Особенности функционирования предприятия в условиях кризиса и система антикризисного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности функционирования предприятия в условиях кризиса и система антикризисного управления



ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА И СИСТЕМА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Предприятие как социально-экономическая система,

Его структура

Любой субъект хозяйствования, в том числе и промышленное предприятие, представляет собой систему, имеющую определенное строение, внутренние и внешние связи, а также функции.

Само понятие «система» претерпело значительную эволюцию: от одного из первых определений как совокупности элементов, данного Л.Берталанфи в 1949г., до классификации С.Бира, согласно которому промышленное предприятие относится к сложной, вероятностной, социально-экономической системе, представляющей собой единство большого числа элементов, между которыми возникают многообразные связи, имеющие вероятностный характер. Такая система должна иметь структуру, адаптируемую к экономическому, социальному и политическому окружению, обладать способностью к обучению на основе предыдущего опыта функционирования и способностью к саморегулированию.

Дж.Форрестер под структурой понимает способ упорядочения организационных единиц, состоящих из многочисленных и различных по своей природе элементарных единиц. Он ввел следующие два понятия:

1) пропорция, представляющая собой относительную величину и значимость элементов, составляющих экономическую систему;

2) отношения, т.е. связи, которые устанавливаются между отдельными элементами системы, с одной стороны, а, с другой, между системой и другими экономическими единицами.

Исходя из вышеизложенного, в окончательном варианте определение системы по Дж.Форрестеру имеет следующий вид. Структура системы представляет собой совокупность пропорций и отношений, которые характеризуют эту единицу в настоящий момент и в данных условиях.

В.Кондратьев и В.Краснова определяют структуру системы как способ отношений подсистем и элементов и их взаимодействие между собой. В их совместной работе приведены следующие определения элементов и подсистем как составных частей любой системы.

Элемент - предел деления в рамках данного качества системы, представляющий собой нерасчленимый далее элементарный носитель именно этого качества.

Подсистема - это часть системы, выступающая в определенных отношениях с другими ее частями.

По их мнению, структура придает системе необходимую целостность и определяет ее устойчивые характеристики, обеспечивая взаимодействие с внешней средой.

Кроме того, предприятие представляет собой информационную систему с обратной связью, другими словами, систему, принимающую решения под воздействием внешней среды.

Внешняя среда характеризуется совокупностью факторов, неподконтрольных производственному образованию, но способных оказывать на него решающее влияние. Это влияние проявляется с точки зрения условий достижения основных целей производства, возможностей получения необходимых ресурсов и тех ограничений, которые внешняя среда накладывает на хозяйственные объекты.

До второй половины 80-х годов поведение внешней среды, в которой функционировали отечественные предприятия, характеризовалось небольшой изменчивостью и достаточной предсказуемостью. В таких условиях у предприятия не возникало необходимости в быстрой реакции на неожиданные изменения с последующей адаптацией к ним. Деятельность предприятий подчинялась распоряжениям и указаниям вышестоящих структур управления, определяющих и строго контролирующих их поведение.

Практически все без исключения хозяйствующие системы имели ту или иную разновидность иерархической (чаще всего линейно-функциональной с преобладанием вертикальных связей) организационной структуры, при которой высший уровень системы жестко планирует и распределяет все основные ресурсы и принимает стратегические решения, в то время как более низкий уровень, включающий отдельные подразделения, занимается решением оперативных вопросов. Необходимым условием эффективного функционирования системы с иерархической структурой являлось наличие достаточно стабильной внешней среды, изменения в которой происходят без резких скачков с плавно нарастающей амплитудой.

В последние десятилетия характер поведения внешней среды предприятий резко изменился. Иерархическая организационная структура с вертикальными связями и сложившийся административно-командный стиль управления оказались абсолютно неприспособленными для решения задач функционирования и развития системы в условиях постоянно меняющейся внешней среды, так как они парализуют ее способность к саморегулированию и самонастройке, обладают низкой чувствительностью и недостаточно высокой степенью адаптации к возможным переменам.

В то же время на процессы жизнедеятельности предприятия значительное влияние оказывают внутренние факторы, определяющие, в конечном итоге, функции предприятия.

