Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продукты питания из растительного сырья»

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНЖЕНЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

 

  УТВЕРЖДАЮ: Декан технологического факультета  
  ____________________Василенко В.А.   "_____" ____________2011 г.  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

РП ВГУИТ Б2.В.1 260100 – 2011

 

Аналитическая химия

 

Направление подготовки

Продукты питания из растительного сырья»

 

Профили подготовки

 

«Технология хранения и переработки зерна»,

«Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»,

«Технология сахаристых продуктов»,

«Технология бродильных производств и виноделия»

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Воронеж – 2011


1. Цели и задачи дисциплины

 

Цель преподавания дисциплины – формирование профессиональных компетенций, связанных со способностью выпускника обладать теоретическими знаниями фундаментальных основ различных разделов аналитической химии и физико-химических методов анализа для решения профессиональных задач в соответствии со следующими видами профессиональной деятельности:

в производственно-технологической деятельности:

Ø обеспечение входного контроля качества свойств сырья и полуфабрикатов;

Ø участие в мероприятиях по организации эффективной системы контроля и качества сырья, учет сырья и готовой продукции на базе стандартных и сертификационных испытаний;

· в экспериментально-исследовательской деятельности:

Ø проведение измерений; анализ и математическая обработка экспериментальных данных; использование результатов исследований; подготовка материалов для составления научных обзоров, отчетов и публикаций;

· в организационно-управленческой деятельности:

Ø осуществление технического контроля и управление качеством продуктов питания из растительного сырья.

 

Задачи изучения дисциплины – обеспечить общенаучную подготовку по аналитической химии в плане непрерывной химической подготовки с учетом основных областей профессиональной деятельности бакалавров техники и технологии продуктов питания растительного происхождения:

Ø расширение и углубление теоретической общехимической подготовки студентов, развитие научного химического мышления;

Ø овладение теоретическими основами аналитических методов; методологией выбора оптимального метода анализа и исследования материалов;

Ø получение знаний химических и физических свойств веществ и их применению для получения аналитической информации в различных химических и физико-химических методах анализа;

Ø овладение приемами и навыками аналитического эксперимента, обеспечивающие достоверность конечных результатов анализа при заданной надежности;

Ø освоение типовой аппаратуры, применяемой в лабораториях пищевых предприятий;

Ø приобретение навыков проведения качественного и количественного анализа модельных растворов по заданной методике химическими и физико-химическими методами.

 

Решение задач изучения дисциплины позволит студентам, освоившим курс,

применить навыки проведения химического и физико-химического анализа с целью:

Ø осуществлять входной контроль качества сырья растительного происхождения, пищевых добавок и улучшителей;

Ø выполнять производственный контроль качества полуфабрикатов и параметров технологического процесса;

Ø осуществлять контроль качества продукции в соответствии с требованиями санитарных норм и правил;

Ø проведение измерений; использование результатов исследований; подготовка материалов для составления научных обзоров, отчетов и публикаций;

 

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина входит в математический и естественнонаучный цикл ООП (вариативная часть, Б2; В1).

Для изучения дисциплины на основе освоения смежных дисциплин студент должен

знать:

Ø фундаментальные разделы математики в необходимом объеме для обработки информации и анализа данных;

Ø фундаментальные разделы физики (общая теория относительности, законы электростатики, природа магнитного поля и поведение веществ в магнитном поле, законы электромагнитной индукции, волновые процессы, геометрическая и волновая оптика, основы квантовой механики, строение мноогоэлектронных атомов, строение ядра, классификация элементарных частиц);

Ø фундаментальные разделы общей, неорганической и органической химии в объеме, необходимом для понимания основных закономерностей физико-химических и химических процессов; атомно-молекулярное учение, строение, периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева, химическая связь, комплексные соединения, координационная связь, химическое равновесие, растворы, теория электролитической диссоциации, химические свойства веществ и их смесей, окислительно-восстановительные процессы, основы электрохимии; классификацию и номенклатуру, строение органических соединений, свойства основных классов органических соединений;

уметь:

Ø использовать базовые знания в области математических и естественнонаучных дисциплин для управления процессом производства продуктов питания из растительного сырья;

Ø применять математические понятия при описании прикладных задач и использовать математические методы при их решении;

Ø решать типовые задачи по основным разделам курса физики;

Ø проводить расчеты концентраций растворов различных соединений;

Ø определять основные физические характеристики веществ;

владеть:

Ø методами математического описания типовых задач и интерпретации полученных результатов;

Ø методами проведения физических измерений.

