Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конфликт компаний-исполинов, торгующих в розницу↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Что получится, если объединить две системы розничной торговли — одну американскую, другую британскую, — каждая из которых имеет свой собственный устоявшийся способ работы? В 1989 г. ответ на этот вопрос лежал в области загадок, но вскоре получил реальные очертания, когда известный британский универмаг Marks & Spencer приобрел американский магазин мужской одежды Brooks Brothers. Это был один из шагов их глобальной стратегии расширения. Обе компании заслужили доверие клиентов благодаря их политике по отношению к покупателям и безупречному качеству товаров, но на этом сходство между ними заканчивается. Например, строгий костюм фирмы Brooks Brothers шился из высококачественной традиционной материи, в то время, как Marks & Spencer закупали необходимую для производства продукцию у разных поставщиков. Marks & Spencer использовали четкую систему управления (в том числе, контроль цен и контроль за системой комплектующего производства), которая вскоре повлияла на более небрежную организацию системы управления Brooks Brothers. В компании Marks & Spencer персонал отдела продаж получал зарплату, исходя из оценки общей работы магазина, что являлось побудительной причиной работать единой командой. Зарплата работников Brooks Brothers зависела от их индивидуального вклада, вплоть до того, пока из Лондона в США не прибыли управленцы, чтобы представить новый подход — командный. Их правило: что хорошо для компании, то хорошо для сотрудника. Поначалу американцы были недовольны. Кроме этих основных причин работать вместе было трудно даже из-за различного стиля поведения на службе. Администраторы Marks & Spencer вели себя более официально, чем их партнеры из Brooks Brothers. Американцы не закрывали двери своих офисов и часто выходили, а начальники Marks &. Spencer обычно сидели за закрытыми дверями и работали над документами. И те и другие сознавали, что должны чем-то поступиться, но все равно чувствовали себя неловко, пытаясь найти что-то общее в сфере общения. После трех лет совместной работы служащие Brooks Brothers стали понимать, что компания Marks & Spencer заинтересована в работе с ними, хотя их все еще беспокоили попытки чужеродного влияния. Менеджерам Brooks Brothers потребовалось провести много времени в главном управлении Marks & Spencer, в том числе непосредственно ознакомиться с основополагающими пунктами философии компании. Чтобы и дальше демонстрировать важность инвестиций Marks & Spencer в компанию Brooks Brothers, они ввели в состав совета директоров должность менеджера по контролю североамериканской системы управления. И хотя первоначально американцы чувствовали огромное влияние компании, купившей их, вскоре они поняли, что Marks & Spencer— это преуспевающая организация в области розничной торговли, которая знает, что делать. Как только служащие Brooks Brothers полностью осознали, что они были в какой-то мере «спасены» Marks & Spencer, они безоговорочно приняли их пути развития. Вопросы 1. Что послужило основанием для приобретения компании? 2. Какие стратегические выгоды получили компании в результате объединения? НОВЫЙ ХОЗЯИН ТАЙГИ
В недружной и немногочисленной семье российских олигархов прибавление. Мащницкий Виталий Львович — имя для многих новое, но запомнить его, видимо, придется. После отказа компании «Сиданко» от своих дальневосточных владений в пользу малоизвестной фирмы «Росинвестнефть» Виталий Мащицкий в одночасье стал монополистом по снабжению продуктами нефтепереработки огромной части страны с населением 12,5 млн человек. «Росинвестнефти» (РИНКО) отошли Ангарский нефтехимический комбинат (АНХК), Хабаровский НПЗ и 14 сбытовых компаний. Правда, добрую треть этой монополии РИНКО уже отдала в управление группе «Альянс», а именно: Хабаровский НПЗ и пять сбытовых компаний, охватывающих территорию Хабаровской, Сахалинской, Чукотской, Амурской областей и Приморска. Себе же РИНКО оставила активы, которые «Сиданко» считала