Понятие управление, управленческий цикл. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие управление, управленческий цикл.



Управление - процесс информационного воздействия управляющей системы на исполнительную (управляемую). Конкретная природа управляющих и исполнительных систем может быть различной, но принципиальная схема процессов управления оказывается одинаковой: субъект управления – информационное воздействие – объект управления – обратная связь.

С позиции кибернетики как науки об общих законах управления на рис.1.1. представлен типовой, или универсальный, контур управления.

Субъект управления
Объект управления
системный подход
внешняя среда
ситуативный подход
внутренняя среда

 


Рис. 1.1. Кибернетический контур управления

Управляемая и управляющая подсистемы. Субъект и объект управления

 

Субъект управления – орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие. В связи с эти одна и та же структура организации может быть и объектом и субъектом управления. Субъекты управления: руководитель; группа лиц; организация; подразделение, осуществляющее управление; общее собрание работников

Объект управления – это службы, кадры управления, выполняющие определенные функции с помощью различных методов и технических средств на основе информации: часть окружающей среды; персонал фирмы, на которую направлены конкретные управленческие процессы; отдельная структура организации либо организация в целом, на которую направлено управляющее действие; инновации; качество продукции; объем производства; уровень рентабельности и т.д.

Управление характеризуется наличием управляющей и управляемой подсистемами, которые образуют систему управления.

Управляющая подсистема (субъект управления) представляет собой орган переработки информации о состоянии объекта управления и среды функционирования системы управления в целом в управляющие воздействия.

Управляемая система (объект управления) – предмет, явление, процесс или их отдельные стороны, существующие в реальной действительности, на которые направлено управляющее воздействие.


 

4.Предмет и методы науки управления организацией

Предметом управления организацией является большое число явлений, связанных с управленческой деятельностью. Их можно разделить на 2 группы:

1. Отношения между людьми в процессе управления производством;

2. Законы, функции, организационные структуры, техника, технология управления и пр.

Метод – система способов и приемов того или иного вида деятельности. Это логическая организация деятельности. Методы науки управления: системный; комплексный; структурный; ситуационный; интеграционный; моделирование; математические (экономико-математические); эксперимент; социологические


6. Системный подход

Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Открытые системы (в отличие от закрытых) взаимодействуют с внешней средой. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Сyщecтвyeт двa ocнoвныx типa cиcтeм: зaкpытыe и oткpытыe. Зaкpытaя cиcтeмa имeeт жecткиe фикcиpoвaнныe гpaницы, ee дeйcтвия нeзaвиcимы oт cpeды, oкpyжaющeй cиcтeмy. Откpытaя cиcтeмa xapaктepизyeтcя взaимoдeйcтвиeм c внeшнeй cpeдoй. Кpyпныe cocтaвляющиe cлoжныx cиcтeм чacтo caми являютcя cиcтeмaми. Эти чacти нaзывaютcя пoдcиcтeмaми. В opгaнизaции пoдcиcтeмы — этo paзличныe oтдeлы, ypoвни yпpaвлeния, coциaльныe и тexничecкиe cocтaвляющиe opгaнизaции. Оpгaнизaция пoлyчaeт из внeшнeй cpeды инфopмaцию, кaпитaл, чeлoвeчecкиe pecypcы, мaтepиaлы. Эти кoмпoнeнты нaзывaютcя вxoдaми. В пpoцecce cвoeй дeятeльнocти opгaнизaция oбpaбaтывaeт эти вxoды, пpeoбpaзyя иx в пpoдyкцию или ycлyги. Этa пpoдyкция и ycлyги являютcя выxoдaми opгaнизaции, кoтopыe oнa вынocит в oкpyжaющyю cpeдy.

Еcли cиcтeмa yпpaвлeния эффeктивнa, тo в xoдe пpoцecca пpeoбpaзoвaния oбpaзyeтcя дoбaвoчнaя cтoимocть вxoдoв. В peзyльтaтe пoявляютcя мнoгиe дoпoлнитeльныe выxoды, тaкиe, кaк пpибыль, yвeличeниe дoли нa pынкe, yвeличeниe oбъeмa пpoдaж, pocт opгaнизaции.

 


