Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды несостоятельности и банкротства

Поиск

Явление финансовой несостоятельности предприятий присутствует в экономике любой страны с рыночной ориентацией отношений. Не ново оно и для отечественных предприятий. Страх и позор нечестивых и незадачливых предпринимателей оказаться в «долговой яме», а вслед за тем пожизненное общественное порицание всему их семейству выступали мощным средством защиты экономики царской России от кризиса по субъективным причинам.

Вновь институт несостоятельности (банкротства) был включен в российское право в 1992 г. Выступление любого предпринимателя в гражданском обороте связано с произведением расчетов между экономическими партнерами, а значит, и с риском невыполнения обязательств по ним в срок. Законодательство о банкротстве предусматривает необходимые меры, направленные на то, чтобы риск кредиторов оказался наименьшим. В правовых актах различают предприятие-должника, несостоятельное предприятие, неплатежеспособное предприятие и предприятие-банкрота, выделяя при этом простую и злостную несостоятельность.

Как известно, тот, кто взял в долг у кого-либо или должен кому-нибудь, именуется должником . Среди должников принято различать обычных и несостоятельных. Для первых характерна практическая (временная) неплатежеспособность , которая вызвана отсутствием или недостатком денежных средств для расчетов с кредиторами на момент наступления сроков платежей, из-за того, что должник, будучи кредитором в других правоотношениях, не получает удовлетворения своих требований. В этом случае обычному должнику его дебиторы должны больше, чем должен он сам, и поэтому он не может погасить кредиторскую задолженность и вынужден допускать просрочку своих платежей. Часто обычных должников именуют временно неплатежеспособными предприятиями , а экономическое явление несостоятельности — цепным банкротством . В этом случае на дебитора должника может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия-банкрота.

Несостоятельным должникам присуща абсолютная (хроническая) неплатежеспособность , когда при обычном ведении дела они не могут погасить срочные обязательства по причине недостатка имущества в своих активах.

Как же различить эти разновидности предприятий-должников?

Все существующие в законодательствах различных стран подходы к определению простой несостоятельности должника можно свести к двум вариантам, когда в основе признания должника банкротом предусматривается:

· принцип неплатежеспособности — исходя из анализа встречных денежных потоков;

· принцип неоплатности — исходя из соотношения активов и пассивов в балансе должника.

Новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. в качестве критерия несостоятельности предусматривает неплатежеспособность должника. При этом во внимание принимаются лишь денежные обязательства должника и его обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды . А величина соотношения общей суммы его кредиторской задолженности и стоимости имущества является свидетельством реальной возможности либо невозможности восстановить его платежеспособность. Что же касается физических лиц , то законом предусматривается как принцип неплатежеспособности, так и принцип неоплатности.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает разграничение всех должников на обычных и несостоятельных .

Не всякий несостоятельный должник именуется банкротом . К таковым относят тех, кто отказывается платить своим кредиторам вследствие разорения. Отсюда суть явления банкротства можно определить как несостоятельность, сопровождающуюся прекращением платежей по долговым обязательствам.

Следовательно, банкротство — уголовно-правовая сторона несостоятельности.

Вместе с тем в большинстве стран нормы, регулирующие уголовно-правовые вопросы, исключены из законодательства о несостоятельности и инкорпорированы в уголовные кодексы. Поэтому очень часто термины «несостоятельность» и «банкротство» употребляются как синонимы, в т. ч. и в российском законодательстве.

В зависимости от причин несостоятельности различают подложное и неосторожное банкротство . Неосторожная несостоятельность именуется также простым банкротством , а подложная — злостным .

Злостное банкротство возникает в условиях чрезмерной обремененности долгами, когда руководитель прячет, уничтожает составные части имущества, заключает рискованные спекулятивные и явно убыточные сделки, продает товары по заниженным ценам, скрывает права других лиц или признает заведомо вымышленные права. Иногда, как например, в германском законодательстве, в злостном банкротстве выделяют особо тяжкое. В последнем случае признаются действия виновного лица в корыстных интересах или сознательное создание для многих лиц угрозы разорения.