просто обузой, а именно «Ангарку» и 9 сбытовых компаний. Ангарский нефтехимический комбинат из-за отсутствия поставщиков загружался в последнее время лишь на треть своей мощности, да и то исключительно за счет заданий Минтопэнерго. Понятно, что нерентабельной стала и деятельность сбытовых структур. Новый владелец, впрочем, быстро нашел способ наладить работу предприятий. Он простил самому себе 123 млн долларов долга на ближайшие пятнадцать лет (сумма задолженности АНХК кредиторам), а тем, кто дотянет до срока погашения, обещал заплатить в рублях по старому валютному курсу. Компания «РИНКО» выросла из иркутского лесозаготовительного предприятия. В 1989 г. 35-летний выходец из системы капитального строительства Виталий Мащицкий создал в Иркутске российско-британское предприятие «Сибмикс Интернешнл» по заготовке леса-кругляка. Компания действовала вполне успешно. В течение непродолжительного времени у Мащицкого образовались даже общие проекты с администрацией Президента РФ, в частности, вместе с предприятием по поставкам продукции Управлению делами Президента РФ была учреждена компания «Центринвестсервис». Характер ее бизнеса нам, к сожалению, выяснить не удалось. В настоящее время доля Мащицкого в этой компании представлена тремя офшорными фирмами, которые также числятся учредителями РИНКО. Всего же у РИНКО было пять акционеров, и все зарегистрированы в офшорных зонах — впрочем, г-н Мащицкий и не скрывал, что вне зависимости от формальных имен учредителей контроль над компанией полностью принадлежит ему. В 1992 г. «Сибмикс Интернешнл» учредила дочернее предприятие нефтяного профиля — «Росинвестнефть». Поначалу компания занималась сервисными работами по обустройству скважин, в том числе на одном из крупнейших в стране Самотлорском месторождении. Скоро в ее деятельности появилось еще одно направление — расшивка неплатежей между Тюменской нефтяной компанией (тогда принадлежавшей государству), работающей на Самотлоре, и Пенсионным фондом. Взяв на себя задолженность перед ПФ, «Росинвестнефть» в оплату услуг до конца 2000 г. получила право на экспорт самотлорской нефти. С середины 1990-х годов основной доход «Росинвестнефть» стала получать за счет экспортно-импортных операций. В это же время у компании появилась собственная «дочка» — «Росинвестнефтепродукт», а торговля нефтепродуктами стала основным направлением ее деятельности. Компания поставляла нефть на ближайший Ангарский НХК и входящему в структуру ТНК Рязанскому НПЗ. В реконструкцию последнего «Росинвестнефть» даже собиралась вкладывать собственные средства, взамен рассчитывая получить статус генерального координатора товарных и финансовых потоков ТНК. В конце 1996 г. «Росинвестнефть» предприняла попытку завладеть всей ТНК, усиленно лоббируя передачу ей сначала в управление, а потом и в собственность 91% акций компании, принадлежащих государству. Попытка успехом не увенчалась: выиграл более сильный претендент — «Альфа-групп». Тем не менее, сотрудничество с ТНК не прошло для Мащицкого даром. Бывший глава ТНК Юрий Шафраник обеспечил Мащицкому выходы на московский бензиновый рынок, на котором все более заметную роль с середины 1990-х годов играли компании, созданные при участии братьев Чигиринских, в частности компании «СТ-групп». Одним из совместных дел Чигиринских и Мащицкого стало налаживание связей с англо-американским концерном ВР Атосо, с которым они создали компанию Petrocomplex, занимающуюся строительством АЭС. Судя по всему, знакомство с ВР Атосо стало поворотным событием в дальнейшей судьбе «Росинвестнефти», Дело в том, что приоритетным районом для ВР в России являлась родина Мащицкого — Иркутская область с Ковыктинским газоконденсатным месторождением. В то же время для Мащицкого продвижение на московский рынок оказалось не слишком успешным. Так или иначе, но перспектива возвращения в Иркутск, где он мог бы иметь карт-бланш, в определенный момент показалась Мащицкому интереснее его московских проектов. И вот ВР на пару со своим незадачливым партнером «Сиданко» сделали Мащицкому предложение, от которого тот