Лекция 2. Тема: Основные принципы и функции стандартизации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2. Тема: Основные принципы и функции стандартизации.



Основными принципами стандартизации являются:

- согласие;

- открытость;

- добровольность;

- равные требования в сфере стандартизации для отечественных и зарубежных

производителей и поставщиков;

- экономическая целесообразность.

Кроме этого, принципами стандартизации являются:

- системность и комплексность развития стандартизации;

- динамичности и опережающее развитие стандартов;

- приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг);

- гармонизация;

- четкость формулировок положений стандартов.

Принцип согласия заключается в стремлении всех заинтересованных сторон к достижению согласия по обеспечению качества и безопасности продукции, процессов (работ) и услуг.

В международной стандартизации применяется термин консенсус, который понимается как общее согласие, характеризующееся отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полного единодушия.

Стандарты должны быть доступны любому субъекту; они не являются авторскими документами. В разработке стандарта могут принимать участие любые заинтересованные в нем хозяйствующие субъекты.

Стандарты не должны быть техническими барьерами в торговле. При их разработке необходимо учитывать международные стандарты, правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран; они должны быть гармонизированы с международными, региональными и национальными стандартами, нормами и требованиями.

Целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды. Обеспечивают социальный эффект.

Для того чтобы вновь создаваемый стандарта был меньше подвержен моральному старению, обязательно должен соблюдаться принцип опережающего развития, который обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований и учетом международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.

Важное требование к стандартам – это пригодность его для целей сертификации. Стандарты, содержащие четко выделенные по тексту обязательные требования и методы их объективной проверки, отвечают указанному требованию.

Принцип системности предполагают рассмотрение каждого объекта стандартизации, как части более сложной системы, принцип комплексности - совместимость всех элементов сложной системы.

Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений или отменой.

Стандарты должны быть изложены четко и ясно, для того чтобы обеспечить однозначность понимания их требований.

Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции.

1. Функция упорядочения – преодоление неразумного многообразия объектов (номенклатура продукции, документов и т.п.). Она сводится к упрощению и ограничению. Чем объект более упорядочен, тем он лучше вписывается в окружающую предметную или природную среду с ее требованиями и законами.

2. Охранная (социальная) функция – обеспечение безопасности потребителей продукции (процессов, работ, услуг), изготовителей и государства, защиты окружающей среды от техногенного воздействия.

3. Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции (процессов, работ, услуг) как составляющей качества жизни. Например, от жесткости требований безопасности в нормативных документах на потребительские товары напрямую зависит продолжительность жизни населения, которая, в свою очередь, отражает уровень развития страны или уровень цивилизации.

4. Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в нормативных документах обоснованных ограничений на расходование ресурсов.

5. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

6. Информационная функция заключается в обеспечении различных сфер деятельности нормативными документами, каталогами, эталонами, являющимися носителями технической и управленческой информации.

7. Функция нормотворчества и правоприменения заключается в узаконивании требований к объектам стандартизации и их всеобщем применении в результате придания документу юридической силы.

Руководство 2 ИСО/МЭК рекомендует два основных способа применения нормативного документа:

• непосредственное использование в соответствующей области (производстве, испытаниях, сертификации и т.д.);

• введение его в другой нормативный документ.

Последнее предполагает включение полного текста или части данного нормативного документа в другой нормативный документ. Посредством этого второго документа он становится применимым в производстве, торговле и т.д. либо переносится в еще один нормативный документ. например, международное правило (норма) вводится в национальный стандарт, который может применяться непосредственно на предприятии, либо правила (нормы), содержащиеся в этом национальном стандарте, включаются в стандарт предприятия. Необходимо различать термины принятие и применение. Изложенное выше касается применения, в то время как принятие – это официальное опубликование нормативного документа уполномоченным на то государственным органом. Так, если говорить о принятии международного стандарта в национальной системе стандартизации, то следует понимать это как «опубликование национального нормативного документа, основанного на соответствующем международном стандарте». Кроме того, может быть опубликовано официальное подтверждение статуса международного стандарта в системе национальной стандартизации с указанием, что его статус аналогичен национальному нормативному документу.

