Тема: процесс кровообращения, его значение для организма. Кровеносные сосуды. Строение и топография сердца. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: процесс кровообращения, его значение для организма. Кровеносные сосуды. Строение и топография сердца.



Сердечно-сосудистой системы

Учебное пособие

для самостоятельной работы студентов

по дисциплине "Анатомия и физиология человека"

 

 

 

Курган 2016

Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы: учебное пособие для самостоятельной работы студентов до дисциплине «Анатомия и физиология человека»/ авторы-составители Дерябина Т.А., Тюкалова М.А.; ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж».- Курган:, 2016.- 110 с.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий»

 

Авторы-составители: Дерябина Татьяна Александровна, преподаватель высшей категории общепрофессиональных дисциплин ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж» Тюкалова Мария Анатольевна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж»
   
Рецензенты: Кучина Н.Г., преподаватель высшей категории общепрофессиональных дисциплин ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж»
   
     
   

Пособие включает теоретическую часть в плане диагностики и практическую часть по разделу "Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы". Для закрепления нового материала по каждой теме предлагаются разноуровневые обучающие задания для самоконтроля.

Данное пособие составлено в соответствии с ФГОС – 3+ поколения специальности 060301"Фармация", 34.02.01 "Сестринское дело", 060102 "Акушерское дело" и квалификационными характеристиками специалистов. Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов базового и повышенного уровней медицинских колледжей, училищ

 

©Дерябина Т.А., Тюкалова М.А., 2016

© ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж», 2016

  Содержание Стр.
1. Введение  
2. Алгоритм деятельности студента  
3. Индивидуальный маршрут студента  
4. Лекция №1  
5. Задания к практическому занятию №1  
6. Лекция № 2  
7. Задания к практическому занятию № 2  
8. Лекция № 3  
9. Задания к практическому занятию №3  
10. Лекция № 4  
11. Задания к практическому занятию № 4  
12. Лекция № 5  
13. Задания к практическому занятию № 5  
14. Задания к семинару (практическое занятие №6)  
15. Литература  

Уважаемые студенты!

 

Настоящее учебное пособие предусматривает изучение раздела "Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы" для специальностей 060301"Фармация", 34.02.01 "Сестринское дело", 060102 "Акушерское дело".

Пособие включает теоретическую и практическую часть. Для закрепления нового материала предлагаются разноуровневые обучающие задания для самоконтроля, которые позволяют развивать логическое и клиническое мышление. Всё это поможет Вам достаточно глубоко разобраться в механизмах работы сердца, крово- и лимфообращения, а в последующем может использоваться и в профессиональной деятельности.


ВВЕДЕНИЕ

 

Данное пособие разработано по дисциплине ОП. 02. "Анатомия и физиология человека" для специальностей 060301"Фармация", 34.02.01 "Сестринское дело", 060102 "Акушерское дело".

Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС-3+поколения при подготовке специалистов по специальностям 060301"Фармация", 34.02.01 "Сестринское дело", 060102 "Акушерское дело" в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): участие в лечебно -диагностической деятельности и овладения соответствующими профессиональными компетенциями (ПК)

 

Для специальности "Фармация":

ПК 1.6.Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 1.7.Оказывать первую медицинскую помощь.

ПК 2.4.Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

Для специальности "Сестринское дело":

ПК 1.1.Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2.Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3.Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

ПК 2.1.Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК2.2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3.Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4.Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5.Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

ПК 2.6.Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7.Осуществлять реабилитационные мероприятия

ПК 2.8.Оказывать паллиативную помощь.

ПК 3.1.Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2.Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3.Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

 


Для специальности "Акушерское дело":

ПК 1.1. Проводить диспансеризацию и патронаж беременных и родильниц.

ПК 1.2. Проводить физиопсихопрофилактическую подготовку беременных к родам, обучение мерам профилактики осложнений беременности, родов и послеродового периода.

ПК 1.3. Оказывать лечебно-диагностическую помощь при физиологической беременности, родах и в послеродовом периоде.

ПК 1.4. Оказывать акушерское пособие при физиологических родах.

ПК 1.5. Проводить первичный туалет новорожденного, оценивать и контролировать динамику его состояния, осуществлять уход и обучать родителей уходу за новорожденным.

ПК 1.6. Применять лекарственные средства по назначению врача.