 

Дисциплина является предшествующей при изучении курсов «Физическая и коллоидная химия» (Б2.В2), «Органическая химия» (Б2.Б5), «Биохимия» (Б2.Б6), «Биохимия продуктов брожения» (Б.2ДВ2), «Методы исследования сырья и продуктов растительного происхождения» / «Комплексная оценка состава и свойств пищевых продуктов» / «Современные физико-химические методы анализа» (Б2. ДВ3), «Методы исследования свойств зернопродуктов и вторичного сырья перерабатывающих предприятий» / «методы физико-химического контроля и анализа зерна и продуктов его переработки» / «Современные физико-химические методы анализа зернопродуктов» (Б2. ДВ3), «Экология» (Б2.В3), «Безопасность жизнедеятельности» (Б3.Б5), «Метрология, стандартизация и сертификация» (Б2.В4), «Пищевая химия» (Б3.Б9), «Медико-биологические требования и санитарные нормы качества пищевых продуктов» (Б3. Б6), «Химико-технологический контроль на предприятиях отрасли» (Б3.В4), «Общая технология» / «Общая технология отрасли» /«Общая технология пищевых производств» (Б3.В5),

Полученные знания необходимы студентам при подготовке, выполнении и защите выпускной квалификационной работы и при решении научно-исследовательских задач в будущей профессиональной деятельности.

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· общекультурные компетенции: использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

· в общепрофессиональной деятельности выпускник должен обладать: способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);

· в производственно-технологической деятельности выпускник должен обладать способностью использовать в практической деятельности специализированные знания фундаментальных разделов химии для освоения физических, химических, биохимических, биотехнологических, микробиологических, теплофизических процессов, происходящих при производстве продуктов питания из растительного сырья (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-8).

· в экспериментально-исследовательской деятельности выпускник должен обладать: готовностью проводить измерения и наблюдения, составлять описания проводимых исследований, анализировать результаты исследований и использовать их при описании отчетов и научных публикаций (ПК-14).

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать

Ø основные законы естественнонаучных дисциплин,

Ø основные законы физики и химии, применяемые при производстве продуктов из растительного сырья с привлечением химических и физико-химических методов анализа;

Ø фундаментальные разделы химии и физико-химических методов анализа для освоения процессов, происходящих при производстве продуктов питания из растительного сырья;

Ø основные этапы качественного химического анализа, теоретические основы и принципы количественного химического анализа;

Ø химические и инструментальные методы качественного и количественного анализа; методы количественного анализа (титриметрические, гравиметрические, метод градуировочного графика, добавок и т.д.);

Ø методики измерения физико-химических параметров модельных растворов при производстве продуктов из растительного сырья;

Ø способы измерения основных физико-химических показателей;

Ø назначение и устройство приборов инструментальных методов анализа;

Уметь:

Ø использовать в практической деятельности специализированные знания фундаментальных разделов аналитической химии;

Ø проводить расчеты концентрации растворов различных соединений;

Ø пользоваться аналитическими и техническими весами, мерной посудой, готовить и стандартизировать растворы, работать на приборах инструментальных методов анализа;

Ø проводить измерения с привлечением приборной техники;

Ø применять полученные знания и навыки для анализа модельных растворов.

Владеть

Ø методами определения концентраций веществ в растворах,

Ø навыками проведения количественного анализа химическими и физико-химическими методами с применением современной приборной техники и реализовать их для анализа модельных растворов.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.

