Иудейскому царю ироду стало известно, что с востока пришли волхвы поклониться младенцу, которому, судя по расположению звезд, якобы суждено было стать царем иудейским. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иудейскому царю ироду стало известно, что с востока пришли волхвы поклониться младенцу, которому, судя по расположению звезд, якобы суждено было стать царем иудейским.



Жизнь Христа

2. Благая весть

 

Этику И. Христаможно определить как этику любви. На вопрос о главной заповеди своей Иисус сказал: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя ” (Мф.:22:37-39)

 

О жизни и учении И. Христа нам известно по свидетельствам его учеников и учеников его учеников. Эти жизнеописания называются Евангелиями и различаются именами повествователей. Подлинными считаются 4 Евангелия - от Матфея, от Марка, от Луки и Иоанна, канонизированные христианской церковью в IV веке.

 

1. Жизнь Христа

Как повествуют Евангелия, Христос является сыном Бога, родившимся, как считается, в результате непорочного зачатия. Он послан на землю Богом с миссией подготовить людей к последнему страшному суду и своей жертвенной судьбой указать им путь к спасению, который сами они в силу глубокой греховности найти не способны.

 

Он явился в качестве Мессии (“Христос” есть греческий перевод этого слова) и по завершении земного пути снова вознесся на небеса. Вместе с тем это - человек по имени Иисус (еврейское - Иешуа ), родившийся в определенной семье, среди определенного народа, в определенное время и в определенном месте. Вся жизнь Иисуса от зачатия до смерти протекала по человеческим законам .

 

Тот, о ком мы говорим, является и Иисусом, и Христом - и человеком, и Богом одновременно. Надо подчеркнуть: не получеловеком и полубогом, а в полной мере Богом. Божественная сущность в нем соединяется с конкретностью единичного человеческого существования .

Из этого следует, что о Христе можно говорить и на языке теологии и на языке науки, он может быть и предметом веры, и предметом рациональной критики. Мы будем рассматривать его жизнь и учение, не выходя за рамки человечески достоверных и логически допустимых суждений.

Иисус - еврей из рода Давида, родился в простой семье плотника. От предполагаемого дня его рождения и ведется начало нашего летоисчисления, хотя принято считать, что он родился 2-3 годами раньше.

Отца его звали Иосифом (умер до того, как сын выступил учителем), матьМарией. Они жили в Назарете, маленьком городе Галилеи. Родился же Иисус в Вифлееме под Иерусалимом, куда Иосиф с Марией приехали для участия в переписи населения .Случилось это в хлеву, где была вынуждена остановиться бедная семья.

Над младенцем были совершены принятые в иудейской среде обряды (обрезание на 8-й день, ритуальное посвящение Богу на 40-й). Семья была вынуждена бежать в Египет, чтобы спасти сына.

 

Иудейскому царю Ироду стало известно, что с востока пришли волхвы поклониться младенцу, которому, судя по расположению звезд, якобы суждено было стать царем Иудейским.

Не зная, о ком конкретно идет речь, и, боясь за будущее своего трона, Ирод приказал уничтожить в том городе всех младенцев до 2-х лет. С тех пор имя Ирода стало нарицательным обозначением бесчеловечности. После смерти Ирода Иосиф с семьей вернулся в родной Назарет.

 

Далее канонические Евангелия ничего не сообщают о жизни Иисуса до того момента, пока он не выходит на общественную арену в качестве мессии, за исключением одного эпизода, о котором повествуется в Евангелии от Луки. Когда Иисусу было 12 лет, семья приехала в Иерусалим на праздник Пасхи. На обратном пути родители обнаружили, что с ними нет сына. Вернувшись в город, они три дня его искали и нашли в храме, где он слушал и спрашивал учителей, что говорит о раннем интересе Христа к духовным вопросам.

 

Он обучился ремеслу плотника. Хорошо знал книги Моисея и пророков. Источником умственного вдохновения его были наблюдения над жизнью простых людей – пахарей, виноградарей, пастухов, необычная красота его родной северной Палестины.

Однако достижения греческой науки и философии, политические идеи Рима – все это осталось вне поля зрения Христа.

 

Иисус, разумеется, был знаком с еврейской схоластикой, составившей впоследствии Талмуд, но решительно отвергал ее .

