Лекция 4. Тема: информационное обеспечение работ по стандартизации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Тема: информационное обеспечение работ по стандартизации.



Ведущую роль по информационному обеспечению работы органов по стандартизации всех стран мира играет Международная организация по стандартизации (ИСО) в лице Комитета по информационным системам и услугам (ИНФКО).

К компетенции ИНФКО относятся: координация и гармонизация деятельности ИСО и членов организации в области информационных услуг, база данных, маркетинга, продажи стандартов и технических регламентов; консультирование Генеральной Ассамблеи ИСО по разработке политики по гармонизации стандартов и другим указанным выше вопросам; контроль и руководство деятельностью Информационной сети (ИСОНЕТ).

Кроме этих основных задач, ИНФКО выполняет большое количество работ, связанных с информационной деятельностью: разрабатывает руководства по организации и работе информационных центров по стандартизации; проводит анализ и изучение рынка информационных и маркетинговых услуг; составляет и распространяет рекомендации по общим принципам сбора, хранения, поиска, обмена информацией; организует и ведет системы производства и распространения документов в ИСО и содействует взаимодействию этих систем; популяризует международные стандарты в области информационных услуг и поощряет из применение; организует обмен опытом и информацией о работе различных информационных центров; сотрудничает с международными организациями по вопросам информации и сопряженной с ней деятельности; предпринимает действия по приему и регистрации членов ИСОНЕТ. Такой широкий диапазон работы и послужил основанием для современного названия комитета (прежнее название – Комитет по информации).

ИНФКО подотчетен Генеральной Ассамблее ИСО, которая определяет направления его деятельности, цели и задачи, а Комитет регулярно отчитывается перед ней о проделанной работе.

Членами ИНФКО могут быть любые комитеты – члены ИСО, если они проявляют интерес к его работе. Членство разделяется на три категории: действительный член (Р), наблюдатель (О), член-корреспондент.

В состав ИНФКО входят Управляющий совет и три группы: по информации, по системам и по маркетингу.

На ближайшую перспективу ИНФКО намечает разработку рекомендаций по созданию международной электронной информационной службы о стандартах, подготовку общих руководящих принципов по защите авторских прав на бумажных и электронных носителях информации, стратегическое планирование маркетинга в области международной стандартизации и решение задач, в том числе связанных с совершенствованием деятельности самого Комитета.

Комитет состоит из 61 действительного члена и 16 членов-наблюдателей.

Информационная система ИСО – ИСОНЕТ входит в состав группы по информации ИНФКО. Приоритетные цели ИСОНЕТ – обеспечение обмена информацией о международных и национальных стандартах, о документах по стандартизации (в том числе правительственных), об изданиях книг, справочников и учебной литературы в области стандартизации; установление контактов с информационными системами других международных организации (ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ и др.) и создание единого информационного языка, тезауруса.

В ИСОНЕТ состоят более 60 национальных членов, около 10 ассоциированных и международных членов и информаци­онный центр ИСО/МЭК. Казахстан представлен Госстандартом РК.

“Международная электротехническая комиссия”.

Международная электротехническая комиссия создана в 1906 году на международной конференции. Представительство каждой страны в МЭК облечено в форму национального комитета. Членами МЭК являются более 40 на­циональных комитетов, представляющих 80% населения Земли, которые потребляют более 95% электроэнергии, производимой в мире. Официальные языки МЭК - английский, французский и русский.

Основная цель организации, которая определена ее Уставом ~ содействие международному сотрудничеству по стандартизации и смежным с ней проблемам в области электротехники и ра­диотехники путем разработки международных стандартов и других документов.

Национальные комитеты всех стран образуют Совет - выс­ший руководящий орган МЭК. Ежегодные заседания Совета, ко­торые проводятся поочередно в разных странах-членах МЭК, посвящаются решению всего комплекса вопросов деятельности организации. Решения принимаются простым большинством голосов, а президент имеет право решающего голоса, которое он реализует в случае равного распределения голосов.

Основной координирующий орган МЭК - Комитет действий. Кроме главной своей задачи - координации работы технических комитетов - Комитет действий выявляет необходимость новых направлений работ, разрабатывает методические документы, обеспечивающие техническую работу, участвует в решении во­просов сотрудничества с другими организациями, выполняет все задания Совета.

Основные объекты стандартизации МЭК:

• материалы для электротехнической промышленности (жид­кие, твердые, газообразные диэлектрики, медь, алюми­ний, их сплавы, магнитные материалы);

• электротехническое оборудование производственного на­значения (сварочные аппараты, двигатели, светотехническое оборудование, реле, низковольтные аппараты, кабель и др.)

• электроэнергетическое оборудование (паровые и гидрав­лические турбины, линии электропередач, генераторы, трансформаторы);

• изделия электронной промышленности (интегральные схемы, микропроцессоры, печатные платы и т.д.);

• электронное оборудование бытового и производствен­ного назначения;

• электроинструменты;

• оборудование для спутников связи;

• терминология.