ПК 1.7. Информировать пациентов по вопросам охраны материнства и детства, медицинского страхования.

ПК 2.1. Проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами с экстрагенитальной патологией под руководством врача.

ПК 2.2. Выявлять физические и психические отклонения в развитии ребенка, осуществлять уход, лечебно-диагностические, профилактические мероприятия детям под руководством врача.

ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.

ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни.

ПК 3.2. Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача.

ПК 3.3. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий.

ПК 3.4. Оказывать доврачебную помощь пациентам при неотложных состояниях в гинекологии.

ПК 3.5. Участвовать в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде.

ПК 3.6. Проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам планирования семьи, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.

ПК 4.1. Участвовать в проведении лечебно-диагностических мероприятий беременной, роженице, родильнице с акушерской и экстрагенитальной патологией и новорожденному.

ПК 4.2. Оказывать профилактическую и медико-социальную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии.

ПК 4.3. Оказывать доврачебную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии.

ПК 4.4. Осуществлять интенсивный уход при акушерской патологии.

ПК 4.5. Участвовать в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде.

Пособие позволяет студенту освоить общие компетенции (ОК):

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 7.Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12.Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13.Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 

В результате освоения дисциплины "Анатомия и физиология человека"

специальности "Фармация" студент должен уметь:

 

- ориентироваться в топографии и функциях органов и систем

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;

- строение тканей, органов и систем, их функции.

 

В результате освоения дисциплины "Анатомия и физиология человека"

специальности "Сестринское дело" студент должен уметь:

- применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;

знать:

- строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.

 

В результате освоения дисциплины "Анатомия и физиология человека"

специальности "Акушерское дело" студент должен уметь:

- применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании акушерско-гинекологической помощи;

знать:

- строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.

 

 


Практикум №1

Алгоритм деятельности студентов

 

Раздел / Тема Целеполагание Аудиторная диагностика Внеаудиторная диагностика
  3 4 5 3 4
Раздел: Сердечно-сосудистая система. Тема 1: Анатомия сердца. 2 ч.  
 
 


Ч.

Ц1. Топографию, строение сердца. Ц2. Определить проекции границ сердца. Учебно-информационные умения Задание №2 Задание №5   Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание№ 1 Задание № 3 Задание № 5 Задание № 6 Учебно-логические умения Задание №8, 9 Учебно-информационные умения Изучить материал лекции №1,2 Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь. Задание №5   Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 4 Составить кроссворд. Задание № 6

 

Практикум №2

Алгоритм деятельности студентов

 

Раздел / Тема Целеполагание Аудиторная диагностика Внеаудиторная диагностика
3 4 5 3 4
Раздел: Сердечно-сосудистая система. Тема 1: Физиология сердца. 2 ч.
 
 

 

 


Ц1. знать Фазы сердечной деятельности. Движение крови в сердце. Тоны. Физиологические свойства сердца Ц2. уметь Определить проекцию точек выслушивания тонов сердца. объяснять различные физиологические процессы, происходящие в сердце в различные фазы его деятельности. Учебно-информационные умения Задание №1. Задание№ 6 Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание №2. Задание №3 Задание №4 Задание № 5 Учебно-логические умения Задание №7 Учебно-информационные умения . Изучить материал лекции №1,2 Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь. Задание №4 Спроектировать 10 утверждений и эталон к ним.   Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 3 Составить кроссворд. Задание№5  
               

 

Практикум №3

Алгоритм деятельности студентов

 

Раздел / Тема Целеполагание Аудиторная диагностика Внеаудиторная диагностика
  3 4 5 3 4
Раздел: Сердечно-сосудистая система. Тема 1: Сосуды малого круга кровообращения. Артерии большого круга. 2 ч.
 
 

 

 


Ц1. знать Строение вен, артерий, капилляров. Сосуды малого и большого круга кровообращения. Круги кровообращения. Ц2. уметь определить, называть, показывать отделы ствола мозга., детали их анатомического строения с анализом функций. Учебно-информационные умения Задание №1. Задание №2. Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание№ 3 Задание № 4 Задание №5 Задание № 6 Задание №7 Задание №8 Задание № 10-решить ситуационные задач Учебно-логические умения Задание № 9 Учебно-информационные умения Изучить материал лекции №3 Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь.   Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание№3 Задание № 4 Составить кроссворд.

