Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О том, какой у телемитов был уклад жизниСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вся их жизнь была подчинена не законам, не уставам и не правилам, а их собственной доброй воле и хотению. Вставали они когда вздумается, пили, ели, трудились, спали когда заблагорассудится; никто не будил их, никто не неволил их пить, есть или еще что-либо делать. Такой порядок завел Гаргантюа. Их устав состоял только из одного правила:
ДЕЛАЙ ЧТО ХОЧЕШЬ,
ибо людей свободных, происходящих от добрых родителей, просвещенных, вращающихся в порядочном обществе, сама природа наделяет инстинктом и побудительною силой, которые постоянно наставляют их на добрые дела и отвлекают от порока, и сила эта зовется у них честью. Но когда тех же самых людей давят и гнетут подлое насилие и принуждение, они обращают благородный свой пыл, с которым они добровольно устремлялись к добродетели, на то, чтобы сбросить с себя и свергнуть ярмо рабства, ибо нас искони влечет к запретному и мы жаждем того, в чем нам отказано. Благодаря свободе у телемитов возникло похвальное стремление делать всем то, чего, по-видимому, хотелось кому-нибудь одному. Если кто-нибудь из мужчин или женщин предлагал: «Выпьем!» – то выпивали все; если кто-нибудь предлагал: «Сыграем!» – то играли все; если кто-нибудь предлагал: «Пойдемте порезвимся в поле» – то шли все. Если кто-нибудь заговаривал о соколиной или же другой охоте, женщины тотчас садились на добрых иноходцев, на парадных верховых коней и сажали ястреба-перепелятника, сапсана или же дербника себе на руку, которую плотно облегала перчатка; мужчины брали с собой других птиц. Все это были люди весьма сведущие, среди них не оказалось ни одного мужчины и ни одной женщины, которые не умели бы читать, писать, играть на музыкальных инструментах, говорить на пяти или шести языках и на каждом из них сочинять и стихи и прозу. Нигде, кроме Телемской обители, не было столь отважных и учтивых кавалеров, столь неутомимых в ходьбе и искусных в верховой езде, столь сильных, подвижных, столь искусно владевших любым родом оружия; нигде, кроме Телемской обители, не было столь нарядных и столь изящных, всегда веселых дам, отменных рукодельниц, отменных мастериц по части шитья, охотниц до всяких почтенных и неподневольных женских занятий. Вот почему, когда кто-нибудь из мужчин бывал вынужден покинуть обитель, то ли по желанию родителей, то ли по какой-либо другой причине, он увозил с собою одну из женщин, именно ту, которая благосклонно принимала его ухаживания, и они вступали в брак; они и в Телеме жили в мире и согласии, а уж поженившись, еще того лучше; до конца дней своих они любили друг друга так же, как в день свадьбы. Да, чтобы не забыть: приведу вам загадку, высеченную на медной доске, которая была обнаружена в фундаменте обители. Гласит она буквально следующее.
