Профессиональная деятельность детского психолога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная деятельность детского психолога



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Стр.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.................................................................................................................... 2

ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................................................... 3

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ............................................................................................................... 4

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР..................................................................................................................... 5

1 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА.............................. 5

1.1 Профессионально важные качества личности детского практического психолога.......... 5

1.2 Общие принципы и направления работы.................................................................................. 9

2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА 13

2.1 Психологическое просвещение и консультирование............................................................. 13

2.2 Методы консультативной работы............................................................................................. 16

2.2.1 Беседа в психологическом консультировании................................................................. 16

2.2.2 Совместная деятельность в рамках психологической консультации......................... 19

2.2.3 Игра со сверстником в психологическом консультировании....................................... 26

2.3 Психодиагностика.......................................................................................................................... 30

2.4 Психокоррекция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка 32

2.5 Психологическое сопровождение педагогического процесса................................................ 36

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ.................................................................. 39

ГЛОССАРИЙ........................................................................................................................................... 41

 

 


ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Профессиональная деятельность детского психолога. Профессионально важные качества личности детского практического психолога. Общие принципы и направления работы. Основные виды и формы работы детского практического психолога. Психологическое просвещение и консультирование. Психодиагностика. Психокоррекция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка. Психологическое сопровождение педагогического процесса.

 

 


ЛИТЕРАТУРА *

 

1. Бурменская, Г. В. Хрестоматия по возрастной психологии: от младенца до подростка [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г. В. Бурменская. — М.: МПСИ, 2008.

2. Возрастно-психологическое консультирование детей и подростков [Текст] / О. А. Карабанова [и др.]. – М.: Академия, 2002.

3. Волков, Б. С. Практические вопросы детской психологии [Текст] / Б. С. Волков,
Н. В. Волкова. – СПб.: Питер, 2009.

4. Выготский, Л. С. Детская психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Говорящая книга, 2009.

5. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебник для студентов всех специальностей пед. вузов / М. В. Гамезо, Л. М. Орлова, Е. А. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 20009.

6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебник / И. А. Зимняя. - М.: Литературное агентство "Университетская книга", 2008. - ISBN 978-5-98704-069-8

7. Крайг, Г. Психология развития [Текст]: учеб. пособие / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2011.

8. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: Академический проект, 2010.

9. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. –
СПб.: Питер, 2009.

10. Махлынева, С. Д. Краткий курс по детской психологии [Текст]: учеб. пособие
/ С. Д. Махлынева. – М.: ОкейКнига, 2009.

11. Практическая психология образования [Текст] / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997.

12. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2009.

13. Хозиева М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию [Текст]
/ М. В. Хозиева. – М.: Академия, 2002.

 


ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

 

Студент должен обладать следующими компетенциями.

1. Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).

2. Осознает значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1).

3. Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

 

Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция. Они взаимосвязаны и взаимозависимы, но, в то же время, каждый из них может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог в конкретной ситуации, и от специфики того учреждения, где он работает.

 

 

Методы консультативной работы

Психодиагностика

 

В работе детского практического психолога психодиагностика определяется как деятельность по психологическому изучению ребенка на протяжении дошкольного и школьного детства в контексте семьи и образовательно-развивающей среды образовательного учреждения.

В психодиагностике необходимо умение выделять психологическую проблему, правильно задать вопрос, получить нужную информацию от воспитателей, учителей, родителей, детей, проанализировать эту информацию и сформулировать вывод, имеющий практическую направленность на анализ конкретного, единичного случая. Л.С. Выготский предупреждал: “Исследователь должен помнить, что, отправляясь от данных, от признаков, от симптомов, он должен изучить и определить особенности и характер процесса развития, который непосредственно не дан ему, но который в действительности лежит в основе всех наблюдаемых признаков. Таким образом, в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установлении известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по их внешним, сходным чертам, но и исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития”. Симптом – характерные проявления определенных состояний.

Психодиагностическое исследование обусловлено спецификой возраста обследуемого ребенка. Каждый возраст требует своих приемов и методов. Ребенок исследуется в деятельности, общении с учетом специфики программ обучения и воспитания. Исследование объективируется данными в поведении, успеваемости, реальных отношениях ребенка.

Задачи психодиагностического обследования детей и подростков.

1. Изучение проявлений отдельных симптомов психического состояния ребенка и личностных свойств в целом; уровня развития психологических функций с учетом возраста и образования.

2. Получение данных о динамике развития, влиянии вида обучения, технологии методов, микросоциального окружения на личностное развитие.

3. Исследование характера психического развития, его темпов.

4. Исследование психических новообразований возраста как характеристик качества развития.

Психодиагностика располагает богатым арсеналом малоформализованных (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкета, анализ продуктов деятельности, дидактические тесты или тесты учителя) и строго формализованных методов (опросники, психологические тесты).

Процедура психодиагностического исследования включает ряд этапов.

1. Подготовка к исследованию, определение целей и задач, подбор методик, их освоение.

2. Беседа с ребенком (подростком), установление положительного эмоционального контакта, формирование мотивации на выполнение заданий.

3. Психодиагностический эксперимент.