 

Практикум №4

Алгоритм деятельности студентов

 

Раздел / Тема Целеполагание Аудиторная диагностика Внеаудиторная диагностика
3 4 5 3 4
Раздел: Сердечно-сосудистая система. Тема 1:Вены большого круга кровообращения 2 ч.
 
 

 

 


Ц1. знать Сосуды большого круга кровообращени. Учебно-информационные умения Задание № 6   Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №5 Учебно-логические умения Задание № 7 Учебно-информационные умения Изучить материал лекции №4 Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь. Задание № 4.   Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 3 Составить кроссворд. Задание № 5 Составить тестовые задания с эталонами.  

 

 

Практикум №5

Алгоритм деятельности студентов

Раздел / Тема Целеполагание Аудиторная диагностика Внеаудиторная диагностика
3 4 5 3 4
Раздел: Сердечно-сосудистая система. Тема 1: Физиология сосудов.  
 
 


Ц1. знать Движение крови по сосудам. Величину и методы измерения АД. Пульс, его характеристику. Рефлекторные и гуморальные механизмы регуляции с.с.с. Ц2. уметь Исследовать АП. Измерить АД в покое и после физической нагрузки. Учебно-информационные умения Задание №2 Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание №1 Учебно-логические умения Задание № 3 Учебно-информационные умения Задание № 1 Задание № 2 Задание №3 Задание№4   Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 5  

 


Лекция № 1

Кровеносные сосуды

Кровеносная система (ССС) замкнута, имеет физиологический насос – сердце и сосуды, представленные в виде 2-х кругов кровообращения (большого и малого).

Ангиология – наука, изучающая сосуды

Различают 3 вида сосудов:

- артерии;

- вены;

- капилляры.

Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца к органу.

Стенка артерий состоит из 3-х слоев:

1. Внутренний (intima) - представлен эндотелием и постэндотелиальным слоем.

2. Средний (media) - представлен гладкой мышечной тканью, эластическими и коллагеновыми волокнами.

3. Наружный (adventicio) представлена рыхлой соединительной тканью.

Классификация артерий

I. По диаметру:

- крупные

- средние

- мелкие

II. По топографии:

- внутриорганные

- внеорганные

III. По строению стенки:

- эластического типа (аорта, легочный ствол)

- мышечного типа (в средней оболочке много мышечных клеток, участвуют в регуляции АД)

- смешанного типа (сонная, подключичная и т.д.).

Стенка вен состоит из 3-х слоев, но отличается от стенки артерии.

Отличия:

1. Меньше эластических и коллагеновых волокон;

2. Слабо развитый мышечный слой;

3. Наличие клапанов на внутренней оболочке вен.

Классификация вен

I. Волокнистого типа (безмышечные), не имеют мышечной, наружной оболочки клапанов. Срастаются с окружающими тканями (вены мозговых оболочек).

II. Мышечного типа:

- со слабым развитием media;

- со средним развитием;

- с сильным развитием.

Капилляры –микроскопические сосуды, соединяющие артерии с венами. В них осуществляются функции крови, поэтому капилляры – обменные сосуды. Их стенка образована слоем эндотелиальных клеток, лежащих на базальной мембране и обладает двусторонней проницаемостью.

 

Типы кровообращения

1.Магистральное – движение крови по главным магистральным сосудам.

2.Коллатеральное (окольное) - движение крови по боковым дополнительным сосудам (анастомозам - разветвления артерии, соединяющихся между собой и образующих артериальные соустья).

Значение: п/м нарушении притока (оттока) крови по магистральным сосудам они способствуют движению крови в разных направлениях.

Типы кровеносных сосудов:

1. Магистральные – в них ритмически пуульсируют кровоток превращается в размеренный и плавный.

2. Резистивные (сосуды сопротивления) – пре- и посткапилляры.

3. Истинные капиляры – обменные сосуды.

4. Емкостные ( венозный отдел ССС ).

5. Шунтирующие (шунты) – артериовенозные анастомозы, обеспечивают прямую связь между мелкими артериями и венами в обход капиллярного ложа.

 

2. Сердце (cor, cardia): топография, границы.

Кардиология- наука, изучающая сердце.

