Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
КИМ для коллоквиума (по тестам)
Правильный ответ на вопросы 1-20 – 1 балл; 21- 30 – 2 балла, 21-35 – 3 балла.
Максимальное количество баллов – 55.
Параметр
| Баллы
| Студент набрал 46 – 55 баллов
|
| Студент набрал 35 – 45 баллов
|
| Студент набрал 25 – 34 баллов
|
| Студент набрал менее 25 баллов
|
|
Итоговый контроль - зачет
Вопросы по физико-химическим методам анализа к зачету
№ вопроса
| Текст вопроса
|
| Общая характеристика инструментальных методов анализа. Классификация, преимущества и ограничения.
|
| Оптические (спектральные и неспектральные) методы анализа. Происхождение спектров поглощения и излучения. Качественный и количественный спектральный анализ.
|
| Эмиссионный спектральный анализ. Фотометрия пламени, как вариант эмиссионного спектрального анализа. Процессы, происходящие в пламени горелки.
|
| Законы светопоглощения. Молярный коэффициент светопоглощения.
|
| Методы молекулярного абсорбционного анализа (колориметрия, фотоколориметрия, спектрофотометрия). Количественный фотометрический анализ.
|
| Рефрактометрия. Поляриметрия. Сущность методов. Аналитический сигнал, приборное оформление, способы анализа.
|
| Электрохимические методы анализа. Классификация методов.
|
| Потенциометрия. Электродный потенциал, факторы, влияющие на него. Стандартный и индикаторный электроды, выбор системы электродов. Прямая и косвенная потенциометрия.
|
| Кондуктометрия. Прямая и косвенная кондуктометрия.
|
| Вольтамперометрия. Качественные и количественные характеристики вольтамперограмм. Прямые и косвенные вольтамперометрические методы.
|
| Методы концентрирования и разделения. Классификация методов (испарение, озоление, осаждение, соосаждение, кристаллизация, экстракция, избирательная адсорбция, хроматография).
|
| Хроматографические методы разделения. Сущность хроматографии. Классификация методов по механизму разделения, агрегатному состоянию фаз, по способу относительного перемещения фаз, по технике эксперимента. Адсорбционная хроматография. Распределительная хроматография
|
| Газовая хроматография. Сущность метода. Условия анализа. Качественный и количественный анализ.
|
| Ионообменная хроматография. Иониты. Ионообменное равновесие. Методы ионообменной хроматографии. Ионная хроматография.
|
| Хроматография на плоскости (на бумаге и в тонком слое). Качественный и количественный анализ.
| Примеры тестовых заданий
Оптические, электрохимические, хроматографические методы анализа.
№
| Текст контрольно-измерительных материалов
|
| Соответствие между методом анализа и градуировочным графиком:
1. фотоэлектроколориметрия
| 1.
| 2. рефрактометрия
| 2.
| 3. фотометрия пламени
| 3.
| 4. поляриметрия
| 4.
|
|
| Объекты анализа в методе фотоэлектроколориметрия.
1. окрашенные коллоидные растворы.
2. безводные истинные растворы.
3. истинные окрашенные растворы.
- бесцветные истинные растворы
|
| Угол вращения плоскополяризованного света при увеличении толщины слоя раствора
1. не изменяется.
2. сначала увеличивается, затем уменьшается.
3. увеличивается.
4. уменьшается.
|
| Математическая запись основного закона светопоглощения:
|
| Образование ярко-синей окраски при действии водного раствора аммиака свидетельствует о присутствии в исследуемом растворе ионов.
1. Fe3+; 2. Zn2+;
2. Cu2+; 4. Al3+.
|
| Спектральная характеристика раствора в фотоэлектроколометрии необходима для:
1. Расчета молярного коэффициента светопоглощения.
2. Выбора рабочей длины волны (светофильтра).
3. Выбора кюветы.
