Экспертные методы прогнозирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспертные методы прогнозирования



Экспертные методы – количественные и качественные оценки процессов или явлений, основанные на суждениях экспертов. При работе с экспертами используются специальные методы объективизации полученных выводов (метод Дельфи, метод обобщенных характеристик и т.п.).

Экспертные подразделяются на методы:

· индивидуальной экспертизы (методы интервью различных экспертов);

· коллективной экспертизы (метод Дельфи).

Метод экспертных оценок – м етод Дельфи, был разработан Олафом Хелмером, видным математиком из корпорации “Рэнд”. По этому методу группа специалистов-экспертов анонимно делает прогноз относительно предстоящих изменений. Собирается группа экспертов, составляется набор вопросов, рассылаются анкеты с этими вопросами экспертам-специалистам, они отвечают, затем идет уточнение и повторная рассылка, опять собираются ответы, затем формируется мнение.

Мозговая атака – групповой метод решения проблем. Мозговая атака была предложена в 30-е гг. прошлого столетия Алексом Осборном. Он использовал в процедуре тот факт, что одни люди хорошо генерируют идеи, но плохо справляются с их анализом, а другие больше склонны к критическому анализу идей, чем к их генерированию.

Метод сценариев –метод декомпозиции (т.е. упрощения) задачи прогнозирования, предусматривающий выделение набора отдельных вариантов развития событий (сценариев), в совокупности охватывающих все возможные варианты развития. При этом каждый отдельный сценарий должен допускать возможность достаточно точного прогнозирования, а общее число сценариев – быть обозримым. В конкретной ситуации сама возможность подобной декомпозиции не всегда очевидна.

Мнение жюри, как правило, сводится к обобщению мнений экспертов с дальнейшим их усреднением.

Метод контрольных вопросов – один из методов психологической активизации творческого мышления. Цель метода контрольных вопросов – с помощью заранее сформулированных наводящих вопросов подвести экспертов к решению задачи. Составлять списки таких вопросов пытались неоднократно, начиная с 1920-х гг. Метод контрольных вопросов может применяться в виде монолога эксперта или в виде обсуждения в группе экспертов.

Метод лицом к лицу – одна из процедур группового опроса экспертов. Опрос в рамках метода лицом к лицу проводится в группе численностью от 10 до 30 экспертов. Руководство опросом со стороны организатора почти исключено. Он должен лишь следить за тем, чтобы каждый эксперт предлагал свои оценки. Время продолжительности процедуры не ограничено, но на практике составляет 20–40 мин. Достоинство метода – его простота.

Метод ситуационного анализа – метод, объектом исследования которого является новая ситуация. Разработан Е.М.Примаковым, В.И.Гантманом и В.И.Любченко в 1970-е гг. Ситуационный анализ позволяет организовывать и направлять процесс активного сбора, оценки и переработки имеющейся первичной информации и воспроизводства новой, вторичной информации как аналитического, так и прогнозного характера. Ситуационный анализ проводится в три этапа. В первоначальном варианте метода оптимальным считалось использование 25–30 экспертов.

Модель ожидания потребностей – производится опрос клиентов.

Методы аналитических справок – например: метод морфологического анализа. Изобрел этот метод швейцарский астрофизик Цвейки при попытке определить химический состав снаряда. Смысл его в том, что объект делится на ряд характерных составляющих, параметров. Составляется матрица вариантов реализации прогноза.

В литературе насчитывается до 200 методов прогнозирования, разработанных еще в 1960-е гг., но на практике применяется лишь несколько из них.

 

35. Понятие и цели планирования.

Планирование заключается в обоснованном формировании основных направлений и пропорций деятельности организации в соответствии с установленными целями развития, возможностями ресурсного обеспечения и имеющимся спросом на

рынках. Планирование – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. С данной функции начинается процесс управления, от ее качества зависит успех организации.

Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Основная задача планирования состоит в том, чтобы, насколько возможно при данных условиях, найти оптимальное решение задач, стоящих перед организацией. Поиск такого варианта осуществляется путем итераций, т.е. последовательного перехода от одного решения к другому, улучшающему предыдущее. Таким путем, в конце концов, удается найти искомый оптимум.

Модель функции планирования. Общая модель планирования деятельности субъекта хозяйствования включает несколько взаимосвязанных элементов этапов (рис.14.3).