Развитие любой системы характеризуется ее основным назначением - функцией или иными словами миссией. Степень реализации миссии системы зависит от состояния и условий взаимодействия отдельных ее составляющих (их пропорций и отношений). Э.Смирнов полагает, что в структуре предприятия может быть выделено ряд подсистем, которые представляют из себя набор элементов, формирующих внутри системы автономную область и отвечающих за выполнение одной или нескольких однотипных функций, в число основных подсистем он включает организационную, экономическую и техническую.

В экономической литературе приводится целый ряд подходов к определению наиболее важных функций предприятия. Д.Обер-Крие включает в число важнейших четыре функции: коммерческую, техническую, финансовую и административную. А.Файоль дополняет указанный перечень такими функциями как учет, контроль, управление персоналом и некоторыми другими.

На основании вышеприведенных данных в качестве основных можно выделить следующие четыре подсистемы структуры любого предприятия независимо от формы собственности и вида производственно-хозяйственной деятельности: организационную, финансово-экономическую, производственно–техническую и социальную.

Организационная подсистема характеризуется организационно-правовой формой, формой собственности, масштабом предприятия и типом организационной структуры управления. Ее деятельность направлена на создание условий для нормального функционирования механизма управления предприятием, а также на обеспечение координации и связи между отдельными подсистемами и внутри них.

Финансово-экономическая подсистема объединяет принятые на предприятии формы и методы планирования, анализа, контроля, учета хозяйственной деятельности предприятия и обеспечивает выполнение выбранной стратегии развития предприятия.

Производственно-техническая подсистема охватывает самые разнообразные аспекты производственной деятельности, включая тип производства, обеспеченность ресурсами, проведение НИОКР, уровень технологического совершенства, профессиональную подготовку кадров. Важнейшей целью ее функционирования является обеспечение организации и управления процессом производства продукции.

Социальная подсистема включает, прежде всего, самые разнообразные аспекты человеческого поведения и взаимоотношения различных групп внутри коллектива, выполняя функцию управления персоналом посредством формирования коммуникационных связей, социальной инфраструктуры и защиты персонала предприятия, а также корпуса социально ответственных руководителей.

Эффективное функционирование системы может быть обеспечено только лишь гармоничным взаимодействием всех вышеуказанных подсистем предприятия, причем его необходимым условием является параллельная или хотя бы последовательная адекватная трансформация структуры последнего в ответ на изменения внешней cреды.

 

Возникновения и последствия

Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (предприятии), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде (в переводе с греческого языка кризис означает выход, решение конфликта, поворотный пункт).

Проявляясь на восходящих этапах жизненного цикла предприятия (организации и роста) кризис тормозит их развитие, удлиняя продолжительность соответствующей стадии. На стадиях же спада и умирания кризис, наоборот, сокращает их продолжительность.

Если интерпретировать понятие «кризиса» вышеизложенным образом, то из этого следует, что опасность кризиса в жизнедеятельности предприятия существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

В своем развитии кризис может проходить несколько этапов.

- латентный (этап скрытого кризиса), когда система выглядит здоровой;

- явного кризиса, когда противоречия прорываются наружу;

- депрессии (стагнации);

- выход из кризиса. Следует отметить, что типичными для кризиса являются два варианта выхода из него: это или оживление производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, завершающееся достижением докризисного уровня, или ликвидация предприятия как юридического лица.

(рисунок)

Рисунок 1.4. Этапы развития кризисного процесса

 

Вследствие особенностей жизненного цикла кризисы неизбежны в деятельности любого предприятия. При этом кризис следует рассматривать как объективно необходимый и неизбежный процесс, создающий возможность для интенсификации развития предприятия.

Уильямом Кристеком определено несколько форм кризисов, представленных в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1. Сравнение соответствующих форм кризиса, базовых стратегий и финансового состояния предприятия

