Законодательное регулирование процедур банкротства в соответствии с федеральным законом № 127 –фз от 27. 10. 2002г. «о несостоятельности банкротстве» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательное регулирование процедур банкротства в соответствии с федеральным законом № 127 –фз от 27. 10. 2002г. «о несостоятельности банкротстве»



Следует отметить, что целенаправленность ФЗ №-127 изменилась. Так если ФЗ от 18.01.98г. прежде всего, был направлен на защиту интересов кредиторов, то цель нового Закона имеет более широкие масштабы:

- оздоровление экономики путем банкротства (на законных основаниях) неэффективно работающих предприятий;

- защита интересов кредиторов, инвесторов;

- восстановление финансовой устойчивости несостоятельных предприятий, которые можно отнести к потенциально перспективным хозяйствующим субъектам.

Действие Закона распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями; некоммерческие организации, действующие в форме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, а также физические лица.

Закон устанавливает основания для признания должника банкротом, регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, порядок и условия проведения процедур банкротства.

Дела о банкротстве рассматриваются по месту нахождения предприятия-должника арбитражным судом. Правом обращения в суд о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, федеральные и региональные органы исполнительной власти.

Под несостоятельностью (банкротством) определяется признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным или имущественным обязательствам в течение трех месяцев с момента наступления даты исполнения.

Дело о банкротстве рассматривается судом в том случае, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляет не менее 100,0 тыс. рублей, к должнику – физическому лицу – не менее 10,0 тыс. руб.

Судья арбитражного суда принимает заявление о признании должника банкротом и выносит не позднее, чем через 5 дней определение о приеме заявления, о назначении арбитражного управляющего из числа членов саморегулируемой организации и о дате рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику.

Предприятие, чтобы избежать банкротства должно либо немедленно погасить свою кредиторскую задолженность (доказать реальную возможность сделать это в определенное время), либо доказать суду необоснованность требований, предъявляемых к нему кредиторами.

Арбитражный суд на своем заседании по проверке обоснованности требований заявителя выносит одно из следующих определений:

- о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;

- об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения – в случае необоснованности требований заявителя;

- об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве, если требования заявителя удовлетворены.

Закон подробно определяет статус арбитражных управляющих, которые могут быть временными, административными, внешними или конкурсными.

На арбитражного управляющего возлагается проведение основной работы с должником: выявление кредиторов и установление размера их требований, анализ финансового состояния, осуществление мероприятий по восстановлению его платежеспособности при внешнем управлении или ликвидацию должника и расчеты с кредиторами на стадии конкурсного производства.

Арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, который соответствует следующим требованиям:

- зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

- имеет высшее образование;

- имеет стаж руководящей работы не менее чем два года;

- сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;

- прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;

- не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Арбитражными управляющими не могут быть лица, заинтересованные по отношению к должнику или кредиторам.

Кредитор или собрание кредиторов вправе предусмотреть к кандидатуре арбитражного управляющего следующие требования: наличие высшего юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.

Размер вознаграждения арбитражного управляющего устанавливается в размере, определяемом кредитором или собранием кредиторов.

В Законе четко определена роль кредиторов в определении судьбы неплатежеспособного должника. Первое собрание кредиторов созывается до судебного разбирательства, на нем кредиторы формируют свою позицию в отношении должника. Хотя ходатайство собрания кредиторов о применении к должнику конкретной процедуры не является обязательным для арбитражного суда, оно оказывает значительное влияние на судебное решение.

При рассмотрении дела о банкротстве юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

- наблюдение;

- финансовое оздоровление;

- внешнее управление;

- конкурсное производство;

- мировое соглашение,

физического лица:

- конкурсное производство;

- мировое соглашение.

. Наблюдение применяется с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента вынесения судебного решения. Его целью является сохранение имущества должника в интересах кредиторов и проведение финансового анализа для определения платежеспособности должника.

Наблюдение заканчивается рассмотрением дела о банкротстве на заседании арбитражного суда не позднее 7 месяцев с даты поступления заявления.

В период наблюдения:

1) приостанавливается взыскание с должника денежных средств;

2) снимается арест с имущества должника;

3) запрещается выдача учредителям их доли в уставном капитале в связи с выходом из состава учредителей;

4) запрещается выплата дивидендов.

Хотя руководство предприятия продолжает осуществлять свои полномочия, отдельные действия, связанные, во-первых, с распоряжением имущества, балансовая стоимость которого составляет не менее 5% стоимости активов должника, а, во-вторых, с получением или выдачей кредитов и займов, совершаются только с согласия временного управляющего.

