Критерии оценки коммуникативного компонента универсальных учебных действий детей 6,5—7 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценки коммуникативного компонента универсальных учебных действий детей 6,5—7 лет




 


Базовые виды коммуникативных

Универсальных учебных действий


Общий уровень развития общения (пред­посылки формирования)


Основные критерии оценивания


Типовые задачи


 


1. Коммуникация как вза­имодействие (интерак­ция).

Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собесед­ника либо партнера по де­ятельности (интеллекту­альный аспект коммуни­кации).

Преодоление эгоцентриз­ма в пространственных и межличностных отноше­ниях


 

— потребность в общениисо взрослыми и сверстниками;

— владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

— эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

— ориентация на партнера по общению;

— умение слушать собеседника


 

— понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

— ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения;

— понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание от носительности оценок или подходов к выбору;

— учет разных мнений и умение обосновать собственное


Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже).

Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и ДР-)


 


2. Коммуникация как ко­операция. Коммуникативные


 

— умение договариваться,
находить общее решение;

— умение аргументировать


Задание «Рукавич-


действия, направленные на кооперацию, т. е. согласо­вание усилий по достиже­нию общей цели, органи­зации и осуществлению совместной деятельности


свое предложение, убеж­дать и уступать;

— способность сохранять
доброжелательное отноше­
ние друг к другу в ситуа­
ции конфликта интересов;

— взаимоконтроль и взаи­
мопомощь по ходу выпол­
нения задания


ки» (Г.А. Цукер-ман)


 


3. Коммуникация как ус­ловие интериоризации. Речевые действия, служа­щие средством коммуни­кации (передачи информа­ции другим людям), спо­собствуют осознанию и ус­воению отображаемого со­держания


 

— рефлексия своих
действий как достаточно
полное отображение пред­
метного содержания и ус­
ловий осуществляемых
действий;

— способность строить по­
нятные для партнера вы­
сказывания, учитывающие,
что он знает и видит, а что
нет;

— умение с помощью воп­
росов получать необходи­
мые сведения от партнера
по деятельности


Задание «Дорога к дому» (моди­фицированный вариант)


I I4-*

ki


(Ж. Пиаже)

Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Оцениваемые универсальные учебные действия: комму­никативные действия. Возраст: 6,5—7 лет. Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.

Задания

1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне
свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.

2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую.
Покажи мне мою левую ногу. Правую.

Вариант. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку сто­ящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.

3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: мо­
нета с левой стороны от карандаша по отношению к ребен­
ку. Карандаш слева или справа? А монета?

4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой
руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или
в правой руке? А карандаш?

Критерии оценивания:

— понимание возможности различных позиций и точек
зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от
собственной;

— соотнесение характеристик или признаков предметов с
особенностями точки зрения наблюдателя, координация раз­
ных пространственных позиций.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех
четырех заданиях;

2. Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и
3-м заданиях; ребенок правильно определяет стороны отно­
сительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.

3. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет
правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого чело­
века.

Методика «Кто прав?»


(методика Г.А. Цукерман и др.)

Цель: выявление сформированности действий, направлен­ных на учет позиции собеседника (партнера).

Оцениваемые универсальные учебные действия: комму­никативные действия.

Возраст: 8—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком. Описание задания: ребенку дают по очереди текст трех заданий и задают вопросы.

Текст 1

Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?

Текст 2

После школы три подруги решили готовить уроки вместе.

— Сначала решим задачи по математике, — сказала На­
таша.

— Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, —
предложила Катя.

— А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, —
возразила Ира.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясни­ла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?

Текст 3

Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения.

— Давай купим ему это лото, — предложила Лена.

— Нет, лучше подарить самокат, — возразила Аня.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясни­ла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? Что бы ты предложил подарить? Почему?

Критерии оценивания:

— понимание возможности различных позиций и точек
зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции
других людей, отличные от собственной;

— понимание возможности разных оснований для оценки


одного и того же предмета, понимание относительности оце­нок или подходов к выбору;

— учет разных мнений и умение обосновать собственное;

— учет разных потребностей и интересов.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность
разных оснований для оценки одного и того же предмета
(например, изображенного персонажа и качества самого ри­
сунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответствен­
но исключает возможность разных точек зрения; ребенок
принимает сторону одного из персонажей, считая иную по­
зицию однозначно неправильной.

2. Средний уровень: частично правильный ответ — ребе­
нок понимает возможность разных подходов к оценке пред­
мета или ситуации и допускает, что разные мнения по-свое­
му справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои
ответы.

3. Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание
относительности оценок и подходов к выбору, учитывает раз­
личие позиций персонажей и может высказать и обосновать
свое мнение.

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществле­ния сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: комму­никативные действия.

Возраст: 6,5—7 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием уча­щихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждо­му по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться меж­ду собой, какой узор они будут рисовать.

Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые набо­ры цветных карандашей.

Критерии оценивания:

— продуктивность совместной деятельности оценивается
по степени сходства узоров на рукавичках;

— умение детей договариваться, приходить к общему ре-


шению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности:
замечают ли дети друг у друга отступления от первоначаль­
ного замысла, как на них реагируют;

— взаимопомощь по ходу рисования;

— эмоциональное отношение к совместной деятельности:
позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтраль­
ное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости)
или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровени оценивания:

1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия
или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или
не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.

2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные
признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но
имеются и заметные различия.

