Критерии оценивания личностных универсальных действий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценивания личностных универсальных действий




Таблица 1


 

 

 

Личностные универсальные действия Основные критерии оценивания Типовые диагностические задачи для учащихся
6,5—7 лет 9—10 лет
       
Самоопределение
Внутренняя позиция школьника — положительное отношение к школе; — чувство необходимости учения; — предпочтение уроков «школьного» типа уро­кам «дошкольного» типа; — адекватное содержательное представление о школе; — предпочтение классных коллективных заня­тий индивидуальным занятиям дома; — предпочтение социального способа оценки своих знаний — отметки — дошкольным спо­собам поощрения (сладости, подарки) Методика «Бесе­да о школе» (модифицирован­ный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)  
Самооценка — когнитивный компонент (дифференцирован-ность, рефлексив­ность); — регулятивный компонент Когнитивный компонент: широта диапазона оценок; — обобщенность категорий оценок; — представленность в Я-концепции социаль­ной роли ученика; — рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;   Методика «Кто Я?» (М. Кун). Методика «Хороший ученик»

Продолжение

 

       
Самоопределение
  — осознание своих возможностей в учении на    
  основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;    
  — осознание необходимости самосовершен-    
  ствования на основе сравнения «Я» и «хоро-    
  ший ученик».    
  Регулятивный компонент:   Методика
  — способность адекватно судить о причинах   каузальной
  своего успеха/неуспеха в учении, связывая   атрибуции ус-
  успех с усилиями, трудолюбием, старанием   пеха/неуспеха
Смыслообразование
Мотивация — сформированность познавательных мотивов; «Незавершенная Шкала выра-
учебной — интерес к новому; сказка». женности
деятельности — интерес к способу решения и общему спо- «Беседа о школе» учебно-позна-
  собу действия; (модифицирован- вательного
  — сформированность социальных мотивов; ный вариант интереса (по
  — стремление выполнять социально значимую Т. А. Нежновой, Г. Ю. Ксен-
  и социально оцениваемую деятельность, быть Д. Б. Эльконина, зовой).
  полезным обществу; А. Л. Венгера) Опросник
  — сформированность учебных мотивов;   мотивации
  — стремление к самоизменению — приобрете-    
  нию новых знаний и умений;    
  — установление связи между учением и буду-    
  щей профессиональной деятельностью    

физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

6. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих
родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает:
«...?» Подумай, о чем он тебя может спросить.

7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и
учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня
очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу.
Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или
пятерку в журнал».

Критерии оценивания:

1. Положительное отношение к школе, чувство необходи­
мости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения
школы продолжает стремиться к занятиям специфически
школьного содержания.

2. Проявление особого интереса к новому, собственно
школьному содержанию занятий, что выражается в пред­
почтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного»
типа.

3. Предпочтение классных коллективных занятий индиви­
дуальным занятиям дома, социального способа оценки своих
знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сла­
дости, подарки) (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, 1988).

Уровни оценивания:

0. Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.

1. Положительное отношение к школе при отсутствии
ориентации на содержание школьно-учебной действительнос­
ти (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пой­
ти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

2. Возникновение ориентации на содержательные моменты
школьной действительности и образец «хорошего ученика», но
при сохранении приоритета социальных аспектов школьного
образа жизни по сравнению с учебными аспектами.

3. Сочетание ориентации на социальные и собственно
учебные аспекты школьной жизни.

Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»

Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, устанавливающее значимость позна­вательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие — умение задавать вопрос.


Возраст: 6,5—8 лет.

Метод оценивания: чтение незавершенной сказки в ин­дивидуальном обследовании.

Описание задания: ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ему вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»

Критерии оценивания:

1. Интерес к сказке и инициатива, направленная на то,
чтобы взрослый продолжил чтение сказки.

2. Адекватность высказывания, направленного на то, что­
бы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: ребенок не проявляет интереса к чте­
нию сказки, не задает вопросов.

2. Средний уровень: ребенок проявляет интерес к сказке,
но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после до­
полнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончи­
лась сказка; с интересом выслушивает развязку.

3. Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный ин­
терес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, что­
бы взрослый дочитал сказку до конца.

Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна)

Цель: выявление сформированности Я-концепции и само­отношения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 9—10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос. Описание задания: каждому учащемуся предлагается на­писать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?».

Критерии оценивания:

1. Дифференцированность — количество категорий (соци­
альные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочте­
ния; личностные свойства, оценочные суждения).

2. Обобщенность — степень обобщенности суждений-
характеристик «Я».

3. Самоотношение — соотношение положительных и от­
рицательных оценочных суждений.


Уровни оценивания:

Дифференцированность

1. 1—2 определения, относящиеся к 1-й, 2-й категориям.

