Централизация и децентрализация: преимущества и недостатки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Централизация и децентрализация: преимущества и недостатки.



От масштаба полномочий зависит степень централизации и децентрализации. Делегирование полномочий является составной частью децентрализации. При отсутствии делегирования полномочий управление организацией становится слишком централизованным. Уровень централизации тем ниже, чем больше решений принимается непосредственно на рабочих местах, которые незамедлительно выполняются и носят узкий, специальный характер.Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий и известными пределами компетентности, что ведет к снижению оперативности в принятии решений. Излишняя централизация ущемляет развитие инициативы представителей низшего звена руководителей.

Преимущества централизованного управления:

  1. лучший контроль за деятельностью предприятия;
2. возможность приведения к единому стандарту всех операций в рамках организации;
3. устранение возможного дублирования тех или иных мероприятий, усилий;
4. более эффективное использование кадров, оборудования, производственных площадей. Централизация управления может, например, сделать целесообразным приобретение компьютерной техники и другого дорогостоящего, но эффективного оборудования.

Недостатки централизованного управления. К ним относятся следующие:

1. рост бюрократизма, накопление срочных для решения вопросов, увеличение документации, досье;
2. задержки в принятии решений, в особенности на рабочем месте;
3. решения принимаются теми, кто незнаком с реальной ситуацией на производстве.

Понятие и этапы контроля.

Контроль – (от франц. Controle – проверка) общая функция управления, которая представляет собой осуществляемый субъектом управления комплекс мер наблюдения за подготовкой, принятием и ходом реализации управленческих решений, а также проверки фактического состояния предприятия (подразделения, сотрудника).

Цель контроля - предотвращение ошибок; своевременное обнаружение возможных отклонений от заданной программы реализации решения, своевременное принятие мер по их ликвидации.

Объектом контроля – являются средства и предметы труда, персонал, производственные и управленческие процессы.

Объекты внутриорганизационного контроля:

1. производственный, технологический, кадровый потенциал;

2. финансовое состояние;

3. промежуточные и конечные результаты выполнения плановых заданий;

4. экономическая эффективность предприятия;

5. имидж;

6. сохранение коммерческой тайны и др.

Для осуществления контроля необходимо:

1. наличие планов – поскольку невозможно определить эффективность чьей-либо деятельности, если неизвестны ее цели;

2. наличие организационной структуры, поскольку для осуществления контроля необходимо знать, кто отвечает за данный участок работы.

Функции контроля:

1. диагностическая – изучение реального положения дел в организации, выявление резервов; четкое представление состояния дел – поставить диагноз;

2. информационная – субъект управления своевременно получает сведения о состоянии процесса выполнения принятых решений и планов организационной деятельности объекта управления;

3. аналитическая;

4. коммуникационная – поддержание обратной связи;

5. ориентирующая - на что нужно обратить особое внимание.

6. стимулирующая - направлена на выявление и вовлечение в процесс труда всех неиспользованных резервов, прежде всего человеческого фактора; по итогам контроля возможно поощрение или наказание;

7. корректирующая – является результатом реализации принятого решения; функция контроля связана с теми уточнениями, которые вносятся в решения на основе материалов контроля;

8. обратной связи - без нее руководитель не знает о ходе выполнения задач;

9. педагогическая.

Задачи контроля:

1. определение фактического состояния деятельности коллектива;

2. обнаружение во внутренней и внешней среде организации факторов, влияющих на деятельность;

3. выявление нарушений, ошибок;

4. итоги контроля служат основой оценки результатов деятельности предприятия;

5. корректировки текущего положения дел и создание предпосылок для стимулирования.

Т.о. основная задача контроля – своевременно выявить и спрогнозировать ожидаемые отклонения от заданной программы реализации управленческих решений.

Этапы контроля

С информационной точки зрения систему управленческого контроля можно представить как систему с обратной связью в виде схемы (рис. 16.1.)

В приведенной схеме обратная связь выполняет две основные функции:

1) обнаружение ошибок при движении к цели;

2) инициирование корректирующих воздействий.

 

5. Определение отклонений
4. Сопоставление фактических показателей деятельности с нормативами и стандартами
3. Получение фактических показателей деятельности
2. Совершение действий по выполнению планов
1. Разработка планов, нормативов и стандартов
7. Разработка программы корректирующих действий
6. Анализ отклонений

 

 


Рис.16.1. Этапы контроля

 

Эффективность и экономичность системы контроля достигается за счет определения и контроля критических точек контролируемого процесса, которые представляют собой либо ограничивающие факторы, позволяющие оценивать расход ресурсов, либо параметры, лучше других, отражающие ход выполнения плана. Это дает возможность руководителю контролировать большее количество подчиненных, т.е. расширять диапазон управления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.007 с.)