Лекция 8. Тема: Основы квалиметрии. Качество продукции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 8. Тема: Основы квалиметрии. Качество продукции.



Продукцией называется овеществленный результат сознательной деятельности, предназначенной для удовлетворения определённых потребностей.

Качество продукции – это совокупность свойств продукции обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением. Данное понятие является техника - экономическим, но наряду с ним качество имеет и другие аспекты – философский, эстетический и т. д. Так как качество продукции – понятие сложное и многогранное.

Свойство продукции – объективная особенность, позволяющая при создании, потреблении или эксплуатации продукции.

Показатель качества продукции – количественная характеристика свойств продукции.

 

Показатель качества

 

Единичный Комплексный

       
   

 


Определяющий Интегральный

       
   

 


Оценочные показатели качества Отношение суммарной полезной продукции эффективности от эксплуатации или потребления продукции

 

Базовое значение показателя качества продукции - значение принимаемое за неполное при сравнительных оценках качества. В качестве базовых значений должны приниматься значения показателей качества лучших отечественных и зарубежных образцов продукции, достигнутые в недалеком времени, или значения показателей перспективных образцов, установленных опытным путём, а также значения, заданных в требованиях на продукцию.

С показателями качества тесно связаны параметры продукции, хотя они имеют существенные различия. Параметры продукции количественно характеризуют как свойства продукции, определяющие её качества, как и прочие свойства продукции.

Таким образом, понятие «параметр» является более широким, чем понятия «показатель качества». Показатель качества продукции может зависит от нескольких её параметров.

Уровень качества продукции – относительная характеристика качества, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений показателей.

Управление качеством – действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня её качества.

Квалиметрия – область науки, предметом которой является методы оценки качества продукции.

Межгосударственным стандартом ГОСТ 15467 следующим образом трактуется термин «качество продукции» - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Это стандартное определение опирается на технико-экономическую природу формирования качества продукции и охватывает те свойства продукции, которые связаны с возможностью удовлетворения определенных общественных или личных потребностей.

В соответствии с терминологией, приведенной в международном стандарте ИСО 9000: 2000, качество – это степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования.

Качество начинается с удовлетворения потребностей заказчика или потребителя, пригодности продукции к использованию: конструктивного решения, изготовления, эксплуатации (надежности работы, ремонтопригодности и т.п.), сервиса (скорости и эффективности системы обслуживания, включая гарантийное).

В развивающихся рыночных отношениях качество продукции является главным показателем ее конкурентоспособности.

Конкурентоспособность – это оцененное потребителем свойство объекта превосходность в данный момент по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкретном сегменте рынка.

Представление о качестве постоянно меняется. На каждой ступени развития общества требования к качеству возрастают.

Японская концепция качества предусматривает четыре уровня качества, представление о котором постоянно трансформируется с 50-х годов ХХ века и по настоящее время.

Первый уровень – «соответствует стандарту».

Второй уровень – «соответствие использованию».

Третий уровень – «соответствие фактическим требованиям рынка».

Четвертый уровень – «соответствие скрытым (неочевидным) потребностям».

Только при достижении высокого уровня качества Казахстан сможет выполнить свою стратегическую задачу – войти в мировое сообщество не в роли сырьевого придатка, а в роли гармонично развитой, передовой страны с высоким технологическим уровнем.

Качество продукции определяется степенью соответствия совокупности ее свойств потребностям.

Свойства – объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, оценке, эксплуатации или потреблении.

Свойства продукции подразделяется на простые и сложные.

Простое свойство характеризуют одну объективную особенность продукции (например, цвет, твердость, гигроскопичность, средний ресурс автомобиля).

Сложное свойство – несколько объективных особенностей продукции, т.е. является совокупностью простых свойств (например, внешний вид включает простые свойства – форму, цвет, состояние поверхности и др.).

Свойства условно подразделяются на основные и сопутствующие.

Свойства продукции, которые проявляются в процессе ее потребления или эксплуатации, называются потребительскими свойствами.

Совокупность потребительских свойств определяет полезность продукции.

К потребительским свойствам продукции относятся технические характеристики и параметры, технологические и экономические свойства, социальное и функциональное назначение, эксплуатационные свойства надежность, безопасность, экологические, эргономические и эстетические свойства и др.