Кроме того, органы управления не вправе принимать решения по реорганизации предприятия-должника, распределению дивидендов, выпуску заемных ценных бумаг.

Для проведения процедур наблюдения арбитражным судом назначается временный управляющий, который обязан:

- принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

- проводить анализ финансового состояния должника;

- выявлять кредиторов должника;

- вести реестр требований кредиторов;

- уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

- созывать и проводить общее собрание кредиторов.

Временный управляющий по окончании наблюдения обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов.

На основании представленных документов арбитражный суд принимает одно из следующих решений:

1) признать предприятие – должника несостоятельным (банкротом) и открыть конкурсное производство;

2) отказать в признании должника несостоятельным;

3) ввести процедуры финансового оздоровления;

3) ввести в отношении должника процедуры банкротства внешнее управление;

4) прекратить производство по делу о несостоятельности (банкротстве). Такие решение принимается, если должник до вынесения судебного решения, т.е. в период наблюдения, удовлетворил заявленные кредиторами требования;

5) утвердить мировое соглашение.

В ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей вправе обратиться к первому собранию кредиторов или к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления, ходатайствовать также может временный управляющий. К ходатайству прилагаются: план финансового оздоровления, график погашения задолженности, протокол общего собрания учредителей должника. В этом случае должник банкротом не признается.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия:

- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям;

- запрещается удовлетворять требования учредителей должника о выделении доли (пая) в имуществе должника;

- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

- не начисляются неустойки (штрафы, пени), проценты за неисполнение денежных обязательств и обязательных платежей.

Для того, чтобы арбитражным судом было принято решение о процедурах финансового оздоровления, предприятию необходимо разработать и представить антикризисную программу (план финансового оздоровления), в которой определен срок восстановления платежеспособности, мероприятия, решением которых предполагается достичь желаемого результата, финансовые источники реализации программы. Обязательным условием является своевременная и полная оплата текущих платежей, а также погашение существующей на момент начала судопроизводства кредиторской задолженности согласно представленного графика.

В ходе финансового оздоровления руководство предприятия осуществляет свои полномочия с теми же ограничениями, что и при процедуре наблюдения. Осуществление операций, связанных с изменением стоимости имущества или кредиторской задолженности, производится лишь с согласия кредиторов.

Арбитражный управляющий, который на этом этапе называется административным, обязан:

- вести реестр требований кредиторов;

- созывать собрание кредиторов;

- рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

- осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих обязательств;

- контролировать своевременное и полное перечисление денежных средств на погашение требований кредиторов.

В процедурах финансового оздоровления заинтересовано, прежде всего, предприятие – должник, поскольку оно продолжает свою деятельность, правда, с некоторыми ограничениями управления предприятием. У него появляется реальная возможность избежать банкротства, продолжая удовлетворять требования кредиторов, не доводя дело до конкурсного производства и продажи имущества.

Процедура финансового оздоровления вводится не более, чем на два года.

Не позднее, чем за месяц до истечения срока финансового оздоровления должник должен предоставит административному управляющему отчет о результатах с приложением бухгалтерской финансовой отчетности на последнюю отчетную дату и документов, подтверждающих удовлетворение требований кредиторов. Арбитражный управляющий составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления и направляет его в арбитражный суд и кредиторам, включенным в реестр.

Арбитражный суд принимает одно из следующих решений:

- прекратить производство по делу о банкротстве, если все требования кредиторов удовлетворены или жалобы кредиторов признаны необоснованными;

- ввести внешнее управление, если есть возможность восстановить платежеспособность должника;

- признать должника банкротом и открыть конкурсное производство.

Финансовое оздоровление может быть закончено досрочно, если требования кредиторов удовлетворены до истечения установленного срока или же выявлено неоднократное или существенное нарушение сроков погашения задолженности.

Внешнее управление проводится в том случае, если арбитражным судом должник признан несостоятельным, однако установлена реальная возможность восстановления его платежеспособности. Срок проведения внешнего управления по совокупности с финансовым оздоровлением не может превышать двух лет. Если период финансового оздоровления составил более 18 месяцев, то внешнее управление не может быть введено.

При этом осуществляется передача всех полномочий по управлению предприятием арбитражному (внешнему) управляющему, подотчетному собранию кредиторов и арбитражному суду. В ходе внешнего управления кредиторы вправе предъявлять требования к должнику в любой момент. Требования кредиторов рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности, который выносит решение о включении (или не включении) их в реестр требований кредиторов.