Виды учебной работы Всего часов Семестр  
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия:  
Лекции  
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С)
Лабораторные работы (ЛР)  
и (или) другие виды аудиторных занятий  
Самостоятельная работа:  
Проработка конспекта лекций 17∙0,5=8,5
Изучение материала по учебникам 17∙1,0=17
Подготовка к коллоквиуму / 1: в т.ч. – проработка конспектов лекций – проработка разделов учебника   8 ч.л. х 0,5 = 4 13,1 п.л. х 1 = 13,1
Выполнение и оформление домашнего задания 9 с х 1 = 9
Оформление отчета по лабораторным работам 9∙2∙0,3=5,4
Форма итогового контроля - зачет  
Дисциплина входит в цикл ЕН

5 Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела (в дидактических единицах)
  Общие вопросы Предмет аналитической химии. Аналитические задачи. Основные характеристики методов определения. Виды химического анализа. Аналитический цикл и стадии анализа Пробоотбор и пробоподготовка (0,2 ЗЕ)
  Химические методы анализа Теоретические основы. Качественный анализ. Количественный анализ. Гравиметрические методы. Титриметрические методы (1 ЗЕ)
  Физико-химические и физические методы анализа Электрохимические методы анализа. Физические методы анализа. Спектральный анализ. Оптические методы (1 ЗЕ)
  Методы разделения и концентрирования. Хроматографические методы анализа. Хроматографические методы анализа. Методы разделения и концентрирования (0,8 ЗЕ)

 

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

  № п/п   Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ разделов дисциплины, необходимые для изучения последующих дисциплин
       
1. Физическая и коллоидная химия   + +  
2. Органическая химия   + +  
3. Методы исследования сырья и продуктов растительного происхождения / Комплексная оценка состава и свойств пищевых продуктов / Современные физико-химические методы анализа + + + +
4. Методы исследования свойств зернопродуктов и вторичного сырья перерабатывающих предприятий / Методы физико-химического контроля и анализа зерна и продуктов его переработки / Современные физико-химические методы анализа зернопродуктов + + + +
5. Биохимия +   +  
6. Биохимия продуктов брожения +   +  
7. Экология + + +  
8. Безопасность жизнедеятельности   + +  
9. Пищевая химия + + + +
10. Медико-биологические требования и санитарные нормы качества пищевых продуктов + + + +
11. Общая технология / Общая технология отрасли /Общая технология пищевых производств   + + +
12. Химико-технологический контроль на предприятиях отрасли + + + +
13. Метрология, стандартизация и сертификация + + + +

5.3 Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции, час ПЗ (или С), час ЛР, час
  Общие вопросы      
  Химические методы анализа      
  Физико-химические и физические методы анализа      
  Методы разделения и концентрирования. Хроматографические методы анализа.      

