Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: процесс кровообращения, его значение для организма. Кровеносные сосуды. Строение и топография сердца.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сердечно-сосудистой системы Учебное пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине "Анатомия и физиология человека"
Курган 2016 Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы: учебное пособие для самостоятельной работы студентов до дисциплине «Анатомия и физиология человека»/ авторы-составители Дерябина Т.А., Тюкалова М.А.; ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж».- Курган:, 2016.- 110 с.
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий»
Пособие включает теоретическую часть в плане диагностики и практическую часть по разделу "Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы". Для закрепления нового материала по каждой теме предлагаются разноуровневые обучающие задания для самоконтроля. Данное пособие составлено в соответствии с ФГОС – 3+ поколения специальности 060301"Фармация", 34.02.01 "Сестринское дело", 060102 "Акушерское дело" и квалификационными характеристиками специалистов. Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов базового и повышенного уровней медицинских колледжей, училищ
©Дерябина Т.А., Тюкалова М.А., 2016 © ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж», 2016
Уважаемые студенты!
Настоящее учебное пособие предусматривает изучение раздела "Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы" для специальностей 060301"Фармация", 34.02.01 "Сестринское дело", 060102 "Акушерское дело". Пособие включает теоретическую и практическую часть. Для закрепления нового материала предлагаются разноуровневые обучающие задания для самоконтроля, которые позволяют развивать логическое и клиническое мышление. Всё это поможет Вам достаточно глубоко разобраться в механизмах работы сердца, крово- и лимфообращения, а в последующем может использоваться и в профессиональной деятельности. ВВЕДЕНИЕ
Данное пособие разработано по дисциплине ОП. 02. "Анатомия и физиология человека" для специальностей 060301"Фармация", 34.02.01 "Сестринское дело", 060102 "Акушерское дело". Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС-3+поколения при подготовке специалистов по специальностям 060301"Фармация", 34.02.01 "Сестринское дело", 060102 "Акушерское дело" в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): участие в лечебно -диагностической деятельности и овладения соответствующими профессиональными компетенциями (ПК)
Для специальности "Фармация": ПК 1.6.Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. ПК 1.7.Оказывать первую медицинскую помощь. ПК 2.4.Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. Для специальности "Сестринское дело": ПК 1.1.Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. ПК 1.2.Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения. ПК 1.3.Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний ПК 2.1.Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК2.2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3.Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. ПК 2.4.Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. ПК 2.5.Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса ПК 2.6.Вести утвержденную медицинскую документацию. ПК 2.7.Осуществлять реабилитационные мероприятия ПК 2.8.Оказывать паллиативную помощь. ПК 3.1.Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах. ПК 3.2.Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. ПК 3.3.Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
Для специальности "Акушерское дело": ПК 1.1. Проводить диспансеризацию и патронаж беременных и родильниц. ПК 1.2. Проводить физиопсихопрофилактическую подготовку беременных к родам, обучение мерам профилактики осложнений беременности, родов и послеродового периода. ПК 1.3. Оказывать лечебно-диагностическую помощь при физиологической беременности, родах и в послеродовом периоде. ПК 1.4. Оказывать акушерское пособие при физиологических родах. ПК 1.5. Проводить первичный туалет новорожденного, оценивать и контролировать динамику его состояния, осуществлять уход и обучать родителей уходу за новорожденным. ПК 1.6. Применять лекарственные средства по назначению врача. ПК 1.7. Информировать пациентов по вопросам охраны материнства и детства, медицинского страхования. ПК 2.1. Проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами с экстрагенитальной патологией под руководством врача. ПК 2.2. Выявлять физические и психические отклонения в развитии ребенка, осуществлять уход, лечебно-диагностические, профилактические мероприятия детям под руководством врача. ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии. ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни. ПК 3.2. Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача. ПК 3.3. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий. ПК 3.4. Оказывать доврачебную помощь пациентам при неотложных состояниях в гинекологии. ПК 3.5. Участвовать в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде. ПК 3.6. Проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам планирования семьи, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. ПК 4.1. Участвовать в проведении лечебно-диагностических мероприятий беременной, роженице, родильнице с акушерской и экстрагенитальной патологией и новорожденному. ПК 4.2. Оказывать профилактическую и медико-социальную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии. ПК 4.3. Оказывать доврачебную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии. ПК 4.4. Осуществлять интенсивный уход при акушерской патологии. ПК 4.5. Участвовать в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде. Пособие позволяет студенту освоить общие компетенции (ОК): ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами. ОК 7.Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11.Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. ОК 12.Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ОК 13.Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
В результате освоения дисциплины "Анатомия и физиология человека" специальности "Фармация" студент должен уметь:
- ориентироваться в топографии и функциях органов и систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные закономерности развития и жизнедеятельности организма; - строение тканей, органов и систем, их функции.