Мерами свойств служат показатели качества, проявляющиеся в характеристиках продукции.

Показатель качества продукции – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

Качество – это степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования (МС ИСО 9000).

Требования к продукции подразделяют на текущие и перспективные, общие и специфические.

По техническим требованиям продукция должна отвечать передовым достижениям науки и техники по производительности безопасности, точности и надежности.

Требования функционального назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения (производительность оборудования, массовая доля соли, сахара, жира в пищевых продуктах, скорость и высота полета самолета).

Качество изделий закладывается при их проектировании и обеспечивается при производстве.

Обеспечение качества в процессе производства достигается применением передовых технологий, соблюдением технологической дисциплины, обеспечением ритмичности и необходимым уровнем культуры производства, организацией тщательного контроля соответствия стандартам.

Под контролем качества понимается проверка соответствия количественных или качественных характеристик свойств продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным требованиям.

Организация контроля качества – это система технических и административных мероприятий, направленных на обеспечение производства продукции, полностью соответствующей требованиям нормативно-технической документации.

Суть контроля заключается в получении информации о состоянии объекта контроля, признаках и показателях его свойств и сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями, зафиксированными в проектно-конструкторской документации, нормативных документах, договорах на поставку продукции и других документах.

Объектами контроля могут быть продукция или процесс ее создания, хранения, транспортирования, ремонта и соответствующая технологическая документация.

Требования к контролю качества устанавливают:

▪ виды испытаний, которым должна подвергаться продукция;

▪ периодичность испытаний;

▪ правила отбора и подготовки проб и выборок для испытаний при применении выборочного контроля;

▪ порядок проведения контроля;

▪ параметры процесса контроля и критерии суждения о соответствии качества продукции требованиям нормативных документов;

▪ требования к контрольно-измерительной аппаратуре, приборам и инструментам с указанием необходимой точности, а также требования к испытательным стендам и установкам;

▪ способы обработки результатов контроля;

▪ форму протокола результатов контроля.

Различают два вида контроля по широте охвата продукции – сплошной и выборочный.

При сплошном контроле проверяются все изделия из контролируемой партии, которая называется выборкой.

В соответствии с ГОСТ 16504 испытания – это экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик свойств объекта испытаний как результата воздействия на него, при его функционировании, при моделировании объекта и (или) воздействий.

Экспериментальное определение характеристик свойств объекта при испытаниях может проводиться путем использования измерений, анализов, диагностирования, органолептических методов, путем регистрации определенных событий при испытаниях (отказов, повреждений) и т.д.

Различают следующие виды испытаний:

▪ государственные;

▪ приемо-сдаточные;

▪ периодические;

▪ типовые;

▪ эксплуатационные;

▪ сертификационные и др.

Понятия идентификации.

Для эффективного управления производством, качеством и процессами учёта требуется своевременный и точный контроль за продукцией. Действенным средством, позволяющим прослеживать путь изделия от хранения его на складе до реализации, является идентификацией.

Идентификация – это установления характера и назначения изделия на основе набора упорядоченной информации, которая используется для выяснения всех существующих характеристик, определяющих уникальность, т.е. отличающих его от всех других изделий.

В последние годы получили широкое распространение технологии автоматической идентификации на базе компьютерной техники, направленные прежде всего на повышение производительности труда и существенное снижение затрат.

В настоящее время известны 15 технологий автоматической идентификации:

- штриховое кодирование;

- радиочастотные системы;

- оптическое распознавание знаков;

- машинное зрение (вычислительные методы обработки изображения);

- речевой ввод данных и ряд других.

В международной практике производства и торговли принято штриховое кодирование товаров. Информация о товаре наносится на упаковку в виде чёткого рисунка из узких и широких полос. Эти штрихи и пробелы между ними обозначают определённые цифры в кодах ЭВМ. Таким образом, каждый товар получает индивидуальный знак, который легко «прочитывается» электронной системой, измеряющей интенсивность отражения света от черных и белых полос.

Если учесть, что в СНГ насчитывается более 200 тыс. предприятий, производящих товары промышленного назначения и товары народного потребления, более тысячи оптовых баз и более 3 тыс. оптовых магазинов, 14 тыс. складов, а общая номенклатура продукции превышает 10 млн. наименований, то нетрудно представить, насколько эффективно применение штрихового кодирования товаров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.025 с.)