Выводы психодиагностического исследования используются как в широком плане (диагноз личности, прогноз развития, использование выявленных особенностей в учебно-воспитательной работе), так и в узком (индивидуальная работа).

Психологический диагноз – заключение о состоянии и свойствах испытуемого на основании комплексного анализа отдельных показателей и характеристик.

Термин “диагноз” употребляется в двух значениях. В широком смысле – это углубленный и всесторонний анализ личности, направленный на выявление присущих ей качественно-количественных особенностей, связанный с раскрытием определенных причинно-следственных связей и, в конечном итоге, направленный на решение практических задач преодоления обнаруженных недостатков, обеспечения гармонического развития всех психических свойств данного ребенка. В узком смысле под психологическим диагнозом подразумевается выявление конкретных причин недостатков или отклонений в развитии с целью устранения этих причин путем соответствующих коррекционных воздействий психолого-педагогического характера.

Для того, чтобы решение задач взаимодействия с клиентом было корректно, психодиагност должен точно представлять содержание и назначение методик, которыми он пользуется, знать их теоретическое обоснование и критерии надежности, валидности, достоверности. Практик-диагност должен уметь учитывать конкретные обстоятельства обследования, их влияние на полученные индивидуальные результаты и сопоставлять эти индивидуальные результаты с нормативами.

Возрастная норма развития есть средний показатель развития большой группы психически и физически здоровых детей, отобранных на случайной основе. Однако уровень и количество вариаций вокруг нее весьма значительны.

Недостатки в развитии – это отсутствие положительных качеств, свойств, умений и навыков, которые должен иметь ребенок определенного возраста.

Отклонения в развитии – появление отрицательных качеств, свойств, привычек в характере ребенка.

Дисгармонии развития – несбалансированность психических процессов, свойств, качеств и состояний, обусловливающих неустойчивость и противоречивость личности и нарушающих ее социализацию и индивидуализацию.

Аномалии развития (дизонтогенез) – ограничение, сужение границ психологических возможностей ребенка в силу функциональной недостаточности, грубого дефекта или распада психологических функций.

Деформация развития – отклонения, нарушения в развитии, вытекающие из подавленности самореализации личности и приводящие к извращению самой сути развития.

Существенными признаками психодиагностики детей выступает ориентированность на исследование личности (или группы), в поведении, деятельности которой наблюдаются отклонения, недостатки, с целью осуществления коррекции, оказания помощи в их преодолении.

В работе детского психолога речь не может идти отдельно о диагностике, отдельно о развитии или коррекции, здесь существует диагностико-коррекционное, диагностико-воспитательное
(или развивающее) направление работы, единое по самой своей сути. Д.Б. Эльконин отмечает, что необходима специальная диагностика, направленная не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений. Он подчеркивал, что контроль за процессом развития должен быть особенно тщательным, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось возможно раньше. Более того, детский психолог не только ставит диагноз и разрабатывает программу дальнейшего развития тех или других сторон личности, способностей учащегося, но и следит за выполнением данных им рекомендаций и в значительной мере сам осуществляет часть коррекционной, воспитательной (развивающей) работы.

 

 