2. 3—5 определений, преимущественно относящихся ко
2-й, 3-й категориям (социальные роли, интересы, предпоч­
тения).

3. От 6 определений и более, включая более 4 категорий,
в том числе характеристику личностных свойств.

• Обобщенность

1. Учащиеся называют конкретные действия (я учусь в
школе), свои интересы.

2. Совмещение категорий 1-й и 3-й.

3. Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик),
обобщенные личностные качества (сильный, смелый).

• Самоотношение

1. Преобладание отрицательных оценочных суждений о се­
бе или одинаковое количество отрицательных и положитель­
ных суждений (низкое самопринятие или отвержение).

2. Незначительное преобладание положительных суждений
или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или
недостаточно позитивное самоотношение).

3. Преобладание положительных суждений (положитель­
ное самопринятие).

Рефлексивная самооценка учебной деятельности

Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников в учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: личност­ное действие самоопределения в отношении эталона социаль­ной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценива­ния своей учебной деятельности.

Возраст: 10,5—11 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос. Описание задания: учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы:

1. Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учени­
ком? Назови качества хорошего ученика.

2. Можно ли тебя назвать хорошим учеником?

3. Чем ты отличаешься от хорошего ученика?

4. Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про
себя: «Я — хороший ученик»?

Критерии оценивания:

адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положи­тельные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению).


Уровни рефлексивной самооценки школьника:

1. Называет только одну сферу школьной жизни.

2. Называет две сферы школьной жизни.

3. Называет более двух сфер школьной жизни; дает адек­
ватное определение отличий «Я» от «хорошего ученика».

Уровни оценивания:

1. Называет только успеваемость.

2. Называет успеваемость и поведение.

3. Дает характеристику по нескольким сферам; дает адек­
ватное определение задач саморазвития, решение которых не­
обходимо для реализации требований роли «хороший ученик»:

1 — нет ответа, 2 — называет достижения, 3 — указывает на необходимость самоизменения и саморазвития.

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой)

Цель: определение уровня сформированности учебно-по­знавательного интереса школьника.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.

Возраст: 7—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальный опрос учителя.

Описание задания: методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отно­шение школьника к учебным задачам и выраженность его учебно-познавательного интереса. Учителю необходимо отме­тить наиболее характерные особенности поведения каждого ученика при решении учебных задач (см. табл.2).

Таблица 2 Оценка уровня учебно-познавательного интереса

 

Уровень интереса Критерий оценки поведения Дополнительный диагностический признак
     
1. Отсутствие интереса Интерес практиче­ски не обнаружива­ется. Исключение составляет реакция на яркий, смешной, забавный материал Безразличное или негативное отноше­ние к решению лю­бых учебных задач. Более охотно вы­полняет привычные действия, чем осва­ивает новые

Продолжение

 

     
2. Реакция на новизну Интерес возникает лишь к новому ма­териалу, касающе­муся конкретных фактов, но не тео­рии Оживляется, задает вопросы о новом фактическом мате­риале, включается в выполнение зада­ния, связанного с ним, но длительной устойчивой актив­ности не проявляет
3. Любопытство Интерес возникает к новому материа­лу, но не к спосо­бам решения Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в вы­полнение задания, но интерес быстро иссякает
4. Ситуативный учебный интерес Интерес возникает к способам реше­ния новой частной единичной задачи (но не к системам задач) Включается в про­цесс решения зада­чи, пытается само­стоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после реше­ния задачи интерес исчерпывается
5. Устойчивый учебно-познаватель­ный интерес Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пре­делы изучаемого материала Охотно включается в процесс выполне­ния заданий, рабо­тает длительно и устойчиво, прини­мает предложения найти новые приме­нения найденному способу
6. Обобщенный учебно-познаватель­ный интерес Интерес возникает независимо от внешних требова­ний и выходит за рамки изучаемого материала. Ориен­тируется на общие способы решения системы задач Интерес — посто­янная характерис­тика, проявляется выраженное твор­ческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Име­ется мотивирован­ная избиратель­ность интересов

Уровень 1 может быть квалифицирован как несформирован-ность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 — как низкий познавательный интерес; уровень 4 — удовлетворитель­ный; уровень 5 — высокий; уровень 6 — очень высокий.

Опросник мотивации

Цель: выявление мотивационных предпочтений школьни­ков в учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника.

Возраст: 8—10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал: 1 — отметка; 2 — социальная моти­вация одобрения — требования авторитетных лиц (стрем­ление заслужить одобрение или избежать наказания); 3 — познавательная мотивация; 4 — учебная мотивация; 5 — со­циальная мотивация — широкие социальные мотивы; 6 — мотивация самоопределения в социальном аспекте; 7 — праг­матическая внешняя утилитарная мотивация; 8 — социальная мотивация — позиционный мотив; 9 — отрицательное отно­шение к учению и школе.