На время внешнего управления накладывается мораторий на удовлетворение требований кредиторов, т.е. приостанавливается исполнение должником долговых обязательств без начисления пени.

Законом предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- взыскание дебиторской задолженности;

- продажа части имущества должника;

- увеличение уставного капитала должника за счет взносов учредителей и третьих лиц;

- дополнительная эмиссия обыкновенных акций;

- продажа предприятия должника.

По окончании срока внешнего управления арбитражный управляющий предоставляет отчет собранию кредиторов о достигнутых результатах, к которому прикладывается полный реестр требований кредиторов.

Восстановление платежеспособности предприятия в период внешнего управления является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. При не достижении же целей внешнего управления суд принимает решение о признании должника банкротом с применением процедур конкурсного производства.

Конкурсное производство. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства, которое вводится на срок один год. Срок его может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, но не более чем на шесть месяцев.

С этого момента:

- срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств считается наступившим;

- прекращается начисление неустоек (штрафов и пеней), процентов и других финансовых санкций по всем видам задолженностей;

- сведения о финансовом состоянии должника прекращают быть конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну;

- снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника.

Осуществление процедур конкурсного производства возлагается на конкурсного управляющего, в обязанности которого входит:

- провести инвентаризацию имущества;

- привлечь независимого оценщика для оценки имущества;

- уведомить работников о предстоящем увольнении;

- предъявить к дебиторам должника требования о погашении их задолженности перед должником:

- вести реестр кредиторов.

В период конкурсного производства управление предприятием и распоряжение его имуществом полностью переходит в ведение арбитражного управляющего.

После инвентаризации и оценки имущества формируется так называемая конкурсная масса, т.е. имущество должника находящееся в его собственности. Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.

Дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения (социально значимые объекты), продаются путем проведения торгов. Не проданные социально значимые объекты подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления.

Затем имущество выставляется на продажу на открытых торгах (они могут быть повторными). Вырученные денежные средства направляются на удовлетворение требований кредиторов в следующей очередности.

Вне очереди выплачиваются: судебные расходы должника, вознаграждение арбитражному управляющему, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, заработная плата работников предприятия, осуществляющих свою деятельность в период конкурсного производства.

Первая очередь: выплата задолженности гражданам за причинный вред жизни и здоровью, а также моральный ущерб.

Вторая очередь: выплата заработной платы и выходных пособий работникам, работающим по трудовому или авторскому договору.

Третья очередь: расчеты с другими кредиторами. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед другими кредиторами третьей очереди.

Конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного погашения задолженности перед кредиторами предыдущей очереди.

При недостаточности денежных средств для погашения обязательств перед кредиторами какой-либо очереди имеющиеся средства распределяются между кредиторами пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению в соответствии с реестром. Требования кредиторов последующих очередей, в таком случае, вообще не будут погашены.

Нереализованное в ходе торгов имущество передается на баланс соответствующего муниципального образования.

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего суд выносит решение о завершении конкурсного производства и о прекращении дела о банкротстве предприятия – должника.

Конкурсный управляющий в течение пяти дней с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Мировое соглашение – это добровольное соглашение должника с конкурсными кредиторами о прекращении дела о банкротстве на основе взаимных уступок и может заключаться на любом этапе рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве предприятия. Обязательным условием введения этой процедуры является погашение задолженности первой и второй очереди.

Решение о заключении мирового соглашения между должником и кредиторами принимается на собрании кредиторов большинством голосов.

Мировое соглашение заключается в письменном виде, в нем отражаются размеры, порядок и сроки исполнения обязательств должника. Оно подписывается от имени предприятия-должника его руководителем или арбитражным управляющим, а от имени кредиторов – лицом, уполномоченным на то собранием кредиторов, и представляется в арбитражный суд, который на своем заседании принимает решение об утверждении мирового соглашении или об отказе в утверждении.

С момента утверждения мирового соглашения должник приступает к погашению кредиторской задолженности, а арбитражный управляющий передает свои полномочия по управлению предприятием вновь назначенному (или избранному) руководителю предприятия.

Если выявляются нарушение или неисполнение пунктов мирового соглашения, то должник, кредитор или прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании соглашения недействительным и возобновлении процедуры банкротства.

В целом мировое соглашение создает условия для восстановления финансово-хозяйственной деятельности должника и является перспективной процедурой предотвращения ликвидации должника как юридического лица.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.217.172 (0.051 с.)