 

Полый мышечный орган, расположенный в грудной полости в области средостения (2/3 – влево, 1/3 – в правой части). Масса - 250 –350 гр. Функция - нагнетает кровь в аорту и легочный ствол (артерии) и принимает венозную кровь.

Топография

Спереди сердце прилежит к грудине и реберным хрящам, с боков и частично спереди закрыто легкими, сзади соприкасается с пищеводом и грудной аортой, снизу – с диафрагмой.

Сердце имеет форму конуса и обращено своей широкой частью – основанием – вверх, назад и вправо, а узкой частью - верхушкой – вперед, вниз, влево.

 

 

 

Рис. 1. Положение сердца

1 — левая подключичная артерия;2 — правая подключичная артерия; 3 — щитошейный ствол;4— левая общая сонная артерия; 5 — плечеголовной ствол; 6 — дуга аорты; 7 — верхняя полая вена; 8 легочный ствол; 9 — околосердечная сумка; 10 — левое ушко; 11 — правое ушко; 12 — артериальный конус;

13 — правое легкое;14 — левое легкое; 15 — правый желудочек; 16 — левый желудочек;17 — верхушка сердца;18 — плевра;19 — диафрагма

 

Границы сердца

Основание проецируется на хрящевую часть 3-ей пары ребер.

Верхушка – определяется в 5-м межреберье на 1-1,5 см медиальнее левой среднеключичной линии.

Правая граница проходит от верхнего края 3 правого реберного хряща до 5 правого реберного хряща, правее правого края грудины на 1-2 см.

Левая граница: идет по плавной линии, соединяющей основание и верхушку (от верхнего края 3 левого ребра до 5 межреберья) за 1 см до левой среднеключичной линии.

Границы сердца изменчивы и зависят от возраста, пола, конституции человека и положения тела.

 

 

 

Рис. 2. Проекции сердца, створчатых и полулунных клапанов на переднюю поверхность грудной стенки

1 - проекция клапана легочного ствола; 2 - проекция левого предсердножелудочкового (митрального) клапана; 3 - верхушка сердца; 4 - проекция правого предсердно-желудочкового (трехстворчатого) клапана; 5 - проекция клапана аорты. Показаны места выслушивания левого предсердно-желудочкового (длинная стрелка) и аортального (короткая стрелка) клапанов

 

Чтоб сердце лечить

Научиться, то могут

Очень пригодиться. Его

Перкуторные границы.

Правая – у грудины

Правого края, сантиметра

Два от неё отступая.

Левая – у линии

Ключичной срединной,

Кнутри сантиметр –

Сантиметр с половиной.

Верхняя – по

Третьим

Реберным

Хрящам.Все три

Границы эти

Запомнить надо вам.

 

Размеры сердца:

Длина сердца у взрослых 8,7-14 см. Поперечный размер 6-8 см.

Рис. 3. Сердце (вид спереди)

1 - плече-головной ствол; 2 - верхняя полая вена; 8 - восходящая аорта; 4 - правая венечная артерия; 5 - правое ушко; 6 - правое предсердие; 7 - правый желудочек; 8 - верхушка сердца; 9 - передняя межжелудочковая ветвь левой венечной артерии; 10 - передняя межжелудочковая борозда; 11 - левое ушко; 12 - легочные вены; 13 - легочный ствол; 14 -дуга аорты; 15 - левая подключичная артерия; 16 - левая общая сонная артерия

 

 

Соответственно в каждой половине выделяют предсердие (atrium) и желудочек (ventriculus). Предсердия образуют выпячивания – ушки. Между предсердиями и желудочками находятся предсердно-желудочковые отверстия или атрио-вентрикулярные. Клапан между правым предсердием и правым желудочком имеет 3 створки – трехстворчатый, а между левым предсердием и левым желудочком – 2 створки – двухстворчатый – митральный.

Клапаны удерживаются сухожильными нитями. Сухожильные нити (кордальные нити, сухожильные хорды) идут от створа створчатых клапанов и прикрепляются к сосочковым мышцам (выросты миокарда). Они удерживают створку клапана от выворачивания в сторону предсердия.

Около отверстий легочного ствола и аорты (выходящих из желудочков сердца) также имеются клапаны в виде 3-х карманов, которые открываются по направлению тока крови – это полулунные клапаны.