В результате освоения дисциплины "Анатомия и физиология человека" специальности "Сестринское дело" студент должен уметь: - применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи; знать: - строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.
В результате освоения дисциплины "Анатомия и физиология человека"
специальности "Акушерское дело" студент должен уметь: - применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании акушерско-гинекологической помощи; знать: - строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.
Практикум №1 Алгоритм деятельности студентов
Ч. |
Ц1. Топографию, строение сердца. Ц2. Определить проекции границ сердца. | Учебно-информационные умения Задание №2 Задание №5 | Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание№ 1 Задание № 3 Задание № 5 Задание № 6 | Учебно-логические умения Задание №8, 9 | Учебно-информационные умения Изучить материал лекции №1,2 Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь. Задание №5 | Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 4 Составить кроссворд. Задание № 6 |
Практикум №2
Алгоритм деятельности студентов
Раздел / Тема | Целеполагание | Аудиторная диагностика | Внеаудиторная диагностика | ||||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | |||||
Раздел: Сердечно-сосудистая система.
Тема 1: Физиология сердца.
2 ч.
2ч | Ц1. знать Фазы сердечной деятельности. Движение крови в сердце. Тоны. Физиологические свойства сердца Ц2. уметь Определить проекцию точек выслушивания тонов сердца. объяснять различные физиологические процессы, происходящие в сердце в различные фазы его деятельности. | Учебно-информационные умения Задание №1. Задание№ 6 | Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание №2. Задание №3 Задание №4 Задание № 5 | Учебно-логические умения Задание №7 | Учебно-информационные умения . Изучить материал лекции №1,2 Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь. Задание №4 Спроектировать 10 утверждений и эталон к ним. | Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 3 Составить кроссворд. Задание№5 | |||
Практикум №3
Алгоритм деятельности студентов
Раздел / Тема | Целеполагание | Аудиторная диагностика | Внеаудиторная диагностика | ||||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | |||||
Раздел: Сердечно-сосудистая система.
Тема 1: Сосуды малого круга кровообращения. Артерии большого круга.
2 ч.
2ч | Ц1. знать Строение вен, артерий, капилляров. Сосуды малого и большого круга кровообращения. Круги кровообращения. Ц2. уметь определить, называть, показывать отделы ствола мозга., детали их анатомического строения с анализом функций. | Учебно-информационные умения Задание №1. Задание №2. | Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание№ 3 Задание № 4 Задание №5 Задание № 6 Задание №7 Задание №8 Задание № 10-решить ситуационные задач | Учебно-логические умения Задание № 9 | Учебно-информационные умения Изучить материал лекции №3 Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь. | Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание№3 Задание № 4 Составить кроссворд. |
|
Практикум №4
Алгоритм деятельности студентов
Раздел / Тема | Целеполагание | Аудиторная диагностика | Внеаудиторная диагностика | ||||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | |||||
Раздел: Сердечно-сосудистая система.
Тема 1:Вены большого круга кровообращения 2 ч.
