Психологическое просвещение и консультирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое просвещение и консультирование



 

Психологическое просвещение – это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер.

Психопрофилактика – это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на предупреждение отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия для дальнейшего развития ребенка.

Образовательный характер психологического просвещения предполагает ознакомление родителей, воспитателей, учителей и детей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений с целью формирования потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности. Для родителей здесь имеет большое значение знакомство с основами некоторых психологических дисциплин: “Психология семьи”, “Детская психология”. Для воспитателей и педагогов – психологическая специфика педагогических воздействий и возрастные особенности развития детей в контексте возрастной, педагогической и детской психологии. Для детей – ознакомление учащихся с основами самопознания, самовоспитания. Условием образовательного направления просветительской работы является терминологическая и содержательная адаптированность знаний для лиц, не имеющих специальной подготовки.

Просветительская работа осуществляется в основном групповыми формами воздействий при помощи вербально-коммуникативных средств: лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, психологические погружения и некоторые виды тренингов. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей – это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, психосексуальным познанием и половой идентификацией, техническими информационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки, пейджеры, “томагочи”). Для воспитателей – развивающие программы для детей, симптоматика нарушений и отклонений в развитии детей, общие и специальные способности (детская одаренность).

Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используются и невербальные (наглядные) средства: стендовая информация, специально оформленные брошюры и распечатки рекомендательных текстов, развивающие игры и упражнения, мини-тесты и анкеты. Кроме того, предлагается подборка психолого-педагогической литературы.

Следующее направление профессиональной деятельности детского практического психолога – консультирование.

Следует развести понятия “психологическое просвещение”, “психопрофилактика” и “психологическая консультация” как разные, хотя и имеющие много общего, виды работы психолога.

Психопрофилактическую работу следует начинать тогда, когда еще нет проблем, в целях их предупреждения. Инициатива целиком и полностью в данном случае исходит от психолога. Психологическая консультация проводится тогда, когда к психологу пришли с проблемой, предупреждать ее появление уже поздно, нужно оказывать помощь. При этом необходимо:
а) сначала уточнить и осмыслить проблему, найти средства для ее решения; б) затем пытаться предупредить, предотвратить возникновение подобных проблем в будущем. Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему.

Психологическое консультирование в условиях детского учреждения обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.

Психологическое консультирование осуществляется в форме консультативной беседы. Консультативная беседа используется с различными целями:

- для установления контакта с испытуемым и введения его в ситуацию эксперимента (контактная беседа);

- для проверки исследовательских гипотез (экспериментальная беседа);

- как метод получения данных о свойствах личности (диагностическое интервью);

- для оказания психологической помощи (клиническое интервью).

Эти виды беседы тесно связаны между собой и имеют общие элементы. Так, любая беседа начинается с установления контакта и может содержать элементы диагностики и психологического воздействия на клиента. Консультативная беседа проводится по определенному плану. При этом степень ее стандартизации может быть различной: от жестко запрограммированного интервью по типу анкеты до беседы, протекающей в свободной форме, с определенной стратегией, но свободной тактикой.

Детский психолог видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.

Беседа с детьми имеет определенную специфику и является несравненно более сложным делом, чем беседа со взрослыми. Отличие состоит в том, что детей к психологу обычно приводят педагоги или родители, заметив какие-то отклонения в их развитии и поведении. Поэтому у детей отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом, и от взрослого требуется большая находчивость и изобретательность, чтобы разговорить ребенка. Особенно это касается “трудных” детей, имеющих отрицательный опыт общения со взрослыми. В этих случаях для приобщения ребенка к сотрудничеству можно использовать игру.

Основной элемент консультативной беседы – вопрос. Обычно вопросы распределяются на три группы: 1) прямые, т.е. непосредственно относящиеся к исследуемому предмету (у тебя есть друзья?); 2) косвенные, помогающие опосредованно получить информацию (что ты подаришь другу на день рождения?); 3) прожективные, учитывающие идентификацию опрашиваемого с каким-либо лицом или группой и провоцирующие на спонтанные высказывания (у всех ли детей есть друзья?). Использование вопросов второго и третьего типа необходимо при выявлении характеристик, трудно поддающихся осознанию, и в случаях, когда ответ может обладать высокой социальной желательностью. Индивидуальная тактика беседы предполагает соединение полярных позиций: позволить ребенку говорить совершенно свободно и проверять свою собственную гипотезу, управляя беседой.

Возрастно-психологическое консультирование имеет основной целью контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса (Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс).

Задачи возрастно-психологического консультирования отражаются в психолого-педагогическом назначении:

1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка.

2. Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам.

3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике.

4. Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для учителей и родителей.

5. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.

6. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами. Психолого-педагогическое просвещение населения.

Содержательная специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется вокруг проблем психического развития ребенка:

· состояние здоровья; сведения об особенностях социальной обстановки, в которой ребенок растет;

· данные об особенностях поведения и деятельности ребенка;

· дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка.

На основе полученных сведений психолог делает выводы:

– общая оценка уровня развития;

– сущность трудностей ребенка;

– степень их сложности;

– факторы, провоцирующие трудности;

– сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы;

– условно-вариантный прогноз развития.

Возрастно-психологическое консультирование проводится в следующем алгоритме:

1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.

2. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.

3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).

4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.

5. Экспериментально-психологическое обследование ребенка.

6. Обработка данных, казуальный анализ результатов.

7. Психологический диагноз ребенка.

8. Психолого-педагогическое назначение.

9. Контроль, повторное консультирование.

Психологический диагноз отражает уровень актуального и ближайшего развития ребенка.

1. Уровень актуального развития:

а) возрастно-психологическая характеристика;

б) социальная ситуация развития;

в) уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее нормативам;

г) новообразования возраста, их развитие;

д) трудности и отклонения, их причины.

2. Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития):

а) раскрытие проблемного поля альтернатив развития;

б) показ условий для оптимального развития.

Психологический диагноз является предметом психологической диагностики – основы практической деятельности психолога.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.30 (0.019 с.)