5.3.1 Лекции

№ п/п Наименование раздела дисциплины   Тематика лекционных занятий Трудоемкость, час
  Общие вопросы Предмет аналитической химии. Цели и особенности аналитической химии и аналитической службы. Аналитические задачи: обнаружение, идентификация, определение веществ. Фундаментальные разделы аналитической химии. Основные характеристики методов определения: чувствительность, предел обнаружения, диапазон определяемых содержаний, воспроизводимость, селективность. Выбор метода и схемы анализа. Пробоотбор и пробоподготовка. Основные операции перевода пробы в форму, удобную для анализа.  
  Химические методы анализа   Теоретические основы химических методов анализа. Кислотно-основное равновесие. Буферные системы. Качественный химический анализ. Основные понятия: аналитические реакции, дробный и систематический анализ, групповые реагенты.    
  Количественный химический анализ. Задачи количественного анализа. Химические методы количественного анализа. Закон эквивалентов, расчеты концентрации растворов различных соединений. Гравиметрические методы. Сущность, значение, достоинства и ограничения прямых и косвенных гравиметрических методов. Титриметрические методы. Сущность и классификация. Виды титрования (прямое, обратное, косвенное). Кривые титрования. Точка эквивалентности, конечная точка титрования.  
  Кислотно-основное титрование. Первичные стандартные растворы. Индикаторы. Окислительно-восстановительное титрование. Первичные и вторичные стандартные растворы. Индикаторы. Перманганатометрия, иодометря. Комплексометрическое титрование. Сущность. Использование аминополикарбоновых кислот в комплексонометрии. Важнейшие универсальные и специфические металлохромные индикаторы. Практическое применение. Осадительное титрование. Сущность. Кривые титрования. Методы индикации конечной точки титрования. Индикаторы.    
  Физико-химические и физические методы анализа   Общая характеристика инструментальных методов анализа. Классификация, преимущества, ограничения. Электрохимические методы. Основные процессы, протекающие на электродах в электрохимической ячейке. Классификация методов. Потенциометрия. Классификация электродов. Ионометрия: возможности метода и ограничения. Потенциометрическое титрование. Вольтамперометрия. Качественные и количественные характеристики вольтамперограмм. Прямые и косвенные вольтамперометрические методы.    
  Спектральные и оптические методы анализа. Теоретические основы. Классификация методов. Методы атомной оптической спектроскопии. Атомно-эмиссионная спектроскопия. Источники возбуждения атомов. Регистрация спектра. Физические и химические помехи. Методы молекулярной оптической спектроскопии. Основные законы светопоглощения и испускания. Рассеяние света. Спектрофотометрия. Способы определения концентрации веществ. Поляриметрия. Рефрактометрия. Принципы методов и области применения.  
    Методы разделения и концентрирования. Хроматографические методы анализа   Методы разделения и концентрирования. Хроматографические методы. Теоретические основы. Общие подходы к оптимизации процесса хроматографического разделения веществ. Классификация хроматографических методов. Газовая хроматография. Газо-адсорбционная хроматография. Газо-жидкостная хроматография. Сущность метода. Объекты исследования. Детекторы. Примеры применения. Ионообменная хроматография. Кинетика и селективность ионного обмена. Классификация ионитов. Примеры применения. Плоскостная хроматография. Сущность метода и области применения.    

 

 

5.3.3 Лабораторный практикум

№ п/п Наименование раздела дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость, час
  Химические методы анализа Правила работы, техника безопасности в химических лабораториях. Химическая посуда, подготовка посуды к работе. Способы приготовления растворов для титрования. Расчеты на приготовление растворов. Приготовление рабочего раствора гидроксида натрия.  
Приготовление стандартного раствора щавелевой кислоты по точной навеске. Тестовое задание «Химическая посуда. Приготовление растворов»  
Расчеты результатов анализа в титриметрических методах. Выбор индикатора. Алкалиметрия. Стандартизация рабочего раствора гидроксида натрия. Контрольная задача: определение массы уксусной кислоты в растворе.  
Комплексонометрия. Установление титра рабочего раствора комплексона III. Определение общей жесткости водопроводной, природной, минеральной воды.  
  Методы разделения и концентрирования Коллоквиум «Титриметрические методы анализа». Газовая хроматография. Анализ смеси спиртов.  
  Физико-химические методы анализа Фотоэлектроколориметрия. Определение Cu2+ в водном растворе.  
Поляриметрия. Определение сахарозы в водном растворе  
Потенциометрия. Определение массы соляной кислоты в растворе. Тестовое задание «Физико-химические методы анализа»  

 

5.3.2 Практические занятия (семинары) не предусмотрены

5.3.4 Занятия, проводимые в интерактивных формах обучения

№ п/п Наименование раздела дисциплины Вид занятий (лекции, практические, лабораторные) Вид интерактивной формы обучения Трудоемкость, час
  Химические методы анализа Лабораторное занятие 2 Обсуждение конкретных ситуаций по возможности приготовления рабочих и стандартных растворов точных концентраций для применения в титриметрических методах анализа. Индивидуальное приготовление стандартного раствора щавелевой кислоты и написание ТЗ (3-4 неделя).   Ситуационный анализ      
  Химические методы анализа Лабораторное занятие 3 Групповое обсуждение правильного выбора расчетных формул рН в растворах электролитов и умение их применять в титриметрических методах анализа при выборе индикаторов. Написание ТЗ (5-6 неделя).   Коллективное обсуждение    
  Физико-химические методы анализа. Лабораторное занятие 7 Обсуждение выбора метода количественного физико-химического анализа для определения предложенных преподавателем веществ, например: H2SO4, Na2SO4, CaSO4, BaCL2, FeSO4, C2H5OH, раствор сахарозы Написание ТЗ (15-17 неделя).   Коллективное обсуждение  