4. Нахождения концентрации раствора.
|
| Электрод, для которого справедливо уравнение Нернста
1. Стеклянный.
| 2. Хлоридсеребряный.
| 3. Платиновый.
| 4. Ионоселективный.
|
|
| Вид интегральной кривой титрования раствора соляной кислоты раствором гидроксида натрия
1. 2.
3. 4.
|
| Система электродов для потенциометрического титрования раствора HCl раствором гидроксида натрия:
1. pH-стеклянный и хлоридсеребряный.
2. Платиновый и хлоридсеребряный.
3. Два платиновых электрода.
4. Серебряный и хлоридсеребряный.
|
| Методы, основанные на разделении и концентрировании анализируемых компонентов на поверхности сорбента, называются
1. потенциометрическими
2. хроматографическими
3. рефрактометрическими
4. полярографическими
|
| Параметр, по которому классифицируют распределительную хроматографию.
1. механизм разделения.
2. аппаратурное оформление.
3. агрегатное состояние фаз.
4. способ хроматографирования.
|
| Площадь хроматографического пика характеризует…
1. качественный состав пробы.
2. полноту разделения.
3. количественное содержание компонентов в пробе.
4. последовательность выхода компонентов из колонки.
|
| Соли калия окрашивают пламя горелки или спиртовки в _________________ цвет.
1. желтый;
2. красный;
3. зеленый;
4. фиолетовый
|
| Объекты потенциометрического анализа (несколько ответов)
1. Этиловый спирт.
2. Сахароза.
3. Уксусная кислота.
4. Толуол.
5. Хлорид натрия
|
| Согласно закону Фарадея, на котором основан метод кулонометрии, масса выделившегося или разложившегося при электролизе вещества пропорциональна _________, прошедшего через электролит.
1. количество электричества;
2. величине потенциала;
3. величине радиоактивного излучения;
4. интенсивности светового потока.
|
| Кондуктометрические методы анализа основаны на пропорциональной зависимости между концентрацией определяемого вещества и __________его раствора или расплава.
1. интенсивность излучения;
2. электропроводность;
3. электродным потенциалом;
4. светопоглощением.
|
| Реакция протекает на анионите…
1. RAnН + NаСl RАnNа + НС1.
2. RКtОН + NаСl RКtСl + NаОН.
3. RН + NаNO3 RNа + НNO3.
4. RНОН + NаСl СlR Nа + Н2О.
|
| Для идентификации веществ в газовой хроматографии применяется:
1. Температура кипения.
2. Теплопроводность.
3. Время удерживания.
4. Площадь хроматографического пика.
|
| Коэффициент Rf в плоскостной хроматографии используется для
1. определения содержания вещества в подвижной фазе;
2. идентификации вещества в анализируемой смеси;.
3. определения количества вещества в анализируемой смеси;
4. установления связи с коэффициентом распределения;
|
| Вычислите молярный коэффициент светопоглощения раствора с концентрацией Fe2+ 0,001 моль/дм3, если в кювете с толщиной поглощающего слоя 5 см оптическая плотность раствора составляет 0,75.
1. 1,5·10.
| 2. 1,5·102.
| 3. 8·103.
| 4. 1,5·104.
|
|
КИМ для зачета (по тестам)
Параметр
| Результат
| Студент ответил на 12 – 20 вопросов
| зачтено
| Студент ответил менее чем на 12 вопросов
| не зачтено
|
7. Карта компетенций дисциплины
7.1 Наименование компетенций дисциплины
№
| Индекс
компетенции
| Формулировка (из ООП)
| 1
| ОК-10
| Использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
| 2
| ПК-1
| Использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
| 3
| ПК-8
| Способность использовать в практической деятельности специализированные знания фундаментальных разделов физики, химии, биохимии, математики для освоения физических, химических, биохимических, биотехнологических, микробиологических, теплофизических процессов, происходящих при производстве продуктов питания из растительного сырья (в соответствии с профилем подготовки)
| 4
| ПК-14
| Готовность проводить измерения и наблюдения, составлять описания проводимых исследований, анализировать результаты исследований и использовать их при написании отчетов и научных публикаций
| 7.2 Компонентный состав дисциплины
Перечень
| Технологии формирования
| Средства и технологии оценки
| Объем в
зачетных
единицах
| Модуль дисциплины
| Состав компоненты
| Модуль 1
ОК-10
Пороговый уровень
| Владеет знаниями основных законов естественнонаучных дисциплин (аналитической химии), применяемые в экспериментальных исследованиях с привлечением химических и физико-химических методов анализа.
