Мифологемы и идеологемы в моральном сознании. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мифологемы и идеологемы в моральном сознании.



 

-В широком смысле идеология представляет собой совокупность (политических, пра­вовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических и др.) идей, концепций, программ и взглядов, определяющих облик жизни общества. Эти взгляды выражают интересы опреде­ленной группы людей или вещей (например, идеология класса, меньшинства, товара, техники и т. п.). Идеология исходит из «сконструированной» реальности, ориентирована на человече­ские практические интересы.

-Цель идеологии - манипулирование и управление людьми путем воздействия на их сознание, психи­ку, волю, чувства.

-Наиболее ярко выраженным видом идеологии в узком смысле слова была советская, или тоталитарная, идеология, способствующая идео­логизации советского общества, т. е. усиленному навязыванию определенных идеологических взглядов и стереотипов. Важными представляются следующие характеристики тоталитарной идео­логии: 1) в структуре тоталитарной идеологии жестко проведен принцип системности 2) основой тоталитарной идеологии является классовая тео­рия, из которой выводится философия, история, политика и даже своеобразная теология 3) тоталитарная идеология пытается навязать новую «дей­ствительность» всему миру под видом объективно действующих законов; 4) ядро тоталитарной идеологии образует одна «великая идея», которая внедрялась в массовое сознание людей при помощи пропагандистского аппарата, который программировал их мысли и поведение.

Единицей идеологической системы, находящей свое вер­ бальное выражение, знаком идеологии является идеологема. Идеологема, являясь оператором языка, представляет собой «некоторое закрепленное в языковой форме идеологическое содержание», то есть языковую или речевую единицу, нагруженную идеологическими (политическими) смыслами. Базовые идеологемы содержат идеологически важные в данный период признаки, например, диктатура пролетариата, партия, ленинизм, чи­стка, светлое будущее, вождь, социализм, коммунизм и др.

Любую идеологию, а тоталитарную особенно, можно отне­сти к типу мифологизированных идейных образований, посколь­ку в любой идеологии делается акцент не на истинное отображе­ние реальности, а на популяризацию искусственно созданной картины мира, в которую требуется свято верить. С помощью идеологии происходит мифологизация общественного морального сознания.

Основой мифологической формы сознания является миф. Миф - это форма истолкования действительности при по­мощи чувственно-наглядных образов. В мифологических пред­ставлениях заложено первичное практическое знание человека о мире. С одной стороны, миф обращен в прошлое, его основу составляют традиции национальной культуры, с другой стороны, миф отражает настоящее, реальность современной культурной ситуации, стереотипы коллективного сознания. Миф может вы­ступать как средство социальной ориентировки, может способст­вовать лучшему пониманию массами сложных явлений

Мифология, в отличие от идеологии, отражает обыденное сознание и поверхно­стное наивное отношение к явлениям объективной действительности. В ее основе лежит миф, который представляет собой освященный традициями образ (отчасти - фантомного характера), обладающий эмоциональной нагруженностью. Единицей мифологической системы является мифологема.

Мифологема - это устойчивое состояние общественного созна­ния, общественной психологии, в котором зафиксированы кано­ны описания существующего порядка вещей и сами описания того, что существует и имеет право на существование. В мифоло­геме заданы основные отношения между тем, что признается в мифологизированном обществе существующим. Основную часть мифологемы составляет объяснение того, почему существует то, что существует, и почему оно функционирует именно так, а не иначе. Мифологемы фиксируют порядок вещей и служат концеп­туальным обоснованием поведения в данном обществе.

Мифологема может представлять собой текст, содержащий в себе повествование с элементами предания или сказки. Класси­ческим примером является сборник рассказов о Ленине для де­тей. Кроме текста, мифологема может быть реализована в афо­ризмах, пословицах, лозунгах, анекдотах, устойчивых словосоче­таниях: Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны, Союз нерушимый республик свободных, Ленин жи­вее всех живых, а также может быть в максимальной степени свернута до однословного наименования политического термина: свобода, коммунизм, демократия. Мифологемами могут быть имена таких известных политиков, как В. И. Ленин Н. С Хрущев, К В. Сталин, которые содержат в своей когнитивной структуре приписываемые политику атрибуты, а также языковые рефлексы (лозунги, памятные фразы), характеризующихся либо апокри­фичностью (недостоверностью авторства), либо денотативной фантомностью, обусловленной особенностями языковой лично­сти политика.

