Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Навыки, необходимые для общения (ранний этап)

Поиск

Кроме описанных выше на этой странице и в первой части работы навыков зрительного, слухового и тактильного восприятия, для общения также необходимы навыки внимания, подражания, совершения неких мыслительных операций.

Внимание – это способность сконцентрироваться, сосредоточиться на человеке, предмете или явлении. Младенец учится фокусировать взгляд на лице склонившегося к нему взрослого или на яркой погремушке. Ребенок учится управлять своим вниманием с помощью различных сенсорных каналов, уделять внимание предметам, звукам, тактильным ощущениям. Не забывайте о том, что большую роль играют регулярные проверки зрения и слуха детей с синдромом Дауна!

Зрительное восприятие

См. первую часть подробнее об особенностях детей с синдромом Дауна.

(1) Вы должны научить ребенка смотреть вам в глаза, сосредоточиться на вашем лице. Для этого, как описано выше, старайтесь проводить с ним больше времени, улыбаться ребенку, строить ему рожицы и т.п. Малыши с синдромом Дауна отличаются низким тонусом мышц и позднее начинают держать головку, позаботьтесь о том, чтобы ребенку было удобно разглядывать ваше лицо. Подключайте братиков и сестричек. Постепенно добивайтесь того, чтобы малыш как можно больше времени мог сосредоточиться на предлагаемом ему «зрелище».

Приближайтесь ближе к личику ребенка, а затем отодвигайтесь дальше. Проделывайте это медленно.

Когда вы смотрите ребенку в глаза, улыбайтесь, пойте песенки. Когда вы закончили, перестаньте улыбаться и петь и отведите взгляд.

Если ребенок не смотрит на вас, не смотрит вам в глаза, осторожно подвиньте его головку так, чтобы ему было удобнее. (Некоторые мамы советуют класть ребенка себе на колени.)

Если малыш сам смотрит на вас, отнеситесь к этому как к приглашению к общению. Улыбнитесь, скажите ему что-нибудь доброе и веселое.

Иногда можно и пошалить – надеть смешной головной убор, очки или приклеить себе на щеку или на лоб наклейку. Малышу будет интересно: а что он увидит в следующий раз?

Когда малыш освоил взгляд глаза в глаза и может удерживать взгляд на вашем лице, играйте с ним в «ку-ку» и другие подобные игры.

(2) Умение следить взглядом за движущимся предметом. Это умение возникает не сразу. Предоставляйте ребенку возможность научиться этому с помощью ярких предметов, издающих интересные звуки. Например, водите перед глазами ребенка вправо-влево игрушечную собачку и приговаривайте «ав-ав». С более старшим ребенком можно выдувать мыльные пузыри и следить за тем, как они летят, или играть с воздушным шариком. (Согласно программе Каролина, ребенок в возрасте 9-12 месяцев должен уметь искать взглядом упавшую игрушку, смотреть в нужном направлении или также двигаться за мячом, который упал и покатился.)

(3) Постепенно добивайтесь того, чтобы ребенок все больше времени мог уделить рассматриванию объекта и наблюдению за движущимися объектами.

(4) Фиксирование взгляда на объектe.

Чтобы тренировать это умение, вначале вам придется просто называть каждый предмет, на котором случайно задержался взгляд младенца. «Это кукла», «Вот твоя бутылочка». Ищите вместе с ребенком нужный предмет: «Где бутылочка? Вот она! Вот бутылочка!».

Далее ребенок должен научиться посмотреть на вас, проследить, на что вы смотрите, и также уделить внимание этому предмету («Посмотри, какая птичка!»). Это умение необходимо для основного этапа в развитии речи – когда вы будете говорить ребенку, как называется тот или иной предмет.

Возьмите яркую игрушку, например, мяч, и держите ее рядом со своим лицом; когда ребенок посмотрит на вас, медленно отводите игрушку от своего лица и сами следите за ней взглядом. Комментируйте «уход» игрушки, модулируя громкость и высоту голоса, это побудит ребенка следить за движущимся объектом. Эмоционально называйте слово, повторяйте название неоднократно: «Мяч, мяч, смотри на мяч!».

Когда в ваше поле зрения попадает что-то, что очень нравится ребенку, разыграйте эмоциональную сцену: «Смотри, ПАПА!». Покажите пальцем в сторону папы, обрадуйтесь его появлению.

Слуховое восприятие

См. первую часть подробнее об особенностях детей с синдромом Дауна.

Ваша цель – добиться того, чтобы ребенок обращал внимание на окружающие его звуки. Конечно, вы ставите для него различную музыку, поете песенки. Очень хороши в этом плане песенки с действиями («Мишка косолапый», например), они учат ребенка уделять внимание тому, что он слышит.