Применение международного стандарта может быть прямым и косвенным.

Прямое применение международного стандарта не связано с его принятием в нормативном документе, действующим в национальном системе стандартизации. В таком случае международный стандарт применяется в том виде, как он издан соответствующей международной организацией на языке оригинала или в переводе (официальном) на соответствующий язык, либо он может быть принят «методом обложки», т.е. содержание стандарта полностью сохраняется, а обложка оформляется в соответствии с национальными нормами. Но на титульном листе обязательно указаны реквизиты международного нормативного документа наряду с номером и шифром национального стандарта.

Косвенное применение международного стандарта – использование его в соответствующей области посредством включения в национальный нормативный документ. Здесь могут быть варианты полного и частичного применения, т.е. соответственно внесение в другой нормативный документ полного содержания международного стандарта или отдельных его положений (требований).

Стандарты

Стандарт - это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

В стандарте устанавливаются для всеобщего и многократного использования общие принципы, правила, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Стандарт должен быть основан на обобщенных результатах научных исследований, технических достижений практического опыта, тогда его использование принесет оптимальную выгоду для общества.

Предварительный стандарт – это временный документ, который принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей, а также тех, кто может его применить.

Информация, полученная в процессе использования предварительного стандарта, и отзывы об этом документе служат базой для решения вопроса о целесообразности принятия стандарта.

Стандарты бывают международными, региональными, национальными, административно-территориальными. Они принимаются соответственно международными, региональными, национальными, территориальными органами по стандартизации. Все эти категории стандартов предназначены для широкого круга потребителей.

По существующим нормам стандартизации стандарты периодически пересматриваются для внесения изменений, чтобы их требования соответствовали уровню научно-технического прогресса, или, согласно терминологии ИСО/МЭК, стандарты должны представлять собой «признанные технические правила».

Нормативный документ, в том числе и стандарт, считается признанным техническим правилом, если он разработан в сотрудничестве с заинтересованными сторонами путем консультаций и на основе консенсуса.

Указанные выше категории стандартов называют общедоступными. Другие же категории стандартов, такие, как фирменные или отраслевые, не являясь таковыми, могут, однако, использоваться и в нескольких странах согласно существующим там правовым нормам.

Однако в практике термин «стандарт» может употребляться и по отношению к эталону, образцу или описанию продукта, процесса (услуги).

По существу это не является принципиальной ошибкой, хотя эталон правильнее относить к области метрологии, а термин «стандарт! использовать применительно к нормативному документу.

Государственные стандарты разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер.

В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендательные.

К обязательным относятся: безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы; техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий; методов контроля и единство маркировки.

Особую актуальность приобретает требования безопасности, поскольку безопасность товара – основной аспект сертификации соответствия. Требования обязательного характера должны соблюдать государственные органы управления и все субъекты хозяйственной деятельности независимо от формы собственности.

К требованиям безопасности в стандартах относят: электробезопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, радиационную безопасность, предельно допустимые концентрации химических и загрязняющих веществ; безопасность при обслуживании машин и оборудования; требования к защитным средствам и мероприятиям по обеспечению безопасности (ограждения, ограничители хода машин, блокирующие устройства, аварийная сигнализация и т.п.).

В стандартах на отдельные виды продукции могут быть приведены такие характеристики, как класс опасности; допустимые уровни опасных и вредных факторов производства, возникающих при работе оборудования; действие вещества на человека и т.п.

Стандарты указывают вес виды и нормы допустимой опасности касательно конкретного продукта или группы однородной продукции. Они разработаны с расчетом на безопасность объекта стандартизации в течение всего периода его использования (срока службы).

Документ технических условий (technical specification) устанавливает технические требования к продукции, услуге, процессу. Обычно в документе технических условий должны быть указаны методы или процедуры, которые следует использовать для проверки соблюдения требований данного нормативного документа в таких ситуациях, когда это необходимо.

Свод правил, как и предыдущий нормативный документ, может быть самостоятельным стандартом либо самостоятельным документом, а также частью стандарта.