не смог отказаться, — взять во владение восточные активы «Сиданко». Особый упор делался именно на Ангарский комбинат, с одной стороны, сильно интересовавший иркутского губернатора как градообразующее предприятие, а с другой — являвшийся акционером (7%) «Русиа-Петролеум», разработчика ковыктинского проекта. Для ВР Атосо было чрезвычайно важно иметь в этом проекте как можно больше своих сторонников. Таким образом, уход Мащицкого из Москвы и возвращение в Иркутск было вариантом, устраивающим абсолютно всех. Компании «Сиданко» тем самым предоставлялся шанс избавиться от лишних активов, Мащицкому и иркутской обладминистрации — без помех наладить собственный бизнес в родном крае, ВР — в нужный час потрафить «нужному» губернатору. По утверждению Мащицкого, дальневосточные активы были куплены за долги АНХК перед РИНКО «за весьма значительную сумму». Скорее всего, это не совсем так: в реестре кредиторов РИНКО появилась лишь после оформления сделки с «Сиданко», стало быть, долги (43 млн долларов) были куплены вместе с акциями АНХК. Сумма сделки, возможно, и не была столь уж значительной, поскольку заинтересованность продавца в ее совершении была едва ли не больше, чем у покупателя. Большинство наблюдателей делали мрачные прогнозы насчет новых собственников АНХК, полагая, что те собираются выжать из предприятия все, что можно, на пике цен, а после оставят завод спокойно умирать. Однако судьба АНХК сложилась вполне удачно. Правда, для того, чтобы проложить этот светлый путь, Мащицкому и его друзьям из обладминистрации пришлось пойти на маневр с кредиторами. На комбинате с 1997 г. была введена процедура банкротства: бюджетам различных уровней, поставщикам и обслуживающим организациям «Ангарка» задолжала 4 млрд рублей. Доля в общей задолженности АНХК, которую «Росинвестнефть» получила от «Сиданко», составляла около 34%. Крупнейшими же конкурсными кредиторами являлись транспортная компания «Петра» (ей «Ангарка» задолжала 42 млн долларов) и строительная компания «Байтур» (22 млн долларов), вместе владевшие 52% кредиторской задолженности. Мащицкий предчувствовал, что предложенные им условия мирового соглашения большинству кредиторов не понравятся. И тогда большинство сделали меньшинством, превратив их 52% в чуть больше 30%. По иску компании «Росинвестцентр», «дочки» РИНКО, Иркутский арбитражный суд вынес постановление пересчитать всю кредиторскую задолженность АНХК в рублях по валютному курсу на момент инициации банкротства предприятия, т.е. по 5,9 рубля за доллар. В итоге доля валютных кредиторов «сдулась», а у РИНКО оказалось 62% конкурсных голосов. Хотя, по словам адвоката ЗАО «Петра» Светланы Брокар, Закон о банкротстве не разрешает суду пересматривать свое же решение о сумме задолженности. Тем не менее, решение суда позволило Машицкому без труда заключить мировое соглашение — фактически с самим собой. По его условиям выплачивать долги предприятие должно было начать из текущей прибыли через пять лет в течение следующих десяти. Сразу же вслед за утверждением в суде мирового соглашения РИНКО удалось подписать договоры о поставках с двумя крупными нефтяными компаниями. Так, ЮКОС, намеревающийся строить нефтепровод в Китай, а потому имеющий стратегический интерес в Иркутской области, обязался поставлять на комбинат 6 млн т нефти в год. В обмен на это РИНКО даже обещала поделиться с ЮКОСом собственными акциями. Взял на себя определенные обязательства и бывший владелец «Ангарки»: «Сиданко» обещал поставлять РИНКО 4 млн тонн нефти в год, правда, лишь в случае возврата к ней «Черногор-нефти», отошедшей в 1999 г. Тюменской нефтяной компании. Вопросы 1. Попытайтесь в общих чертах составить антикризисный план РИНКО для АНХК. Представьте в явной форме плюсы и минусы приобретения РИНКО АНХК. 2. Какие типы антикризисных стратегий использовала РИНКО в своем развитии? Какие факторы определяли изменения этих стратегий? ВЕТШАЮЩИЕ ОТЕЛИ-БАШНИ Собирая чемоданы, чтобы отправиться на летний отдых, отпускники всего мира порой теряются перед обилием мест, где можно вволю позагорать, прикоснуться к культуре