытки решений были предприняты и кем в этих ситуациях? Обращалась ли семья раньше к психологам? В чем изменились взаимоотношения в семье по сравнению с теми, какими они были до кризиса? Видят ли члены семьи проблему как изменяющуюся? В каком направлении?
К лучшему или худшему? Что случится в семье, если кризис будет продолжаться? Какими видятся взаимоотношения в будущем?

Следует еще раз отметить, что все варианты «Линии …» могут дополняться и анализироваться на протяжении всех встреч. На первичной консультации можно использовать упрощенный вариант, позволяющий наметить историю развития ребенка. При этом порядок применения методик не фиксирован.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.150.98 (0.073 с.)