Свод правил обычно разрабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов, конструкций, изделий. Технические правила, содержащиеся в документе, носят рекомендательный характер.

Все вышеуказанные нормативные документы являются рекомендательными. В отличие от них обязательный характер носит регламент.

Регламент – это документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы. Принимает регламент орган власти, а не орган по стандартизации, как в случае других нормативных документов.

Разновидность регламентов – технический регламент – содержит технические требования к объекту стандартизации. Они могут быть представлены непосредственно в самом этом документе либо путем ссылки на другой нормативный документ (стандарт, документ технических условий, свод правил).

В отдельных случаях в технический регламент полностью включается нормативный документ. Технические регламенты обычно дополняются методическими документами, как правило, указаниями по методам контроля или проверок соответствия продукта (услуги, процесса) требованиям регламента.

Руководство 2 ИСО/МЭК, обобщая международный опыт стандартизации, представляет следующие возможные виды стандартов.

Основополагающий стандарт – нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной области.

Обычно используется либо как стандарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться другие стандарты.

Терминологический стандарт, в котором объектом стандартизации являются термины. Такой стандарт содержит определение (толкование) термина, примеры его применения и т.п.

Стандарт на методы испытаний устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор пробы или образца).

Стандарт на продукцию, содержащий требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению, может быть полным или неполным.

Полный стандарт устанавливает не только вышеуказанные требования, но также и правила отбора проб.

Проведения испытаний, упаковки, этикетирования, хранения и т.д.

Неполный стандарт содержит часть требований к продукции (только к параметрам качества, только к правилам поставки и пр.).

Стандарт на процесс, стандарт на услугу - это нормативные документы, в которых объектом стандартизации выступают соответственно процесс (например, технология производства), услуга (например, автосервис, транспорт, банковское обслуживание и др.).

Стандарт на совместимость устанавливает требования, касающиеся совместимости продукта в целом, а также его отдельных частей (деталей, узлов). Такой стандарт может быть разработан на систему в целом, например систему воздухоочистки, сигнализационную систему и т.п.

Положения могут носить методический или описательный характер.

Методические положения – это методика, способ осуществления процесса, той или иной операции и т.п., с помощью чего можно достигнуть соответствия требованиям нормативного документа. Можно назвать нормативный документ, содержащий подобное положение, «методическим стандартом».

Описательное положение обычно содержит описание конструкции, деталей конструкции, состава исходных материалов, размеров деталей и частей изделия (конструкции). Кроме того, нормативный документ может содержать и эксплуатационное положение, которое описывает «поведение» объекта стандартизации при его использовании (применение, эксплуатации).

Стандарт с открытыми значениями. В некоторых ситуациях ту или иную норму (или количественное значение того или иного требования) определяют изготовители (поставщики), в других – потребители. Поэтому в стандарте может содержаться перечень характеристик, которые конкретизируются в договорных отношениях.

 

Литература: 1 осн. [11-35]; 4 осн. [79-84].

Контрольные вопросы:

1. Характеристика принципов стандартизации

2. Функции стандартизации.

3. Понятие о технических условиях.

4. Понятие о регламентах.

5. Номенклатура основных стандартов.

6. Характеристика основных стандартов.

 

Лекция 3. Тема: Нормативные документы республики Казахстан по стандартизации.

Категорией нормативного документа по стандартизации называют его статус в зависимости от сферы действия.

Нормативные документы по стандартизации, действующие в Государственной системе стандартизации Республики Казахстан, могут быть следующих категорий:

1) государственные стандарты Республики Казахстан;

2) отраслевые стандарты;

3) стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений;

4) фирменные стандарты;

5) технические условия;

6) межгосударственные стандарты;

7) рекомендации;

8) технические регламенты;

9) государственные классификаторы технико-экономической информации.

Ниже приводится характеристика и содержание нормативных документов по стандартизации разных категорий.

Государственные стандарты Республики Казахстан (СТ РК). Государственные стандарты Республики Казахстан разрабатываются на продукцию, процессы (работы), услуги, нормы и требования организационно-методического и общетехнического характера, имеющие межотраслевое значение и перспективу многократного воспроизведения и (или) использования.