В шиpoкoм cмыcлe плaниpoвaниe –это дeятeльнocть, нaпpaвлeннaя на oпpeдeлeниeцeлeй и зaдaчopгaнизaции, a тaкжepacпpeдeлeниe и пepepacпpeдeлeниepecypcoв для peaлизaциипocтaвлeнныxзaдaч. В yзкoм cмыcлe – это пpoцecccocтaвлeнияcпeциaльныxдoкyмeнтoв, цель кoтopыxcocтoит в coчeтaнии и кoopдинaцииpaбoты, opгaнизaции и пoвышeнииeeэффeктивнocти.

Особенностью планирования является необходимость непрерывного пересмотра планов.

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:

· по степени охвата – общее и частичное;

· по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности – стратегическое – поиск новых возможностей и продуктов; тактическое – предпосылки для известных возможностей и продуктов; оперативное – реализация данной возможности;

· по предмету (объекту) планирования – целевое, средств, потенциала, оборудования, материалов, финансов, информации, действий;

· по сферам функционирования – производство, маркетинг, НИОКР, финансы;

· по охвату – глобальное, контурное, макровеличин, детальное;

· по срокам – краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное.

Так же различают:

· последовательное планирование – новый план составляется по истечении срока действия предыдущего;

· скользящее планирование – по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период;

· жесткое планирование – конкретно указываются все цели и мероприятия;

· гибкое планирование – учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом.

Любой план должен состоять из следующих элементов: цели и задачи; мероприятия (действия); ресурсы; выполнение; результат.

Плановая система организации состоит из отдельных планов по четко ограниченным направлениям деятельности и охватывает важнейшие участки работы организации с тем, чтобы ориентировать их на достижение поставленных целей.

Цели планирования

Высшая цель планирования – быть действенным инструментом достижения целей организации, своевременно выявлять средства, альтернативы, шансы и риски достижения целей и выбирать соответствующие мероприятия. Необходимость планирования деятельности организации в условиях рынка объективно возрастает в связи с высокой неопределенностью внешней среды, в которой находится организация.

Наиболее важная цель планирования – разрешить неопределенность путем приспособления к переменам. Принятие плановых решений всегда связано с оптимальным использованием ресурсов. Поэтому ресурсы являются предметом планирования управления производством. В организации выделяют следующие группы ресурсов:

· трудовые;

· производственные фонды (основные фонды – средства труда, с помощью которых работники воздействуют на предметы труда и преобразуют их в готовую продукцию: здания, сооружения, машины, оборудование, инструмент, - и оборотные фонды – полностью потребляемые в производственном процессе и обеспечивающие его бесперебойность: сырье и материалы, покупные изделия и комплектующие, энергия, запасы готовой продукции);

· финансовые и материальные ресурсы;

· информация – особый ресурс руководителя, совокупность знаний научного, технического, управленческого, производственного, экономического, коммерческого или иного характера;

· время – важнейший предмет планирования, присутствует во всех показателях планирования (экономия или потеря времени).


36. Требования, предъявляемые к планированию.

Требования к формированию планов:

активное использование методов моделирования (например, имитационного);

учет стохастичность (неопределенность, вероятностность) получения результатов.

Индикативное планирование

Индикативное планирование – недирективное, советующее, ориентирующее планирование на государственном уровне. Индикатор – ориентирующий экономический показатель, измеритель, позволяющий в определенной степени предвидеть, в каком направлении следует ожидать развития экономических процессов.

Индикативные планы, представляющие планы-прогнозы, составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам, организациям, ориентироваться, разрабатывать собственные планы, исходя из видения экономического будущего государственными органами и привлеченными ими научными организациями.

Применение видов планирования:

Директивное планирование, когда принятые планы имеют обязательный характер: при планировании республиканских или местных бюджетов на решение тех или иных народнохозяйственных задач; в чрезвычайных ситуациях – стихийные бедствия; выполнение особо важных государственных заданий.

2. Стратегическое – целесообразно применять на всех уровнях управления экономикой.

3. Индикативное – во всех других случаях. Государство определяет основные параметры функционирования социально-экономических систем.

Индикативное планирование – наиболее распространенная форма планирования в мире.

37. Принципы планирования.

Принципы п ланирования – основополагающие правила-требования, соблюдение которых необходимо при реализации функции планирования.