2ч | Ц1. знать Сосуды большого круга кровообращени. | Учебно-информационные умения Задание № 6 | Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №5 | Учебно-логические умения Задание № 7 | Учебно-информационные умения Изучить материал лекции №4 Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь. Задание № 4. | Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 3 Составить кроссворд. Задание № 5 Составить тестовые задания с эталонами. |
Практикум №5
Алгоритм деятельности студентов
Раздел / Тема | Целеполагание | Аудиторная диагностика | Внеаудиторная диагностика | ||||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | |||||
Раздел: Сердечно-сосудистая система.
Тема 1: Физиология сосудов.
2ч | Ц1. знать Движение крови по сосудам. Величину и методы измерения АД. Пульс, его характеристику. Рефлекторные и гуморальные механизмы регуляции с.с.с. Ц2. уметь Исследовать АП. Измерить АД в покое и после физической нагрузки. | Учебно-информационные умения Задание №2 | Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание №1 | Учебно-логические умения Задание № 3 | Учебно-информационные умения Задание № 1 Задание № 2 Задание №3 Задание№4 | Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 5 |
Лекция № 1
Кровеносные сосуды
Кровеносная система (ССС) замкнута, имеет физиологический насос – сердце и сосуды, представленные в виде 2-х кругов кровообращения (большого и малого).
Ангиология – наука, изучающая сосуды
Различают 3 вида сосудов:
- артерии;
- вены;
- капилляры.
Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца к органу.
Стенка артерий состоит из 3-х слоев:
1. Внутренний (intima) - представлен эндотелием и постэндотелиальным слоем.
2. Средний (media) - представлен гладкой мышечной тканью, эластическими и коллагеновыми волокнами.
3. Наружный (adventicio) представлена рыхлой соединительной тканью.
Классификация артерий
I. По диаметру:
- крупные
- средние
- мелкие
II. По топографии:
- внутриорганные
- внеорганные
III. По строению стенки:
- эластического типа (аорта, легочный ствол)
- мышечного типа (в средней оболочке много мышечных клеток, участвуют в регуляции АД)
- смешанного типа (сонная, подключичная и т.д.).
Стенка вен состоит из 3-х слоев, но отличается от стенки артерии.
Отличия:
1. Меньше эластических и коллагеновых волокон;
2. Слабо развитый мышечный слой;
3. Наличие клапанов на внутренней оболочке вен.
Классификация вен
I. Волокнистого типа (безмышечные), не имеют мышечной, наружной оболочки клапанов. Срастаются с окружающими тканями (вены мозговых оболочек).
II. Мышечного типа:
- со слабым развитием media;
- со средним развитием;
- с сильным развитием.
Капилляры –микроскопические сосуды, соединяющие артерии с венами. В них осуществляются функции крови, поэтому капилляры – обменные сосуды. Их стенка образована слоем эндотелиальных клеток, лежащих на базальной мембране и обладает двусторонней проницаемостью.
Типы кровообращения
1.Магистральное – движение крови по главным магистральным сосудам.
2.Коллатеральное (окольное) - движение крови по боковым дополнительным сосудам (анастомозам - разветвления артерии, соединяющихся между собой и образующих артериальные соустья).
Значение: п/м нарушении притока (оттока) крови по магистральным сосудам они способствуют движению крови в разных направлениях.
Типы кровеносных сосудов:
1. Магистральные – в них ритмически пуульсируют кровоток превращается в размеренный и плавный.
2. Резистивные (сосуды сопротивления) – пре- и посткапилляры.
3. Истинные капиляры – обменные сосуды.
4. Емкостные ( венозный отдел ССС ).
5. Шунтирующие (шунты) – артериовенозные анастомозы, обеспечивают прямую связь между мелкими артериями и венами в обход капиллярного ложа.
2. Сердце (cor, cardia): топография, границы.
Кардиология- наука, изучающая сердце.
Полый мышечный орган, расположенный в грудной полости в области средостения (2/3 – влево, 1/3 – в правой части). Масса - 250 –350 гр. Функция - нагнетает кровь в аорту и легочный ствол (артерии) и принимает венозную кровь.
Топография
Спереди сердце прилежит к грудине и реберным хрящам, с боков и частично спереди закрыто легкими, сзади соприкасается с пищеводом и грудной аортой, снизу – с диафрагмой.
