Древними сказано: «не прелюбодействуй». А Иисус говорит: даже не смотри никогда на женщину с вожделением, Т. Е. Не прелюбодействуй даже в мыслях, в сердце своём. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древними сказано: «не прелюбодействуй». А Иисус говорит: даже не смотри никогда на женщину с вожделением, Т. Е. Не прелюбодействуй даже в мыслях, в сердце своём.



«Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».

Иисус основной упор делает на внутреннем смысле, духе закона, усматривая его в любви, братском единение людей.

· От справедливости к милосердию

Бог Иисуса – милосердный Бог. Этим он отличается от сурового и справедливого Бога Ветхого Завета.

Основная добродетель ветхозаветного Бога это – справедливость. Иисус переставил акценты: если Бог является суровым, то только потому, что он является любящим. Его Бог – это любящий Отец. Бога делает Богом именно любовь, милосердие.

Справедливость предполагает оценку человека по поступкам, воздаяние по заслугам, для чего требуются две вещи:

- критерий для измерения поступков;

- лицо, которому доверяется эта работа по измерению.

 

Поэтому справедливость естественным образом отождествляется с законностью и с судом, стоящим на страже законности.

Иное дело – милосердие. В милосердии любовь, братские чувства к человеку обнаруживаются независимо от его поступков и заслуг.

Милосердие не отменяет справедливость, но не ограничивается ею. Иисус исходит из убеждения: то, что объединяет людей, - их моральное достоинство, важнее того, что разделяет, - мирских различий.

У милосердия свои основания. Слепые и больные, видевшие в своей болезни наказание за грехи, обращались к Иисусу со словами: «Помилуй нас». Иисус прощал их, не интересуясь их прошлыми и будущими делами. Его занимал лишь вопрос их веры. Вера в Отца небесного, превращающая людей в братьев, является совершенно необходимым и вполне достаточным основанием для милости.

Милосердие не имеет меры. Петр спросил Иисуса, сколько раз должен прощать человек брату своему, совершающему против него грех. Иисус ответил: «До седмижды семидесяти раз».

Милосердие – единственное, что будет приниматься в расчет на последнем суде. Нет такого человека и нет такого греха, которые не подлежали бы прощению.

 

Считается, что в день последнего суда Бог одних призовет к себе, а других обречет на вечные муки. Бог разделяет людей: одних возвышает, других низвергает в зависимости от того, как они обращались с братьями своими, были милосердны к ним или нет.

Про последний суд, как он изображен в Евангелиях, следует сказать, что это – странный суд. Он не проводит градацию преступлений и знает лишь одну кару – вечные муки умирания. Он не ставит целью исправление преступников и не может рассматриваться как наказание. На последний суд призываются все: никто никакого урока извлечь уже не может.

 

Наконец, сам судья оказывается замешанным в деле своим всеведением. Ещё до того, как Иуда Искариот совершил своё преступление, Иисус знает о нём. Но он не удерживает Иуду, а в каком-то смысле даже провоцирует его. Иисус сказал, что его предаст тот, кому он подаст, обмакнув в вино, кусок хлеба. И подал Иуде.

 

 

По Иисусу, добродеяние несёт в себе свою награду, и злодеяние несёт в себе свою кару. Абсолютная неотвратимость награды за добродеяния и наказания за злодеяния означают, что сами добро и зло абсолютны каждое в себе.

Последний суд – это суд, который сам человек вершит над собой. Справедливость последнего суда означает лишь то, что милосердие и есть справедливость, её высшая, последняя форма.

Подводя итог своей жизни, Иисус говорит: «Я победил мир».

 

Он прошёл через непонимание родных, измены учеников, преследования властей. Он тысячи раз мог ожесточить своё сердце. У него было достаточно поводов и причин сказать людям, что они не достойны его любви. Но он не сделал этого, даже распятый, он просит простить своих палачей. В этом заключается его победа над миром. Сама способность Иисуса быть твёрдым, пройти до конца путь жертвенной любви невзирая ни на что и есть выражение его божественной природы.

 

Вопросы к семинарскому занятию:

1) Почему монашество считается образом жизни, который более, чем другие образы жизни, соответствует христианскому идеалу?

2) Как соотносятся между собой Нагорная проповедь Иисуса Христа и Десятисловие Моисея?

3) Что означает христианская любовь и означает ли она отрицание других форм и стадий любви? Каково содержание требования любить собственных врагов?

4) Можно ли обосновать этику любви к ближнему в рамках нерелигиозного мировоззрения?

5) В чем, с точки зрения Христа, заключается коренная деформированность реально практикуемого людьми порядка ценностей и каков их истинный порядок?

6) Являются ли заповеди Нагорной проповеди («Не судите, да не судимы будете»; «По плодам их узнаете их»; Золотое правило и др.) значимыми только для христиан или они имеют всеобщее значение?

7) Английский философ Уайтхед утверждал, что современная цивилизация рухнула бы, если бы люди стали следовать заповедям Нагорной проповеди. Если Уайтхед прав, является ли его констатация приговором современной цивилизации или приговором Нагорной проповеди, а, может быть, и той и другой?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.34.191 (0.005 с.)