Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные формы трудовой деятельности
Формы труда, требующие значительной мышечной активности. Имеет место при отсутствии механизированных средств для работы и характеризуется повышенными энергозатратами (более 4000 ккал/сут.). Положительные стороны физического труда развивают мышечную систему, стимулирует обменные процессы. Отрицательные - социально неэффективны, имеют низкую производительность труда, требуют высокого напряжения физических сил и длительного отдыха. Групповая форма труда - конвейер Заключается в дроблении трудового процесса на операции с заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций. Чем меньше интервал времени, затрачиваемый работником на 1 операцию, тем монотоннее работа, что в свою очередь приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению. Механизированные формы труда При этой форме труда наблюдается снижение объема мышечной деятельности. Энергетические затраты при этой форме труда в пределах 3000-4000 ккал/сут. Однообразие простых локальных действий, малый объем информации приводит к монотонности труда. Формы труда, связанные с частично автоматизированным производством Задача работника при этой форме труда ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию оборудования. Особенность труда- монотонность, повышенный темп и ритм работы. Формы умственного труда Эта форма труда характеризуется необходимостью переработки большого объема информации с мобилизацией памяти, внимания. Для данного вида труда характерна гипокинезия- снижение двигательной активности, повышение эмоционального напряжения. Физический труд Статическая работа - это процесс сокращения мышц, необходимый для поддержания тела или его частей в пространстве, связанная с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии. При статической работе повышается обмен веществ, увеличивается расход энергии, она более утомительна. Кровообращение в мышцах затруднено, уменьшается поступление кислорода. В зависимости от характера деятельности мускулатуры статическая работа делится на 2 вида: статическая работа по удержанию орудий и предметов труда, достигающаяся путем сокращения мышц и статическая работа, направленная на поддержание позы, отличающаяся малыми затратами энергии.
Динамическая работа- это процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, самого тела человека или его частей в пространстве. Энергия организма расходуется как на поддержание определенного напряжения, так и на механический эффект работы.
W = A / t,
где W - мощность работы, Вт; A - работа, Дж; t - время, за которое совершена работа, сек. Динамическая работа подразделяется на общую, региональную и локальную. Общая мышечная работа выполняется более чем 2/3 массы скелетной мускулатуры, в том числе ног и туловища. Региональная мышечная работа выполняется мускулатурой плечевого пояса и верхних конечностей, при этом участвует от 1/3 до 2/3 массы скелетной мускулатуры. Локальная мышечная работа выполняется с участием менее 1/3 скелетных мышц. Количество работы, выполненное работающим, вычисляют по формуле:
A = (pH+P H1 /2 + PL/ 9,8) k,
где А - количество работы, кгм; Р - масса груза, кг 9,8 м/с2 (ускорение свободного падения); Н - высота подъема груза от исходного положения, м; Н - величина опускания груза, м; L - расстояние перемещения груза по горизонтали, м; k - коэффициент, равный. Классификация тяжести труда Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Категория 1- легкие физические работы. 1а- при которой энергозатраты составляют до 139 Вт- это работы, проводимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим усилием. 1б- энергозатраты составляют 140-173 Вт- работы, проводимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием. Категория 2- физические работы средней тяжести 2а- энергозатраты 175-232 Вт- работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) и сопровождающиеся умеренным физическим усилием. 2б- энергозатраты 233-290 Вт- работы, связанные с ходьбой, перемещением и переносом тяжестей (до 10 кг) и сопровождающиеся умеренным физическим усилием. Категория 3- тяжелые физические работы
Расход энергии более 290 Вт- работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением (более 10 кг) тяжестей, требующие больших физических усилий. Умственный труд Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения сенсорного аппарата внимания, памяти, эмоциональной сферы. Управленческий труд- труд руководителей учреждения, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, дефицитом времени для ее переработки, повышенной ответственностью, возникновением конфликтных ситуаций. Творческий труд - (научные работники, писатели, конструкторы и т.д.) требует значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения. Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени. Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций: память, внимание, восприятие, наличие стрессовых ситуаций. При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии повышается, составляя 15-20 % от общего объема в организме. Любая умственная работа сопровождается определенным нервно-эмоциональным напряжением, что в свою очередь приводит к усилению сердечно-сосудистой деятельности, дыхания, энергетического обмена. При отдельных видах умственной деятельности увеличение расхода энергии различно: при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48 %, при выступлении с публичной лекцией - на 94 %. При умственной работе мозг склонен к инерции- продолжению мыслительной деятельности в заданном направлении, что приводит к более длительному утомлению и истощению ц.н.с. Введенский Н.Е. сказал: “ Устают и изнемогают не столько оттого, что много работают, а оттого, что плохо работают”. Им сформулированы условия продуктивной умственной работы: 1. В работу следует “входить” постепенно. Происходит последовательное включение физиологических механизмов. 2. Необходимо соблюдать определенный ритм работы, что способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления. 3. Правильное чередование умственного труда с отдыхом. 4. Высокая работоспособность сохраняется при систематической деятельности, обеспечивающей упражнение и тренировку. При оценке напряженности умственного труда используют показатели внимания, напряженности зрительной работы и слуха, монотонности труда. Утомление Утомление – состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижение работоспособности, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха. При тяжелой мышечной работе утомление приводит к резкому учащению дыхания и пульса, повышению артериального давления, возрастанию энергетических затрат. При умственной деятельности, обычно наблюдается замедление рефлекторных реакций, уменьшение точности движения, ослабление внимания и памяти. Субъективно человек это состояние воспринимает в виде ощущения усталости, чувства нежелания, невозможности дальнейшего продолжения работы. Первая стадия утомления характеризуется слабым чувством усталости, производительность труда при этом не падает. Вторая стадия- понижение производительности становится заметным (понижение относится только к качеству, а не количеству выработки). Третья стадия характеризуется острым переживанием утомления, которая принимает форму переутомления.
Основные пути борьбы с утомлением: правильное расположение и компоновка рабочего места, удобная поза, свобода трудовых движений в использование оборудования, периодическое чередование работы и отдыха. Психология труда В основе аварийности и травматизма (60-90 % случаев) лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины: низкий уровень проф. подготовки, недостаточное воспитание, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма и т.д. Внимание- это направленность психической деятельности на определенные предметы Внимание не остается постоянным в процессе труда, изменяясь в течение дня и в процессе трудовой деятельности. Наиболее профессионально значимыми качествами внимания являются: активность, широта, переключение, интенсивность и устойчивость. Эмоции – это отражение объективных отношений, в которых предметы и явления внешнего мира (производственной среды) находятся к потребностям человека. Среди отрицательных эмоции, свойственных производству, отмечаются эмоции «напряженности» и «растерянности». Эмоции «напряженности» возникают в результате чрезмерной плотности сигналов, неравномерности и отсутствия ритма в работе, большой ответственности, возможности аварийных ситуаций. Проявляется в нарушении движений, скованности позы, неадекватно сильных и быстрых двигательных движений и т.д. Происходит нарушение психических процессов - суженность объема внимания, нарушение способности оценки ситуации, замедленность в принятии решения и т.д. Память - способность удерживать и воспроизводить бывшие ранее события. Составные элементы процесса памяти - запоминание, сохранение, восприятие. Различают 2 основных типа сохранения материала в памяти - кратковременная и долгосрочная память.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.01 с.) |