МЭК принято более 2 тыс. международных стандартов. По содержанию они отличаются от стандартов ИСО большей кон­кретикой: в них изложены технические требования к продук­ции и методам ее испытаний, а также требования по безопас­ности, что актуально не только для объектов стандартизации МЭК, но и для важнейшего аспекта подтверждения соответст­вия — сертификации на соответствие требованиям стандартов по безопасности. Для обеспечения этой области, имеющей ак­туальное значение в международной торговле, МЭК разрабаты­вает специальные международные стандарты на безопасность конкретных товаров. В силу сказанного, как показывает прак­тика, международные стандарты МЭК более пригодны для прямого применения в странах-членах, чем стандарты ИСО.

Придавая большое значение разработке международных стандартов на безопасность, ИСО совместно с МЭК приняли Руководство ИСО/МЭК 51 "Общие требования к изложению вопросов безопасности при подготовке стандартов". В нем отме­чается, что безопасность представляет собой такой объект стандартизации, который проявляет себя при разработке стан­дартов во многих различных формах, на разных уровнях, во всех областях техники и для абсолютного большинства изделий. Сущность понятия "безопасность" трактуется как обеспечение равновесия между предотвращением опасности нанесения фи­зического ущерба и другими требованиями, которым должна удовлетворять продукция. При этом следует учитывать, что аб­солютной безопасности практически не существует, поэтому, даже находясь на самом высоком уровне безопасности, продук­ция может быть лишь относительно безопасной.

При производстве продукции принятие решений, связанных с обеспечением безопасности, основывается обычно на расчетах рисков и оценке степени безопасности. Оценка риска (или установление вероятности причинения вреда) бази­руется на накопленных эмпирических данных и научных ис­следованиях. Оценка степени безопасности сопряжена с веро­ятным уровнем риска, и нормы безопасности почти всегда уста­навливаются на государственном уровне (в ЕС - посредством директив и технических регламентов; в РК - пока обязатель­ными требованиями государственных стандартов). Обычно на са­ми нормы безопасности влияет уровень социально-экономи­ческого развития и образованности общества. Риски зависят от качества проекта и производственного процесса, а также, в не меньшей степени, от условий использования (потребления) продукта.

Государственный фонд стандартов Республики Казахстан – совокупность специализированных фондов органов государственного управления Республики Казахстан, содержащих стандарты, технические регламенты и документы, обязательные для соблюдения на территории Республики Казахстан.

К объектам государственной стандартизации относят:

• организационно-методические и общетехнические объекты, в том числе организацию проведения работ по стандартизации и сертификации, единый технический язык, совместные программные и технические средства информационных технологий, организацию работ по метрологическому обеспечению, справочные данные о свойствах материалов и веществ, классификацию и кодирование технико-экономической информации;

•составляющие элементы крупных народнохозяйственных комплексов (транспорта, энергосистемы, связи, обороны, охраны окружающей среды и др.);

• объекты государственных научно-технических и социально-экономических целевых программ и проектов;

• продукцию широкого, в том числе межотраслевого, применения;

• достижения науки и техники, позволяющие Республике Казахстан (или конкретным предприятиям) обеспечить конкурентоспособность своей продукции или технологии;

• продукцию, производимую в Республике Казахстан для удовлетворения внутренних потребностей населения и производства, а также поставляемую в другие государства по двусторонним обязательствам, и оказываемые услуги.

Требования, изложенные в государственных стандартах, не должны противоречить законодательству Республики Казахстан, требованиям международных и межгосударственных стандартов, применяемых в Республике Казахстан.

В государственных стандартах в обоснованных случаях устанавливаются предварительные требования, опережающие возможности традиционных технологий, обеспечивающие перспективу конкурентоспособности отечественной продукции, процессов (работ) услуг.

В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендуемые требования.

Требования, устанавливаемые в стандартах для обеспечения безопасности продукции, процессов (работ), услуг, охраны окружающей среды. Жизни, здоровья и имущества граждан, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов контроля и маркировки, являются обязательными.

Обязательные требования стандарта должны соблюдаться органами государственного управления, физическими и юридическими лицами независимо от форм собственности.

Рекомендуемые требования стандарта к продукции, процесса (работам), услугам подлежат обязательному соблюдению физическими и юридическими лицами, если они определены (предусмотрены) в договоре с заказчиком или в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя процесса (работ) или услуг.

Разрабатывают государственные стандарты Республики Казахстан органы государственного управления, юридические лица, технические комитеты по стандартизации. К разработке стандартов могут привлекаться представители разработчиков, изготовителей, потребителей продукции, научно-технических и инженерных обществ, обществ потребителей, специалисты Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации, ученые.