| Лекции;
Лабораторные занятия; Самостоятельная работа;
| Аудиторные
контрольные работы;
Оценка за активное участие на интерактивных занятиях; тестирование;
Коллоквиум;
Зачет
| 0,5
| Модуль 2
ПК-1
Пороговый уровень
| Знает основные законы естественнонаучных дисциплин, применяемые при производстве продуктов из растительного сырья с привлечением химических и физико-химических методов анализа;
основные этапы качественного химического анализа, теоретические основы и принципы количественного химического анализа
Умеет проводить расчеты концентрации растворов различных соединений.
Владеет приемами выполнения анализа; методами определения концентраций веществ в растворах,.
| Лекции;
Лабораторные занятия; Самостоятельная работа;
Контрольные работы; ТЗ
| Аудиторные контрольные работы;
Оценка за активное участие на интерактивных занятиях; тестирование;
Коллоквиум;
Зачет
|
1,0
| Модуль 3
ПК-8
Пороговый уровень
| Знает фундаментальные разделы аналитической химии для освоения процессов, происходящих при производстве продуктов питания из растительного сырья; химические методы количественного анализа (титриметрия, гравиметрия).
Умеет пользоваться аналитическими и техническими весами, мерной посудой, готовить растворы, стандартизировать растворы, оформлять лабораторный журнал;
Имеет навыки проведения количественного анализа химическими методами и применять их на модельных растворах.
| Лекции;
Лабораторные занятия; Самостоятельная работа;
Контрольные работы; ТЗ
| Аудиторные контрольные работы;
Оценка за участие на интерактивных занятиях;
Тестирование;
Коллоквиум;
Зачет.
| 0,5
| Модуль 4
ПК-14
Пороговый уровень
| Знает: методики измерения физико-химических параметров модельных растворов при производстве продуктов из растительного сырья; способы измерения основных физико-химических показателей; назначение, устройство и принцип действия основных приборов инструментальных методов;
Умеет проводить измерения с привлечением приборов; применять полученные знания и навыки для анализа модельных растворов.
Владеет навыками проведения количественного анализа физико-химическими методами с применением современной приборной техники.
| Лекции;
Лабораторные занятия; Самостоятельная работа;
Контрольные работы; ТЗ
| Аудиторные контрольные работы;
Оценка за активное участие на интерактивных занятиях;
Зачет
|
1,0
| 7.3 Сводная таблица компетенций дисциплины
Компетенции
| Трудоемкость в ЗЕ
| ОК-10
| Модуль 1 (Уровень пороговый) – 0,5 (2 семестр)
| ПК-1
| Модуль 2 (Уровень пороговый) – 1,0 (2 семестр)
| ПК-8
| Модуль 3 (Уровень пороговый) – 0,5 (2 семестр)
| ПК-14
| Модуль 4 (Уровень пороговый) – 1,0 (2 семестр)
|
ИТОГО: 3 ЗЕ
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Аудитории, лаборатории, оборудование, материалы
При чтении лекций и проведения лабораторных занятий используется мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор) факультета экологии и химической технологии (а. 37) и ЦНИТ (а. 237, 30, 138).
Лабораторный практикум выполняется в учебных (а. 1, 4, 5) и научно-исследовательских (а. 2, 6) лабораториях кафедры физической и аналитической химии, Центре коллективного пользования факультета экологии и химической технологии (а. 42, Ленинский пр-т 14), Центре коллективного пользования ВГУИТ (а. 11, 015).