7 .Процессный подход

Рассматривает функции управления как взаимосвязанные.
Управление рассматривается как процесс, так как работа по достижению целей с помощью других — это серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых также является процессом, называют управленческими функциями. Сумма всех функций представляет собой процесс управления.
А. Файоль выделял пять функций управления. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».
В общем виде процесс управления можно представить состоящим из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что необходимо для успеха организации.
Цeнтpaльным мoмeнтoм cитyaциoннoгo пoдxoдa являeтcя cитyaция, тo ecть кoнкpeтный нaбop oбcтoятeльcтв, кoтopыe oкaзывaют влияниe нa opгaнизaцию в дaннoe вpeмя.
Иcпoльзyя дaнный пoдxoд, pyкoвoдитeли мoгyт лyчшe пoнять, кaкиe пpиeмы бyдyт в бoльшeй cтeпeни cпocoбcтвoвaть дocтижeнию цeлeй opгaнизaции в кoнкpeтнoй cитyaции. Кaк и cиcтeмный, cитyaциoнный пoдxoд нe являeтcя пpocтым нaбopoм пpeдпиcывaeмыx pyкoвoдcтв, этo cпocoб мышлeния oб opгaнизaциoнныx пpoблeмax и peшeнияx. В нeм тaкжe coxpaнeнa кoнцeпция пpoцecca yпpaвлeния. Итaк, cитyaциoнный пoдxoд пытaeтcя yвязaть кoнкpeтныe пpиeмы и кoнцeпции c oпpeдeлeнными кoнкpeтными cитyaциями для тoгo, чтoбы дocтичь цeлeй opгaнизaции нaибoлee эффeктивнo.


Ситyaциoнный пoдxoд

Цeнтpaльным мoмeнтoм cитyaциoннoгo пoдxoдa являeтcя cитyaция, тo ecть кoнкpeтный нaбop oбcтoятeльcтв, кoтopыe oкaзывaют влияниe нa opгaнизaцию в дaннoe вpeмя.
Иcпoльзyя дaнный пoдxoд, pyкoвoдитeли мoгyт лyчшe пoнять, кaкиe пpиeмы бyдyт в бoльшeй cтeпeни cпocoбcтвoвaть дocтижeнию цeлeй opгaнизaции в кoнкpeтнoй cитyaции. Кaк и cиcтeмный, cитyaциoнный пoдxoд нe являeтcя пpocтым нaбopoм пpeдпиcывaeмыx pyкoвoдcтв, этo cпocoб мышлeния oб opгaнизaциoнныx пpoблeмax и peшeнияx. В нeм тaкжe coxpaнeнa кoнцeпция пpoцecca yпpaвлeния. Итaк, cитyaциoнный пoдxoд пытaeтcя yвязaть кoнкpeтныe пpиeмы и кoнцeпции c oпpeдeлeнными кoнкpeтными cитyaциями для тoгo, чтoбы дocтичь цeлeй opгaнизaции нaибoлee эффeктивнo.
Ситyaциoнный пoдxoд иcпoльзyeт cитyaциoнныe paзличия мeждy opгaнизaциями и внyтpи caмиx opгaнизaций. Мeнeджepy нeoбxoдимo oпpeдeлить, кaкoвы знaчимыe пepeмeнныe cитyaции и кaк oни влияют нa эффeктивнocть opгaнизaции.


9 .Административная и научная школы в управлении.

Появление школы научного управления связано прежде всего с теоретической и практической системой управления Ф. Тейлора (1856-1915), который и является её основателем. Ф. У. Тейлор разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер: хронометраж*, инструктивные карточки, методы переобучения рабочих, плановое бюро, сбор социальной информации. Немалое значение он придавал стилю руководства, правильной системе дисциплинарных санкций и стимулированию труда. Труд в его системе является главным источником эффективности. Ключевым элементом этого подхода было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения. Научное управление наиболее тесно связано с работами Френка и Лилии Гилберт, которые занимались преимущественно вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство, используя кинокамеры в сочетании с микрохронометром.

Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению - это определенная специальность и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешней всего.

Наиболее близким учеником Тейлора был Г. Гантт, занимавшийся разработками в области методики премиальной оплаты, составивший карты-схемы для производственного планирования (ленточные графики Гантта), а также внесший вклад в разработку теории лидерства. Работы Гантта характеризуют сознание ведущей роли человеческого фактора.

Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к управлению организациями в целом прежде всего представителями административной школы управления.

Особенности административной школы. Представители классической (1920—1950) школы, а именно — Анри Файоль (1841-1925), Линдолл Урвик (1891-1983), Дж. Муни, Макс Вебер (1864-1920), Гаррингтон Эмерсон (1853-1931), Генри Форд (1863-1947). Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации. «Классики» (работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии) старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы были связаны с двумя аспектами. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией.

Г. Эмерсон в своем главном труде и "Двенадцать принципов производительности" (1911) рассматривает и формулирует принципы управления предприятиями, причем обосновывает их примерами не только промышленных организаций. Понятие производительности, или эффективности, есть то основное, что внес Эмерсон в науку управления, он впервые поставил вопрос об эффективности производства в широком смысле.

Основателем классической школы управления считается французский горный инженер Анри Файоль. Он разработал принципы управления:

1)разделение труда. 2)полномочия и ответственность. 3)дисциплина. 4)единоначалие. 5)единство направления. 6)подчиненность личных интересов общим. 7)вознаграждение персонала. 8)централизация. 9)скалярная цепь, 10)порядок. 11)справедливость12)стабильность рабочего места для персонала. 13)инициатива. Означает 14)корпоративный дух.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.008 с.)