В целях достижения организационно-методического единообразия при планировании и организации разработки стандартов, а также для анализа и контроля выполнения работ по созданию стандартов устанавливают следующие шесть стадии разработки стандартов:

1-стадия – организация разработки стандарта и составление технического задания;

2-стадия – разработка проекта стандарта (первой редакции) и рассылка его на отзыв;

3-стадия – обработка отзывов, разработка окончательной (второй и последующих) редакции проекта стандарта;

4-стадия – подготовка, согласование и представление проекта стандарта на утверждение;

5-стадия – рассмотрение проекта стандарта, его утверждение и регистрация;

6-стадия – издание стандарта.

 

Литература: 1 осн.[66-80]; 2 осн. [66-80]; 4 осн. [84-94].

 

Контрольные вопросы:

  1. Международные информационные системы.
  2. Информационные системы в Республике Казахстан.
  3. Отличия между международными системами и Республики Казахстан.
  4. Требования, устанавливаемые в стандартах.
  5. Стадии, устанавливаемые в стандартах.

 

Лекция 5. Тема: Сущность и содержание сертификации.

Сертификация в переводе с латыни означает «сделано верно». Для того чтобы убедиться в том, что, продукт «сделан верно», надо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательство служит сертификация соответствия. Процедуры, правила, испытания и другие действия, которые можно рассматривать как составляющие самого процесса (деятельности) сертификации, могут быть различными в зависи­мости от ряда факторов. Среди них - законодательство, ка­сающееся стандартизации, качества и непосредственно сертифи­кации; особенности объекта сертификации, что в свою очередь определяет выбор метода проведения испытаний, и т.д. Други­ми словами, доказательство соответствия проводится по той или иной системе сертификации. В соответствии с указанным документом ИСО/МЭК — это система, которая осуществляет сертификацию по своим собственным правилам, касающимся как процедуры, так и управления.

Систему сертификации (в общем виде) составляют: цен­тральный орган, который управляет системой, проводит надзор за ее деятельностью и может передавать право на проведение сер­тификации другим органам; правила и порядок проведения сертификации; нормативные документы, на соответствие кото­рым осуществляется сертификация; процедуры (схемы) серти­фикации; порядок инспекционного контроля. Системы серти­фикации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях. Если система сертификации занимается доказательством соответствия определенного вида продукции (процесса, услуг) - это система сертификации однородной продукции, которая в своей практике применяет стандарты, прави­ла и процедуру, относящиеся именно к данной продукции. Не­сколько таких систем сертификации однородной продукции со своими органами и другими составляющими могут входить в общую систему сертификации.

Систематическую проверку степени соответствия заданным требованиям принято называть оценкой соответствий. Более частным понятием оценки соответствия счи­тают контроль (inspection), который рассматривают как оценку соответствия путем измерения конкретных характеристик про­дукта.

В оценке соответствия наиболее достоверными считаются результаты испытаний "третьей стороной". Третья сто­рона - это лицо или орган, признанные независимыми ни от поставщика (первая сторона), ни от покупателя (вторая сторона).

Под испытанием понимается техническая операция, заклю­чающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции в соответствии с установленной процедурой по принятым правилам. Испытания осуществляют в испыта­тельных лабораториях, причем это название употребляют по отношению как к юридическому, так и к техническому органу.

Испытательные лаборатории.

Общие требования.Системы сертификации пользуются ус­лугами испытательных лабораторий. Испытательная лаборато­рия может быть самостоятельной организацией или составной частью органа по сертификации или другой организации. Общие требования к испытательным лабораториям следующие:

• обладание статусом юридического лица;

• включение в организационную структуру системы обес­печения качества, позволяющей выполнять функции на соответствующем уровне;

• готовность продемонстрировать умение проводить испы­тания оценивающему ее компетентность органу;

• исключение возможности оказать на сотрудников давле­ние с целью влияния на результат испытаний;

• осведомленность каждого сотрудника о своих правах и обязанностях;

• наличие руководителя, отвечающего за выполнение всех технических задач;

• действие правил безопасности и мер, обеспечивающих со­блюдение секретности информации и защиту прав собст­венности;

• соответствие образования, профессиональной подготов­ки, технических знаний и опыта сотрудников лаборато­рии возложенным на них заданиям и обязанностям;

• обеспеченность оборудованием или доступ к оборудова­нию, необходимому для проведения испытаний надле­жащим образом. Измерительное и испытательное обору­дование подлежит калибровке на соответствие общепри­знанным эталонам (если таковые имеются). В других случаях лаборатория обязана представлять убедительные доказательства результатов испытаний (например, путем участия в соответствующей программе меж лабораторных испытаний);

• использование стандартных методов испытаний и проце­дур. Если же лаборатория вынуждена пользоваться не­стандартными методами, они должны быть документиро­ваны;