С собственным учением Иисус выступил в 30 лет.Непосредственным знаком для начала миссии Иисуспосчитал пророческую деятельность своего родственника по материнской линии, молодого пустынника Иоанна Крестителя, в котором он увидел своего предтечу.

 

Проповедовал Иисус три года, после чего он был обвинен синедрионом в богохульстве и казнен (распят на кресте). Решение было принято синедрионом и утвержденоримским прокуратором Понтием Пилатом. Казнь осуществили римские власти. Примененная форма казни считалась самой позорной, предназначенной для рабов и разбойников.

 

Христосбыл распят за слово, мысль, учение. И сделали это две силы: государственная власть (светская и духовная) и разъяренная толпа.

 

У Иисуса перед лицом насильственной смерти были сомнения, он просил Бога, чтобы “миновал его час сей”. Однако он быстро преодолел минутную слабость и обнаружил решимость пройти свой путь до конца.

О величии его духа и смысле его учения свидетельствуют слова, произнесенные им на кресте: ” Отче! Прости им, ибо не знают, что делают”.

Это он просил о своих палачах, которые внизу делили его одежду и злорадно кричали: “Пусть спасет себя самого, если он Христос”.

Благая весть

“Благовествовать я должен Царствие Божие, ибо на то я послан”. Так говорит Христос о своей миссии. Царствие Божие – в этих словах ключ к его жизнеучению.

В них заключена его благая, радостная весть, его евангелие (евангелие по-гречески означает благую весть).

 

Иисуссмотрит на наш мир как бы со стороны – из вечности. Когда ученики, не выдержав нечеловеческого напряжения предлагаемого им пути, отходят отИисуса, он обращается к 12 избранным с вопросом, не хотят ли они сделать то же самое. На что ему Петр отвечает: “Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни” (Ин.,6:68)

 

Иисус говорит о конце времени, когда добро и зло, свет и тьма, жизнь и смерть отделяются друг от друга непреодолимой пропастью. И говорит он об этом как об истине хорошо ему известной. Как человек, который оттуда вернулся.

 

Не сама по себе идея небесного царства составляет смысл ученияИисуса Христа. Она была известна и до него. Иисус говорит, что небесное царство близко. И миссию свою видит в том, чтобы сообщить об этом людям.

 

Одна из притч Иисусапроясняет образ небесного царства.

Оба смысла идеи небесного царства не противоречат друг другу, если учесть, что вечная жизнь, наступающая после апокалипсиса, уготована праведникам: небесного царства в первом смысле достигают те, кто уже достиг его во втором смысле.

 

Самое важное в том, что делать людям, как вести себя перед этой последней чертой.Цель Иисуса – не просто сообщить людям о грядущем конце света. Его цель – встряхнуть их. Пришло время, когда человеку надо выбирать между добром и злом, что означает выбор и между жизнью и смертью.

 

Время половинчатых решений, когда человек сочетал в себе и добро и зло, служил Богу и дьяволу, когда на одном поле росли и пшеница и плевелы – это время кончилось. Человеку необходимо определиться, с кем он: с Богом или с дьяволом, что он выбирает, добро или зло.

 

Согласно библейской легенде, в начале времен дьявол обольстил человека перспективой быть, как Бог, и увлек его на путь греха. Человек впал в соблазн и стал смертным. Теперь в конце времен Христос ставит человека перед той же перспективой – воссоединения с Богом ради вечной жизни или окончательного провала в геенну вечного умирания.

 

У человека появляется шанс выправить ошибку Адамасойти с пути греха, покаяться. Иисус говорил: “Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное” (Мф:4:17) Эти слова: “покайтесь…” совершенно точно передают основной смысл его учения. Благая весть Иисуса Христа есть весть о спасении, о небесном царстве как высшей цели человеческой жизни.

 

“Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный”

Иисус переворачивает сложившийся порядок ценностей. Чем меньше человек имеет здесь, на Земле, тем больше он будет иметь на небесах. Чем меньше он привязан к материальному, тем больше он думает о духовном.

Люди заботятся о хлебе насущном, чтобы устранить свои страдания, не понимая того, что как раз в этом и заключается причина страданий.

 

Тысячелетия люди озабочены тем, что им есть, пить, во что одеться, но у них нет вдоволь ничего, а есть лишь постоянные муки и нескончаемые конфликты. Не потому ли это происходит, что люди заботятся не о том, о чем следует заботиться, что перепутали главное и второстепенное?