А.Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей, программы действия – это единство, непрерывность, гибкость и точность. Позднее И.Ансофф обосновал еще один ключевой принцип планирования – принцип участия.

Принцип единства предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития организации, все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер.

Принцип участия тесно связан с принципом единства и означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. Процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

Принципы непрерывности и гибкости планирования находят отражение в осуществлении непрерывности и гибкости процесса планирования.

Непрерывность планирования – процесс планирования в организациях должен осуществляться постоянно в рамках жизненных циклов проектов и производимых продуктов; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу, т.е. необходимы систематические корректировки или перепланирование. Непрерывность планирования – не единичный акт, а постоянно повторяющийся, презентный процесс.

Понятие гибкости связано с непрерывностью планирования, подразумевает возможность постоянного внесения корректив в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент в соответствии с изменившимися обстоятельствами, планы должны иметь резервы.

Большие резервы могут привести к тому, что ваши планы могут оказаться нереальными. Низкие резервы могут привести к слишком частным изменениям в планах, что размывает ориентиры деятельности организации.

С финансовой точки зрения принцип гибкости нуждается в дополнительных затратах.

Принцип точности. Всякий план должен быть составлен с максимальной степенью точности.Планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности организации.

38. Этапы планирования.

Этапы планирования – однородные по содержанию последовательные виды организационно-управленческой деятельности, ведущей к принятию и реализации планов.

Этапы планирования в целом включают следующие действия:

· формирование общих целей (стратегии) развития организации;

· определение конкретных целей и задач организации и его отдельных подразделений на определенный период;

· установление путей и средств их достижения;

· обоснование потребности в производственных ресурсах и источников их обеспечения;

· контроль за достижением поставленных целей и задач посредством сопоставления плановых показателей с фактическими.

После разработки частей плана производится их взаимная корректировка до полной увязки и сбалансированности как по материально-финансовым ресурсам, так и по времени исполнения.

В плане обязательно указываются точная характеристика и масштабы конечных результатов работы организации в целом по датам, а также результаты работы цехов и других подразделений по каждому мероприятию в отдельности.

В процессе разработки плана работы организации необходимо четко определить: субъект планирования (кто планирует); объект планирования (что планируется); период (горизонт) планирования (на какой срок); средства планирования (например, компьютерное обеспечение); методику планирования (как планировать); необходимые ресурсы; исполнителей, и провести согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

39. Виды планов.

По срокам различают следующие виды планирования:

1. перспективное планирование – основывается на прогнозировании, его иначе называют стратегическим планированием. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т. д. Стратегическое планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10–15 лет) и среднесрочное (5 лет), или пятилетнее, планирование. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном (пятилетнем) плане. В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера, и ряд предприятий разрабатывает долгосрочные планы сроком на пять лет, среднесрочные – на 2–3 года;

2. текущее (годовое) планирование – разрабатывается в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые, бригадные;

3. оперативно-производственное планирование – уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех – участок – бригада – рабочее место. Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей – рабочих. Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчерование. Завершающим этапом заводского оперативно- производственного планирования является сменно-суточное планирование.

Кроме того, планы классифицируются и по другим признакам:

  1. по содержанию планов (технико-экономический, организационно-технологический, социально-трудовой, финансово-инвестиционный и т. д.);
  2. по уровню управления (фирменное, корпоративное, заводское планирование);
  3. по методам обоснования (рыночное, индикативное, административное или директивное планирование);
  4. по сфере применения (межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное);
  5. по стадиям разработки (предварительное и окончательное);
  6. по степени точности (укрупненное и уточненное).

По типу составления выделяют целевое и поисковое планирование. Целевое планирование предполагает сначала установку желаемых целей, а затем определение необходимых для достижения этих целей ресурсов. Поисковое планирование противоположно – определяются наличные ресурсы, а затем ищутся те цели, которые будет возможно достичь с данными ресурсами.

 

 

40. Бизнес-планирование

Бизнес-план обеспечивает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их ограничения. Подобный план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, вида собственности, организационно-правовой формы компании. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношениями с другими фирмами и организациями.

Говоря о роли и месте бизнес-плана в системе планирования на организации, необходимо подчеркнуть, что бизнес-план – это, прежде всего, документ. Документ, наделенный специфичными, только ему присущими чертами. Бизнес-план – это план развития. При этом масштабы планирования могут быть различны: развитие предприятия, направления деятельности, нового вида продукции, новой системы оплаты труда и т.д.