В государственные стандарты Республики Казахстан включают:

▪ обязательные требования к качеству продукции, процессов (работ) и услуг, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;

▪ обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;

▪ обязательные методы контроля требований к качеству продукции, процессов (работ) и услуг;

▪ параметрические ряды и типовые конструкции изделий;

▪ основные потребительские (эксплуатационные) свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и утилизации продукции;

▪ положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации (применении) продукции и оказаний услуг: правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТ НТО).

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений разрабатываются на новые виды продукции, технологические процессы (режимы, регламенты), технологии, услуги, принципы организации и управления производством, а также на другие новые виды деятельности.

Фирменные стандарты.

Фирменные стандарты разрабатываются и утверждаются физическими или юридическими лицами, расположенными на территории Республики Казахстан.

Фирменные стандарты разрабатывают и применяют на данном (конкретном) предприятии или в организации на продукцию, процессы (работы), услуги, в том числе:

• составные части продукции, технологическую оснастку и инструменты, технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования к ним с учетом обеспечения безопасности для окружающей среды, жизни и здоровья населения;

• услуги, оказываемые внутри предприятия или организации;

• процессы организации и управления производством, включая системы экологического управления, управления качеством продукции, классификацию, кодирование и терминологию.

Фирменные стандарты обязательны к соблюдению предприятиям или организацией, принявшими этот стандарт. но если в договоре на разработку, производство, поставку продукции или предоставление услуг имеется ссылка на стандарт предприятия, он становится обязательным для всех субъектов хозяйственной деятельности - участников такого договора.

На поставляемую продукцию фирменные стандарты не разрабатываются.

Фирменные стандарты не подлежат государственной регистрации.

Технические условия (ТУ).

Технические условия разрабатываются физическими и юридическими лицами на продукцию (включая комплектующие и полуфабрикаты), предназначенную для самостоятельной поставки (реализации) заказчику (потребителю) при:

• отсутствии государственных стандартов Республики Казахстан и межгосударственных стандартов (далее стандартов) на данную продукцию;

• наличии стандартов вида общих технических условий или общих технических требований, когда этими стандартами предусматривается разработка технических условий, конкретизирующих специфические требования продукции;

• повышение и дополнении норм и требований действующих стандартов и технических регламентов.

Технические условия могут разрабатываться на:

• одно конкретное изделие, вещество, материал и т.д.;

• несколько конкретных видов изделий, веществ, материалов и т.д., обладающих общими признаками, единством конструкции при различных параметрах и (или) размерах (групповые технические условия).

Технические условия допускается не разрабатывать на:

• единичную продукцию, выпускаемую по техническому заданию или документу, заменяющему его (контракту, протоколу, эскизу), содержащему необходимые и достаточные требования для выпуска продукции;

• вещества, материалы и полуфабрикаты, подлежащие дальнейшей обработке, изготовляемые в установленном объеме по прямому заказу одного предприятия;

• составные части изделия, изготавливаемые по конструкторским документам, входящим в комплект документации на изделие, на одном и том же предприятии;

• продукцию, изготавливаемую в установленном порядке по образцу-эталону, техническому

Межгосударственные стандарты (ГОСТ). Разрабатываются межгосударственными техническими комитетами по стандартизации (МТК) стран СНГ и могут содержать обязательные и (или) рекомендуемые требования.

Рекомендации.

Технический регламент. Технический регламент – это нормативный документ, устанавливающий обязательные требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт или правила, либо путем включения содержания этих документов.

Классификаторы. С развитием информационных технологий приобрели актуальность методы классификации и кодирования информации.

Без общих государственных классификаторов невозможно решение проблем согласованности межведомственных потоков информации.

Объектами классификации и кодирования выступают статистическая информация, макроэкономическая, финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность.

Общее руководство и координацию работ по созданию Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) осуществляют Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации и органы статистики РК.

Основные принципы, правила и требования, регламентирующие создание системы, изложены в СТ РК 5.0-95 «ГСС РК. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Основные положения». При разработке классификаторов необходимо учитывать их гармонизацию с международными классификаторами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.075 с.)