 

Иисус Христос предлагает радикально иную программу жизни: “Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам” (Мф.,6:33)

 

Одна из притч Иисуса – о богатом человеке, хороший урожай которого не помещался в его амбарах. И тогда человек сломал старые амбары и построил новые – более просторные. Он полагал, что успокоил душу на многие годы вперед и ей остается только есть, пить и веселиться. Однако Бог решил по-другому и в ту же ночь взял душу безумного богача, обесценив тем самым все его старания. Мораль этой истории: “Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет”.

Иисус часто называет себя сыном человеческим. Это отношение “сын – отец” является ключевым для понимания позитивной программы Иисуса: Добродетель сына состоит в послушании отцу. Не как я хочу, а как ты хочешь, отче – это постоянный и основной мотив Иисуса.

Все молитвы, которой учит Иисус и которая начинается словами “Отче наш”, по сути, сводится к одной единственной просьбе:

“Да будет воля Твоя и на Земле, как на небе” (Лк.,11:2)

И сын не просто принимает волю отца – он принимает ее как свою. Это происходит не потому что отец – начальник или насильник, судья или мудрец, или учитель. Нет. Сын послушен отцу по той причине, что ни у кого о нем, о сыне, не болит так сердце, как у отца. “Отец любит сына” – именно это качество делает отца отцом. Забота о детях – добродетель отца и, прежде всего, конечно, отца небесного, как понимает его Иисус Христос.

 

То, что присуще любому отцу, представлено в небесном отце с полнотой, позволяющей сказать: Бог есть любовь. Бог Христа есть Бог любящий, милосердный, отсюда – идея триединства, которая может быть истолкована как форма утверждения любви как первопринципа бытия.

 

Человек – сын уподобляется Богу – отцу через любовь. Этика Христа есть этика любви. Последнее наставление, которое Иисус дает своим ученикам перед своей смертью, есть наставление любить друг друга.

«Как я возлюбил вас…»

Человеку свойственно обманывать и обманываться. Это относится и к любви: любовь тоже не застрахована от искажений. Как уберечься от этого?

Своей жизнью и смертью Иисус показывал, что значит любить. Образ любви, созданный жертвенным подвигом его, конечно, невозможно систематизировать. В каждом любящем сердце он прорастает по-своему и, тем не менее, есть некоторые несомненные признаки любви:

Любовь смиренна. Она есть служение другим людям. Перед последним праздником пасхи, зная, что пришел час его смерти, Иисус снял с себя верхнюю одежду, перепоясался полотенцем и начал мыть ноги ученикам и отирать их полотенцем. Ученики его были сильно смущены. Иисус среди всех моет ноги также Иуде Искариоту, хотя уже знает, что тот задумал предать его.

 

Грань, которая отделяет любовь от насильственного осчастливливания, является тонкой. И очень важно уметь удержаться на ней. Предлагаемый Христом критерий – готовность мыть ноги другому – позволяет это сделать. Ученикам, делившим первенство, он сказал: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».

 

Смиренное отношение человека к людям реализуется в установке «не судите других».

Фарисеи и книжники, пытавшиеся подловить Иисуса на отступлении от Моисеева закона, чтобы выдвинуть против него обвинение, привели к нему женщину, уличенную в прелюбодеянии. Тора в таких случаях предлагала смертную казнь через побитие камнями.

Иисус по этому поводу сказал: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Окружавшие не посмели бросить камень в женщину. Иисус сказал ей: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Брату не дано судить брата. Для этого существует Бог.

 

Любовь деятельная. В ситуации, когда слова и дела человека расходятся, оценивать его надо по делам: «По плодам их узнаете их». Это – установка на деятельное отношение к жизни. Отбивать поклоны и говорить: «Господи! Господи!» недостаточно для праведности. Надо еще доказать свою любовь к Богу на деле.

 

Один человек, отправляясь в путешествие, поручил свое имение рабам и дал им серебра: одному – 5 талантов, другому – 2 таланта, третьему – 1 талант. Первый пустил свои 5 талантов в дело и удвоил их. Второй сделал то же самое со своими 2 талантами. Третий не стал рисковать и закопал в землю единственный талант. Вернувшийся хозяин потребовал отчета. Два первых раба получили одобрение и доставили радость хозяину. У третьего раба был отобран единственный талант и отдан тому, у кого уже было 10. В решающий час последнего суда, считает Иисус, Бог будет оценивать людей, как этот хозяин своих рабов. И только те, которые постоянно бодрствовали, брали на себя риск совершения добра, только они имеют шанс вечной жизни.