чужеземных стран и всласть пощелкать фотокамерой. Сейчас это не только Майями или Марбелла, залив Кейп-Код или остров Хиос. Теперь это солнце и море в Таиланде, экотуризм в Коста-Рике, путешествие в поезде «люкс» по Южной Африке. Все более дешевые билеты на самолет, новые инфраструктуры даже в самых дальних уголках планеты, падение экономических и политических барьеров и стремление отдыхающих к новому и загадочному превратили туризм в обширную мировую индустрию. Перед индустрией туризма Западной Европы, давно являющейся мировым лидером, встали новые проблемы. Как обнаружилось в последние годы, доля Западной Европы на мировом туристическом рынке уменьшается. Частично это объясняется появлением недавно разбогатевших фирм — организаторов туризма повсюду, особенно в Азии. Но это и результат яростной конкуренции в самой Европе со стороны новых туристических центров, выгодно отличающихся от выходящих из моды европейской туристической индустрии. На карту поставлено многое. Находящийся в Брюсселе Всемирный совет путешествий и туризма (WTTC) неоднократно заявлял, что туризм является самой крупной индустрией в Европе, на которую приходится 13,4% совокупного внутреннего продукта Европейского союза. Эта организация хочет, чтобы правительства стран Европейского союза объявили индустрию туризма «стратегически приоритетной отраслью с точки зрения экономического развития и обеспечения занятости», одновременно с этим лоббируя свои собственные маркетинговые программы по туризму и снижению налогов на путешествия. Европейские правительства должны весьма скептически отнестись к этим требованиям. Помимо того что индустрия туризма — это не единая отрасль (путешествия и туризм являются сплетением различных и часто несвязанных отраслей, работающих на совершенно различных, сегментированных рынках), сваливать в одну кучу авиакомпании, фермеров, снабжающих курортные города овощами, строительные компании, возводящие отели, — это статистическая софистика, а не основа для принятия решений. И использовать все это как аргумент в пользу получения субсидий является чистейшей воды лоббированием в интересах определенных кругов. Однако правительства могли бы сделать кое-что для улучшения нормативных рамок, в которых работают различные туристические фирмы. Организаторы туров нашли пути для обхода некоторых нормативных барьеров, например развитие дешевых чартерных авиакомпаний, чтобы избежать искусственно высоких тарифов на европейском авиатранспорте. Тем не менее, европейские туристические фирмы сильно выиграют от «дерегулирования» авиатранспорта, которое, хотя и с опозданием, но началось. Равным образом объединенная (и даже лучше - исключающая забастовки персонала) система управления воздушным движением не может быть организована достаточно быстро. Нет ничего более неприятного и до боли знакомого для европейских туристов, чем потерянные первый и последний дни отпуска, проведенные в залах ожидания аэропортов. Другая беда европейской индустрии туризма — низкое качество большей части ее услуг. Очень многие европейские «курорты» являются эвфемизмами грязных пляжей, дряхлеющих, халтурно построенных и сумбурно обслуживаемых отелей. Высотные отели-башни постройки 1950-х и 1960-х годов монополизировали лучшие места; большая нагрузка на систему водоснабжения и необходимость поддержания в чистоте немногие нетронутые участки побережья повсюду остановили развитие гостиничного строительства. Слабость валют в таких странах, как Италия и Греция, может временно скрыть подобные недостатки. Однако угроза со стороны более «модных» конкурентов тревожит тех организаторов туров и владельцев отелей в Европе, кто отличается дальновидностью. Конечно, правительства могут им в чем-то помочь через местную администрацию, например в очистке пляжей, улучшении подъездных дорог или пересмотре планирования. Однако большая доля забот по улучшению туристического бизнеса лежит на самой индустрии туризма. Как и в случае производственных фирм, нужно время от времени избавляться от старого и приобретать новое оборудование. Попытка обслуживать современных, более богатых и требовательных туристов с помощью оборудования, продуктов питания и сервиса, рассчитанного на массовый рынок 1960-х годов, является делом, обреченным на провал. Вопросы 1. Какие СТЭП-факторы привели к кризису туристской отрасли в Европе? 