Ниже приведены высказывания учащихся, соответствую­щие каждой из перечисленных шкал.

1. Отметка:

— чтобы быть отличником,

— чтобы хорошо закончить школу,

— чтобы получать хорошие отметки.

2. Социальная мотивация одобрения — требования авто­
ритетных лиц:

— чтобы родители не ругали,

— потому что этого требуют учителя,

— чтобы сделать родителям приятное.

3. Познавательная мотивация:

— потому что учиться интересно,

— потому что на уроках я узнаю много нового,

— потому что в школе я получаю ответы на интересу­
ющие меня вопросы.

4. Учебная мотивация:

— чтобы получить знания,

— чтобы развивать ум и способности,

— чтобы стать образованным человеком.

5. Социальная мотивация — широкие социальные мотивы:

— чтобы в будущем приносить людям пользу,


— потому что хорошо учиться — долг каждого ученика
перед обществом,

— потому что учение — самое важное и нужное дело в
моей жизни.

6. Мотивация самоопределения в социальном аспекте:

— чтобы продолжить образование,

— чтобы получить интересную профессию,

— чтобы в будущем найти хорошую работу.

7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация:

— чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать,

— чтобы получить подарок за хорошую учебу,

— чтобы меня хвалили.

8. Социальная мотивация — позиционный мотив:

— чтобы одноклассники уважали,

— потому что у нас в школе хорошие учителя и я хо­
чу, чтобы меня уважали,

— потому что не хочу быть в классе последним.

9. Негативное отношение к учению и школе:

— мне не хочется учиться,

— я не люблю учиться,

— мне не нравится учиться.

Ученик должен внимательно прочитать приведенные ниже высказывания своих сверстников о том, зачем и для чего они учатся. Затем ответить, что он может сказать о себе, о своем отношении к учебе. С некоторыми из этих утверждений он мо­жет согласиться, с некоторыми нет. Учащийся должен оценить степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале: 4 балла — совершенно согласен; 3 — скорее согласен; 2 — скорее не согласен, чем согласен; 1 — не согласен.

1. Я учусь, чтобы быть отличником.

2. Я учусь, чтобы родители не ругали.

3. Я учусь, потому что учиться интересно.

4. Я учусь, чтобы получить знания.

5. Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу.

6. Я учусь, чтобы потом продолжить образование.

7. Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать.

8. Я учусь, чтобы одноклассники уважали.

9. Я не хочу учиться.

 

10. Я учусь, чтобы хорошо закончить школу.

11. Я учусь, потому что этого требуют учителя.

12. Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового.

13. Я учусь, чтобы развивать ум и способности.

14. Я учусь, потому что хорошо учиться — долг каждого
ученика перед обществом.

15. Я учусь, чтобы получить интересную профессию.

16. Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу.

17. Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и
я хочу, чтобы меня уважали.


18. Я не люблю учиться.

19. Я учусь, чтобы получать хорошие отметки.

20. Я учусь, чтобы сделать родителям приятное.

21. Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на ин­
тересующие меня вопросы.

22. Я учусь, чтобы стать образованным человеком.

23. Я учусь, потому что учение — самое важное и нужное
дело в моей жизни.

24. Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу.

25. Я учусь, чтобы меня хвалили.

26. Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним.

27. Мне не нравится учиться.

Обработка результатов: подсчитывается количество бал­лов, набранных по каждой шкале. Строится профиль мотива-ционной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.

Критерии оценивания: Интегративные шкалы:

• учебно-познавательная — суммируются баллы по шкалам
(3 — познавательная + 4 — учебная);

• социальная — суммируются баллы по шкалам (5 — ши­
рокие социальные мотивы + 6 — мотивация самоопределения
в социальном аспекте);

• внешняя мотивация — суммируются баллы по шкалам (1
— отметка + 7 — прагматическая);

• социальная — стремление к одобрению — суммируются
баллы по шкалам (2 — требования авторитетных лиц +8 —
социальная мотивация — позиционный мотив);

• негативное отношение к школе — 9.
Уровни оценивания:

0. Пик на шкале «негативное отношение к школе».

1. Пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная —
одобрение).

2. Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-по­
знавательная и социальная шкалы.

3. Пики учебно-познавательной и социальной мотивации.
Низкие показатели негативного отношения к школе.

Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха

(Рефлексивная оценкакаузальная атрибуция неуспеха)

Цель: выявление адекватности понимания учащимся при­чин успеха/неуспеха в деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: личност­ное действие самооценивания (самоопределения), регулятив­ное действие оценивания результата учебной деятельности.


Вариант 1

Возраст: 6,5—7 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: учитель задает вопросы, ребенок отве­чает.