 

Любовь бескорыстна. Обмененная на выгоду, славу, наслаждения любовь теряет свое качество. Любовь тогда бескорыстна, когда она направлена на тех, от кого не может быть никакой корысти – на обездоленных, изгнанных.

 

Именно такого рода люди, гонимые властями, презираемые общественным мнением, отвергнутые религией, грешники, чужестранцы составляли постоянный круг общения Иисуса. Миссия его была – «спасти погибшее».

(История о двух сыновьях, один из которых стал блудным сыном. Всякий достоин любви и нуждается в ней, но оступившиеся, падшие больше других.)

 

Подлинное испытание любви человека – его отношение к врагам. Тут Иисус Христос совершил подлинную революцию. Нельзя понять и принять этику Христа, не понимая его заповеди: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас».

Любить врага не означает испытывать к нему те же чувства привязанности, какие испытывают к любимому человеку. Это – отношение, которое выше психологических и душевных привязанностей. Любить врага означает простить ему прежние злодеяния. Заповедь любви к врагам часто рассматривают как выражение этической мечтательности. Если вообще ставить цель преодолеть враждебность между людьми, то другого пути, чем путь любви, не существует.

 

Именно через любовь к врагам, говорит Христос, человек становится сыном Отца небесного. Именно любовь к врагам является божественной высотой человека. Путь любви невероятно труден. Но ему нет альтернативы. Если не любовь, то ненависть, насилие. Насилием можно добиться многого. Разрушить города, взорвать планету, но оно не способно превратить врага в друга.

 

«А я говорю вам…»

Иисус хорошо знал священные книги и предания иудаизма. Иисус не только вырастает из традиции иудаизма, но и принимает его основную нормативную программу.

 

Драматургия конфликта Иисуса с фарисеями состояла в том, что фарисеи хотели уличить его в отступлении от закона и никак не могли это сделать. На все их хитроумные вопросы он находил такие ответы, которые позволяли ему изложить свой взгляд, не вступая в формальное противоречие с нормами иудаизма.

 

Основной упрек Иисуса книжникам и фарисеям состоит в том, что они держатся за букву закона, но убивают его дух, что они усвоили внешнюю сторону закона, не понимая его внутреннего смысла, и потому их праведность является лицемерием.

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять».

Жизнь Христа

2. Благая весть

 

Этику И. Христаможно определить как этику любви. На вопрос о главной заповеди своей Иисус сказал: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя ” (Мф.:22:37-39)

 

О жизни и учении И. Христа нам известно по свидетельствам его учеников и учеников его учеников. Эти жизнеописания называются Евангелиями и различаются именами повествователей. Подлинными считаются 4 Евангелия - от Матфея, от Марка, от Луки и Иоанна, канонизированные христианской церковью в IV веке.

 

1. Жизнь Христа

Как повествуют Евангелия, Христос является сыном Бога, родившимся, как считается, в результате непорочного зачатия. Он послан на землю Богом с миссией подготовить людей к последнему страшному суду и своей жертвенной судьбой указать им путь к спасению, который сами они в силу глубокой греховности найти не способны.

 

Он явился в качестве Мессии (“Христос” есть греческий перевод этого слова) и по завершении земного пути снова вознесся на небеса. Вместе с тем это - человек по имени Иисус (еврейское - Иешуа ), родившийся в определенной семье, среди определенного народа, в определенное время и в определенном месте. Вся жизнь Иисуса от зачатия до смерти протекала по человеческим законам .

 

Тот, о ком мы говорим, является и Иисусом, и Христом - и человеком, и Богом одновременно. Надо подчеркнуть: не получеловеком и полубогом, а в полной мере Богом. Божественная сущность в нем соединяется с конкретностью единичного человеческого существования .

Из этого следует, что о Христе можно говорить и на языке теологии и на языке науки, он может быть и предметом веры, и предметом рациональной критики. Мы будем рассматривать его жизнь и учение, не выходя за рамки человечески достоверных и логически допустимых суждений.

Иисус - еврей из рода Давида, родился в простой семье плотника. От предполагаемого дня его рождения и ведется начало нашего летоисчисления, хотя принято считать, что он родился 2-3 годами раньше.