Текущий контроль

Проверка знаний в форме устных опросов, оценка за активное участие в деловых играх, принятие отчетов по лабораторным работам, оценка за тестовое задание

№ недели Тема   Вид контроля
3-4 Приготовление растворов. Расчет при приготовлении растворов и результатов анализа в титриметрии. Отчет по лабораторной работе, оценка за активность в интерактивном обсуждении, ТЗ
6-7 Протолитометрия. Редоксиметрия. Комплексонометрия. Отчет по лабораторным работам, оценка за активность в интерактивном обсуждении, ТЗ
10-11 Хроматографические методы анализа   Отчет по лабораторным работам
13-14 Спектральные и оптические методы анализа Отчет по лабораторным работам
  Электрохимические методы анализа Оптические, электрохимические, хроматографические методы анализа. Отчет по лабораторным работам. Оценка за активность в интерактивном обсуждении, ТЗ

Комплексное домашнее задание

(выдается студенту на 1 неделе обучения).

 

Для выполнения ДЗ нужен учебник:

Харитонов, Ю. Я. Аналитическая химия (аналитика): в 2 кн. – М.: Высш. шк., 2005.

Книга. 1: Общие теоретические основы. Качественный анализ.– 615 с.

Вопросы №№ 1-2 – общие, в скобках указаны страницы, где Вы можете найти соответствующую информацию. Вопрос № 4 – индивидуальный, Вам придется поразмышлять, возможно, будет необходима консультация лектора или преподавателя. Примерная схема ответа (выделена курсивом) на вопрос представлена после текста задания.

1. Приведите аналитические признаки веществ (с. 13). Аналитические реакции (с.13,18,20). Специфические (с. 18), селективные (с. 19), групповые (с. 19, 288) реагенты.

2. Систематический (12, 35) и дробный анализ (с. 11).

3. Составить обоснованную схему обнаружения ионов (катионы X,Y, анион Z) в растворе. Укажите последовательность и условия проведения определений. Составить уравнения соответствующих реакций.

Х Катион 1 группы Y Катион II (III) группы Z Анион
  NH4+   Ba2+   Cl
  Na+   Ca2+   CH3COO
  K+   Sr2+   NO3
  Mg2+   Fe2+   CO3 2–
  NH4+   Cr3+   SO42–
  Na+   Fe3+   Br
  K+   Mn2+   Cl
  Mg2+   Co2+   CH3COO
  NH4+   Ni2+   NO3
  Na+   Al3+   CO3 2–

Пример выполнения задания

Например, для анализа получена проба, содержащая ионы I, Ba2+ и Ca2+.

Отмечают, что иодиды бария и кальция хорошо растворимы в воде. По сероводородной классификации катионы Ba2+ и Ca2+ относятся к II аналитической группе (групповой реагент – (NH4)2CO3)

Общая схема анализа

1. Обнаружение иодид-иона.

2. Действие группового реагента на катионы II аналитической группы.

3. Центрифугирование, отделение осадка карбонатов и растворение его в растворе уксусной кислоты.

4. Открытие и осаждение катионов бария по реакции с дихроматом калия.

5. Отделение осадка и обнаружение катионов кальция по реакции с оксалатом аммония.

Последовательность выполнения операций

1. Дробный анализ.

В отдельной порции раствора обнаруживают анионы I.

2. Систематический анализ смеси.

К раствору добавляют аммонийный буферный раствор до рН 9,2 (контроль по универсальной индикаторной бумаге) и раствор (NH4)2CO3, осаждаются карбонаты кальция и бария:

Са2+ + CO32– → СаCO3↓,

Ва2+ + CO32– → ВаCO3↓.