Вопрос. Бывает так, что ты рисуешь, лепишь или скла­дываешь конструктор и у тебя не получается?»

При утвердительном ответе задается второй вопрос: «А как ты думаешь, почему у тебя не всегда получается?»

При отрицательном ответе можно сделать вывод о низкой рефлексии или некритичной самооценке.

Вопрос. Какие задания ты любишь — трудные или легкие?

При ответе «У меня всегда получается» опрос прекраща­ется.

Критерии оценивания:

1. Собственные усилия — не старался, бросил, надо учить­
ся, надо попросить, чтобы объяснили, помогли и пр.

2. Объективная сложность задания — очень трудная, слож­
ная, не для детей, для более старших и т. д.

3. Способности — не умею, у меня всегда не получается.

4. Везение — просто не получилось, потом (в другой раз)
получится, не знаю почему, случайно.

Уровни оценивания:

1. Ребенок ссылается на способности, везение.

2. Ссылается на объективную трудность и на недостаточ­
ность усилий.

3. Ссылается на недостаточность усилий.

Вариант 2

Возраст: 9—10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: учащимся предлагается заполнить все пункты анкеты, включающей следующие шкалы: собственные усилия, способности, везение и объективная сложность за­дачи.

Критерии оценивания:

1. Собственные усилия:

— мало стараюсь/очень стараюсь,

— плохо подготовился к контрольной работе/много рабо­
тал, хорошо подготовился,

— не выучил (плохо выучил) урок/хорошо выучил урок.

2. Объективная сложность задания:

— задание было слишком сложным/легким,

— таких заданий раньше мы не делали/раньше нам объ­
ясняли, как выполнять такие задания,


— было слишком мало времени на такое задание/времени
было вполне достаточно.

3. Способности:

— плохо понимаю объяснения учителя/понимаю объясне­
ния учителя быстрее многих одноклассников,

— мне трудно/легко на уроках,

— я не успеваю делать все так быстро, как остальные уче­
ники/я делаю все намного быстрее, чем другие одноклассники.

4. Везение:

— мне просто не повезло/повезло,

— учительница строгая/добрая,

— все списывали, а мне не удалось списать/удалось списать.

Анкета

1. Оцени, пожалуйста, уровень своей успешности в шко­
ле. Выбери один из предложенных вариантов и отметь его:

— очень высокий,

— достаточно высокий,

— средний,

— ниже среднего,

— низкий,

— по одним предметам высокий, по другим — средний и
низкий.

2. Бывает так, что ты не справляешься с контрольной ра­
ботой или с ответом у доски и получаешь совсем не ту оцен­
ку, на которую рассчитывал.

Ниже приведены возможные причины неуспеха. Оцени, пожалуйста, насколько эти причины подходят к твоему слу­чаю. Если ты считаешь, что твой неуспех связан именно с этой причиной, ставь около нее 2 балла. Если ты считаешь, что это обстоятельство повлияло незначительно, ставь 1 балл. Если ты считаешь, что эта причина вообще не имеет ника­кого отношения к твоему неуспеху, то ставь 0 баллов.

Если у меня что-то не получается в школе, то это потому, что я:

1. Мало стараюсь.

2. Плохо понимаю объяснения учителя.

3. Задание было слишком сложным.

4. Мне просто не повезло.

5. Плохо подготовился к контрольной работе/много ра­
ботал, хорошо подготовился.

6. Мне трудно на уроках.

7. Таких заданий раньше мы не делали.

8. Учительница строгая.

9. Не выучил (плохо выучил) урок/хорошо выучил урок.
10. Не успеваю делать так же быстро, как остальные уче­
ники.

И. Было слишком мало времени на такое трудное задание.


12. Все списывали, а мне не удалось списать.

Если у меня все получается в школе, то это потому, что я:

1. Много работал, хорошо подготовился.

2. Мне легко на уроках.

3. Задание было легким.

4. Учительница добрая.

5. Очень стараюсь.

6. Понимаю объяснения учителя быстрее многих одно­
классников.

7. Раньше нам объясняли, как выполнить такое задание.

8. Мне повезло.

9. Хорошо выучил урок.

 

10. Я делаю все намного быстрее, чем другие ученики.

11. Времени было вполне достаточно.

12. Мне подсказали.

Обработка результатов: подсчитывается количество бал­лов, набранных по каждой шкале: «Собственные усилия», «Способности», «Объективная сложность задания» и «Везе­ние» — для объяснения причин успеха/неуспеха. Соотноше­ние баллов дает представление о преобладающем типе казу­альной атрибуции.

Уровни оценивания:

1. Преобладание атрибуции «Везение».

2. Ориентация на атрибуции «Способности», «Объектив­
ная сложность задания».

3. Ориентация на атрибуцию «Собственные усилия».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.135 с.)