Сердце имеет форму конуса и обращено своей широкой частью – основанием – вверх, назад и вправо, а узкой частью - верхушкой – вперед, вниз, влево.
Рис. 1. Положение сердца
1 — левая подключичная артерия;2 — правая подключичная артерия; 3 — щитошейный ствол;4— левая общая сонная артерия; 5 — плечеголовной ствол; 6 — дуга аорты; 7 — верхняя полая вена; 8 — легочный ствол; 9 — околосердечная сумка; 10 — левое ушко; 11 — правое ушко; 12 — артериальный конус;
13 — правое легкое;14 — левое легкое; 15 — правый желудочек; 16 — левый желудочек;17 — верхушка сердца;18 — плевра;19 — диафрагма
Границы сердца
Основание проецируется на хрящевую часть 3-ей пары ребер.
Верхушка – определяется в 5-м межреберье на 1-1,5 см медиальнее левой среднеключичной линии.
Правая граница проходит от верхнего края 3 правого реберного хряща до 5 правого реберного хряща, правее правого края грудины на 1-2 см.
Левая граница: идет по плавной линии, соединяющей основание и верхушку (от верхнего края 3 левого ребра до 5 межреберья) за 1 см до левой среднеключичной линии.
Границы сердца изменчивы и зависят от возраста, пола, конституции человека и положения тела.
Рис. 2. Проекции сердца, створчатых и полулунных клапанов на переднюю поверхность грудной стенки
1 - проекция клапана легочного ствола; 2 - проекция левого предсердножелудочкового (митрального) клапана; 3 - верхушка сердца; 4 - проекция правого предсердно-желудочкового (трехстворчатого) клапана; 5 - проекция клапана аорты. Показаны места выслушивания левого предсердно-желудочкового (длинная стрелка) и аортального (короткая стрелка) клапанов
Чтоб сердце лечить
Научиться, то могут
Очень пригодиться. Его
Перкуторные границы.
Правая – у грудины
Правого края, сантиметра
Два от неё отступая.
Левая – у линии
Ключичной срединной,
Кнутри сантиметр –
Сантиметр с половиной.
Верхняя – по
Третьим
Реберным
Хрящам.Все три
Границы эти
Запомнить надо вам.
Размеры сердца:
Длина сердца у взрослых 8,7-14 см. Поперечный размер 6-8 см.
Рис. 3. Сердце (вид спереди)
1 - плече-головной ствол; 2 - верхняя полая вена; 8 - восходящая аорта; 4 - правая венечная артерия; 5 - правое ушко; 6 - правое предсердие; 7 - правый желудочек; 8 - верхушка сердца; 9 - передняя межжелудочковая ветвь левой венечной артерии; 10 - передняя межжелудочковая борозда; 11 - левое ушко; 12 - легочные вены; 13 - легочный ствол; 14 -дуга аорты; 15 - левая подключичная артерия; 16 - левая общая сонная артерия
Соответственно в каждой половине выделяют предсердие (atrium) и желудочек (ventriculus). Предсердия образуют выпячивания – ушки. Между предсердиями и желудочками находятся предсердно-желудочковые отверстия или атрио-вентрикулярные. Клапан между правым предсердием и правым желудочком имеет 3 створки – трехстворчатый, а между левым предсердием и левым желудочком – 2 створки – двухстворчатый – митральный.
Клапаны удерживаются сухожильными нитями. Сухожильные нити (кордальные нити, сухожильные хорды) идут от створа створчатых клапанов и прикрепляются к сосочковым мышцам (выросты миокарда). Они удерживают створку клапана от выворачивания в сторону предсердия.
Около отверстий легочного ствола и аорты (выходящих из желудочков сердца) также имеются клапаны в виде 3-х карманов, которые открываются по направлению тока крови – это полулунные клапаны.
Левый желудочек – аорта; правое предсердие – верхняя и нижняя полые вены, правый желудочек – легочной ствол; левое предсердие – 4 легочные вены.