Форма кризиса Базовая стратегия Финансовое состояние
     
Потенциальный кризис Начало кризисного процесса, еще не реального, но уже возможного. Достоверные симптомы кризиса отсутствуют. Стратегия роста и стратегия стабильности Характеризуются высокими или положительными тем-пами развития и уста-новлением целей от достиг-нутого Нормальное финансовое состояний Экономические показатели не выходят за определенные пределы. Текущие финан-совые значения экономичес-ких показателей соответст-вуют планово-нормативным значенииям.
Латентный (скрытый) кризис   Характеризуется скрытыми или начинающимися кри-зисными воздействиями, ко-торые еще не определяются имеющимися у предприятия методами Переход от стратегии роста или стабильности к стратегии сокращения Развитие предприятия нельзя отнести ни к одной из базовых стратегий Предкризисное финан-совое состояние   Появляются проблемы в разных областях деятельности предприятия, ухудшаются отдельные экономические показатели
В зависимости от действий менеджмента предприятие может вернуться в нормальное финансовое состояние, либо перейти в кризисное состояние, либо остаться в предкризисном финансовом состоянии
Острый преодолимый кризис Усиливается влияние де-структивных факторов. Тре-буется мобилизация все больших сил и потенциала для преодоления кризиса. Но у предприятия еще остается возможность его преодолеть. Стратегия сокращения Происходит сокращение объема ассортимента вы-пускаемой продукции, уход с отдельных сегментов рынка, устойчивая тенденция ухудшения показателей Кризисное финансовое состояние Характеризуется значи-тельным нарушением финансовой устойчивости, препятствующей нормаль-ному осуществлению хозяйственной деятель-ности. В виду низкой ликвидности активов возникает устойчивая неплатеже-способность.
Острый непреодолимый кризис Экономические требования по преодолению кризиса значительно выше имею-щеегося потенциала пред-приятия. Заканчивается, как правило, ликвидацией пред-приятия

 

Применительно к конкретному предприятию обычно выделяют следующую последовательность развития кризиса: кризис стратегии, кризис результатов финансовой деятельности, кризис ликвидности.

 

Классификация кризисов

Все многообразие кризисов можно классифицировать по целому ряду признаков:

-по масштабам проявления;

- по проблематике кризиса;

- по степени соответствия основным подсистемам структуры предприятия;

- по степени предсказуемости;

- по формам проявления;

- по степени глубины протекания;

- по продолжительности протекания.

По масштабам проявления кризисы можно классифицировать на общие и локальные. Общие охватывают деятельность всего предприятия (или значительной его части), локальные поражают функционирование отдельных его подсистем. Однако в каждом конкретном случае необходимо учитывать границы социально-экономической системы, ее структуру, среду функционирования, взаимное влияние отдельных подсистем друг на друга и целый ряд других факторов.

По проблематике кризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризис охватывает лишь отдельную проблему или группу проблем. Однако несмотря на относительно локальный характер микрокризиса, он при определенном стечении обстоятельств может распространиться подобно цепной реакции на всю систему в силу взаимодействия всех подсистем и элементов. Однако этого можно избежать с помощью антикризисного управления и мер по локализации кризиса и его остроты.

По степени соответствия основным подсистемам структуры могут быть выделены отдельные группы организационных, экономических, технологических, социальных и психологических кризисов.

Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений. В организационной подсистеме предприятия может наступить обострение организационных отношений, что проявляется в деловых конфликтах, в возникновении неразберихи, безответственности, усложнения контроля и т.д. Одной из причин организационного кризиса выступает чрезмерно быстрый рост предприятия, следствием которого является изменение условий функционирования и развития, допущение ошибок при реорганизации предприятия или организационной перестраховки, рождающей бюрократические тенденции. Организационный кризис проявляется как паралич организационной подсистемы предприятия, следовательно, и его организационной деятельности, одной из форм которого является неумеренная бюрократизация.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия. К ним относятся кризисы производства и реализации продукции, взаимоотношений экономических контрагентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и другие. В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы, характеризующие противоречия в состоянии финансовой системы и финансовых возможностей предприятия. Это кризисы денежного выражения экономических процессов.

Технологический кризис возникает как кризис передовых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: наемных работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и т.п. Часто социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и самостоятельно. Особое место в группе социальных кризисов занимает политический кризис. Это кризис - в политическом устройстве общества, кризис власти, реализации интересов различных социальных групп, классов в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития и функционирования общества и переходят в кризисы экономические.

Психологические кризисы также нередки в современных условиях деятельности предприятия и связаны с кризисом психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, возникновения чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением. Таким образом, в разрезе отдельного предприятия они выступают как кризисы в социально-психологическом климате коллектива предприятия.

По степени предсказуемости к ризисы могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными). Предсказуемые кризисы наступают как определенный этап развития. Они могут прогнозироваться, поскольку вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса - потребности реструктуризации производства, необходимостью изменения ассортимента и номенклатуры производимой продукции в условиях конкурентного рынка и т.п. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис, он может возникать периодически и имеет известные фазы наступления и протекания.