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

№ п/п Новое понятие Содержание
1 Аномалии развития (дизонтогенез) ограничение, сужение границ психологических возмож-ностей ребенка в силу функциональной недостаточности, грубого дефекта или распада психологических функций
2 Арттерапия специализированная форма психотерапии, основанная на творческой деятельности, основная цель которой состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство
3 Возрастная норма развития средний показатель развития большой группы психически и физически здоровых детей, отобранных на случайной основе
4 Группы личностного роста тренинг, ориентированный на психологические задачи самоопределения подростков
5 Детство период становления ребенка полноценным членом общества, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости
6 Деформация развития отклонения, нарушения в развитии, вытекающие из подавленности самореализации личности и приводящие к извращению самой сути развития
7 Дисгармонии развития несбалансированность психических процессов, свойств, качеств и состояний, обусловливающих неустойчивость и противоречивость личности и нарушающих ее социализацию и индивидуализацию
8 Игровая коррекция поведения форма коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, основанная на деятельностном подходе и использующая детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях
9 Игровая терапия динамическая система отношений психолога с ребенком, который обеспечивает ребенка игровым материалом и облегчает построение опасных отношений для того, чтобы ребенок мог наиболее полно выразить и исследовать собственное “Я” – чувства, мысли, переживания, поступки
  Индивидуальность психологическая неповторимость отдельного, единичного человека, взятого в целом, во всех eго свойствах и отношениях (Б.Г. Ананьев)
  Интериоризация формирование внутренних структур психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности
  Направленная (директивная) игротерапия игротерапия, которая предполагает активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символи-ческой игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их “проигрывания” в направлении социально приемлемых стандартов и норм
  Недостатки в развитии отсутствие положительных качеств, свойств, умений и навыков, которые должен иметь ребенок определенного возраста
  Ненаправленная (недирективная) игротерапия игротерапия, которая ориентирована на свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющую одновре-менно успешно решить три важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достиже-ние эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррек-ция отношений в системе ребенок – взрослый
  Общая коррекция мероприятия, нормализующие микросреду клиента, норма-лизующие психофизические и эмоциональные нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возмож-ностями, что может способствовать гармонизации личности в ходе дальнейшего развития
  Отклонения в развитии появление отрицательных качеств, свойств, привычек в характере ребенка
  Поведенческая терапия модификация поведения как научение новым адаптивным формам поведения либо как угасание, торможение имеющихся у ребенка дезадаптивных форм
  Практическая психология образования научно-практическое направление психологии развития, изучающее индивидуальные проявления возрастных закономерностей психического развития, условия становления личности и индивидуальности как предпосылок психологического здоровья в дошкольном и школьном возрастах
  Психическое здоровье состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечи-вающее адекватную условиям окружающей действитель-ности регуляцию поведения и деятельности
  Психодиагностика деятельность по психологическому изучению ребенка на протяжении дошкольного и школьного детства в контексте семьи и образовательно-развивающей среды образователь-ного учреждения
  Психокоррекция характеризуется как совокупность психолого-педагоги-ческих воздействий, направленных либо на исправление, либо на профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка
  Психологический диагноз заключение о состоянии и свойствах испытуемого на основании комплексного анализа отдельных показателей и характеристик
  Психологическое консультирование (в условиях детского учреждения) система коммуникатив-ного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера
  Психологическое просвещение приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям
  Психолого-педагогическое сопровождение деятельность, направленная на создание системы социально-психологических условий для успешного обучения, воспи-тания и развития ребенка в конкретной школьной среде
  Психопрофилактика специальный вид деятельности детского психолога, направленный на предупреждение отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и воспитателей
  Самоопределение личности сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях
  Симптом характерные проявления определенных состояний
  Социально-диспетчерская деятельность получение детьми, их родителями и педагогами социально-психологической помощи, выходящей за рамки функцио-нальных обязанностей и профессиональной компетенции психолога, работающего в школе
  Специальная психокоррекция комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в затруднении адаптации
  Статус правовое положение (совокупность прав и обязанностей)
  Цель психологической службы образования обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов
  Частная коррекция специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, включающие в себя набор психолого-педагогических воздействий, коррекционные приемы и методы, основанные на ведущих для определенного возраста формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции
  Эмпатия способность понимания психических состояний других людей, сопереживание им, доброжелательность, наблюдательность, терпение, настойчивость


* Учебные издания, на основе которых составлен тематический обзор.

* Полужирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Стр.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.................................................................................................................... 2

ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................................................... 3

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ............................................................................................................... 4

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР..................................................................................................................... 5

1 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА.............................. 5

1.1 Профессионально важные качества личности детского практического психолога.......... 5

1.2 Общие принципы и направления работы.................................................................................. 9

2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА 13

2.1 Психологическое просвещение и консультирование............................................................. 13

2.2 Методы консультативной работы............................................................................................. 16

2.2.1 Беседа в психологическом консультировании................................................................. 16

2.2.2 Совместная деятельность в рамках психологической консультации......................... 19

2.2.3 Игра со сверстником в психологическом консультировании....................................... 26

2.3 Психодиагностика.......................................................................................................................... 30

2.4 Психокоррекция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка 32

2.5 Психологическое сопровождение педагогического процесса................................................ 36

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ.................................................................. 39

ГЛОССАРИЙ........................................................................................................................................... 41

 

 


ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Профессиональная деятельность детского психолога. Профессионально важные качества личности детского практического психолога. Общие принципы и направления работы. Основные виды и формы работы детского практического психолога. Психологическое просвещение и консультирование. Психодиагностика. Психокоррекция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка. Психологическое сопровождение педагогического процесса.

 

 


ЛИТЕРАТУРА *

 

1. Бурменская, Г. В. Хрестоматия по возрастной психологии: от младенца до подростка [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г. В. Бурменская. — М.: МПСИ, 2008.

2. Возрастно-психологическое консультирование детей и подростков [Текст] / О. А. Карабанова [и др.]. – М.: Академия, 2002.

3. Волков, Б. С. Практические вопросы детской психологии [Текст] / Б. С. Волков,
Н. В. Волкова. – СПб.: Питер, 2009.

4. Выготский, Л. С. Детская психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Говорящая книга, 2009.

5. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебник для студентов всех специальностей пед. вузов / М. В. Гамезо, Л. М. Орлова, Е. А. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 20009.

6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебник / И. А. Зимняя. - М.: Литературное агентство "Университетская книга", 2008. - ISBN 978-5-98704-069-8

7. Крайг, Г. Психология развития [Текст]: учеб. пособие / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2011.

8. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: Академический проект, 2010.

9. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. –
СПб.: Питер, 2009.

10. Махлынева, С. Д. Краткий курс по детской психологии [Текст]: учеб. пособие
/ С. Д. Махлынева. – М.: ОкейКнига, 2009.

11. Практическая психология образования [Текст] / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997.

12. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2009.

13. Хозиева М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию [Текст]
/ М. В. Хозиева. – М.: Академия, 2002.

 


ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

 

Студент должен обладать следующими компетенциями.

1. Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).

2. Осознает значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1).

3. Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.7 (0.056 с.)