Рис. 4. Сердце вид спереди (вскрыто)
Направление тока крови изображено стрелками. 1 - двустворчатый клапан левого желудочка; 2 - папиллярные мышцы; 3 - полулунные клапаны; 4 - трехстворчатый клапан правого желудочка; 5 - папиллярные мышцы; 6 - аорта; 7 - верхняя полая вена; 8 - легочная артерия; 9 - легочные вены; 10 - венечные сосуды
К краям нижней поверхности трехстворчатого и митрального клапанов присоединено множество тонких сухожильных нитей, которые идут вниз к сосочковым мышцам, выступающим из мышечной стенки желудочков.
Рис. 5. Сухожильные нити сердца
Эти нити действуют как стропы парашюта, удерживая клапаны и не давая створкам прогибаться или вывернутся, как зонтик под порывом ветра, при большом давлении крови на них во время сокращения желудочка. Нити прикрепленные к соседним створкам также обеспечивают плотное их прилегание друг к другу, чтобы не терялась герметичность и кровь не просачивалась обратно в предсердие.
Патология:
1) дефект межпредсердной перегородки, незаращение овального отверстия (N – овальная ямка) ð врожденные пороки сердца
2) дефект межжелудочковой перегородки
3) недостаточность, стеноз клапанов – легочная, сердечно-легочная недостаточность.
Строение стенки
Состоит из 3 слоев: внутреннего – эндокарда, среднего – миокарда, наружного – эпикарда.
1) Внутренний слой – эндокард – он представлен эндотелием, лежащим на базальной мембране и участвующим в формировании створчатых и полулунных клапанов сердца. Клапаны сердца – это удвоение или дупликатура эндокарда.
2) Средний слой – миокард – является самой толстой и мощной частью стенки. Представлен сердечной поперечно-полосатой мышечной тканью, где структурным элементом является кардиомиоцит, а также в этой оболочке представлены атипичные миоциты, формирующие проводящую или автономную систему сердца и обеспечивают функцию сердца – автоматизм.
В стенке желудочков миокард более мощный, чем в стенке предсердии.
3) Наружный слой – эпикард.
Перикард – окружает сердце, снизу прикреплен к сухожильному центру диафрагмы, а также соединен с грудиной. Это соединительно-тканная околосердечная сумка. Состоит из 2-х листков: внутренний – висцеральный, наружный – париетальный. Между ними - перикардиальная полость, имеющая небольшое количество жидкости, которая уменьшает трение и облегчает скольжение сердца при сокращении.
Практическое занятие №1
Клапан аорты образован
1. Тремя створками
2. Тремя заслонками
3. Двумя створками
4. Двумя заслонками
5. Складками эндокарда
Лекция №2
Сердечный цикл
Состоит из двух противоположных процессов:
1) систолы – сокращения;
2) диастолы – расслабления.
Таким образом, сердечный цикл – это одно полное сокращение и расслабление. Продолжительность сердечного цикла составляет 0,8 секунд. В нем различают 3 фазы:
1. Систола предсердий – 0,1 сек
2. Систола желудочков – 0,3 сек
3. Диастола – 0,4 сек (общая)
Причиной движения крови в сердце и причиной работы клапанов является разность кровяного давления в разных камерах.
Систола предсердий начинается с сокращения круговой мускулатуры устья вен, впадающих в сердце, тем самым создается препятствие для обратного оттока крови. Во время систолы предсердий давление в них составляет 4-5 мм рт.ст. Под этим давлением кровь поступает в желудочки (в область меньшего давления). После этого створчатые клапаны закрываются и начинается 2 фаза – систола желудочков. В ней выделяют 2 периода:
- напряжения (0,05 сек);
- изгнания крови (0,25 сек).
Период напряжения протекает при закрытых створчатых и полулунных клапанах; в это время наблюдается напряжение сердечной мышцы и давление на клапаны растет. В момент, когда давление крови в желудочках превысит давление в артериях, полулунные клапаны открываются и кровь выбрасывается из желудочков в аорту и легочной ствол. Наступает 2 период систолы желудочков – период изгнания крови. Систолическое давление в левом желудочке достигает 120 мм рт.ст., в правом 25-30 мм рт.ст.