(1) Определение местонахождения источника звука. Ребенок должен научиться определять, откуда же исходит привлекший его звук. Чтобы научить его этому, используйте различные источники звука: свистки, колокольчики, мятый целлофан, кастаньеты, хлопайте в ладоши и так далее. Сначала издавайте звук в поле зрения ребенка, прямо перед его лицом. Затем переместите источник звука вправо или влево от ребенка. Если он не обращает внимания, скажите ему: «Слушай! Что это? Ну-ка посмотри!». Тренируйте малыша, чтобы он следил взглядом, а затем и поворачивался к источнику звука. Если малышу трудно поворачиваться, посадите его к себе на колени так, чтобы источник звука был вне его поля зрения. Прослушайте звук, скажите: «Ой, что это?» и сами поверните ребенка лицом к источнику звука. Наградите малыша улыбкой и объятием за то, что он повернулся. Играйте в такие маленькие игры много раз в течение дня. Разговаривайте с ребенком или издавайте смешные звуки, передвигаясь по комнате.

(2) Ребенку необходимо понять, какие звуки имеют смысл, на какие звуки надо обращать внимание (голос мамы), а на какие – не обязательно (шум холодильника, тиканье часов). Если малыш не научится этому, может произойти «перегрузка» и даже «отключение» сенсорной системы. В более старшем возрасте это умение не раз ему пригодится, например, во время занятий в школе: надо слушать, что говорит учитель, а не что говорят одноклассники.

Запишите на магнитофон знакомые бытовые звуки: дверной звонок, лай собак. Проиграйте пленку младенцу и последите за ним. Замирает ли он, слушая, расширяет ли глазки? Объясните ребенку, что именно он слышит. Давайте ребенку возможность слушать голоса родных по телефону. Комментируйте: «Это баба говорит. Слышишь, это баба!».

Разговаривайте с ребенком или издавайте смешные звуки, передвигаясь по комнате.

Старайтесь постепенно увеличивать период времени, в течение которого малыш может сосредотачиваться на активном слушании: пойте ему более длинные песенки, разговаривайте с ним подольше.

(3) Звуковое сосредоточение. Заведите игру: вы с ребенком сидите тихо-тихо и слушаете, а потом комментируете, что вы слышали: это собака залаяла, это мотоцикл проехал. С более младшими детьми хорошо начинать со звуков, издаваемых различными животными.

Найдите фотографии различных источников звука, подпишите, как они звучат, и сделайте магнитный фотоальбом с подписями: «Кошка. Мяу. Собака. Ав-ав» и так далее. Рассматривайте альбом вместе с ребенком и имитируйте звуки. Запишите на магнитную пленку звуки, издаваемые животными на ферме, прослушивайте пленку с ребенком, определяя, кто из животных «говорит» в данный момент.

С такими фотографиями и пленкой можно также играть в звуковое лото: поставьте пленку, и, как только раздается «хрю», нужно закрыть на большой карте графу с поросенком…

Не забывайте об окружающих вас звуках: звук кухонного комбайна, проехавшей машины, шипящего на сковородке масла и т.д. Привлекайте внимание ребенка к этим звукам, просите его попробовать их имитировать или описать.

Соберите «звуковую шкатулочку». Туда можно положить свисток, колокольчик, дудочку, маракас, две деревянные ложки, контейнер из-под киндер-сюрприза с фасолью или крупой внутри и так далее. Поиграйте с ребенком.

Послушайте и обсудите звуки, которые вы слышите. Поиграйте в угадайку.

Тактильное восприятие

См. первую часть подробнее об особенностях детей с синдромом Дауна.

Приобретите или сделайте специальную книжку, в которой на каждой странице будет кусочек какого-то материала, который можно потрогать (мех «киски», наждачная бумага и так далее). Она вам пригодится и в дальнейшем, когда вы будете работать над расширением словарного запаса ребенка (мягкий, пушистый, шершавый…).

Позволяйте ребенку играть с различными на ощупь предметами, например, желе или вареными макаронами.

Прикасайтесь к ребенку предметами различной текстуры. Растирайте личико ребенка мягким, а потом более жестким полотенцем, например. Для разнообразия используйте массажное масло или лосьон.

Разрешайте ребенку тянуть игрушки в рот и исследовать их таким образом, это очень важно для развития речи.

Чистите зубы и десны ребенка специальной детской зубной щеткой.

Подражание

Подробно о подражании тут.

Подражание – основа обучения. Многие игры строятся на подражании, когда игроки должны повторять движения за ведущим.

Старайтесь подражать действиям ребенка. Если он хлопнул по столу, и вы хлопните. Тогда у него будет больше мотивации подражать вашим действиям (и заодно можно поучиться соблюдать очередность, о чем см. выше). Пробуйте разные действия и побуждайте ребенка подражать вам. Пока это не речевое подражание. Выбирайте такие действия, которые ребенок может выполнить (хлоп-хлоп по столу). Поначалу можно помогать ребенку, махать его руками, шагать его ножками и т.п., чтобы он понял, что от него требуется.

Имитация жестов

Помаши ручкой «пока-пока».