К основным целям бизнес-плана обычно относят:

· бизнес-план определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости организации, снижает риск предпринимательской деятельности;

· конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей;

· обеспечивает внешние инвестиции.

Последнее утверждение подчеркивает, что бизнес-план, в отличие от ранее описанной системы планирования в организации, учитывает не только внутренние цели организации, но и внешние цели лиц, заинтересованность в участии которых есть у предпринимателя. Помимо инвесторов, заинтересованными лицами могут являться потенциальные потребители и поставщики фирмы.

Ориентировочный объем бизнес-плана должен составлять (без приложений) 40–60 страниц.

Типовая структура бизнес-плана:

1. Титульная страница – название организации, адрес (как юридический, так и фактический); организационно-правовая форма организации, одним предложением излагается суть самого проекта.

2. Резюме обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана в сжатой форме.

3. Раздел «Характеристика предприятия и стратегия его развития»: описание отрасли, характеристика предприятия – история создания, основные достижения, сильные и слабые стороны в производственно-хозяйственной деятельности, особенности деятельности (например, сезонный характер сбыта продукции, серийный или мелкосерийный характер производства); основные производственные фонды и технологии; производственные мощности; выпускаемая продукция; социальная сфера. При описании стратегии развития указываются цели и задачи стратегического развития; конкретные мероприятия по достижению целей и др.

4. Раздел «Описание продукции (услуг) –вся информация о продукции – область применения, потребительные, сбытовые, функциональные характеристики продукта; соответствие СМК; гарантийное и послегарантийное обслуживание.

5. Раздел «Анализ рынков сбыта и с тратегия маркетинга». Включает маркетинговый план организации и стратегию; долю организации на разных рынках; способах организации продажи товаров, их ценах и уровне рентабельности, затратах на рекламу, путях обеспечения постоянного роста объемов продаж, достижении высокой репутации данных товаров в глазах общественности, возможных конкурентах, их товарах, ценах, условиях продаж, посредниках, поставщиках и т.п.

6. Раздел«Производственны план» – необходим для проведения технико-экономического обоснования производства нового продукта в необходимом количестве и качестве в нужные сроки. В нем указываются: производственные мощности; и как они будут ежегодно возрастать; поставщики сырья, материалов и комплектующих; включает схему производственных потоков, расчет и анализ производственной программы организации; все процессы контроля качества; оценка издержек производства и их динамики на перспективу; затраты на охрану окружающей среды и утилизацию отходов производства.

7. Раздел «Организационный план». Включает: все организационные связи с партнерами, учредителями и т.п.; какие необходимы специалисты (профиль, образование, опыт) и с какой зарплатой, показывают пути привлечения кадров; для работающего персонала дают краткие биографические справки сотрудников, их квалификация, прежний опыт работы; приводится организационная структура управления, конкретное содержание деятельности каждого специалиста, механизм взаимодействия всех служб организации, способы координации и контроля их деятельности.

8. Раздел «План реализации проекта» – календарный график реализации проекта (план мероприятий) в виде временной диаграммы или сетевого графика.

9. Раздел «Инвестиционный план» – пути привлечения средств (основной капитал, привлеченные средства) для создания или расширения организации, откуда предполагают получить необходимые средства для реализации данного проекта, в какой форме и когда можно ожидать полного возврата вложенных средств.

10. Раздел «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности» – расчет чистой прибыли от реализации продукции; расчет потока денежных средств; проектно-балансовая ведомость – оформляются в виде таблиц и в виде приложений к бизнес-плану.

11. Раздел «Показатели эффективности проекта» – оценка эффективности проекта и рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации.

12. Юридический план – описывает организационно-правовая форма предприятия, особенности внешнеэкономической деятельности.

13. Раздел «Информация о разработчике бизнес-плана» – в случае привлечения к созданию бизнес-плана сторонних организаций или лиц.

Бизнес-план, являясь неотъемлемой частью системы планирования в организации, является ее отдельным звеном и не ограничивается каким-либо одним видом планирования, вне зависимости от выбранного признака классификации: временной горизонт, функциональная направленность или иерархия планирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.044 с.)