Химические методы анализа реализуются с применением аналитических и технических весов(а. 3 «весовая», ФиАХ), мерной (пипетки, бюретки, колбы) и общего назначения (склянки, стаканы, колбы для титрования, предметные стекла, пробирки и т.д.) посуды. Каждому студенту организуется рабочее место. Все лабораторные работы выполняются индивидуально.
Физико-химические методы анализа выполняются на следующем лабораторном оборудовании:
Наименование прибора (устройства)
| Кафедра, ЦКП
| Колориметр фотоэлектирический концентрационный КФК-2 или КФК-2МП
|
ФиАХ
| Рефрактометры
| Фотометр пламенный «ПАЖ-2»
| Поляриметры
| Потенциометры, комплекты ионселективных электродов
| Установка для амперометрического титрования
| Газоанализаторы «САГО» «САГО+», «МАГ -1» с необходимым программным обеспечением
| Комплект реактивов, посуды и программное обеспечение для хромато-сканер-анализа
| Спектрофотометры СФ-2000, ЮНИС
| ЦКП
(а. 42, лб)
| ИК-Фурье спектрометр ФТ-8
| Флуориметр
|
ЦКП (а. 11)
| Спектрофотометр Simadzu U-140
| Газовый хроматограф Цвет
| Жидкостной хроматограф Цвет Яуза
|
В лабораториях кафедры ФиАХ размещены таблицы со справочными данными (константы растворимости, константы диссоциации, стандартные окислительно-восстановительные потенциалы), плакаты (интервалы перехода окраски индикаторов, кривые титрования, принципиальные схемы приборов и установок, формулы для расчета рН, примеры заданий Интернет-тестирования)
В базе данных кафедры ФиАХ имеются учебные фильмы, фильмы лекции (хромато-масс-спектрометрия, метод атомной абсорбционной спектроскопии, техника лабораторных работ и др.)
8.2 Обучающие, контролирующие, расчетные компьютерные программы и другие средства освоения дисциплины
Вид компьютерной программы
| Название
| Адрес
| Обучающие Web-страницы
| Основы аналитической химии.
Хроматография.
Экстракционная хроматография
| Сайт ВГТА http:/cnit.vgta.vrn.ru
Обучающие программы: кафедра физической и аналитической химии
| Контролирующие
| Хроматографические методы анализа (2 варианта по 10 вопросов).
Оптические методы анализа (3 варианта по 10 вопросо).
Титриметрические методы анализа
| Сайт ВГТА http:/cnit.vgta.vrn.ru
Контролирующие программы: кафедра аналитической химии. ЦНИТ ВГТА
| Расчетные
| Стандартные программы в системном обеспечении Windows (Exel, Word)
Статистика
| Кафедра ФиАХ
| Для проведение тестирования кафедра ФиАХ располагает компьютерным классом на 12 рабочих мест.
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1. Основная литература:
1. Харитонов, Ю. Я. Аналитическая химия (аналитика) [Текст]: в 2 кн. / Ю. Я. Харитонов. – М.: Высш. шк., 2005.
Кн. 1: Общие теоретические основы. Качественный анализ.– 615 с.
Кн. 2: Количественный анализ. Физико-химические (инструментальные) методы анализа.– 559 с.
2. Коренман, Я. И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых продуктов / Я. И. Коренман, Р. П. Лисицкая. – Воронеж: ВГТА, 2006.– 408 с.
3. Коренман Я.И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых продуктов: в 4 х книгах: учеб. пособие. – М.: КолосС, 2005.
Электронный ресурс средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ
1. Электронная библиотечная система "Книгафонд" (htpp://www.knigafund.ru): Васильев В.П. Аналитическая химия. В 2 кн. Кн. 1: Титриметрические и гравиметрический методы анализа: учебник для студентов вузов, обучающихся по химико-технологическим специальностям. Издательство: Дрофа, 2007 г.
2. Электронная библиотечная система "Книгафонд" (htpp://www.knigafund.ru): Васильев В.П. Аналитическая химия. В 2 кн. Кн. 2: Физико-химические методы анализа: учебник для студентов вузов, обучающихся по химико-технологическим специальностям. Издательство: Дрофа, 2007 г.