Дотронься до носа.

Похлопай в ладоши.

Положи руки на голову.

Покачай головой из стороны в сторону.

Покивай головой вверх-вниз.

Стисни губы.

Улыбнись.

Дотронься до кончиков пальцев на ногах.

Облизни губы.

Надуй щеки.

Открой рот.

Похлопай губами.

Поиграй в «какой большой» (поднимайте руки над головой)

Когда ребенок научится имитировать жесты, займитесь имитацией жеста плюс одновременно звука.

Надуй щеки и сдуй их со смешным звуком.

Погладь живот круговым движением, приговаривая «ммм».

Повози машинку вперед-назад и скажи «брм, брм».

Поводи игрушечную собачку по столу, приговаривая «ав-ав».

Помаши рукой и скажи «пока».

Мыслительные процессы

См. первую часть подробнее об особенностях детей с синдромом Дауна.

Постоянство объекта

Ребенок должен понимать, что предмет никуда не девается, даже если его нет в поле зрения. Осознание этого приходит также не сразу. Детям с синдромом Дауна особенно трудно это понять, т.к. у них нередки сложности с абстрактным мышлением.

Разнообразные упражнения для тренировки этого навыка приводятся, в частности, в программе Каролина(блоки 1, 2, 4). Так, младенца постепенно учат продолжать смотреть на человека, который накрыл лицо платком. Сначала можно разговаривать с ребенком, чтобы удерживать его внимание, но постепенно он поймет, что вы никуда не делись, даже если вы молчите, и будет ждать, пока вы с веселым «ку-ку» не появитесь из-под платка, как сотню раз до этого!

Играйте с ребенком в прятки: прячьте поначалу большие игрушки, такие как пляжный мяч, под маленькие платки, чтобы их было видно. Не забывайте комментировать все свои действия: «Где мяч? Где мяч? Вот мяч!!». Прячьте под пеленку музыкальные игрушки, продолжающие играть мелодию, пока вы их ищете. Играйте в «ку-ку», прячась сами и пряча ребенка под пеленку. Играйте с ребенком в «стаканчики», пряча шарик под одним из трех стаканов. Прячьте небольшую игрушку в руку и просите ребенка угадать, в правой она руке или в левой. Носите ребенка по квартире и ищите с ним знакомые предметы, которые всегда находятся на одном и том же месте: где холодильник? А где ванная?

Причинно-следственные связи

Крайне важно для развития мышления и для развития речи осознавать причинно-следственную связь между событиями. Именно осознание этой связи побуждает ребенка передвигать ножки и ручки, когда он учится ползать, нажимать на кнопки музыкальных игрушек или «шкатулок с секретом», из которых выпрыгивает игрушечный чертик. Также это связано с мотивацией для общения: если ребенок делает что-то, на что поступает реакция, он будет делать это снова и снова. Значит, у него будет мотивация.

Для развития этого навыка используйте подходящие игрушки, такие как описано выше. Также обратите внимание на программу Каролина.

Пришейте бубенчики на резинку для волос и наденьте ее младенцу на ручку или на ножку. Он поймет, что звуки раздаются тогда, когда он двигает ручкой/ножкой. Только не оставляйте ребенка без присмотра с этой игрушкой!

Поиграйте с выключателем, включая и выключая свет в темной комнате.

Планирование действий, необходимых для достижения цели

Ребенок должен научиться планировать, что ему необходимо сделать, чтобы достичь желаемой цели. Если на пути к желаемой игрушке лежит что-то, это что-то нужно оттолкнуть. Если игрушка слишком далеко, к ней нужно подползти.

Если мячик не хочет выкатываться из-под кровати, можно использовать какой-нибудь вспомогательный предмет, например, вытолкнуть мяч палкой.

Для тренировки этого навыка давайте ребенку игрушки на веревочке (которые можно подтащить к себе за веревочку).

Побуждайте ребенка двигаться к интересному объекту (заодно тренируя навыки общей моторики).

Поместите небольшую, легкую преграду между малышом и тем, что он хочет. Понаблюдайте, оттолкнет ли он сам преграду. Помогите ему, если сам он пока не справляется.

Покажите ребенку, как использовать вспомогательные объекты: как вытолкнуть мяч из-под кровати, например. Покажите, как наполнять ведерко песком с помощью лопатки. Помогите ребенку сделать это самому.

Создавайте для ребенка ситуации, когда ему нужно преодолевать препятствия, например, прячьте лакомство в коробку с плотно закрывающейся прозрачной крышкой. Если ребенок не может сам открыть коробку, пусть попрактикуется в формулировании просьбы о помощи!

Поиграйте в более сложную игру. По условному сигналу – звуку, который может издать ваш ребенок, - должно начать происходить что-то интересное. Например, брат говорит «бабаба», и мама с папой пускаются в пляс. После нескольких повторений малыш захочет сказать «бабаба»!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.217 (0.008 с.)