• наличие надлежащим образом оборудованного помеще­ния для испытаний, защищенного от влияния окружаю­щей среды на результаты испытаний;

• обеспечение мер предосторожности, предотвращающих отрицательное влияние на результаты испытаний при хранении, транспортировке, подготовке образцов к про­цедуре испытания;

• представление результатов испытаний при оформлении отчета об испытаниях в форме, ясной и понятной для за­казчика;

• готовность к выполнению различных дополнительных требований, если они имеют место при ее аттестации. Могут потребоваться дополнительные сведения, например, информация о регионе, обслуживаемом лабораторией; данные о заказчиках (изготовителях продукции, правитель­ственных и пр.); подробные сведения о признании лабора­тории теми или иными организациями и т.д.

Аккредитация испытательных лабораторий. Лаборатория име­ет право проводить испытание в процессе сертификации треть­ей стороной при условии ее независимости от поставщика (изготовителя) и потребителя объекта сертификации, а также официального признания ее компетентности. Для этого суще­ствует процедура аккредитации (Accreditation). Аккредитация - это официальное признание права испытательной лаборатории осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний. Термин "аккредитация лаборатории" применяется к признанию как технической компетентности и объективности, так и только технической компетентности.

Аккредитации предшествует аттестация - проверка испыта­тельной лаборатории с целью установления ее соответствия критериям аккредитации. Аттестация представляет собой оценку состояния дел в лаборатории по определенным пара­метрам и критериям, выбор которых базируется на рассмот­ренных выше общих требованиях к испытательным лаборато­риям.

Аккредитация лабораторий - это самостоятельная область деятельности, сопряженная с сертификацией. Существуют раз­личные системы аккредитации, располагающие собственными правилами процедуры и управления. Системой аккредитации управляет орган по аккредитации, который может самостоя­тельно проводить аккредитацию испытательных лабораторий, а также передавать полностью или частично полномочия по атте­стации агентству по аттестации или иной компетентной орга­низации.

Порядок проведения аккредитации следующий:

• сбор информации, необходимой для оценки аккредитуе­мой лаборатории;

• назначение одного эксперта или группы их для проведе­ния аттестации лаборатории;

• аттестация (оценка) испытательной лаборатории на месте;

• анализ собранных в результате аттестации данных;

• принятие решения об аккредитации.

Аккредитуемая лаборатория должна предоставить соответст­вующему органу свои реквизиты: юридический статус, основ­ной вид деятельности, перечень проводимых испытаний; опи­сание организационной структуры и действующей системы управления качеством; образцы протоколов испытаний, кото­рые будут опубликованы в случае аккредитации, и т.п. Собран­ная информация используется для подготовки оценки деятельно­сти лаборатории на месте и считается информацией секретного характера. Назначенный эксперт (или комиссия) обычно заранее должен быть известен проверяемой лаборатории, она может вос­пользоваться своим правом отклонить его назначение. Отчет об аттестации доводится до сведения лаборатории. Она должна пред­ставить замечания по существу отчета, а также принять корректирующие меры по ним. По завершении всей процедуры орган по аккредитации анализирует всю совокупность информации и принимает решение по аккредитации.

Межлабораторные сравнительные испытания. Для оценки компетентности испытательных лабораторий и их сотрудни­ков, проверки качества проведения испытаний и эффективно­сти используемых методов, а также для установления степени точности определения отдельных характеристик изделий при­меняют меж лабораторные сравнительные испытания (квалифи­кационные). Эта процедура заключается в организации и прове­дении оценки одних и тех же или подобных изделий или мате­риалов двумя или несколькими различными лабораториями в соответствии с заранее установленными условиями.

Методы проверки на компетентность зависят от вида исполь­зуемого продукта, особенностей испытания и количества лабора­торий, участвующих в проверке. Основное требование к этим ме­тодам — обеспечение возможности сопоставления результатов, по­лученных разными лабораториями — участницами процедуры.

Программа проведения проверок может базироваться на трех принципиальных вариантах: 1) используемое изделие (материал) передается из одной лаборатории в другую; 2) идентичные об­разцы одновременно поступают в испытательные лаборатории; 3) образцы разделяют на соответствующее количество частей и передают в лаборатории. Каждый из этих вариантов имеет свои особенности, и выбор должен быть обоснован.

Ответственной стадией межлабораторных сравнительных испытаний является сличение результатов. Для этого привле­каются квалифицированные специалисты с достаточным опытом в этой области, а также разрабатываются соответствующие мето­дики статистических сравнений. При сличении учитываются: соблюдение анонимности лабораторий, участвующих в сравни­тельных испытаниях; наличие подробных инструкций по всем моментам сличения; состояние испытуемых образцов и воз­можное влияние на них воздействия окружающей среды, хранения, транспортировки и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.24 (0.048 с.)