Глава LVIII Пророческая загадка [257]
Мечтающий о счастье сын земли, Душой воспряв, моим речам внемли! Коль веришь ты, что может человек Истолковать светил небесных бег И силой прозорливости своей Предугадать дела грядущих дней И что божественное Провиденье Ему порой дарует позволенье, — Как утверждают книги мудрецов, — Проникнуть в судьбы будущих веков, Прислушайся, и я тебе открою, Что этой осенью или зимою Откуда-то придут в наш край родимый Такие люди, коим нестерпимы Ни отдых, ни веселие, ни смех И кои, не считая то за грех, Людей любого званья совратят, Повсюду сея распрю и разлад. И если кто-нибудь любой ценой Решит пойти дорогою такой, Того слова прельстительные их Натравят на друзей и на родных. Не будет стыдно дерзостному сыну Вонзить кинжал отцу родному в спину, И даже на носителей корон Меч подданными будет занесен, Ибо они себе составят мненье, Забыв о долге и повиновенье, Что всем поочередно суждено То вверх всплывать, то вновь идти на дно. И это породит так много споров, Так много перебранок и раздоров, Что худшего история не знала, Хотя известно ей чудес немало. В ту пору многих доблестных людей, Кого толкнет в водоворот страстей Их молодой и легковерный пыл, Постигнет смерть в расцвете лет и сил. И кто борьбою этой увлечется, Тот больше от нее не оторвется, Пока небесный и земной простор Не преисполнит шумом свар и ссор. Повсюду станут воздавать почет Не тем, кто справедлив, а тем, кто лжет, Ибо рассудок подчинится слепо Сужденьям черни, темной и свирепой, К соблазну жадной, подлой, суеверной. О, сей потоп, прискорбный и безмерный! Потопом смуту вправе я назвать: Она не станет времени терять, И всю страну охватит, и не минет, Пока бог весть откуда не нахлынет Поток воды, скрывая с головою Всех тех, кто, увлеченный пылом боя, Свой дух в сраженьях так ожесточит, Что и скотам безвинным не простит, Зачем покорно целыми стадами Они идут со всеми потрохами Не идолам на жертвоприношенье, А смертным на обычное съеденье. Теперь и вы поймете без труда, Что эта неизбывная вражда В изрядное расстройство и кручину Введет шарообразную махину! И даже те, кому она мила, Кто ей не хочет гибели и зла, Попробуют, усилий не жалея, Закрепостить ее и править ею Так мудро, что останется несчастной Лишь вопиять к создателю всечасно. И в довершенье бед наступит день, Когда весь небосвод обложит тень, Светило дня плотнее закрывая, Чем мрак затменья или тьма ночная, И встанет между солнцем и землей Глухой, непроницаемой стеной, И в мире запустенье воцарится. Но раньше, чем все это совершится, Подземными толчками будет он Сильнее и внезапней потрясен, Чем Этна в час, когда рука Кронида Низринула ее на титанида, И чем громады энарийских скал В тот страшный день, когда Тифон восстал И принялся, гордыней обуян, Швырять мятежно горы в океан. Итак, земля за краткие мгновенья Претерпит столь большие разрушенья, Что те, кто смог ее поработить, Не станут больше властью дорожить. Тогда сердца исполнятся желаньем Покончить с этим долгим состязаньем, Поскольку вышесказанный поток Заставит всех пуститься наутек. Однако до того, как убежать, Еще успеет каждый увидать Огонь, разлившийся по небосводу, Чтоб высушить нахлынувшую воду. Когда ж пройдут событий этих дни, Да будут с ликованием одни Богатствами и манною небесной Награждены обильно и чудесно, Другие ж превратятся в бедняков. Итак, теперь, когда в конце концов Грядущее я вам истолковал, Любой из вас свою судьбу узнал. Сдержал я слово. О, сколь счастлив тот, Кто до конца такого доживет!*
Как скоро чтение этого документа окончилось, Гаргантюа глубоко вздохнул и сказал присутствующим: – Люди, преданные евангельскому учению, подвергаются гонениям с давних пор, однако ж счастлив тот, кто, не смущаясь этими гонениями и не соблазняясь и не обольщаясь влечениями плоти, прямиком идет к цели, которую предуказал нам Господь устами возлюбленного своего Сына. – А как вы полагаете, – спросил монах, – что заключает в себе и что означает эта загадка? – Что? – переспросил Гаргантюа. – Раскрытие и утверждение божественной истины. – Клянусь святым Годераном, я эту загадку совсем по-другому толкую! – воскликнул монах. – Это же слог пророка Мерлина[258]! Вычитывайте в ней любые иносказания, придавайте ей самый глубокий смысл, выдумывайте сколько вашей душе угодно – и вы и все прочие. А я вижу здесь только один смысл, то есть описание игры в мяч, впрочем довольно туманное. Совратители людей – это игроки в мяч, обыкновенно состоящие между собой в дружеских отношениях. После двух подач мяча один из них выходит из игры, а другой начинает. Верят первому, кто крикнет, как пролетит мяч: над или под веревкой. Поток воды – это пот; плетенка ракетки – из бараньих или же козьих кишок; шарообразная махина – это мяч. После игры обычай таков: обсушиться возле яркого огня, переменить сорочку, а потом с удовольствием сесть за стол, при этом особенно весело пируют те, кто выиграл. И – гуляй, душа!
Конец
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.93.167 (0.011 с.) |