Неожиданные кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений.

По формам проявления различают явные и латентные (скрытые) кризисы. Явные протекают достаточно заметно и поэтому легко обнаруживаются. Латентные же по своей сути являются скрытыми, особенно на начальных своих стадиях. Именно поэтому они представляют наибольшую опасность для предприятия.

По степени глубины протекания к ризисы бывают глубокими и легкими. Глубокие кризисы приводят, как правило, к разрушению структуры социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируя в себе множество противоречий деятельности предприятий. Легкие кризисы протекают более последовательно и менее болезненны для предприятия. Поэтому их можно предвидеть и ими можно управлять.

По продолжительности протекания вся совокупность возможных кризисов подразделяется на затяжные и кратковременные. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и достаточно сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий. В отличии от затяжных, кратковременные проходят для предприятия со значительно менее тяжелыми последствиями.

Таким образом, представленная классификация свидетельствует о большом разнообразии проявления возможных кризисов в деятельности предприятия. Изучение характера кризиса способствует уменьшению продолжительности, снижению остроты и болезненности его протекания на конкретном предприятии, а самое главное - является исходным моментом для разработки методов антикризисного управления деятельностью предприятий в современных условиях.

По степени управления кризисы можно классифицировать на управляемые, частично управляемые и неуправляемые. Управляемые кризисы вызываются внутренними по отношению к предприятию причинами, частично управляемы – внешними причинами микроокружения, а неуправляемые – внешними причинами макроокружения.

 

Возможности банкротства

По оценке структуры баланса

Распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994г. № 31-р утверждены Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса. Анализ и оценка структуры баланса предприятия проводится на основе следующих показателей:

- коэффициента текущей ликвидности (К1);

- коэффициента обеспеченности собственными средствами (К2);

- коэффициента восстановления платежеспособности (К3);

- коэффициента утраты платежеспособности (К4).

Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а, следовательно, вероятности наступления кризиса весьма высокой, является выполнение одного из двух условий.

1. Коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2.

2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости предприятия.

Основным показателем, характеризующим наличие реальной угрозы наступления кризисного состояния или же возможности выхода из него в ближайшее время, является коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности

В том случае, если хотя бы один из вышеуказанных коэффициентов имеет значение меньше нормативного, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за определенный период.

Коэффициент восстановления платежеспособности определяется как отношение расчетного значения коэффициента текущей ликвидности к его нормативному значению, равному 2. Расчетное значение К1 определяется как сумма фактического значения коэффициента на конец отчетного периода и изменения значения его между окончанием и началом отчетного периода в перерасчете на период восстановления платежеспособности.

К+ П/Т(К– К)

К3 =,

К1НОРМ.

где К- фактическое значение (на конец отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности (К1); К- фактическое значение коэффициента текущей ликвидности на начало отчетного периода; К1НОРМ. - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности, равное 2; П - период восстановления платежеспособности (выхода из кризиса); Т - отчетный периодах в месяцах.

Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значение больше 1, свидетельствует о реальной возможности предприятия по выходу из кризисной ситуации в течение периода (П). И, наоборот, если К3 принимает значение меньше 1 - затруднительно прогнозировать скорейший выход из кризиса.

В случае, если оба коэффициента (К1 и К2), имеют фактические значения, выше нормативных, целесообразно произвести расчет коэффициента утраты платежеспособности (К4), с помощью которого можно спрогнозировать вероятность наступления кризиса за определенный период.

Коэффициент утраты платежеспособности определяется по той же формуле, что и коэффициент восстановления платежеспособности.

Если К4 принимает значение больше 1, то можно со значительной долей уверенности прогнозировать устойчивость финансового положения предприятия и, наоборот, при значении коэффициента утраты платежеспособности меньше 1 можно предполагать наступление кризисной ситуации в течение анализируемого периода.

Коэффициент восстановления платежеспособности рассчитывается на период, равный 6 месяцам, а коэффициент утраты платежеспособности – на период 3 месяца.

К несомненному достоинству рассмотренного метода можно отнести его простоту и скорость исполнения, что может иметь в определенных случаях большое значение. Вместе с тем, следует отметить, что установление нормативных значений рассчитываемых коэффициентов основано на зарубежных данных без учета национальной специфики переходного периода российской экономики и, кроме того, едины для всех отраслей народного хозяйства.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА И СИСТЕМА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.047 с.)