2. По каким показателям товары и услуги этой отрасли перестали отвечать требованиям рынка? БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Александров Г. А. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура / Г. А. Александров. – М.: БЕК, 2002. – 544 с. 2. Антикризисное управление: учеб. пособие для технических вузов / под ред. Э. С. Минаева, В. П. Панагушина. – М.: ПРИОР, 2001. – 432 с. 3. Антикризисное управление: учебник / под. ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА– М, 2002. – 432 с. 4. Антикризисное управление: Общие основы и особенности России: учеб. пособие / под ред. И. К. Ларинова. – М.: Дашков и Ко, 2001. – 248 с. 5. Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник / О. С. Виханский, Н. И. Наумов. - 3-е изд. – М.: Гардарика, 2002. – 528 с. 6. Грачев А. В. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление: учеб. пособие / А. В. Грачев. – М.: Дело и сервис, 2004.– 192 с. 7. Грейнер Л. Эволюция и революция в процессе роста организаций / Л. Грейнер // Вестник с. –петерб. ун-та. Менеджмент. – 2002. – № 4.– С. 76 –92. 8. Дягель О. Ю. Методы диагностики вероятности банкротства предприятий: учеб. пособие / О. Ю. Дягель; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. – Красноярск: РИО КГПУ, 1999. – 76 с. 9. Ковалев В. В. Анализ финансового состояния и прогнозирование банкротства / В. В. Ковалев. – СПб.: Аудит-Ажур, 1994. – 163 с. 10. Ковалев В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. – М.: Проспект, 2002. – 421 с. 11. Коротков Э. М. Концепция Российского менеджмента: учеб. пособие / Э. М. Коротков. – 2-е изд., перераб. – М.: Де КА, 2004. – 896 с. 12. Корпоративный менеджмент: справ. для профессионалов / ред. И. И. Мазур.- М.: Высш. шк., 2003.- 1077 с. 13. Крутик А. Б. Антикризисный менеджмент. Превентивные методы управления / А. Б. Крутик, А. И. Муравьев. – СПб.: Питер, 2001. – 430 с. 14. Милгром П. Экономика, организация, менеджмент. В 2 т. Т.2. / П. Милгром; пер. с англ. под ред. И. И. Елисеевой, В. Л. Тамбовцева. – СПб.: Экономическая шк., 2001. – 422 с. 15. Минцберг Г. Стратегический процесс: пер. с англ. / Г. Минцберг, Дж. Куин, С. Гошал. - СПб.: Питер, 2001. – 688 с. 16. Организация и методы оценки предприятия (бизнеса): учебник для вузов / под ред. В.И. Кошкина. – М.: ЭКМОС, 2002. – 942 с. 17. Попков В. П. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы / В. П. Попков, Е. В. Евстафьева. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с. 18. Попов Р. А. Антикризисное управление: учебник / Р. А. Попов. – М.: Высш. шк., 2004. – 429 с. 19. Акофф Р. Л. Планирование будущего корпорации: пер. с англ. / Р. Л. Акофф. – М.: Сирин, 2002. – 256 с. 20. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Инфра-М, 2003. – 400 с. 21. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: учебник для вузов: пер. с англ./ А.А.Томпсон, А.Дж. Стрикленд. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 412 с. 22. Управление персоналом организации: учебник для вузов / ред. А. Я. Кибанов; Гос. ун-т управления. – Изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006. –637 с. 23. Фатхудинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р. А. Фатхудинов. – М.: Маркетинг, 2002. – 356 с. 24. Финансовый менеджмент: Теория и практика: учебник для вузов / ред. Е. Стоянова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Перспектива, 2002. – 655 с. 25. Фомин Д. А. Диагностика кризисного состояния предприятия: учеб. пособие для вузов / Д. А. Фомин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. –349 с. 26. Черникова Ю. В. Финансовое оздоровление предприятий: теория и практика: учеб.–практ. пособие / Ю. В. Черникова, Б. Г. Юн, В. В. Григорьев. – М.: Дело, 2005. – 616с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.158.84 (0.017 с.) |