Осадок отделяют центрифугированием, промывают дистиллированной водой и растворяют в уксусной кислоте:

МеCO3↓ + СН3СООН → (СН3СОО)2Ме + CO2↑ + Н2O.

К полученному раствору добавляют СН3СООNa (образуется ацетатная буферная смесь, рН = 5) и раствор K2Cr2O7, по выпадению ярко-желтого кристаллического осадка обнаруживают ионы Ва2+:

Ва2+ + Cr2O72+ → ВаCr2O7

Добавляют еще раствор K2Cr2O7, убеждаются, что все ионы бария удалены из раствора.

Смесь центрифугируют, осадок отделяют, к раствору центрифугата добавляют (NH4)2C2O4, по выпадению белого кристаллического осадка обнаруживают ионы кальция:

Са2+ + C2O42– → Са C2O4↓.

Справочные данные, необходимые для выполнения заданий 3-4 и решения задач, а также примеры их решения, варианты ответов на вопросы содержатся в учебном пособии [4].

Общая схема разделения катионов металлов наглядно представлена на с. 73 в учебнике:

Отто, М. Современные методы аналитической химии [Текст] / М.Отто.– М.:Техносфера, 2008.– 544 с.

КИМ для оценки домашнего задания

Параметр Баллы
Студент самостоятельно выполнил домашнее задание, дал полную схему качественного определения ионов, указал условия определения, ответил на все вопросы, допустил не более 1 ошибки в ответе  
Студент самостоятельно выполнил домашнее задание, дал полную схему качественного определения ионов, указал условия определения, ответил на вопросы, допустил более 1, но менее 3 ошибок  
Студент самостоятельно выполнил домашнее задание, дал схему качественного определения ионов, но допустил ошибки, ответил не на все вопросы, но в тех, на которые дал ответ не допустил ошибки  
Студент выполнил домашнее задание с ошибками, дал неполную схему качественного определения ионов, не ответил на вопросы, допустил более 5 ошибок  

Промежуточный контроль

№ недели Тема Вид контроля
  Химические методы анализа. К
  Домашнее задание ДЗ

 

Вопросы для промежуточной аттестации

Вопросы к коллоквиуму по химическим методам анализа

№ вопроса Текст вопроса
  Теория гомогенных равновесий. Кислотно-основное равновесия. Константы равновесия. Расчет рН в растворах кислот и оснований. Буферные системы. Расчет рН буферных растворов.
  Качественный химический анализ. Основные понятия: аналитические реакции, дробный и систематический анализ, групповые реагенты.
  Сущность титриметрического анализа. Требования, предъявляемые к реакциям, используемым в титриметрии. Стандартный раствор, титрант, титрование, точка эквивалентности, конечная точка титрования, индикатор, эквивалент, число и фактор эквивалентности, титр, титр стандартного раствора по определяемому веществу, массовая, молярная и молярная концентрация эквивалента.
  Стандартные растворы: приготовленные (первичные стандартные растворы) и установленные (вторичные стандартные растворы). Первичные стандартные (установочные вещества), фиксаналы.
  Классификация титриметрических методов по типу реакции титрования и по технике титрования. Вычисление результатов прямого, обратного титрования, титрования заместителя.
  Метод кислотно-основного титрования. Задачи, решаемые методом. Расчет и построение кривых титрования сильных кислот (оснований) стандартизированным раствором сильных оснований (кислот), слабых кислот (оснований) стандартизированным раствором сильных оснований (кислот).
  Скачок титрования; факторы, влияющие на величину скачка титрования.
  Кислотно-основные индикаторы. Ионно-хромофорная теория индикаторов. Основное уравнение теории индикаторов. Интервал перехода окраски индикатора. Характеристика фенолфталеина и метилового оранжевого. Принципы выбора индикатора.
  Общая характеристика и классификация методов окислительно-восстановительного титрования.
  Окислительно-восстановительные реакции. Окислительно-восстановительный потенциал: стандартный и формальный (реальный). Уравнение Нернста.
  Факторы, влияющие на величину окислительно-восстановительного потенциала
  Кривые окислительно-восстановительного титрования. Редокс-индикаторы.
  Характеристика методов окислительно-восстановительного титрования.
  Перманганатометрия. Рабочий раствор, приготовление, стандартизация, хранение. Определение восстановителей методом прямого титрования.
  Иодометрия. Стандартные растворы, приготовление, стандартизация, хранение. Условие проведения реакции иода с тиосульфатом натрия.
  Комплексиметрическое титрование. Металлохромные индикаторы и принцип их действия на примере индикатора эриохромового черного Т. Требования, предъявляемые к металлохромным индикаторам.
  Методы осадительного титрования. Аргентометрия. Определение галогенидов методом Мора. Роданидометрия. Метод Фольгарда.