Левый желудочек – аорта; правое предсердие – верхняя и нижняя полые вены, правый желудочек – легочной ствол; левое предсердие – 4 легочные вены.

 

 

Рис. 4. Сердце вид спереди (вскрыто)

Направление тока крови изображено стрелками. 1 - двустворчатый клапан левого желудочка; 2 - папиллярные мышцы; 3 - полулунные клапаны; 4 - трехстворчатый клапан правого желудочка; 5 - папиллярные мышцы; 6 - аорта; 7 - верхняя полая вена; 8 - легочная артерия; 9 - легочные вены; 10 - венечные сосуды


 

 

 

К краям нижней поверхности трехстворчатого и митрального клапанов присоединено множество тонких сухожильных нитей, которые идут вниз к сосочковым мышцам, выступающим из мышечной стенки желудочков.

 

 

Рис. 5. Сухожильные нити сердца

Эти нити действуют как стропы парашюта, удерживая клапаны и не давая створкам прогибаться или вывернутся, как зонтик под порывом ветра, при большом давлении крови на них во время сокращения желудочка. Нити прикрепленные к соседним створкам также обеспечивают плотное их прилегание друг к другу, чтобы не терялась герметичность и кровь не просачивалась обратно в предсердие.

Патология:

1) дефект межпредсердной перегородки, незаращение овального отверстия (N – овальная ямка) ð врожденные пороки сердца

2) дефект межжелудочковой перегородки

3) недостаточность, стеноз клапанов – легочная, сердечно-легочная недостаточность.

 

Строение стенки

Состоит из 3 слоев: внутреннего – эндокарда, среднего – миокарда, наружного – эпикарда.

1) Внутренний слой – эндокард – он представлен эндотелием, лежащим на базальной мембране и участвующим в формировании створчатых и полулунных клапанов сердца. Клапаны сердца – это удвоение или дупликатура эндокарда.

2) Средний слой – миокард – является самой толстой и мощной частью стенки. Представлен сердечной поперечно-полосатой мышечной тканью, где структурным элементом является кардиомиоцит, а также в этой оболочке представлены атипичные миоциты, формирующие проводящую или автономную систему сердца и обеспечивают функцию сердца – автоматизм.

В стенке желудочков миокард более мощный, чем в стенке предсердии.

3) Наружный слой – эпикард.

Перикард – окружает сердце, снизу прикреплен к сухожильному центру диафрагмы, а также соединен с грудиной. Это соединительно-тканная околосердечная сумка. Состоит из 2-х листков: внутренний – висцеральный, наружный – париетальный. Между ними - перикардиальная полость, имеющая небольшое количество жидкости, которая уменьшает трение и облегчает скольжение сердца при сокращении.

Практическое занятие №1

Клапан аорты образован

1. Тремя створками

2. Тремя заслонками

3. Двумя створками

4. Двумя заслонками

5. Складками эндокарда

Лекция №2

Сердечный цикл

Состоит из двух противоположных процессов:

1) систолы – сокращения;

2) диастолы – расслабления.

Таким образом, сердечный цикл – это одно полное сокращение и расслабление. Продолжительность сердечного цикла составляет 0,8 секунд. В нем различают 3 фазы:

1. Систола предсердий – 0,1 сек

2. Систола желудочков – 0,3 сек

3. Диастола – 0,4 сек (общая)

Причиной движения крови в сердце и причиной работы клапанов является разность кровяного давления в разных камерах.

Систола предсердий начинается с сокращения круговой мускулатуры устья вен, впадающих в сердце, тем самым создается препятствие для обратного оттока крови. Во время систолы предсердий давление в них составляет 4-5 мм рт.ст. Под этим давлением кровь поступает в желудочки (в область меньшего давления). После этого створчатые клапаны закрываются и начинается 2 фаза – систола желудочков. В ней выделяют 2 периода:

- напряжения (0,05 сек);

- изгнания крови (0,25 сек).

Период напряжения протекает при закрытых створчатых и полулунных клапанах; в это время наблюдается напряжение сердечной мышцы и давление на клапаны растет. В момент, когда давление крови в желудочках превысит давление в артериях, полулунные клапаны открываются и кровь выбрасывается из желудочков в аорту и легочной ствол. Наступает 2 период систолы желудочков – период изгнания крови. Систолическое давление в левом желудочке достигает 120 мм рт.ст., в правом 25-30 мм рт.ст.