Для мифического сознания свойственно противопоставление свой - чужой, которое на языковом уровне может выражаться, например, в оппозиции герой - злодей. Становление мифологемы героя сопровождается процессом сакрализации по­литика и его имени, а становление мифологемы злодея - процес­сом десакрализации.

Можно ска­зать, что характерной особенностью идеологемы является связь значения с реальным идеологическим денотатом, в большей сте­пени, политического характера. Идеологические смыслы харак­теризуются определенной степенью субъективности, обуслов­ленной интересами той или иной группы людей, чьи интересы они отражают. Субъективность, оценочность идеологической семантики во многом опирается на мифологические представления, сложившиеся в национальной культуре того или иного народа. Подобная опора имеет конструктивный характер, поскольку идеология пользуется сложившимся мифологическим представлением носителя языка о действительности, не подвергающимся аналитическому осмыслению. Наличие размытости денотативно­го компонента идеологемы, опирающейся отчасти на фантомность мифа, позволяет говорить о том, что идеологема может приобретать другой статус - статус мифологемы. Наличие идео­логической коннотации в смысловой структуре политической мифологемы приводит к тому, что всякая политическая мифоло­гема, безусловно, является идеологемой.

13.Нравственные убеждения.

 

1. Глубоко укоренившиеся в сознании человека моральные представления (нормы, принципы, идеалы и т.п.), которым он считает для себя обязательным следовать.

2. Передача нравственных представлений от одного человека к другому, от общества к отдельным его членам, осуществляемая главным образом путем разъяснения.

3. Рациональная основа нравственной деятельности личности, позволяющая ей совершать тот или иной поступок сознательно, с разумным пониманием необходимости и целесообразности определенного поведения.

Пояснения:

Убеждения моральные складываются под воздействием объективных условий бытия людей в процессе социальной практики человека, его активной общественно-преобразовательной и трудовой деятельности, усвоения созданной обществом духовной культуры, накопления личного практического опыта, который позволяет глубже усвоить определенные моральные принципы и нормы и осознать необходимость их соблюдения.

Убеждение моральное - основной метод воспитания, который требует сознательного усвоения личностью моральных принципов. Оно включает разнообразные формы, разъяснение учений об обществе, обоснование идей нравственности, воспитание масс на конкретных примерах из жизни общества, деятельности различных коллективов и отдельных людей, оценку общественным мнением различных явлений, поступков, критику и самокритику.

Убеждения — это установившаяся система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже — в подсознании, в сфере интуиции, будучи ярко окрашенными нашими чувствами. В убеждении рассудок срастается с миром чувств и формами поведения, оно очерчивает личность, придавая качественную определенность ее духовному миру. Система убеждений — это и есть мировоззрение.

 

Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности.

Убеждения зарождаются и развиваются в ходе нашего становления, в общении с природой, в приобщении к сокровищам культуры. И по нашей воле (как бы она ни была сильна) изменить их нельзя: это нечто укорененное в глубинах нашей души. Однако наши убеждения могут меняться (и даже существенным образом) в периоды, когда происходят смена парадигмы (греч. пример, образец) знания и коренная переоценка всех ценностей, т.е. в переломные периоды в жизни общества, а также индивидуального развития.

Следовательно, убеждения не только зарождаются, но и перерождаются. по словам Льва Шестова, история перерождения убеждений — это прежде всего история их рождения. Убеждения вторично рождаются в человеке в том возрасте, когда у него достаточно опыта и наблюдательности, чтобы сознательно следить за этим великим и глубоким таинством своей души.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.009 с.)