Отца его звали Иосифом (умер до того, как сын выступил учителем), матьМарией. Они жили в Назарете, маленьком городе Галилеи. Родился же Иисус в Вифлееме под Иерусалимом, куда Иосиф с Марией приехали для участия в переписи населения .Случилось это в хлеву, где была вынуждена остановиться бедная семья.

Над младенцем были совершены принятые в иудейской среде обряды (обрезание на 8-й день, ритуальное посвящение Богу на 40-й). Семья была вынуждена бежать в Египет, чтобы спасти сына.

 

Иудейскому царю Ироду стало известно, что с востока пришли волхвы поклониться младенцу, которому, судя по расположению звезд, якобы суждено было стать царем Иудейским.

Не зная, о ком конкретно идет речь, и, боясь за будущее своего трона, Ирод приказал уничтожить в том городе всех младенцев до 2-х лет. С тех пор имя Ирода стало нарицательным обозначением бесчеловечности. После смерти Ирода Иосиф с семьей вернулся в родной Назарет.

 

Далее канонические Евангелия ничего не сообщают о жизни Иисуса до того момента, пока он не выходит на общественную арену в качестве мессии, за исключением одного эпизода, о котором повествуется в Евангелии от Луки. Когда Иисусу было 12 лет, семья приехала в Иерусалим на праздник Пасхи. На обратном пути родители обнаружили, что с ними нет сына. Вернувшись в город, они три дня его искали и нашли в храме, где он слушал и спрашивал учителей, что говорит о раннем интересе Христа к духовным вопросам.

 

Он обучился ремеслу плотника. Хорошо знал книги Моисея и пророков. Источником умственного вдохновения его были наблюдения над жизнью простых людей – пахарей, виноградарей, пастухов, необычная красота его родной северной Палестины.

Однако достижения греческой науки и философии, политические идеи Рима – все это осталось вне поля зрения Христа.

 

Иисус, разумеется, был знаком с еврейской схоластикой, составившей впоследствии Талмуд, но решительно отвергал ее .

С собственным учением Иисус выступил в 30 лет.Непосредственным знаком для начала миссии Иисуспосчитал пророческую деятельность своего родственника по материнской линии, молодого пустынника Иоанна Крестителя, в котором он увидел своего предтечу.

 

Проповедовал Иисус три года, после чего он был обвинен синедрионом в богохульстве и казнен (распят на кресте). Решение было принято синедрионом и утвержденоримским прокуратором Понтием Пилатом. Казнь осуществили римские власти. Примененная форма казни считалась самой позорной, предназначенной для рабов и разбойников.

 

Христосбыл распят за слово, мысль, учение. И сделали это две силы: государственная власть (светская и духовная) и разъяренная толпа.

 

У Иисуса перед лицом насильственной смерти были сомнения, он просил Бога, чтобы “миновал его час сей”. Однако он быстро преодолел минутную слабость и обнаружил решимость пройти свой путь до конца.

О величии его духа и смысле его учения свидетельствуют слова, произнесенные им на кресте: ” Отче! Прости им, ибо не знают, что делают”.

Это он просил о своих палачах, которые внизу делили его одежду и злорадно кричали: “Пусть спасет себя самого, если он Христос”.

Благая весть

“Благовествовать я должен Царствие Божие, ибо на то я послан”. Так говорит Христос о своей миссии. Царствие Божие – в этих словах ключ к его жизнеучению.

В них заключена его благая, радостная весть, его евангелие (евангелие по-гречески означает благую весть).

 

Иисуссмотрит на наш мир как бы со стороны – из вечности. Когда ученики, не выдержав нечеловеческого напряжения предлагаемого им пути, отходят отИисуса, он обращается к 12 избранным с вопросом, не хотят ли они сделать то же самое. На что ему Петр отвечает: “Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни” (Ин.,6:68)

 

Иисус говорит о конце времени, когда добро и зло, свет и тьма, жизнь и смерть отделяются друг от друга непреодолимой пропастью. И говорит он об этом как об истине хорошо ему известной. Как человек, который оттуда вернулся.

 

Не сама по себе идея небесного царства составляет смысл ученияИисуса Христа. Она была известна и до него. Иисус говорит, что небесное царство близко. И миссию свою видит в том, чтобы сообщить об этом людям.

 

Одна из притч Иисусапроясняет образ небесного царства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.195.30.216 (0.085 с.)