3. Электронная библиотечная система "Книгафонд" (htpp://www.knigafund.ru): Никифорова И.А., Вершинин В.И., Власова И.В. Основы аналитической химии: учебное пособие. Издательство: ОмГУ, 2007 г.
4. Электронная библиотечная система "Книгафонд" (htpp://www.knigafund.ru): Иванова М.А., Белоглазкина М.В., Богомолова И.В., Федоренко Е.В. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа: Учебное пособие. Издательство: РИОР, 2006 г.
5. Электронная библиотека ВГУ (http://www.lib.vsu.ru/): Аналитическая химия. Проблемы и подходы. В 2-х т. Ред. Р.Кельнер.-МА.:Мир,АСТ,2004
9.2 Дополнительная литература:
1. Основы аналитической химии [Текст]: в 2 кн. / Ю. А. Золотов, Е. Н. Дорохова, В. И. Фадеева и др.; под ред. Ю. А. Золотова. – М.: Высш. шк., 2004.
1.1. Кн. 1: Общие вопросы. Методы разделения.– 361 с.
1.2. Кн. 2: Методы химического анализа.– 503 с.
2. Васильев, В. П. Аналитическая химия [Текст]: в 2 ч. / В. П. Васильев. – М.: Дрофа, 2007.- 368.
Ч. 1: Титриметрические и гравиметрические методы анализа. – 366 с.
Ч. 2: Физико-химические методы анализа.– 384 с.
3. Черновьянц, М. С. Систематические и случайные погрешности химического анализа [Текст] / М.С. Черновьянц, И.Н. Щербаков, Е.М. Цыганов и др.; под ред. М. С. Черновьянц. – М.: Академкнига, 2004. – 157 с.
4. Кристиан, Г. Д. Аналитическая химия [Текст]: в 2 т. / Г. Д. Кристиан. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.– 1127 с.
5. Хаханина, Т. И. Аналитическая химия [Текст] / Т. И. Хаханина, Н. Г. Никитина. – М.: Высшее образование, 2009. – 278 с.
6. Цитович, И.К. Курс аналитической химии [Текст / И.К. Цитович. – СПб.: Лань 2009.– 496 с.
7. Москвин, Л.Н. Аналитическая химия [Текст]: в 3 т., т.1. Методы идентификации и определения веществ / Л.Н. Москвин.– М.: Academia, 2008. – 576 с.
8. Отто, М. Современные методы аналитической химии [Текст] / М.Отто.– М.:Техносфера, 2008.– 544 с.
9. Лурье, Ю.Ю. Справочник по аналитической химии [Текст] / Ю.Ю. Лурье.– М.: Химия, 2010. – 480 с.
10. Алов, Н. В. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа [Текст] / Н. В. Алов, И. А. Василенко, М. А. – СПб.: Academia, 2010.– 416с.
11. Кучменко Т.А. Инновационные решения в аналитическом контроле [Текст]: учеб. пособие / Т.А. Кучменко; Воронеж. гос. технол. акад., ООО «СенТех». – Воронеж: 2009. – 252 с.
12. Кучменко, Т.А. Контроль качества и безопасности пищевых продуктов, сырья. Серия «Инновационные решения в аналитическом контроле» [Текст]: учеб. пособие / Т.А. Кучменко, Р.П. Лисицкая, П.Т. Суханов, Ю.А. Асанова, Л.А. Харитонова // Воронеж. гос. технол. акад., ООО «СенТех» – Воронеж.– 2010. –124 с.
13. Никулина А.В. Кривые титрования. [Текст]: учеб. пособие / А.В. Никулина, Т.А. Кучменко. – Воронеж: ВГТА, 2011.– 143 с.
9.3 Периодические издания:
1. Журнал аналитической химии.
2. Аналитика и контроль. http://elibrary.ru; http://aik-journal.ustu.ru
3. Пищевая технология: Известия вузов.
4. Реферативные журналы: Химия и технология пищевых продуктов.