3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым
или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возмож­
ный вариант узора; приходят к согласию относительно спо­
соба раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия
и координируют их, строя совместное действие; следят за ре­
ализацией принятого замысла.

Задание «Дорога к дому»

(модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)

Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержа­ния и условий деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: комму­никативно-речевые действия.

Возраст: 8—10 лет.

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.

Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому (рис. 6, а), другому — карточку с ориентирами-точками (рис. 6, б). Пер­вый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старает­ся провести линию — дорогу к дому — по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения за­дания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. 6, в).


 

 

 


Рис. 6

Критерии оценивания:

— продуктивность совместной деятельности оценивается
по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;

— способность строить понятные для партнера высказы­
вания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в дан­
ном случае достаточно точно, последовательно и полно ука­
зать ориентиры траектории дороги;

— умение задавать вопросы, чтобы с их помощью полу­
чить необходимые сведения от партнера по деятельности;

— способы взаимного контроля по ходу выполнения дея­
тельности и взаимопомощи;

— эмоциональное отношение к совместной деятельности:
позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейт­
ральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимос­
ти), негативное.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: узоры не построены или непохожи на
образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или
формулируются непонятно; вопросы не по существу или фор­
мулируются непонятно для партнера.

2. Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство
узоров с образцами; указания отражают часть необходимых
ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и
позволяют получить недостающую информацию лишь отчас­
ти; достигается частичное взаимопонимание.

3. Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в про­
цессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и
обмениваются необходимой и достаточной информацией для
построения узоров, в частности указывают номера рядов и
столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по
собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную
дорогу) с образцом.


 

аэ Ь as ° Si Ж Si 0зе ЬЗ

JE ° 0 ° 0 3£Е °S

Связь универсальных учебных действий с учебными предметами

Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных — в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» — в отношении ценно­стно-смыслового, личностного, познавательного и комму­никативного развития учащихся. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Проектирование образовательно-воспитательной программы начального образования должно быть согласовано с программой развития универсальных учебных действий. При отборе и структурировании содержания образования, выборе конкретных методов и форм обучения должны учитываться цели формирования конкретных видов универсальных учеб­ных действий. Успешность их развития решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предме­тов, а именно от ориентации на сущностные знания в опре­деленных предметных областях.

Формирование универсальных учебных действий создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей.

Литературное чтение. Требования к результатам изучения этого предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных — с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации.

Литературное чтение — осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нрав-


ственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. В начальной школе важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное чтение.

Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

— смыслообразования через прослеживание «судьбы ге­
роя» (П.Я. Гальперин) и ориентацию учащегося в системе
личностных смыслов;

— самоопределения и самопознания на основе сравнения
«Я» с героями литературных произведений посредством эмо­
ционально-действенной идентификации;

— основ гражданской идентичности путем знакомства с
героическим историческим прошлым России и переживания
гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и дос­
тижениям ее граждан;

— эстетических ценностей и на их основе эстетических
критериев;

— действия нравственно-этического оценивания через вы­
явление морального содержания и нравственного значения
действий персонажей;

— эмоционально-личностной децентрации на основе
отождествления себя с героями произведения, соотнесения и
сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

— умения понимать контекстную речь на основе воссоз­
дания картины событий и поступков персонажей;

— умения произвольно и выразительно строить контек­
стную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слу­
шателя;

— умения устанавливать логическую причинно-следствен­
ную связь событий и действий героев произведения;

— умения строить план с выделением существенной и до­
полнительной информации.

Математика. В начальной школе этот предмет являет­ся основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символичес­кие, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, пере­вод с одного языка на другой, моделирование, дифференци­ация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универ­сального учебного действия.

Необходимо отметить, что в современной учебной литера-


туре для начальной школы содержатся варианты заданий на отработку отдельных компонентов приема решения задач. Так, есть задания на анализ текстов, в частности требующих применения различных типов логического анализа по работе над текстом задачи.

В задачах с неполными условиями дети на основе своего житейского опыта должны ввести недостающую информацию. Например: «Сколько лап у трех жуков?»

Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются знания об арифметических действиях, компо­нентах действий и их отношениях. Например: «На рисунке изображены четыре одинаковые коробки с цветными каран­дашами. Одна коробка раскрыта, и видно количество находя­щихся в ней карандашей. Необходимо по рисунку составить задачу, которая решается с помощью умножения». Во многих учебниках математики имеются задания по переводу вербаль-но заданного текста на язык графики и обратные задания (по рисункам или схемам надо составить задачи или примеры).

Примером может послужить задание из учебника «Мате­матика» для 1 класса авторов Г.В. Дорофеева и Т.Н. Мира-ковой (рис. 7).

Формирование моделирования как универсального учеб­ного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов начальной школы. Моделирование вклю­чает в свой состав знаково-символические действия: замеще­ние, кодирование, декодирование. С их освоения и должно начинаться овладение моделированием. Кроме того, учащий­ся должен осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необхо­димых как для обучения, так и для его социализации. Преж­де чем овладеть этими системами, ребенок должен принять идею означивания и понять ее на произвольно созданной символике. В настоящее время учебники используют про­извольную символику с разными функциональными нагруз­ками.

Практически во всех учебниках для начальной школы, на­чиная с 1 класса, вводится символика для обозначения форм работы (выполни индивидуально, в парах, коллективно); фор-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.180.255 (0.046 с.)