Вариант тестового задания

Общие вопросы анализа. Гомогенные равновесия.

Химические методы анализа.

Текст контрольно-измерительных материалов
  Растворимость сульфата бария понизится при добавлении в насыщенный раствор– 1. H2O 3. KCl 2. H2SO4 4. KNO 3
  Укажите ошибку при подготовке бюретки к работе 1. Закрепили в штативе 2. Ополоснули анализируемым раствором 3. «Носик» бюретки заполнили титрантом 4. Объем титранта установили на нулевой отметке
  Титрант в кислотно-основном методе титрования (несколько вариантов) 1. Сильное основание 2. Сильная кислота 3. Слабая кислота 4. Сильный восстановитель 5. Комплексон ΙΙΙ
  Укажите вещества по точной навеске которых можно приготовить стандартный раствор: (несколько вариантов) 1. CH3COOH 2. NaOH 3. HCl 4. H2C2O4·2H2O 5. K2Cr2O7 6. MgSO4
  Рассчитайте молярную концентрацию эквивалента (моль/дм3) раствора щавелевой кислоты с титром 0,0045 г/см3. 1. 0,1 2. 0,05 2. 0,07 4. 0,04
  Для разбавления 20 см3 0,1 моль/дм3 раствора H2C2O4 в 10 раз следует взять мерную колбу вместимостью (см3): 1. 50 2. 100 3. 200 4. 1000
  Выберите титрант и индикатор для определения в растворе CH3COOH:  
Титрант Индикатор
  HCl   мурексид
  Na2Н2Y   фенолфталеин
  Na2B4O7   эриохромовый черный Т
  KOH   метиловый оранжевый
  AgNO3   дифениламен

 

  Формула вещества, 0,1 М раствор которого характеризуется наименьшим начениием рН, имеет вид 1. H2СO3 3. НCl 2. H2S 4. Nа2НРO4
  Значение рН 0,01 М раствора азотной кислоты (a = 1) равно…. 1. 1 2. 3 3. 0 4. 2
  Для нейтрализации 25 мл раствора гидроксида калия с молярной концентрацией эквивалентов 0,2 моль/л требуется _________ мл раствора серной кислоты с молярной концентрацией эквивалентов 0,1 моль/л (с точностью до точного значения). 1. 13 2. 50 2. 25 3. 100
  = 1,51 В. Восстановить в кислой среде (ответ поясните) может… 1. KbrO3; = 1,52 В 2. Na2C2O4; = 0,49 B 3. H2O2; = 0,77 B 4. Na2S4O8; = 2,0 B
  1. F2; -= 2,87 B
  При установлении молярной концентрации эквивалента рабочего раствора перманганата калия в колбу для титрования помещали 10 см3 щавелевой кислоты и ….
1. аммонийный буферный раствор.
2. раствор серной кислоты.
3. раствор серной кислоты, эриохромовый черный Т.
4. аммонийный буферный раствор, фенолфталеин.

 

  При титровании в редоксиметрии меняется … раствора
  1. pH
  2. Е
  3. pMe
  Продукты реакции FeSO4+KmnO4+H2SO4→ … Напишите уравнение реакции, расставьте коэффиц


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.216 (0.016 с.)