Затем полулунные клапаны закрываются и наступает общая диастола. В эту фазу мускулатура предсердий и желудочков расслаблена, створчатые клапаны открыты, а полулунные закрыты. Кровь вследствие разности давления притекает из вен в предсердия и, через открытые створчатые клапаны, в желудочки. Следовательно, во время общей диастолы сердце заполняется кровью и к концу паузы желудочки заполнены на 70%.
2.Показатели работы сердца:
а) ЧСС – частота сердечных сокращений – это количество сокращений сердца в минуту (в норме 60-80 уд\мин).
Учащение работы сердца – тахикардия, урежение – брадикардия.
б) Систолический объем – объем крови, выбрасываемый желудочком сердца за 1 сокращение (в среднем 60-70 мл).
Закон Старлинга: чем сильнее сердечная мышца расслаблена первоначально, тем сильнее она сократится.
Рефлекс Бейнбриджа (закон сердечного ритма). Это висцеро-висцеральный рефлекс: увеличение частоты и силы сердечных сокращений при повышении давления в устьях полых вен.
в) Минутный объем – объем крови, выбрасываемой 1 желудочком за 1 минуту (в среднем 4,2-5 л)
ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ СЕРДЦА
I. ЧСС
60-80 уд\мин – НОРМА
(60 сек: 8 сек = 75 уд\мин)
Брадикардия – ЧССЧСС - Тахикардия
Автоматизм
Автоматизм – способность сердца сокращаться под влиянием собственных импульсов.
Импульсы зарождаются и проводятся проводящей системой сердца, образованной атипичными кардиомиоцитами.
Проводящая система включает:
1. Синусно-предсердный узел
(в задней стенке правого
предсердия в месте впадения
верхней полой вены)
60-80 уд\мин
2. Атрио-вентрикулярный
(в предсердно-желудочковой перегородке)
40-50 уд\мин
3. Пучок Гиса
(в межжелудочковой перегородке)
правая ножка левая ножка
4. Волокна Пуркинье Волокна Пуркинье
Узел, в ритме которого работает все сердце, называется ведущей частью сердца или водителем ритма. Им является синусно-предсердный узел.
Рис. 6. Проводящая система сердца
1 - синусный узел; 2 - атриовентрикулярный узел; 3 - пучок Гиса; 4 - ножки пучка Гиса; 5 - левый предсердно-желудочковый (двустворчатый) клапан; 6 - перегородка между желудочками; 7 - нижняя полая вена; 8 - верхняя полая вена; 9 - правый желудочек; 10 - левый желудочек; 11 - правое предсердие; 12 - левое предсердие; 13 - правый предсердно-желудочковый (трехстворчатый) клапан
Рис. 7. Схема иннервации сердца
1 - кора мозга; 2 - продолговатый мозг; 3, 7 - симпатические волокна (пост- и преганглионарные); 4 - шейные симпатические узлы; 5 - промежуточный мозг; 6 - волокна блуждающего нерва (пре- и постганглионарные).
Задания для самоподготовки и подготовки к практическому занятию №2
I. Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Характеристика основных электрофизиологических свойств сердечной мышцы (автоматизм, возбудимость, проводимость, сократимость).
электрокардиографа и методика регистрации ЭКГ.
2. Проводящая система сердца
3. Электрокардиографические отведения.
4. Зубцы, сегменты, интервалы и комплексы ЭКГ и их характеристика.
5. Электрофизиологические процессы, обуславливающие возникновение зубцов, сегментов, интервалов и комплексов ЭКГ.
6. Что такое электрическая ось сердца, как она определяется? Варианты положения электрической оси сердца в норме и патологии.
7. Особенности парасимпатической иннервации сердца.
8.Особенности симпатической иннервации сердца.
9.Роль коры больших полушарий в регуляции деятельности сердца.
10.Влияние электролитов, гормонов и других гуморальных факторов на деятельность сердца.
II. За
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.115 (0.016 с.)