Затем полулунные клапаны закрываются и наступает общая диастола. В эту фазу мускулатура предсердий и желудочков расслаблена, створчатые клапаны открыты, а полулунные закрыты. Кровь вследствие разности давления притекает из вен в предсердия и, через открытые створчатые клапаны, в желудочки. Следовательно, во время общей диастолы сердце заполняется кровью и к концу паузы желудочки заполнены на 70%.

 

2.Показатели работы сердца:

а) ЧСС – частота сердечных сокращений – это количество сокращений сердца в минуту (в норме 60-80 уд\мин).

Учащение работы сердца – тахикардия, урежение – брадикардия.

б) Систолический объем – объем крови, выбрасываемый желудочком сердца за 1 сокращение (в среднем 60-70 мл).

Закон Старлинга: чем сильнее сердечная мышца расслаблена первоначально, тем сильнее она сократится.

Рефлекс Бейнбриджа (закон сердечного ритма). Это висцеро-висцеральный рефлекс: увеличение частоты и силы сердечных сокращений при повышении давления в устьях полых вен.

в) Минутный объем – объем крови, выбрасываемой 1 желудочком за 1 минуту (в среднем 4,2-5 л)

 

ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ СЕРДЦА

I. ЧСС

60-80 уд\мин – НОРМА

(60 сек: 8 сек = 75 уд\мин)

               
   
 
     
 
 


Брадикардия – ЧССЧСС - Тахикардия

 

Автоматизм

Автоматизм – способность сердца сокращаться под влиянием собственных импульсов.

Импульсы зарождаются и проводятся проводящей системой сердца, образованной атипичными кардиомиоцитами.

 

Проводящая система включает:

1. Синусно-предсердный узел

(в задней стенке правого

предсердия в месте впадения

верхней полой вены)

60-80 уд\мин

 
 

 


2. Атрио-вентрикулярный

(в предсердно-желудочковой перегородке)

40-50 уд\мин

 
 

 


3. Пучок Гиса

(в межжелудочковой перегородке)

       
   


правая ножка левая ножка

 

4. Волокна Пуркинье Волокна Пуркинье

 

Узел, в ритме которого работает все сердце, называется ведущей частью сердца или водителем ритма. Им является синусно-предсердный узел.

 

Рис. 6. Проводящая система сердца

1 - синусный узел; 2 - атриовентрикулярный узел; 3 - пучок Гиса; 4 - ножки пучка Гиса; 5 - левый предсердно-желудочковый (двустворчатый) клапан; 6 - перегородка между желудочками; 7 - нижняя полая вена; 8 - верхняя полая вена; 9 - правый желудочек; 10 - левый желудочек; 11 - правое предсердие; 12 - левое предсердие; 13 - правый предсердно-желудочковый (трехстворчатый) клапан

Рис. 7. Схема иннервации сердца

1 - кора мозга; 2 - продолговатый мозг; 3, 7 - симпатические волокна (пост- и преганглионарные); 4 - шейные симпатические узлы; 5 - промежуточный мозг; 6 - волокна блуждающего нерва (пре- и постганглионарные).

Задания для самоподготовки и подготовки к практическому занятию №2

 
 


I. Ответить на вопросы для самоконтроля:

 

1. Характеристика основных электрофизиологических свойств сердечной мышцы (автоматизм, возбудимость, проводимость, сократимость).

электрокардиографа и методика регистрации ЭКГ.

2. Проводящая система сердца

3. Электрокардиографические отведения.

4. Зубцы, сегменты, интервалы и комплексы ЭКГ и их характеристика.

5. Электрофизиологические процессы, обуславливающие возникновение зубцов, сегментов, интервалов и комплексов ЭКГ.

6. Что такое электрическая ось сердца, как она определяется? Варианты положения электрической оси сердца в норме и патологии.

7. Особенности парасимпатической иннервации сердца.

8.Особенности симпатической иннервации сердца.

9.Роль коры больших полушарий в регуляции деятельности сердца.

10.Влияние электролитов, гормонов и других гуморальных факторов на деятельность сердца.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.224 с.)