В российском законодательстве о банкротстве выделены следующие разновидности злостного банкротства:

· фиктивное банкротство — заведомо ложное объявление руководителем или собственником предприятия, а равно и индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся им платежей или скидки с долгов, а равно и неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб (ст. 197 УК РФ); в этом случае должник несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей заявления о банкротстве;

· преднамеренное банкротство — умышленное создание или увеличение неплатежеспособности предприятия, совершенное его руководителем или собственником, а равно и индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия путем заключения заведомо невыгодных сделок, некомпетентного ведения дел, принятия на себя чужих долгов в качестве поручителя и иных действий, ведущих к невозможности удовлетворить требования кредиторов. В этом случае при недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов на учредителя-должника или иных виновных лиц может возлагаться субсидиарная ответственность по обязательствам должника, а руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности и/или дисквалифицирован.

При простом банкротстве должник по собственной небрежности не предполагает о приближении банкротства и легкомысленно вызывает его своими действиями.

В Федеральном законе РФ «О несостоятельности (банкротстве)» под банкротством (несостоятельностью ) предприятий понимается «признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» (гл. 1, ст. 2). Со дня официального объявления банкротом должник теряет право самостоятельно управлять и распоряжаться своим имуществом.

Признаки банкротства:

1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и/или обязанность не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и/или обязанность не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Законом установлены специальные признаки банкротства стратегических предприятий и организаций (6 месяцев), субъектов естественных монополий (6 месяцев), кредитных организаций (1 месяц).

3. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику-юридическому лицу составляют не менее 100 тыс. рублей, к должнику-гражданину — не менее 10 тыс. рублей, а также имеются указанные выше признаки банкротства.

Кроме того, банкротство характеризуется невозможностью продолжать производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятия из-за отсутствия средств.

3.2.

Профилактика банкротства

К профилактическим мерам, предупреждающим наступление кризисного состояния у предприятий, относятся антикризисные процедуры по улучшению правовых, экономических, социальных и иных условий внешней среды предприятий, стимулирующих их деятельность в направлении, важном и полезном для социально-экономического развития региона и страны в целом. Суть профилактических мер сводится к созданию поощрительных и запретительных стимулов по отношению к деятельности предприятий.

Популярные профилактические меры по антикризисному регулированию :

1. Консультирование предпринимателей и менеджеров по вопросам законодательства о банкротстве .

2. Создание специализированных компаний по антикризисному управлению .

3. Обеспечение условий для инновационной деятельности предприятий, а именно:

o осуществление институциональных преобразований;

o разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения;

o развитие инфраструктуры инновационного процесса;

o защита интеллектуальной собственности в инновационной сфере, вовлечение ее в оборот;

o создание доступного информационного банка о достижениях научно-технического прогресса;

o обеспечение доступа предприятий к результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

o продажа или передача на взаимовыгодных условиях пустующих объектов и объектов незавершенного строительства;

o стимулирование спроса у отечественных производителей на конкурентоспособные технологии;

o лоббирование возможностей экспорта результатов инновационной деятельности;

o формирование региональных фондов перспективных проектов.

4. Формирование библиотеки инвестиционных проектов региона, предназначенной для посещаемых регион инвесторов , повышение инвестиционной привлекательности региона, подготовка предприятий к взаимодействию с потенциальными инвесторами.

5. Льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики.

6. Совершенствование законодательства и усиление контроля его выполнения.

7. Предоставление гарантий при финансировании, а также прямое бюджетное финансирование проектов.

8. Приоритетное предоставление недвижимой собственности и земельных участков в пользование предпринимателям.

9. Анализ рыночной конъюнктуры на перспективу.

10. Создание условий для добросовестной конкуренции .

11. Целевая переподготовка персонала с целью воспитания профессиональных управленцев на всех уровнях хозяйствования.

12. Формирование инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства.

13. Выделение и стимулирование приоритетных видов деятельности.

14. Налоговые льготы , упрощение порядка расчетов по налогам для малых предприятий.

15. Предоставление права первоочередного выкупа арендуемых объектов недвижимости с учетом вложенных в них средств.

3.3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.226 (0.01 с.)