5. Стандарты и качество. http://ria-stk.ru.
9.4 Методические материалы преподавателю
Для обеспечения современного уровня преподавания дисциплины, формирования необходимых компетенций, знаний, учения и владения материалом преподаватель использует следующие активные и интерактивные технологии обучения:
Обучающие
технологии
| Достоинства
| Ограничения
| 1. Лекция – устная и/или с применением современных технических средств, презентация.
| Незаменима при передаче сравнительно большого объема информации в структурированной форме. Позволяет сообщить новые знания, выделить главные моменты темы, познакомить с методическими рекомендациями по самостоятельному изучению материала.
| Возможности лекции в активизации процесса восприятия информации, использовании обратных связей, мотивации обучаемых, эмоциональном воздействии на них посредством переживания успеха ограничены
| 2. Семинар – коллективное обсуждение определенной проблемы или темы дисциплины в различных формах
| Способствует активизации восприятия информации путем взаимодействия преподавателя и обучающегося
| Ограничения по продолжительности, количеству участников, их подготовленности, коммуникативной компетенции и др.
| 2.1. Имитационная игра – модель среды обитания, определяющая поведение людей и механизмы их действий в экстремальных ситуациях («Конфликт», «Авария на производстве»)
| Обучает принятию управленческих, хозяйственных, производственных, решений. Осуществляется разнообразное взаимодействие: переговоры, дискуссии, публичная презентация материалов. Позволяет получить навыки адаптации к новой среде
| Отсутствие знаний и навыков по технологии принятия решений, а также необходимой компетентности приводит к принятию неэффективных групповых решений. Преподаватель, не владеющий коммуникативной компетентностью, не научит новому опыту
| 2.2. Деловая игра – модель взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей, имитирующих решение комплексных аналитических, экономических задач в конкретной ситуации
| Позволяет овладеть системой навыков, умений конкретной профессии, моделями поведения и социально-психологи-ческих отношений в реальной производственной ситуации. Участники используют разнообразные сенсорные каналы: аудиальный, визуальный, кинестический, что обеспечивает интенсификацию процесса обучения и делает его захватывающим
| Отсутствие теоретически и методически хорошо проработанных игровых способов развертывания содержания создает ситуацию, когда игра «не играет». Не всегда разработан механизм познавательной и мыслительной деятельности участников, что провоцирует преподавателя использовать только свой опыт и интуицию (не всегда результативно)
| 2.3. Ролевая игра – метод проигрывания ролей (инсценировки)
| Обучение через действие – наиболее эффективный способ научения. Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени
| Игра содержит долю риска и приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Не всегда удается воспроизвести реальную жизненную ситуацию
| 2.4. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, кейз-стади, инцидент, баскет-метод)
| Дополняет многие теоретические аспекты дисциплины посредством введения практических задач. Дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения
| Отмеченные достоинства являются и ограничениями. При столкновении с реальной проблемой у обучающегося вряд ли окажутся в распоряжении такое же время, знания и безопасные лабораторные условия, чтобы справиться с ней
| 2.5. Эвристические технологии генерирования идей: «мозговой штурм», синектика, ассоциации (метафоры)
| Осуществляется генерирование идей всеми участниками процесса, активизируются интуиция и воображение, происходит выход за пределы стандартного мышления
| Неумелое руководство со стороны преподавателя может привести к уходу от реальной проблемы, потере времени, слабому синергетическому результату и др.
| 2.6. Тренинг – активное овладение и развитие знаний, умений и навыков
| Позволяет за короткий промежуток времени овладеть практическими эффективными умениями и навыками
| Направлен на овладение только узкоспециализированными навыками без усвоения общих моделей и методов работы
|
Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
по направлению 260100 и профилям подготовки
«Технология хранения и переработки зерна»,
«Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»,
«Технология сахаристых продуктов»,
«Технология бродильных производств и виноделия»
Программу составила, доцент «11» 01. 2011 г. Р.П. Лисицкая
ЛИСТ
|