Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы антикризисного управления предприятиемСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Работа российских предприятий в рыночных условиях, усиление конкурентной борьбы, возникновение кризисных ситуаций и рост количества банкротств предприятий предопределяют необходимость придания традиционным приемам и методам менеджмента антикризисного характера. В экономической литературе существует два определения этого понятия. Согласно первому, антикризисное управление заключается лишь в выведении предприятия из уже наступившего кризиса, а сам он отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне предприятия при его оздоровлении или ликвидации (Беляев, Кошкин). Э.Уткин, Г.Александров, А.Градов и некоторые другие экономисты считают, что главной задачей антикризисного управления является обеспечение такого положения предприятия на рынке, когда о банкротстве не может быть и речи. Основной упор делается на преодоление временных трудностей посредством использования всех возможностей современного менеджмента, разработки и практической реализации специальных антикризисных программ, имеющих стратегический характер. Следовательно, второе определение антикризисного управления значительно шире первого, в нем отражается приоритет стратегического (долгосрочного) характера антикризисного управления, тогда как согласно первому определению действия антикризисного управления имеют лишь тактический (краткосрочный) характер. Антикризисное управление – это такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы. Антикризисное управление также включает в себя систему мер оптимизации процедуры банкротства. Таким образом, антикризисное управление является категорией микроэкономической, т.к. включает в себя совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию, реализуемых собственниками и топ - менеджментом предприятия.
Исходя их вышеизложенных точек зрения на сущность антикризисного управления, оно сочетает в себе элементы тактического и стратегического управления. Стратегические решения направлены на предотвращение кризиса, предпринимаются на ранних стадиях управления, когда движение к кризису не приняло еще необратимого характера. Особенностью стратегического управления является то, что решения принимаются на ранних стадиях развития события и, следовательно, базируются на слабых и поэтому не всегда достоверных сигналах о возникновении неблагоприятных тенденций. Тактические решения принимаются на основе более полной и точной информации, отражающей актуальное состояние системы. Однако, в этом случае, времени для значительной перестройки деятельности предприятия с целью предотвращения кризиса либо очень мало, либо совсем нет. В этом случае возможны лишь чрезвычайные меры по недопущению кризисы или же меры, направленные на выход из кризиса, который уже наступил. Главная цель антикризисного управления заключается в поддержании финансового равновесия предприятия и минимизации снижения его рыночной стоимости. Эта цель достигается решением следующих задач (табл. 2.3).
Таблица 1.2. Задачи антикризисного управления предприятием
Система антикризисного управления базируется на следующих принципах: 1. Принцип постоянной готовности реагирования – достигнутое в результате финансового менеджмента предприятие равновесие изменчиво в динамике. На любой стадии жизненного цикла предприятия вследствие изменения внешних или внутренних факторов возможно изменение финансового равновесия как в сторону его усиления, так и, наоборот, в сторону ослабления. Поэтому необходима постоянная готовность управленческого персонала предприятия к возможному нарушению финансового равновесия предприятия и адекватной реакции на это изменение. 2. Принцип превентивности действия – он соответствует положению, согласно которому легче и дешевле предотвратить угрозу кризиса, чем преодолеть уже начавшийся кризис и устранить его негативные последствия. Реализация принципа обеспечивается мониторингом и обнаружением ранних признаков кризиса и принятием мер по его предотвращению. 3. Принцип срочности реагирования – каждый начавшийся кризис имеет тенденцию к расширению с каждым циклом управления предприятием, а, следовательно, и к нарастанию сопутствующих ему негативных явлений. Поэтому чем раньше будет реализовано антикризисное управление, тем больше у предприятия возможностей к восстановлению равновесия. 4. Принцип адекватности реагирования – применение системы антикризисного управления требует определенных финансовых затрат, уровень которых должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый результат (если принятые меры недостаточны), или предприятие будет нести неоправданно большие расходы (если произведены избыточные расходы). 5. Принцип комплексности принимаемых решений – возникновение и развитие кризиса связано с комплексом причин и факторов. Поэтому разрабатываемая и реализуемая антикризисная программа тоже должна иметь комплексный характер, чтобы нейтрализовать все действующие негативные причины и факторы. 6. Принцип альтернативности действий – каждое из принимаемых антикризисных решений должно выбираться из ряда альтернативных проектов определением уровня их результативности и оценкой затрат.
7. Принцип адаптивности управления – негативные факторы, вызывающие развитие кризиса, характеризуются высокой динамикой. Поэтому антикризисное управление должно обладать высоким уровнем гибкости и способностью к быстрой адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней среды. 8. Принцип приоритетности использования внутренних ресурсов – на ранних стадиях развития кризиса предприятие должно стараться не прибегать к привлечению внешних ресурсов, в т.ч. финансовых и таким образом избежать потери управляемости и внешнего контроля своей деятельности. 9. Принцип оптимальности внешней санации – если для преодоления кризиса недостаточно собственных резервов и средств (на поздних этапах), предприятие вынуждено прибегать к привлечению внешней санации, направленной на недопущение банкротства предприятия. Смысл принципа заключается в выборе форм и средств внешней помощи по критериям сохранения управления предприятием его первоначальными учредителями и минимальной потери рыночной стоимости предприятия. 10. Принцип эффективности – обеспечивается сопоставлением эффекта антикризисной программы и затрат на ее реализацию. Эффект программы может охарактеризоваться уровнем достижения ее целей. Поскольку эффект трудно выразить в денежной форме, то оценка эффекта носит сравнительный характер. Кроме того, антикризисное управление должно, во-первых, обладать ускоренной и действенной реакцией на любые, даже едва заметные изменения внешней среды на основе заранее разработанной тактики альтернативных вариантов, предусматривающих различные преобразования в зависимости от ситуации, а, во-вторых, исходить из предпосылки, что даже в сложной ситуации можно ввести в действие такие управленческие и финансовые механизмы, которые бы позволили выйти из кризиса с наименьшими потерями для предприятия.
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.15 (0.011 с.) |